Рабочая программа факультативного курса по русскому языку Трудные вопросы орфографии и пунктуации (11 класс)

МВД РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОЧЕРКАССКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»



Утверждаю
Врио начальника ФГКОУ НСВУ МВД России
полковник внутренней службы ____________________ Н.Е.Саковцева
«_____» «_______________» 2015 г.







Рабочая программа

факультативного курса
«Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
по предмету
«Русский язык»

для обучающихся 3 курса
юридический профиль


Цикл гуманитарных и математических дисциплин










2015 г.
Русский язык: Рабочая программа для Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Новочеркасское суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации» (юридический профиль), 2015 г.



Программа подготовлена Сычевой Натальей Александровной – преподавателем цикла гуманитарных и математических дисциплин ФГКОУ НСВУ МВД России.





Рецензенты: Моложавенко Клавдия Васильевна – преподаватель русского языка и литературы высшей категории ФГКОУ НСВУ МВД России
Деркач Валентина Николаевна – преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ РО «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления»

















Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета училища.
Протокол №__ от «___» _________2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Трудные вопросы орфографии и пунктуации" для 3 курса юридического профиля Новочеркасского суворовского военного училища МВД России создана с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Роcсии, Фундаментального ядра содержания общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Стандартом.
С целью сохранения единого образовательного пространства, повышения качества образования Рабочая программа факультативного курса по русскому языку " Трудные вопросы орфографии и пунктуации" для 3 курса составлена на основе следующих нормативных документов:
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05. 03. 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03. 2004г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год»;
Приказ Министерства образования и науки от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253:
Учебный план ФГКОУ НСВУ МВД России на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитании и развитии обучающихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Структура документа
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку"Трудные вопросы орфографии и пунктуации" для обучающихся 3 курса юридического профиля Новочеркасского суворовского военного училища МВД РФ представляет собой целостный документ, состоящий из разделов: пояснительная записка; общая характеристика учебного предмета; место в учебном плане; содержание курса; учебно-тематическое планирование; результаты освоения программы учебного предмета, включающие требования к уровню подготовки обучающихся, систему оценивания, КИМы; учебно-методическое и материально-техническое обеспечение; приложение: календарно-тематическое планирование.

Цели обучения русскому языку на 3 курсе
Языковая культура является неотъемлемой частью общей культуры каждого сотрудника ОВД. Для защитника правопорядка и законности владение культурой и грамотностью речи становится необходимым профессиональным качеством, так как язык выступает в качестве орудия его профессиональной деятельности: все правовые нормы фиксируются в формах языка, правоприменительные акты также имеют языковую форму. Формируя и формулируя правовые нормы, охраняя их в различных процессуальных актах, разъясняя эти нормы гражданам, сотрудник правоохранительных органов должен строго соблюдать языковые нормы.
От того, будут ли в будущем соблюдаться выпускниками училища, решившими посвятить себя охране законности и правопорядка, нормы устной и письменной речи, грамотно составляться тексты правовых документов, во многом зависит их личный авторитет и авторитет Министерства внутренних дел.
Таким образом, содержание факультативного курса по русскому языку "Трудные вопросы орфографии и пунктуации" направлено на осуществление следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
воспитание любви к русскому языку, литературе, интереса к изучению русского слова, культуры; потребности постоянно совершенствовать свои знания, свои способности, направленные на то, чтобы стать языковой личностью;
воспитание бережного отношения к слову, чувства ответственности за состояние речевой культуры, речевой среды; понимание того, как соотносятся понятия «любовь к родному языку» и «любовь к Родине»;
развитие творческих, исследовательских способностей на основе работы с текстом, с разными источниками получения информации;
понимание эстетической ценности слова; приобщение к основам филологии как «службы понимания», к «науке наук», к этике филологии;
формирование коммуникативной, культуроведческой, языковой, лингвистической компетенций;
развитие языковой интуиции, чувства языка как основы речевого, личностного развития;
достижение результатов не только на предметном, но и метапредметном, личностном уровнях; формирование универсальных учебных действий – коммуникативных, познавательных, регулятивных, личностных.

