Конспект урока по литературному чтению на тему : Г. Цыферов Град (2 класс)


Литературное чтение.
тема урока : Г. Цыферов «Град»
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Г. Цыферова; показать особенность сказки-миниатюры этого автора; совершенствовать навык чтения; воспитывать добродушие, чувство сострадания; развивать интерес к чтению.
Планируемые результаты :Предметные:
Знать:
- определение лирического героя произведения
- понятия «паузы» , «логическое ударение» , «темп чтения».
Уметь :– объяснять авторское отношение к героям;
- давать характеристику героям произведения;
– соблюдать интонацию;
– читать осознанно текст художественного произведения;
– определять тему и главную мысль произведения.
– прогнозировать содержание текста по его названию;
– выполнять творческий пересказ;
Метапредметные и личностные (УУД)
Личностные:
-формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми , дружелюбие, коллективизм.
-развитие мышления , внимания , памяти.
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся;
-способность к волевому усилию
Познавательные:
1. Общеучебные:
-формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал.
-развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение.
-обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.
2. Логические:
- соотносить название произведения с его содержанием;
- выявление подтекста читаемого произведения;
- выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения;
-определять тему и идею произведения;
-соотносить иллюстрации с фрагментами текста.
Коммуникативные:
- отвечать на вопросы по тексту;
- обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений;
-инсценировать прочитанное;
-высказывать суждения о значении нравственных качеств.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Литературное чтение позволяет нам знать,
Как правильно говорить , как читать ,
Это серьёзная наука , И не помощник здесь нам скука . II. Проверка домашнего задания.
1. Выразительное чтение и беседа по содержанию.
– Для чего розам шипы?
– Какой враг был у белой розы?
– Что вы можете о нем рассказать? Каким его себе представляете?
2. Обсуждение понравившихся эпизодов.
3. Сценка «Разговор»

– Пусть я буду Роза! – сказала Наташка. –
А ты, Вероника, ты будешь Ромашка.
– Ну нет! – говорит Вероника. –
Пусть лучше я буду Гвоздика:
И пахнет она, и приятна для глаз.
Посмотрим, кто будет нарядней из нас!
А Петька спросил осторожненько:
– А можно мне быть подорожником?
Его не увидишь в букете нигде,
Зато он людей выручает в беде!
- Почему Петя захотел стать подорожником ? - О какой выручке идёт речь ?
III. Постановка целей урока.
Чтение итальянской сказки.
Как осел петь перестал.
В давние времена осел, как рассказывает сказка, пел получше тенора.
Однажды собрались все звери на совет, и лев, который был у них царем, спросил:
– Кто из вас самый красивый?
–Я, йя! – сразу же закричал осел.
– Хорошо, ты самый красивый.
– А кто же самый сильный?
– Я, йя! – закричал осел раньше, чем остальные звери успели раскрыть рты.
– Ладно, – сказал лев. – А кто здесь самый глупый?
– Я, йя, йя! – второпях заревел осел, испугавшись, как бы его не опередили.
Все звери так и покатились со смеху, а бедняга осел со стыда потерял свой красивый голос.
С тех пор он только и умеет реветь:
– Я, йя, йя!
– Чем похожи ослы из сказки «Белая роза» и итальянской сказки? (Оба глупые. Первый не умел увидеть красоту розы, а мог бы с ней подружиться. Второй с ослиным упрямством говорил: «Я, йя, йя!», чтобы опередить других.)– Вы правильно заметили, что каждое животное в сказках разных народов наделено определенными качествами.
2.Игра «О ком так говорят».
Голоден как … (волк).
Хитер как … (лиса).
Труслив как … (заяц)
Здоров как … (бык).
Изворотлив как … (уж).
Надут как … (индюк).
Нем как … (рыба).
Грязный как … (свинья).
Болтлив как … (сорока).
Колючий как … (еж).
Упрям как … (осел).
Глуп как … (осел).
– Сегодня мы познакомимся с миниатюрой Г. Цыферова «Град». Ее герой – ослик.
Миниатюра – это крохотная сказка, похожая на картинку.
– А вы закройте глаза и попробуйте увидеть эту картинку.
IV. Изучение нового материала.
1. Первичное чтение сказки учителем.
– Какую картинку нарисовало ваше воображение и автор сказки?
– Сравните осла из сказки «Белая роза» и ослика Г. Цыферова. Кто вам больше нравится?
– Согласны ли вы с утверждением: писатель, о чем бы ни писал, всегда выражает себя и всегда сам как бы присутствует в своем произведении?
2. Знакомство с биографией писателя.
Геннадий Михайлович Цыферов (1930–1972), прозаик, поэт, драматург, сценарист, автор научно-популярных книг. С 1960-х гг. начал публиковать свои произведения – научно-популярные книги по медицине, географии и др.: «живые марки» (1963), «Доктор Флеминг и его чудесное лекарство» (1967). С того же времени были выпущены сборники рассказов-миниатюр для малышей – «Жираф» (1962), «Про цыпленка, солнце и медвежонка» (1962) и др.; «книжки-картинки» – «Разноцветные мишки» и «Сладкий домик» (1962); всего выпущено около 25 книг. Написал несколько пьес для кукольного театра; он – автор сценария мультфильмов «Паровозик из Ромашкова», «Лягушонок ищет папу», «Мой зеленый крокодил».
Большая часть сказок Цыферова – лирические миниатюры о животных. Герои писателя «жалки» не в прямом смысле слова: они открыты всем впечатлениям жизни, они бесконечно сострадательны. Такое мировосприятие, основанное на внимании к окружающему миру и сострадательности, Цыферов стремился воспитать и в своем читателе.
3. Повторное чтение сказки учащимися.
4. Беседа по содержанию.
– За что ослик не любил град?
– Кого пытался спасти ослик от града? Как?
– Подумайте, домику и зонтику действительно было больно?
– Расскажите о медвежонке. (Он добрый. Медвежонок ворчал на ослика, но в душе был с ним согласен. И еще медвежонку было жалко ослика под градом.)– Почему ослик назвал себя жалким? Как бы вы назвали ослика?
Физкультминутка
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «два».
Соберем в корзинки ягоды, грибы –
Дружно наклоняемся по команде «три».
На «четыре» и на «пять»
Будем дружно мы скакать.
Ну а по команде «шесть»
Всем за парты тихо сесть!
5. Выразительное чтение диалога ослика и медвежонка.
6. Работа над заданиями учебника (с. 25).
V. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности.
– Можно ли сказать, что эта сказка о красоте?
- О какой красоте эти слова? (О красоте души ослика.)
Другу ты отдать умей
Все тепло души своей.
Все отдал – богаче стал,
Что сберег – то потерял.

VI. Домашнее задание: выразительно читать (с. 25).
- Нарисовать рисунок к этому произведению..