Конспект урока Повторение синтаксиса и пунктуации 5 класс.


Тема урока : «Повторение синтаксиса и пунктуации».
Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в связи с другими разделами русского языка.
Задачи:
1.Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.
2.Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»
3.Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме
4.Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.
Планируемые результаты в ходе урока:
Личностные:
•развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
•адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
•определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты
•уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Предметные: повторить теоретический материал, формировать умения применять теоретические знания на практике.Регулятивные:
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Познавательные:
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.
Коммуникативные:
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации.
Организация образовательного пространства:
•Оборудование: , мультимедиасистема.
•Ресурсы, в том числе электронные, компьютер, экран; презентация в MS PowerPoint “ Повторение синтаксиса и пунктуации”
•Межпредметные связи: литература - МХК
•Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), индивидуальная (И).

Ход урока.
Вступительное слово учителя. Чтение текста.
Падает снег на бурые заросли таволги и зелёный можжевельник. Шелестит снег, шуршит, шепчет, сталкиваясь в замедленном полёте с ветвями деревьев. Шорох в лесу. Шорох снежинок. Сливается он в несмолкающий шёпот, тихий и немного грустный.
Снегопад в лесу. Шёпот в лесу. О чём хотят поведать миру белые снежинки?
Лес слушает чутко. Поля замерли и слушают.
Бережно и ласково опускаются снежинки на поля и деревья, на былинки и крышу избы.
- Что я прочитала?
Текст
Автор этого текста вологодский писатель Иван Полуянов. Текст взят из книги «Месяцеслов». Каким внимательным надо быть, чтобы услышать шёпот снега. Донести до нас тихую красоту зимней северной природы.
- Какова тема текста? Основная мысль?
Тема – снегопад. Основная мысль – шепот снегов
- А что такое текст?
Предложения, связанные по смыслу и грамматически.
- Кто определит тему нашего урока? Что будет сегодня в центре нашего внимания?
- Какие учебные задачи поставим перед собой?
Итак, всё, о чем мы с вами будем говорить сегодня, связано с зимой. . Используя в течение всего урока табличку, оцените свою деятельность на уроке.
Уметь Теория Знаки препинания Схемы Синтаксический
разбор Тест ( в %)
Самостоятельность Активность
1.Разбор предложения.
Обр…дила в…юга сосны и ели в т…жёлые сн…говые шубы (до)бровей нахлобучила им белоснежные ша…ки пуховые варе…ки (на)ветки (на)дела.
( Разбираем предложение следующим образом: 1 ученик вставляет пропущенные буквы и расставляет знаки препинания с комментариями; 2 ученик даёт общую характеристику предложения; 3 ученик разбирает 1-е простое предложение в составе сложного и.т.д )
Работа с картиной.
Великий русский художник И. Шишкин выбрал для сюжета ничем не примечательный, на первый взгляд, но очень характерный для русского пейзажа уголок природы. Мастер назвал своё полотно «Зима». А вот как вы изобразили это явление при помощи слова и красок. ( Ребята к уроку писали миниатюры о зиме). На мой взгляд, у вас получились интересные работы.
- А какие предложения использовали вы в заглавии своих работ?
(Односоставные) А какие предложения называются односоставными?
Одно из сочинений называется «Иней»
IV. Словарная работа.
- Что такое иней? Обратимся за помощью к толковому словарю.
Чтобы запомнить, применим ассоциативный способ
С запоминания.
Н
И Н Е Й Г
С инеем связаны народные приметы.
Зимой много инея - летом много росы. Если в январе деревья часто покрываются инеем – к щедрому урожаю.
Слово «иней» встречается и русской поэзии. Давайте вспомним строчки из стихотворения А.С Пушкина:
Пр…зрач(?)ный лес один ч…рнеет,
И ель скво…ь ин…й з…ленеет,
И реч(?)ка подо льдом блестит.
Задание
- Оформите это предложение как предложение с прямой речью.
V. Но не только иней украшает деревья зимой, но и пушистый белый снег. Давайте вспомним стихотворение о снеге и проведём физкультминутку.
Я мороза не боюсь
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
VI.Да, мы радуемся, когда в дружном хороводе опускаются на землю снежинки и весело похрустывают под ногами. А всем ли хорошо в это время года? О ком мы должны позаботиться?
О птицах
Запись предложения Зима – трудная пора для птиц.
Составьте схему предложения, объясните знаки препинания.
VII. Учитель Поэтому:
В зимнюю стужу торопятся к кормушкам пернатые друзья голосистые щеглы, бойкие синицы и шустрые воробьи.
(Записываем по диктовку, объясняем знаки препинания, составляем схему).
VIII. Выполнение теста
http://znaika.ru/catalog/5-klass/russian/Sintaksicheskiy-razbor-prostogo-predlozheniyaIX. 1 Мы повторили с вами синтаксис и пунктуацию, обращаясь к строчкам из произведений А.С. Пушкина. Осталось ли что-то непонятным для вас?
X. Домашнее задание. Комплексный анализ текста № 12.