Конспект по математике по теме Нахождение неизвестного делимого и делителя в уравнениях вида х : 6 = 18 • 5, 4 класс


УРОК МАТЕМАТИКИ В 4 КЛАССЕ «Б»
ТЕМА: Нахождение неизвестного делимого и делителя в уравнениях вида
х : 6 = 18 ∙ 5
МЕСТО УРОКА: На изучение темы «Умножение и деление многозначных чисел» отводится по плану 20 часов. Это 10 урок по теме.
ТИП УРОКА: комбинированный
ЦЕЛИ:
Обучающие:
закрепить знания компонентов действий и результатов действий;
повторить алгоритм решения составных уравнений, учить осознанно его применять;
формировать умение комментировать выполняемые операции;
учить математически грамотно читать составные уравнения;
учить видеть, в какой части находится, каким компонентом действия является неизвестное и как его найти;
упражняться в нахождении неизвестного делимого, делителя;
повторить и закрепить единицы измерения времени;
отрабатывать устные и письменные вычислительные навыки
Развивающие:
развивать познавательную активность детей;
развивать навык самостоятельной работы учащихся (работа в тетради)
развивать математическую речь учащихся;
развивать умение сравнивать и анализировать;
развивать логическое мышление учащихся;
развивать межличностные отношения в процессе совместной деятельности (работа в парах)
формировать у детей навык самоконтроля (оцените свою работу на уроке)
Воспитательные:
формировать чувство сопричастности к окружающему миру;
воспитывать любовь ко всему живому;
прививать интерес к математике;
воспитывать культуру общения и коммуникативные навыки уч-ся;
воспитывать чувство товарищества (работа в парах: помоги товарищу, научи его)
воспитывать добросовестное отношение к учению;
прививать навыки умственного труда
ОБОРУДОВАНИЕ
картинки с изображением подводных обитателей моря (морская черепаха, морской ёж, медуза, осьминог)
презентация;
аудиозапись со звуками моря;
карточки для индивидуальной работы ( разноуровневые задания);
карточки – схемы с уравнениями;
задания для кроссворда
Ход урока
1. Орг.момент.
- Какой праздник приближается?
- Кто спешит в гости к людям под новый год узнаем из песенки?
Песня - клип
(Открывается плакат с нарисованной ёлкой)
- Чем украшают ёлку?
Вообще традиция украшать елку очень древняя, свыше 2000 лет. Раньше люди считали, что все деревья наделены добрыми силами, что в них живут добрые духи. Люди старались задобрить этих духов, развешивая на деревьях угощения и подарки. Вечнозеленая ель занимала среди всех деревьев особое место: она символизировала саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака.
Раньше вместо игрушек вешали:
яблоки - символ плодородия,
орехи - непостижимость божественного промысла,
яйца - символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия.
2. Устный счёт, выведение темы
- Давай те и мы сегодня украсим нашу гостью. Нам отложили товар. Мы его должны выкупить.
-Узнав , сколько заплатили за покупку мы сможем узнать ключевое слово из темы нашего урока.
(Узнали стоимость гирлянды – 1 ученик вешает её на ёлку, и т. д)

(Ключевое слово «уравнение» в сундуке под № 290)
3. Актуализация знаний, постановка цели урока
- Что такое уравнение? (выражение с переменной)
-Что значит решить уравнение? (найти неизвестное число или корень уравнения)
-Какие бывают уравнения ? ( простые и составные)
- Найдите «лишнее» уравнение и обоснуйте свой выбор и узнаем какие уравнения будем сегодня решать.
(сигнальные карточки)

Вывод: Какие уравнения будем решать? С каким действием? (составные , на деление)
- Как называются числа при делении?
- Как найти делимое, делитель?

(вывешиваю таблички Д : д = ч Д = ч . д д = Д : ч )
Вывод:
Тема и цель: должны научиться решать составные уравнения на нахождение неизвестного делимого и делителя, используя алгоритм.
За првильно решённые уравнения мы будем вешать на ёлку игрушки и узнавать интересные факты о празднике Новый год
(На игрушках написаны вопросы, на которые дети могут получить ответ:) Где Деды Морозы оставляют подарки? Откуда к нам пришла Новогодняя ёлка? Что обозначает символ Нового года по Восточному календарю? Как украшать ёлку согласно Восточному календарю?Как празднуют новый год в разных странах?