Общая характеристика учебного предмета
Факультативный курс "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углублённое изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком при письменном общении.В результате обучения у обучающихся должна укрепиться уверенность в целесообразности и мотивированности системы русского правописания. На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, которое соответствует данной орфограмме и пунктограмме.
Факультативный курс "Трудные вопросы орфографии и пунктуации" для 3 курса юридического профиля преемственно связан с курсом для основной школы (5 – 9 классы), усовершенствованным в настоящее время на основе требований ФГОС ООО. Преемственность проявляется прежде всего в направленности курса на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, в возможности так организовать процесс изучения языка, когда у каждого обучающегося формируется убеждение: язык помогает стать интересным человеком, личностью, способной с помощью слова выразить свои мысли и чувства, способной лучше понимать себя и других и тем самым ощутить себя в гармонии с окружающим миром и самим собою; одним словом, прийти к пониманию, к ощущению: чем лучше я знаю родной язык, тем «буду я счастливее в жизни» (Ф.М. Достоевский).
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника училища практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшекурсника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми изучающимися в училище предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Программа предполагает последовательную реализацию личностно-ориентированной направленности в процессе обучения и воспитания обучающихся 3 курса и обеспечивает общекультурный уровень юноши, способного к продолжению обучения в высших учебных заведениях системы МВД России.



Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Трудные вопросы орфографии и пунктуации" для обучающихся 3 курса юридического профиля выполняет требование Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, дополняя основной курс изучения русского языка на базовом уровне среднего общего образования ,и рассчитана на 34 часа.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В процессе обучения старшекурсник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Орфография (14 ч.)
Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы / И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О / Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов -ЧИК / -ЩИК; -ЕК- / -ИК; -К- / -СК-; -Н- / -НН- в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание. Простое предложение (9 ч.)
Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложнённое предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.
Прямая речь. Диалог. Цитата (2 ч.)
Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.
Сложное предложение (9 ч.)
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложносочинённые предложения. Использование сложносочинённых предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Использование сложноподчинённых предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.





Учебно-тематическое планирование
Распределение учебного времени по
темам и видам учебных занятий
3 курс


№№
п/п

Номера и наименование разделов и тем




Всего часов
Из них по видам учебных занятий

Тесты




Лекции
Уроки
Сочине-ния
Семина-ры
Контр.
Работы


1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
10.

I
Орфография
14

12


1
1

II
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Простое предложение.
9

9





III
Прямая речь. Диалог. Цитата.
2

2





IV
Сложное предложение
9

7


1
1


Итого
34

30


2
2




Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся 3 курса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности обучающегося и его повседневной жизни.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Личностными результатами освоения обучающимися программы элективного курса по русскому языку являются:
воспитание бережного отношения к слову, чувства ответственности за сохранение традиций в области культуры речи;
формирование убеждения в том, что именно овладение языком открывает надёжный путь для того, чтобы стать языковой личностью, для самореализации, для достижения успехов в разных областях деятельности;
понимание, что любовь к родному языку развивается постепенно, и прийти к убеждению, что, изучая язык, совершенствуя свою речь, обучающийся проходит сложный путь самопознания, открывая в себе способности к творчеству;
осознание взаимосвязи таких понятий, как «язык» и «культура», «любовь к родному языку» и «любовь к Родине»;
формирование убеждения в необходимости постоянно совершенствовать свою речь, умение общаться;
осознание эстетической ценности русского языка, потребности бережно относиться к слову, необходимости постоянно обращаться к словарям, к чтению (перечитыванию) «безукоризненных образцов» русской классической литературы;
опора при изучении родного языка не только на знания, на теорию, но и на чувство слова, на языковую интуицию, а для развития чувства языка – особенно внимательное отношение к такому виду речевой деятельности, как чтение;
понимание того, что родному языку мы учимся всю жизнь, что это надёжный путь познания окружающего мира и, главное, это путь самопознания, духовно-нравственного совершенствования, это тот путь, который помогает стать языковой личностью;
осознание того, что успешное овладение родным языком открывает путь к достижению успехов во всех сферах учебной и профессиональной деятельности.
Достижение такого результата, как формирование языковой личности, возможно только на основе осуществления метапредметной роли курса «Русский язык и литература. Русский язык».
Предметными результатами освоения обучающимися программы по русскому языку на базовом уровне являются умения и навыки:
определять тему, основные мысли текста;
объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия);
находить ключевые слова в тексте;
определять стиль текста;
находить в тексте языковые средства, характерные для художественного, публицистического, научного, делового, разговорного стиля;
определять способ связи между предложениями в тексте;
находить в тексте языковые средства (лексические и грамматические), с помощью которых осуществляется связь между предложениями, абзацами;
производить лексический разбор текста;
производить комплексный анализ текста, включающий элементы лингвистического (лингвостилистического) анализа, филологического (литературоведческого) анализа, речеведческий анализ, а также выполнение заданий, связанных с разными видами разбора слова, словосочетания, предложения;
объяснять орфограммы и знаки препинания;
владеть выразительным чтением текста как искусством звучащего слова: уметь выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные.
В результате изучения русского языка обучающиеся II курса должны
знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно - научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Система оценивания

