Конспект урока по истории Битва под Москвой. Астраханцы-участники битвы


Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ СПО Астраханский социально-педагогический колледж
Специальность:050146 Преподавание в начальных классах
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
На тему: «Битва под Москвой. Астраханцы-участники битвы»
Методист: Баширова Р.Р.________________
Учитель: Колесникова А.Н._______________
Практикант: Галимарданова А.Ф._______________
Отметка_______________
Астрахань 2016
Конспект
Урок истории
Тема: « Битва под Москвой. Астраханцы-участники битвы»
Класс: 2
Тип урока: «открытие новых знаний»
Цель урока: Познакомить в доступной форме со страницами истории нашей страны, с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, особенно в битве за Москву 1941 г., со значением этой битвы в решающей победе в Великой Отечественной Войне.
Задачи урока:
Развивать познавательные и творческие интерес, интерес к военному прошлому, расширять социальный опыт учащихся.
Формировать гражданственность, патриотизм у младших школьников.
Воспитывать уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, прививать чувства гордости за свой народ.
Воспитывать личностное отношение к истории Великой Отечественной войны (Московской битве).
Оборудование: Презентация, раздаточный материал (задания)
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Организационный момент -Здравствуйте, дети. Давайте поприветствуем друг друга, улыбнитесь. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для нашей работы. Сегодня урок истории проведу у вас я, меня зовут Алина Фаилевна,
- Проверьте все ли у вас подготовлено к уроку? Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на место. Приветствуют учителя. Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)
Личностные УУД
(правильная посадка за партой)
2. Актуализация знаний. Проверка дзКоммуникативные УУД
(умение выражать свои мысли; умение слушать, говорить)
Познавательные УУД
(умение строить речевое высказывание)
3. Сообщение темы и цели урока. - Ребята, посмотрите на эти иллюстрации и скажите, узнаете ли вы этот город.
(Слайд )Почему про нее говорят так: «Москва – всем городам матушка! », «Москвой столицей вся страна гордится!».
Да, Москва - это самый главный город нашей родины России, ее столица. Ее даже называют сердцем России.
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя!
(Слайд )А еще Москва – героический город. У нее даже есть такое звание: «Город – герой». Не у всех городов есть такое звание, а только у тех, которые проявили настоящее геройство.
-О чем же мы с вами сегодня будем говорить? это город – Москва.
предположения детей
Дети слушают и узнают цель урока.
Сегодня мы расширим наши знания о победе под Москвой в Великой Отечественной войне, о заслуженном звании «Город-герой». а также узнаем роль астраханцев в битве под Москвой. Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)
Познавательные УУД
(умение строить речевое высказывание)
Работа по теме урока.
Работа в парах.
Ответы на вопросы по тексту
Работа в группах.
Сейчас я расскажу вам, как и когда наша Москва стала городом – героем.
(Слайд )Сегодня у нас необычный урок, а урок, посвященный Битве за наш город, За нашу Москву. Ровно 76 лет назад 5 декабря 1941 года немецко-фашисткие войска были отброшены от Москвы. С этого дня наша армия перешла в освободительное наступление. Сегодня мы вспоминаем то далекое, сложное военное время и людей, благодаря которым мы живет в нашем прекрасном, свободном от неприятеля городе.
Летом 1941 года 22 июня Фашистская Германия вероломно, а что значит ВЕРОЛОМНО?
напала на нашу страну.
(Слайд)
Вы слушали песню "Священная война". Она была написана в первые дни войны. Какие чувства у ВАС вызывает слово война ПОСЛЕ ПРОСЛУШАННОЙ ПЕСНИ?
Какие картины представили?
Слово ВОЙНА - это страшное слово.
Оно принесло на нашу землю слезы, боль, страдания. Люди, привыкшие к мирной жизни, мирным профессиям были не готовы к натиску фашистов. Поэтому в первые месяцы войны наша армия отступала. Отступала с тяжелыми боями, теряя людей, технику, оставляя гитлеровцам города с женщинами, детьми , стариками.
Далекий сорок первый год.
Жара печет до исступленья.
Мы от границы на восход
Топтали версты отступленья.
Из деревень, в дыму, в пыли,
Шли матери, раскинув платы.
Чем мы утешить их могли,
Мы, отступавшие солдаты?
