Урок русского языка в 8 классе Путешествие в страну Синтаксиса и Пунктуации

МБОУ «Федоровская ООШ» филиал №1






Путешествие в страну
Синтаксиса и Пунктуации

(русский язык 8 класс)

















Ломакина Н.С., учитель
русского языка и литературы.












Тема: «Путешествие в страну Синтаксиса и Пунктуации».

Цель: повторить в форме занимательной игры сведения, полученные учащимися в III четверти при изучении тем: «Однородные члены предложения», «Вводные слова и обращения», закрепить орфографические и пунктуационные навыки, способствовать развитию любознательности и любви к родному языку.



Ход урока.
Тема, цель.
Работа по теме урока.

Вступительное слово учителя.
Сегодня мы отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в далёкую и загадочную страну и обещаю удивительные открытия, забавные приключения и даже некоторые опасности. Кто хочет отправиться в страну Синтаксиса и Пунктуации? Это государство расположилось между двумя океанами: океаном Знаний и океаном Умений. Материк напоминает своими очертаниями две буквы: Р Я. Догадались?
Наш маршрут будет сложен, но я надеюсь, что вы будете стараться, чтобы преодолеть все препятствия. Ребята, готовы? Можно в путь!
В страну Синтаксиса и Пунктуации мы полетим на самолёте, поэтому нам нужны билеты. Чтобы их получить, надо ответить на вопросы.
- каждый выбирает билет с вопросом:

– Что изучает синтаксис?
- Что изучает пунктуация?
- Назвать предложения по цели высказывания?
- Назови виды связей в словосочетании.
- Что называется грамматической основой?
- Как делятся предложения по количеству грамматических основ?
- Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов?
- На какие группы делятся предложения по строению грамматической основы?
- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
- Какие знаки препинания ставятся внутри предложения?
- Как характеризуются предложения по интонации?
- Назовите основные группы односоставных предложений.

Учитель. Итак, перелёт совершён, и мы с вами в городе Однородных членов. В нём живут распространённые и нераспространённые, выраженные одной и разными частями речи однородные члены; связанные союзами или только интонацией; есть такие дома, где живут 2-3 семьи однородных членов. Жители этого города очень любит туристов и предлагают им часто различные задачки и упражнения.
Ребята, чтобы оставить о себе добрую память, давайте и мы выполним несколько заданий:

Задания:

все получают карточки с заданиями:
- указать однородные члены, союз, которым они соединены, расставить знаки препинания.
2. выписать из предложения ряды однородных членов, составляя схемы, объясняя знаки препинания.

Был на севере я и на юге, плыл на тихой и шумной волне, но везде, как о верной подруге, о московской скучал стороне.

тесты:
на доске записать схемы, у каждого на карточке предложения. Какое предложение какой соответствует схеме?
Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну. Весь вечер Ленский был рассеян, то молчалив, то весел вновь. За дождём не видно было ни моря, ни неба. Шпицы, и кровли, и частокол, и стены города тихо вспыхивали отблесками отдалённых пожарищ.








А теперь заглянем на озеро Обобщающих слов.
Вспомним сначала всё, что знаем об обобщающих словах и о знаках препинания при них.
- ответы учащихся с примерами.

Задания:
Читаю предложения – на столах у всех на карточках схемы, определить на слух и поставить цифру у каждой схемы.





В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. И кочи, и моховые болота, и пни – всё хорошо под сиянием лунным. Всюду в поле, в роще, над рекой – царствовало безмолвие. Земля, небо, солнце – всё одето каким-то тусклым серебром. Цените слух, цените зренье, любите неба синеву – всё, что дано нам во владенье двумя словами: «Я живу».

Шутка-минутка:
- отгадывание ребусов.

Ребята, наше путешествие продолжается. Нас ждёт город Обращений, вводных слов и вводных предложений.
- Что вы знаете об обращении?
- Как «работает» обращение? (+ дополнительно с.129 кн. «Уроки углубленного изучения русского языка»).
Я хочу зачитать вам отрывки из 2-х писем (известных писателей к своим матерям), выпишите в тетрадь обращения, которые услышите:
- зачитываю (ст.102 кн. «Углубленное изучение русского языка)

- Какое отношение автор писем к адресату передают обращения?
- Чему нас учат эти письма?


Задание:

Напишите на открытке поздравление с праздником 8 марта маме или бабушке. Используйте разнообразные обращения как средство своего отношения к самому близкому и любимому человеку.
Учитель. Ребята, что вы помните о вводных словах и вводных предложениях?
- Какие группы вводных слов вы знаете?
Примеры.

Задание:

Выписать в тетрадь предложения с вводными словами, определить, к какой группе они относятся. (учебник)
Вставить вводные слова, необходимые по смыслу. (по вариантам)
«Мудрые» мысли оформить при помощи вводных слов.

Ребята, помните о том, что вводными словами нужно пользоваться аккуратно, оправданно, иначе появляются слова – сорняки. (зач.стр.137 «Углубленное изучение русского языка»).

Ребята, путешествие наше подходит к концу, многое мы успели вспомнить и повторить. Большое спасибо всем за работу на уроке.

Домашнее задание.



15