Нормы оценивания диктантов
Вид диктанта
«5»
«4»
«3»
«2»

Контроль-ный
1негрубая орфографич.
+1негрубая пунктуац.
2орфографич.+ 2 пунктуац.;
1орфографич.+ 3 пунктуац.;
0 орфографич+
4 пунктуац.
4 орфографич. + 4 пунктуац.;
3орфографич.+ 5 пунктуац.;
0орфографич.+ 7 пунктуац.
7 орфографич. + 7 пунктуац.;
6орфографич.+ 8 пунктуац.;
5 орфографич. + 9 пунктуац.

Словарный
0
1-2
3-4
5 и более


Примечания:
при выставлении отметки за диктант следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку: для «4» такой предел – 2 орфографические ошибки, для «3» - 3-4 орфографические ошибки, для «2» - 7 орфографических ошибок;
отличная отметка не выставляется при наличии 3 и более исправлений;
при наличии в контрольном диктанте 5 или более поправок оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большее количество поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной.

Оценка дополнительного задания к диктанту
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительного задания рекомендуется руководствоваться показателями, представленными в таблице:

Оценка
«5»
«4»
«3»
«2»

Уровень выполнения задания
Все задания выполнены верно
Правильно выполнены не менее 13 QUOTE 1415 всех заданий
Правильно выполнено не менее 13 QUOTE 1415 заданий
Не выполнено более половины заданий


Оценка сочинений и изложений
Основными формами проверки речевого развития обучающихся являются сочинения и изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки обучающихся:
коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму;
навыки правописания;
языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка.
Требования к объему сочинений и изложений представлены в таблице:

Требования к объему сочинений и изложений

Примерный объем текста
3 курс

Подробное изложение (кол-во слов)

450-500 слов

Классное сочинение (кол-во страниц)

5-7стр.


Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда работа проверяет знания обучающихся по литературе. В этом случае первая отметка считается отметкой по литературе. Критерии оценивания сочинений и изложений представлены в таблице:

Критерии оценивания сочинений и изложений
Содержание
Речевое оформление
Грамотность

соответствие содержания работы заявленной теме;
полнота раскрытия темы;
наличие фактических ошибок;
последовательность изложения
разнообразие лексики и грамматического строя;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов
Число допущенных ошибок:
орфографических;
пунктуационных;
грамматических


Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что обучающийся не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.
Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений представлена в таблице:

Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений
Фактические ошибки
Логические ошибки

В изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.
В сочинении:
искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат
нарушение последовательности в высказывании;
отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
раздробление одной микротемы другой микротемой;
несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (напр., повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица)


Нормы оценивания сочинений и изложений
Оценка
Содержание и речь
Грамотность

«5»
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста.
3.Содержание работы изложено последовательно.
4.Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
6.Допускается 1 недочет в содержании.
Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка.

·
«4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.
2.Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
6.Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:
2 орфографические + 2 пунктуационные + 3 грамматические ошибки;
1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические ошибки;
0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические ошибки. В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических – двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4».

«3»
1.Имеются существенные отклонения от заявленной темы.
2.Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.
3.Допущено нарушение последовательности изложения.
4.Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны.
5.Встречается неправильное употребление слов.
6.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
7.Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:
0 орфографических + 5-7 пунктуационных ошибок; 1 орфографическая + 4-7 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;
2 орфографические + 3-6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;
3 орфографические + 5 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;
4 орфографические + 4 пунктуационных + 4 грамматические ошибки.

«2»
1.Работа не соответствует заявленной теме.
2.Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста.
3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.
4.Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи практически отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.
5.Нарушено стилевое единство текста.
6.Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются:
5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;
8 и более пунктуационных ошибок независимо от количества орфографических;
общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.