4. Работа по теме.
Индивидуальное задание
- Восстановить порядок алгоритма.
(Проверка: сигнальные карточки)
Фронтальная работа
- Давайте запишем уравнение
Частное неизвестного числа и 6 равно произведению 30 и 4
(х : 6 = 30 . 4)
(1 ученик с объяснением решает у доски)
Откуда к нам пришла Новогодняя ёлка?
Работа в парах.
- Реши уравнение по алгоритму, объясняя соседу по парте
х : 9 = 140 : 2
х : 9 = 70
х = 70 . 9
х = 630
630 : 9 = 140 : 2
70 = 70
250 : y = 500 :100
250 : у – 5
у = 250 : 5
у = 50
250 : 50 = 500 : 100
5 = 5
( Сигнальные карточки. Выбор ответа на доске .Самопроверка.)
Как празднуют новый год в разных странах?
Самостоятельная работа (по уровням)
- Выберите уравнение по своим силам:
60 : с = 2 ∙ 5

Составьте и решите уравнение.
Неизвестное число уменьшили в 6 раз и получили произведение чисел 1500 и 2
1200 : d = 300 : 5 . 10
(Проверка: Сравнить с образцом на доске и оценить свою работу ( на полях))
60 : с = 2 ∙ 5
60 : с = 10
с = 60 : 10
с = 6
60 : 4 = 2 ∙ 5
10 = 10
а : 6 = 1500 ∙ 2
а : 6 = 3000
а = 3000 ∙ 6
а = 18000
3000 : 6 = 1500 ∙ 2
3000 = 3000
1200 : d = 600
d = 1200 : 600
d = 2
1200 : 2 = 1000 : 5 ∙ 3
600 = 600
Как украшать ёлку согласно Восточному календарю?
Рефлексия
Игра «Да – нет»
Результат действия деления называется делимое.
Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное
Самое большое число при делении - делимое.
Чтобы найти делимое надо частное разделить на делитель
Итог
- Выберите цвет шарика в соответствии с тем, как вы работали
Голубой – научился решать нового вида уравнения
Жёлтый –решаю нового вида уравнения, но ниогда требуется помощь
Красный – не научился, нужно повторное объяснение темы
Д\з с.
Творческое: Придумать составное уравнение для одноклассника
ПРИЛОЖЕНИЕ
Где Деды Морозы оставляют подарки?
Деды Морозы приносят подарки, но каждый делает это по-своему:под елку кладет подарок российский Дед Мороз.В носке обнаруживают подарки англичане и ирландцы, а в ботинке — мексиканцы.Новогодние подарки сваливаются в дымоход во Франции, а на балкон — в Испании.В Швеции Дед Мороз подкладывает подарки к печке, а в Германии оставляет на подоконнике.Деды Морозы — они все такие неодинаковые. Выглядят по-разному, один добрый, а другой может и пожурить. У каждого есть свой персональный способ проникнуть в праздничный дом. Но какой бы ни был Дед Мороз, он есть для того, чтобы поздравить и вручить подарок!
Откуда к нам пришла Новогодняя ёлка
В России новогодняя ёлка была введена Петром 1.

Он повелел 1 января 1700 года украсить все дома еловыми(можжевеловыми или сосновыми) ветвями по образцам, выставленным в Гостином дворе.
У нас – ёлка. А там, где её нет?
Во Вьетнаме её заменяют ветки персика .В Японии к веткам сосны присоединяют
бамбук и ветки сливы.
Древние племена германцев верили, что в ели живёт дух леса, который хранит растения, зверей и птиц. Вот и старались они умилостивить этот могучий дух воздавали почести ели, принося к ней свои трофеи – дары, украшая её.
Голландцы и англичане видели в этом дереве символ вечной молодости, силы.
Что обозначает символ Нового года по Восточному календарю?
Новый год черного водяного дракона
Космический элемент года — вода, цвет дракона — чёрный. Таким образом, талисман — Черный водяной Дракон.
Черный цвет — это Космос, полярная ночь, «тьма над бездной». Это цвет глубины вод, цвет цивилизации древнейших племен монголо-тюркского корня, пришедших в евразийские лесостепи с северо-востока. Черный Дракон — это всесокрушающая первобытная стихия потока воды. Символ этого года несет людям решительные, но не всегда желанные перемены.
Как празднуют новый год в разных странах?
Новый год - поистине интернациональный праздник, но в разных странах его празднуют по-своему. Итальянцы выкидывают из окон старые утюги и стулья со всей южной страстью, жители Панамы стараются как можно громче шуметь, для чего включают сирены своих машин, свистят и кричат. На Эквадоре особое значение придают нижнему белью, которое приносит любовь и деньги, в Болгарии выключают свет, потому что первые минуты Нового года - это время новогодних поцелуев. В Японии вместо 12 звучит 108 ударов колокола, а лучшим новогодним аксессуаром считаются грабли - чтобы загребать счастье.
Проблемный вопрос: Решение, каких уравнений могут вызвать у вас затруднения и почему? (выдвижение гипотез) ( учитель находит у детей пазлы)
Как украшать ёлку согласно Восточному календарю?
Согласно китайскому календарю, год Водяной Черной Змеи .украсить зеленую красавицу нужно, исходя из предпочтений хозяйки года. По душе ей придутся цвета, олицетворяющие водную стихию: голубой, синий, зеленый, белый. Новогодние украшения 2013, обладающие золотым и серебряным блеском, не только привлекут благосклонность Змеи, но и превратят ваше жилище в настоящую зимнюю сказку..