Конспект урока по русскому языку Буква о, а в корнях -кас- — -кос-, -лаг- — -лож-. Практикум (5 класс)

Тема: Буква о, а в корнях  -кас- - -кос-, -лаг- - -лож-. Практикум.
Цель: Л. Используют фантазию, воображение при выполнении учебных действий. П. Развивают орфографическую зоркость, умение использовать алгоритм орфографического правила. К. Учатся критично относиться к своему мнению, понимать точку зрения другого. Р. Учатся оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Оборудование: Учебник, карточки.
Ход урока.
I.  Объявление темы и цели урока.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
1.Проверка домашнего задания.
2. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка № 1
К данным глаголам подобрать по два однокоренных  глагола с указанными в скобках приставками, вставить пропущенные буквы, выделить корни.
Образец: утирать – утереть.
Натрать (от-,рас-,у-,вы-,об-), отпрать (за-,под-), настлать ( за-,пере-,под-), умрать (за-).
Карточка № 2
Записать слова группами, включая в каждую группу все однокоренные слова, графически выделить орфограмму, вставить пропущенные буквы.
Разбраться, натрать, собрать, избратель, растрание, пробрает, подтреть, собрание, выжганет, замрать, разбрем, стреть, зажгательный, замрли, умреть, разжгание.
Карточка № 3
Выписать глаголы в две колонки: с гласной е в корне и с гласной и в корне. Орфограмму выделить графически, вставить пропущенные буквы.
Блснуть, отпрать, стреть, выжгать набрать расстлаться, замрать, сжмать, рассчтывать, удрать, блстает, зажгание.
3. Тренировочные упражнения.
Списать с доски текст, вставить пропущенные буквы, графически выделить изученные орфограммы.
Подбрается вечер. Затих ветерок.
Зажгает  луна звезный свет над землею.
Расстлается лекий туман над водой
И држит от вечерней прохлады цветок.
Вечер контуры, краски страет совсем,
запрает орешник и ягоды прячет.
В глухомани сквоь сон тихо иволга плачет,
и блстает луна в первозданной красе.
III. Восприятие и понимание учащимися учебного материала.
1. Чтение таблицы «Чередование гласных в корне слова».[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Чередование гласных
Чередование определяется




ударение
по согласной корня
по значению корня

1 Чередование е – и (а)
-бер- - -бир- -мер- - -мир-
-пер- - пир- -дер- - -дир-
-тер- - тир- -стел- - -стил- -жеч- - -жич-
-честь- - -чит-
-блест- - - блист-
2. Чередование о – а (а)
-кос- - -кас-
-лож-  - -лаг-
3.
· Чередование а (я) – им, ин (а) Снять – снимать, сжать- сжимать, пожать- пожимать, начать – начинать, примять – приминать.
-гар- - -гор-
-зар - - -зор-
-клон- - -клан-
-твар- - - твор-
Загар – загорелый, заря- зорька, искл.: зорянка, зоревать; наклониься, поклон, творчество, творец, утварь.
-раст- - -ращ- - -рос-
-скак- - -скоч-
Растение, выращенный – выросли, искл.: росток,Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль;
скакать – вскочить.
Скачок, скачу.
-мак- (погружать) - -мок- (впитывать);
-равн- (одинаковый)-
- ровн- (гладкий)
Макать – промокнуть, обмакнуть – непромокаемый; уравнение – заровнять, но равнина.
-плав- - -плов-
Поплавок, плавник, сплавлять; искл.: пловец, пловчиха, пловцы, плавуны.

2. Тренировочные упражнения.
Списать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Орфограмму выделить графически.
Прикснулся ёж к крпиве,
порзился  Что за диво!
Приксаться к вам нельзя.
Острожнее  друзя!
Предлгаю подружится белка зайцу говорит.
Предлженье не годится: голова от вас блит!
Ива кснулась озерной воды.
Нико лтают, ксаясь осоки,
ласточки сойки шальные сороки.
Тихо кувшинка држит у  протоки,
как отржене далекой звезды.
2. Написать сочинение-миниатюру, используя приведенные словосочетания; озаглавить, орфограммы выделить графически.
Предлгать маршрут, улжиться в срок, разлжить костер, располжиться у речки, прилгать усилия, высказать предполжжение.
3. Списать, вставить пропущенные буквы, выделить графически орфограмму.
Нечаянно кснуться, попутно ксаться, прикснуться к дереву, ксательная линия, робкое  приксновение.
4. Распределительный диктант.
Распределить по колонкам слов: 1. с буквой  а в корне; 2. с буквой и в корне; 3. с буквой о в корне; 4. с буквой е в корне.
Коснуться, прикоснуться, прикосновение, положил, предположил, выберут, замереть, вычесть, стирать, растереть, касаться, полагаю, предлагаю, предложение, прилагательное, изложение, предположение, блистает, сжимает, выбирает, замирает, рассчитывает, вычитает.
IV. Закрепление изученного материала.
Упражнение «Найди четвертое лишнее»
- Полгает, излжение, предполгать, ксается.
- Прикснусь, ксаюсь, ксательная, обдрает.
Составить предложение   с данными словосочетаниями.
-Удачное расположение, излагать грамотно, удачно расположиться.
Рефлексия.
Выбери  утверждение, которым тебе хотелось бы закончить урок:
У меня не было затруднений.
Я только слушал предложения и ответы других.
Я выдвигал идеи, уверенно отвечал.
Я сам не мог справиться с заданиями.
 Я доволен собой и своей работой.
V.   Домашнее задание.