Оценка изложения с творческим заданием
работа оценивается двумя отметками: одна ставится за содержание работы в целом, другая – за орфографическую и пунктуационную грамотность;
сжатое изложение является органичной частью творческого задания,
включается в общую канву ответа и не оценивается отдельной оценкой, так как текст воспринимается как целое;
при выставлении оценки по литературе приоритет сохраняется за оценкой, выставленной за творческое задание.











Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа №1. Диктант.  На утренней заре участники экспедиции снова выступили в  поход, стараясь  придерживаться конной тропы. Следуя вдоль реки, извилистая тропа уклоняется сначала на северо-восток, но не доходит до истоков, а поворачивает на север и взбирается на перевал.
Путешественникам пришлось преодолеть довольно крутой подъем, и с вершины хребта перед ними открылась прекрасная панорама: слева тянулась цепь холмов, справа- долина, покрытая темным лесом, а дальше - болотистая речонка.
Река в верховьях слагается из двух безымянных ручьев, текущих навстречу друг другу. В долине произрастает густой смешанный лес с преобладанием кедра.
Прибрежная полоса, покрытая густыми зарослями тростника, была сильно заболочена, так что путники, несмотря на высокие непромокаемые сапоги, не смогли подойти вплотную  к реке.
Увлеченные изучением незнакомой местности, исследователи не заметили, как прошел день. Только вечером, когда догорела заря, они, боясь заблудиться в темноте, вернулись на знакомую тропу, которая вела к палаткам лагеря. (137 слов)
Задание:
1.     Подчеркнуть все грамматические основы.
2.     Найти все слова с проверяемыми б/у гласными, сомнительными и непроизносимыми согласными, обозначить орфограммы, написать проверочные слова.
3.     Найти слова с чередующимися гласными в корне, обозначить условия выбора орфограммы.
4.     Указать все слова с приставками на з-с, при-пре, обозначить их, указать условия выбора буквы



Контрольная работа №2
Тема: орфография.
1. В каком ряду во всех словах есть проверяемые безударные гласные в корне?
1) Укр..шение, темнта, провлился, докзать.
2) Т..желый, выглдеть, выптить, выт..нул.
3) Встр..чал, высвтить, тория, согрвать.
4) Скрпеть, перелвать,  оптмист, пережвать.
 
2. В каком ряду пропущена одна и та же буква?
1) Обн..вление, влнистый, изброздить, вспхать.
2) Спсатель, млотить, истпник, пог..стить.
3) П..стреет, тнистый, ст..клянный, смниться.
4) Вднелся, чслительное, стхотворение, послилось.
 
3. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
1) Отр..сль, сокр..щать, р..скошный.
2) Предв..рительный, ск кать, военная кмпания.
3) Благосл..вить, безотл..гательный, ди..гональ.
4) Предполжительно, прорстать, п..норама.
 
4. В каком ряду во всех словах следует писать букву О?
1) Выскчить, предполжение, к..снуться, плвучий.
2) Творение, вскчить, загрелый, зрница.
3) Озренный, наклнение, урвень, рсла.
4) Вымкнуть, рстовщик, угреть, плвчиха.
 
5. В каком ряду во всех словах следует писать букву Е?
1) убру, застлить, сочтать, запреть.
2) убраю, отпреть, вычсть, замреть.
3) блстеть, выбрешь, простралось, опреться.
4) забремся, стлилось, упраться, умр.
 
6. В каком ряду (или рядах) во всех словах следует писать букву И?
1) выч..т, взбраться, отт.рать, перебрать.
2) опраться,  разжгать,  блстательный, перестлать.
3) собратель, удрая, вымрать, запртый.
4) принмать, начнать, снмать, сжмать.
 
7. В каком ряду во всех словах следует писать букву О:
1) Понч, расчсывать, ж..г, рештка
2) Печнка, пчлы, шлковый, чащба
3) Щлка, чрствый, жнглер, учба
4) Школад, обж..ра, шры, чпорный.
 
8. В каком ряду во всех словах следует писать букву Ё:
1) Штландка, капюшн, счт, мажрный
2) Шрты, пощчина, обжра, Печра
3) Крыж..вник. шк, шпот, шфер
4) Ожг (руку), вечрка, жлудь, ж..сткий.
 
9. Отметьте ряд, где все слова пишутся с буквой Е?
1) Шмпол, изжга, члн, стажр
2) Чрт, жлтый, жрнов, чечтка
3) Дирижр, шссе, кош..лка, учный
4) Пшнная (каша), Мещра, швинизм, джнка.
 
10. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) цтрус, ц .тата, ц..тра, ц.корий
2) цвилизация, отц, жрец., позиц..я
3) певцм, жрецм, птицй, наглецм
4) львицй, водицй, сестрицй, песцм
 
11. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) р..зрастаться, рсстановка, р..зрыв, р..ссказ
2) тозвать, взглавить, д..поздна, пр..матерь
3) пр..звание, пр..годиться, пр..способить, прдатель
4) прзнание, пр..образовать, пр..людия, прличный
 
12. В каком ряду во всех словах пишется Ъ?
1) об..емный, пред..явитель, п..еса, разяснение
2) ад..ютант, раз..яренный, раз..езд, двухярусный
3) в..южная, предобеденная, канон, сязвить
4) бур..ян, изятие, белэтаж, субективный
 
13. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска – Ь?
1) красный кирпич, песок сыпуч
2) выйти замуж, уйти проч
3) серая мыш, пробить бреш
4) решить пять задач, карп свеж
 
14. В каком примере в глаголе на месте пропуска пишется Ь?
1) Повесть о разорении Рязани Батыем заканчивается похвалой защитникам России.
2) Скотинины ничему не могут научится и тем гордятся.
3) Недаром говорится, что дело мастера боится.
4) Хочется в рай, да грехи не пускают.
 
15. Отметьте ряд, где в каждом слове пишется буква О.
1) молодожн,  тушнка, затушвывать, свеж
2) ножвка, дружк, мешчек, увлеч..нный
3) старич..к, сачк, холщ..вый, испеч..нный
4) алычвый, парчвый, кумачвый, толчк
 
16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?
А) ожговый           Б) ночвка               В) перчный           Г) волч..нок
1) А, В, Г                   2) А, В                       3) А, Г                        4) Б, Г
 
17. В каком слове на месте пропуска пишется НН?
1) бешеый 
2) указаый
3) асфальтироваый
4) дорога асфальтироваа
 
18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
По приказу дивизио(1)го командира войска были сосредоточе(2)ы на левом фланге и искусно замаскирова(3)ы.
1) 1, 2  2) 1, 3 3) 2, 3 4) 1, 2, 3
 
19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы Н?
Здесь есть хорошая гости(1)ица, особе(2)о знаменитая своими цыплятами, туше(3)ыми в пря(4)остях.
1) 1, 2, 3                     2) 2                 3) 2, 3             4) 1, 4
 
20. В каком словосочетании в обоих словах пропущена буква Е?
1) о дальнм путешеств
2) на бушующм простор
3) в бодрящ..йся свежест
4) к раннй оттепел
 
21. Укажите причастие с окончанием –ИМ (ЫМ)
1) с приехавшм товарищем
2) запущеннм саду
3) в обезлюдевшй деревне
4) о расстилающмся растении
 
22. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А (Я)?
1) листья трепещ..т, травы стелтся
2) голоса слыштся, звуки чудтся
3) волны плещтся, собаки ла..т
4) кусты колтся, кузнечики стрекочт
 
23. В каком ряду во всех словах пропущена буква Я?
1) стощий (дешевле), (они) высптся, растал
2) тащий (снег), (они) встретт, лать
3) закленый, (они) ездт, раскался
4) вер.щий, (они) вырастт (урожай), измернный
 
24. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У (Ю)?
1. учителя исправт, ошибки, гонщийся за славой
2. потоки воздуха колышт травы, тащий снег
3. колщий дрова, друзья невзначай обидт
4. портные скрот недостатки фигуры, терпщий невзгоды
 
25. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Я держал в руках синий, отнюдь (не) большого формата конверт.
2) Театральная толпа, покорная звону (не)видимых колокольчиков, стала снова наполнять зрительный зал.
3) В (не)занавешенные окна вливался холодный свет луны.
4) Судьба этих рукописей (не)известна.
 
26. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Из ее груди вырвался (не)человеческий вопль.
2) В городской думе поговаривали о метро, но как-то (не)уверенно.
3) Ему снился огромный луг, поросший никогда (не)виданными им цветами.
4) Свой дорогу найдет, а чужому (не)зачем сюда соваться.
 
