Методическая разработка по русскому языку на тему Повторение орфографии и пунктуации (правописание гласных после шипящих, обособленные обстоятельства) (10 класс)


Тема: Повторение орфографии и пунктуации (правописание гласных после шипящих, обособленные обстоятельства).
Цель: повторить и закрепить полученные знания по орфографии, вырабатывать пунктуационную грамотность.
Ход урока
Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
Распределительный диктант (записать слова в три столбика):
А) с проверяемыми гласными в корне;
Б) с непроверяемыми гласными в корне;
В) с чередованием в корне.
Очаровательный, винегрет, зарница, показаться, разбираю, замирать, инженер, загорать, сторожка, бифштекс, выгонять, зарево, собрание, ловить, зорька, собирать, поджигать, застилать, поджечь, выстелить, запереть.II.Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока.
Главное - нужно хотеть и стараться, и тогда все будет получаться.
Ю.Лужков.
III.Восприятие учащимися учебного материала.Объяснить правописание слов:
шелк (шелка), челка (чело), ручонка (рученька);
слышишь, нарежь, (глагол второго лица);
настежь (уж, замуж, невтерпеж) – наречие;
рожь (существительное 3 склонение);
лишь, вишь, бишь (частицы);
врач (мужской род);
рощ (множественное число);
кипуч (краткое прилагательное).
Слово учителя о правописании гласных и мягкого знака после шипящих.
IV.Систематизация и обобщение материала.
1.Работа по карточкам. Записать слова и объяснить правописание: роскошь, ножовка, творожок, увеличьте, могуч, улыбаешься, саранчой, шорох, шерстка, шорты, клочок, желтый, внучок, копчености, ветошь, училищ, врач, туч, калач, уж, наотмашь, лишь, замуж.2.Отгадать слова по их значению, записать, объяснить написание.
Фасон мужской рубашки с открытым широким воротником. (апаш).
Окружение, среда, окружающая обстановка. (антураж).
Род рыбы семейства селедочных, другое название – хамса. (анчоус).
Эластичная повязка для поддержания определенного органа. (бандаж).
Струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный гитаре. (банджо).
Род многолетних травянистых растений, распространенных в Средиземноморье и на Канарах. Недоразвитые соцветия используют в еду. (артишок).
Взятка,подачка, чаевые по-персидски. (бакшиш).
Способ развязывания спора, когда стороны обращаются к третейским судьям; органы, предусмотренные рядом международных правовых актов для мирного развязывания международных споров. (арбитраж).
Возбуждение, борьба интересов вокруг какого-либо дела, вопроса. (ажиотаж).
Оборонное сооружение с мощным покрытием для защиты личного состава от огня противника. (блиндаж).
Торжественная процессия, группа всадников. (кортеж).
Сумка или пояс с футлярами для патронов. (патронташ).
Описание, изображение природы средствами художественного слова. (пейзаж).
3.Творческая работа. Вспомнить два слова на изучаемое правило, написать словарную статью и предложить отгадать товарищам.
4.Объяснение учителя с элементами беседы об обособленных обстоятельствах.
Выполнить упражнение. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Один-два глагола-сказуемых замените деепричастием. Составьте схемы.
Ветер играет легкой л..ствой ив обнажает серебристую изнанку ивовых листьев. Люди любят иву посв..щают ей стихи и песни. Мы идем к орешнику (по)долгу стоим около него любуемся легкими обл..чками пыльцы. (не)доверч..воулыбается мальчишка протягивает нам букетик ромашек. Дождь то зат..хал то усиливался и (не) прекращался всю ночь. Пч..лы спешат к медунице, присаживаются на р..стение соб..рают нектар радос..но жу..жат.
5. Восстановите пословицы, в состав которых входят деепричастия. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Определите тему пословиц.
Лень лежа (не)разиня рот ходить
(Не)учась на печи замерзла
(Не)накормив коня и лаптя (не)спл..теш…
Скотину кормить -- прогладил к..рпичи(Не)покл..нясь грибу до земли далеко (не)уедеш..
Нач..ная дело снопа (не)обмолотиш..
(Не)бравшись за топор о конце помышляй
Свесив руки (не)поднять его в кузов
Лежа на печи избы (не)срубиш...
V. Задание на дом.1. Упражнение из учебника (начальный и средний уровень).
2. Творческое задание: написать сказку или рецепт приготовления любимого блюда, используя слова на правописание гласных и мягкого знака после шипящих, употребляя в тексте предложения с деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями(высокий уровень).
VI. Оценивание. Подведение итогов урока.
Интерактивная игра «Микрофон».
- Под ударением в корне существительных после шипящих пишется…, если…
- В суффиксах существительных, наречий под ударением пишется…, если…
- В окончаниях и суффиксах глаголов пишется…
- Существительные I и II склонений пишутся…
- Существительные III склонений пишутся…
- Обстоятельства обособляются…