27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НЕ?
Барон н(1) жалел н(2) времени, н(3) денег на поиски виновника своего позора и уже н(4) о чем, кроме мести, н(5) мог и думать.
1) 1, 4             2) 2, 3, 4                     3) 1, 5  4) 4     
 
28. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) (по) французски, (как) будто, (пол) листа
2) (контр) удар, (в) шестых, (струнно) духовой
3) (какой) нибудь, (по) птичьи, (юго) восточный
4) (по) проще, (экс) чемпион, (светло) волосый
 
29. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) (ракета) носитель, (равномерно) окрашенный, (город) герой
2) (горько) сладкий, (пьеса) сказка, (пол) ложки
3) (свинцово) медный, (угольно) металлургический, (полу) раздетый
4) (тренер) инструктор, (утомительно) долгий, (контр) атака
 
30. В каком ряду все слова пишутся слитно?
1) (анти) пригарный, вряд (ли), (лесо) парковый
2) (пол) дороги, как (бы), электро (товары)
3) (по) пусту, (в)следствие дождя, нырнуть (в) глубь
4) (светло) коричневый, иметь (в)виду, (по)двое.
 
31. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.
2) Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.
3) Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать –громадная, (ПРИ)ТОМ пищей для её ума были (КАК)БУДТО все предметы.
4) (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.
 
32. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.
Тавтология ТАК(ЖЕ) является одной из логических уловок.
1) ТАКЖЕ – всегда пишется слитно.
2) ТАК ЖЕ – всегда пишется раздельно.
3) ТАКЖЕ – здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно.
4) ТАК ЖЕ – здесь это наречие ТАК с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.
 
33. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.
В эту ночь, готовясь к завтрашнему походу, бойцы перекладывали свои вещи так, ЧТО(БЫ) сапоги были на самом верху.
1) ЧТОБЫ – всегда пишется слитно
2) ЧТОБЫ – здесь это подчинительный союз
3) ЧТО БЫ – всегда пишется раздельно
4) ЧТО БЫ – здесь это местоимение с частицей БЫ
 
34. Укажите правильный вариант:
1) семидесяти слов
2) в двухтысячах третьем году
3) шестисот пятидесяти второй ученик
4) девяноста пятый состав
 
35. Укажите правильный вариант:
1) в одной тысяче двадцать первом году
2) не хватает полтора метров
3) в пятьстах шагах
4) к семидесяти двум  страницам
 
36. Отметьте ряд, где предлог пишется раздельно
1) (в)виду недостатка времени
2) вышел (на)встречу отряду
3) не спал (в)продолжение всей ночи
4) лодка попала (в)течение
 
37. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (В)ВИДУ отсутствия финансирования ремонт  производится (ЗА)СЧЕТ средств предприятия.
2) Сверкнула молния, и (В)СЛЕД (ЗА)ТЕМ грянул гром.
3) Имейте (В)ВИДУ, (ЗА)ТО, что вы опоздали, вам будет объявлен выговор.
4) (НЕ)СМОТРЯ на дождь, шар поднимался (В)ВЕРХ.
 
38. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Мы шли (НЕ)СМОТРЯ  на карту и (ПО)ЭТОМУ заблудились.
2) Идите (НА)ПРАВО, (ЗА)ТЕМ прямо.
3) (В)ТЕЧЕНИЕ часа спасатели работали (В)СЛЕПУЮ.
4) (НЕ)РАЗ им приходилось все начинать (С)НАЧАЛА


Контрольная работа №3
Тема: синтаксис и пунктуация
1 Восстановите недостающее в определении понятия.
Синтаксис – раздел языкознания, изучающий.
Словосочетание - .
-  соединение главных членов предложения.
-  предложения, в которых пропущен главный или второстепенный член предложения, легко восстанавливающийся из контекста или по ситуации.
2Распределите предложенные ниже словосочетания на группы. Какой признак вы положили в основу разделения?
Выполнить долг, прыгать с трамплина, кабинет директора, белый от снега, пятый справа, совершенно секретно, вдали от дороги.
3Чем предложение отличается от словосочетания?
4Найдите лишний термин.
Подлежащее, обстоятельство, сказуемое,  тире.
 
Задания для проверки осознанности знаний.
1Сопоставьте предложения. Определите их вид (тип) и значение. Чем они различаются?
 Сладко спится на утренней заре. – Сладко сплю на утренней заре.
2Подчеркните сказуемые в следующих предложениях. Чем  они выражены?
Шли два приятеля домой и дельный разговор вели между собой. – По улице шли женщины и вели детей в детский сад.
3.Сопоставьте придаточные предложения, определите их вид.
А) Мысль, что Марья Ивановна не успеет выехать, ужаснула меня. (А.С. Пушкин)
Б) Мысль, что пришла мне в голову по дороге домой, была весьма удачной мыслью.
(Н.Чуковский)
4. Продолжите следующие предложения. Определите вид придаточных.
а) Он вспомнил, где
б) Мы побывали там, где
в) В городе находится музей, где
5. Расставьте знаки препинания так, чтобы наследники не разорились. Каково смысловое значение знаков препинания в этом тексте?
Завещание правителя.
Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: « Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую»
 
Задания для проверки  умений и навыков.
1.В данных словосочетаниях замените главное слово именем прилагательным. Какие из синонимических конструкций выразительнее? Почему?
Красота души, небрежность мальчика, неудобства дороги, безнаказанность поступка, возможность счастья, сила таланта, подробность плана.
2. Перестройте предложения,  заменяя выделенные слова придаточными предложениями. Определите вид придаточных предложений.
А) Не повторив старое, не усвоишь новое.
Б) Вопреки плохим отзывам, Наташа решила прочитать эту книгу.
3.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
« Кто (не) изучил человека в самом себе, н..когда (не)достигнт глубок. Знания людей,» - зам...чал Чернышевский в рцензи на  лт.ратурные  дбюты Толстого. « Далектика души», прежде чем она  была воплщ(н,нн)а в толстовском творчстве, ок.залась пр   дметом ошломляющ личн открытия. Толстой  делал его в поте(н,нн)ом  юн   шеском  дневнке, когда бился над тем, как улуч?шить себя.
Вспомная  (в)последстви два года, проведе(н,нн)ые им в молодост на
 К авказ, Толстой говорил, что нкогда потом за всю жиз?нь он (не) думал (обо)всем на свете так сильно и напрже(н,нн)о, как в ту  пору, и что главные свои идеи вынес (от)туда. (В.Лакшин)
 
Составьте схему последнего предложения.
Замените в последнем предложении причастный оборот придаточным предложением.
Замените предложение с прямой речью синонимической конструкцией.


Контрольная работа №4
Тема: синтаксис и пунктуация.
1. Укажите неверное утверждение:
А) Сложным называется предложение, которое имеет несколько
грамматических основ.
Б) Части сложного предложения связаны между собой по смыслу и
интонационно.
В) Части ССП соединяются противительными союзами.
Г) Запятая между частями ССП ставится не всегда.
2. Укажите сложные предложения (знаки не расставлены):
А) Аист то улетал за кормом на болото то стоял около гнезда охраняя его от ветра.
Б) Когда облако пройдёт озеро опять заблестит.
В) Какой неприветливый и сердитый Тихий океан!
Г) Никто не может сказать сколько лет живут гейзеры.
3. Каким союзом соединены части ССП?
Я бросился обратно, пытаясь отыскать первоначальное место, однако вокруг был уже другой, ещё более обильный малинник.
А) соединительным;
Б) противительным;
В) разделительным.
4. Определите тип простых предложений, входящих в состав ССП, по
составу:
Месяца не было, но небо вызвездилось, и над деревней перекинулась
исполинская полоса Млечного Пути.
А) первая часть – односоставное предложение, а 2 других части - двусоставные предложения;
Б) две части – односоставные предложения, а третья часть –
двусоставное предложение;
В) все три части – двусоставные предложения;
Г) все три части – односоставные предложения
5. Нужно ли поставить запятую в данном ССП?
Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье.
А) да;
Б) нет, т.к. здесь есть общий второстепенный член предложения.
6. Укажите ССП с общим второстепенным членом предложения
(знаки не расставлены):
А) В сенях пахло свежими яблоками и висели лисьи и волчьи шкуры.
Б) В квартире пахло свежими булочками а из окна доносились
звонкие голоса.
В) Сердито бился дождь в окно и ветер дул печально воя.
Г) Ночью просторы черны и холмы кажутся сплошь затянутыми лесами.
7. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени:
А) Прежде чем попасть в музеи, многие экспонаты провели долгие столетия в заточении в виде потаённых сокровищ.
Б) Петрушка два раза слетел с коляски, так что необходимо было привязать его верёвкой к козлам.
В) А сколько радости приносит елка на Новый год, когда, наряженная, сияющая свечами, вносит она в комнату смолистый запах леса.
Г) Бабушка моя чрезвычайно обрадовалась, оттого что никак меня не ожидала.
8. Укажите пословицы, в которых первая часть указывает на время или
условие того, о чем говорится во второй части:
А) Правда что лихота: всегда наружу выйдет.
Б) Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
В) Есть рожь в амбаре – есть грош в кармане.
Г) Пашню пашут – руками не машут.
9. Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания в
бессоюзном сложном предложении:
А)Деревья стояли, неподвижно опустив белые ветви, заросли сирени, с двух сторон балконной двери, прогнулись под снегом.
Б)Деревья стояли неподвижно, опустив белые ветви; заросли сирени, с двух сторон балконной двери, прогнулись под снегом.
В)Деревья стояли неподвижно опустив белые ветви; заросли сирени,с двух сторон балконной двери, прогнулись под снегом.
Г)Деревья стояли неподвижно, опустив белые ветви; заросли сирени с двух сторон балконной двери прогнулись под снегом.
10. Укажите сложное предложение с различными видами связи:
бессоюзием и подчинением:
А) Темный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые.
Б) Поставь над собой и сто учителей – они окажутся бессильными, если ты сам не заставишь себя учиться.
В) Побелели земля и крыши, а деревья стояли, как кружевные: все веточки облепило снегом.
Г) На рыхлом снегу очень часто можно видеть следы белок: четыре лапки отчётливо отпечатываются на белой поляне.
11. Установите соответствие между предложением и его характеристикой:
А) простое двусоставное нераспространенное предложение;
Б) предложение с обособленным приложением;
В) бессоюзное сложное предложение;
Г) предложение с обобщающим членом при однородных членах предложения.
1) Лес кончается.
2) Внизу высохшие болота-мшары, поросшие мелким лесом: березняком,
осинами, ольхой.
3) Здесь последний привал.
4) День уже перевалил за половину, он густо звенит, как будто рой
невидимых пчёл.
5) Где-то там, в двух километрах отсюда, среди мшар, скрывается Чёрное озеро – государство темных вод , коряг и огромных желтых кувшинок.
12. В приведенном тексте отметьте предложения, которые соответствуют
данным характеристикам:
А) простое предложение с однородными частями составного
именного сказуемого;
Б) сложносочиненное предложение;
В) сложноподчиненное предложение с одним придаточным;
Г) сложноподчиненное предложение с однородным соподчинением.
1) Роса была холодная, обильная.
2) Она брызгала в лицо с высокой травы, капала с деревьев в реку, и по
темной воде расплывались медленные круги.
3) Тонкая хвоя лиственниц все время сыпалась сверху, хотя ветра не было.
4) На лиственнице около костра трещала какая-то птица.
5) Казалось, что эта птица – здешний лесной парикмахер, что она стрижет хвою, щелкает ножницами, сыплет эту хвою вниз.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение
Букчина Б.З. Слитно или раздельно? Словарь-справочник. – Москва, 2010.
Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – Москва, 2013.
Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современные русские орфограммы. – Москва, 2011.
Львова С.И. Использование схем при обучении орфограммам и пунктуации. – Москва, 2010.
Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку: 9-11 класс. – Москва, 2014.
Рейнке И.Н., Шапкин В.И. О трудном в орфографии и пунктуации.-Москва,2012.


Интернет-ресурсы представлены в таблице:
№ п/п
Название
Электронный адрес

1.
Российский образовательный портал
www.school.edu.ru

2.
Федеральный институт педагогических измерений
www.fipi.ru

3.
Московский институт открытого образования
www.mioo.ru

4.
Интернет-поддержка учителей русского языка и литературы
http://kykyshkina.semenovschool3-nn.edusite.ru/p11aa1.html

5.
Сеть творческих учителей
www.it-n.ru

6.
«Филологический портал»
http://philology.ru

7.
Сайт «Культура письменной речи»
http: //www.gramma.ru

8.
«Грамота. ру» (справочно-информационный портал «Русский язык»)
http:// www.gramota.ru

9.
Видеоуроки русского языка
www.orfografus.ru


Материально- техническое обеспечение:
Телевизор
Проектор
Компьютер
DVD
CD А.Г.Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Наглядные и раздаточные пособия по русскому языку.



















13PAGE 15






°ђ Заголовок 3°ђ Заголовок 715