Поля, пожары, пыль дорог,
Короткий сон под гулким небом,
И в горле комом, как упрек,
Кусок черствеющего хлеба.
Кровью закат окрашен,
Молча идём без слов
Мимо полей и пашен,
Мимо родных лесов.
Путь наш тяжел и длинен.
В горе. В слезах. В огне.
Немец, заняв Калинин,
Рвется уже к Москве
-Ребята у вас на парте листочек с текстом. Вы должны внимательно прочитать его и ответить на вопросы. Работа в парах.
В ходе длительного оборонительного этапа Московской битвы советское командование навязало противнику «войну на истощение».(Слайд )
Ощутив перелом в ходе сражения, оно отдало приказ перейти в контрнаступление, в результате которого немецкие войска потерпели поражение и были отброшены на 100-250 км. Полностью были освобождены Тульская, Рязанская и Московская области, многие районы Калининской, Смоленской, Орловской областей.
Среди защитников Москвы в суровую военную зиму 41 года было немало астраханцев.(Слайд )
-Ребята внимательно послушайте о героями-астраханцами.
Затем мы выполним задание.
На подступах к городу на историческом Бородинском поле в составе 32-й Краснознамённой Саратовской стрелковой дивизии встретил врага начальник штаба 2-го стрелкового батальона 17-го стрелкового полка Михаил Михайлович Казимиров. Бойцы батальона поклялись насмерть стоять на Бородинском поле, как стояли здесь русские воины в 1812 году. Перед ними была поставлена задача: во что бы то ни стало задержать немецкие войска в этом районе и тем самым дать возможность подойти нашим резервам. Батальон с честью выполнил задание.
(Слайд )В составе 359-й стрелковой дивизии под Москвой сражался молодой лейтенант Григорий Андреевич Андреев. Он вспоминает, что дивизию перебросили под Москву срочно, не закончив формирование. Из вооружения были только винтовки и ручные гранаты. Остро не хватало транспортных средств. Приходилось совершать многокилометровые пешие марши. С трудом, с большими потерями дивизия продвигалась вперёд, отбрасывая немцев от столицы.(Слайд)
6 ноября 1941 года часть, в которой служил еще один астраханский солдат - Алексей Петрович Донцов, сняли с позиций и отправили в Москву для участия в параде на Красной площади, посвящённом 24-й годовщине Великой Октябрьской революции. Никакой подготовки к параду не велось. Заниматься шагистикой было некогда - под Москвой стоял враг.
На трибуне Мавзолея было всего несколько человек, так как значительная часть правительства уже эвакуировалась из Москвы.
(Слайд ) Принимал парад маршал Буденный. После парада часть заняла новые позиции, как этого требовала изменившаяся обстановка.
Сводным оркестром на параде дирижировал наш знаменитый земляк, военный интендант первого ранга Василий Иванович Агапкин - автор музыки известного марша «Прощание славянки».
(Слайд, музыка)
Среди ополченцев, защищавших Москву, был некто Яков Харик. Уроженец Астрахани, он успешно окончил Московский институт иностранных языков и остался в нём преподавать. Яков Харик был одним из многих солдат, отстоявших столицу в те трудные дни. Погиб он в феврале 1943 года под Курском.
(Слайд)
В составе 144-й стрелковой дивизии вместе с двадцатью другими астраханцами защищал Москву Михаил Васильевич Столбов. Он вспоминает: «Мы ушли на задание в тыл к немцам. Долго ходили по лесу и, наконец, встретили небольшую группу противника, человек шесть. Мы их сначала подпустили поближе к себе, а потом неожиданно для них напали. Четверых уничтожили, а двоих взяли в плен. Когда привели в своё расположение и заставили их снять шинели, то нас взорвало от смеха. На немцах были женские кофты, платки, платья, чулки и другие вещи. Русские морозы заставили фрицев надевать на себя всё что попадет под руку».
(Слайд)
Сопоставьте астраханских героев-участников войны с их поступками:
В тяжелые дни сражений с фашистской Германией наши земляки были среди многих тысяч советских воинов, сорвавших попытки противника захватить столицу нашей Родины. Им удалось повернуть огненный вал войны вспять и начать победный путь на Запад, завершившийся водружением Красного знамени над немецким Рейхстагом в Берлине.
Ребята ЧТО такое ПОДВИГ?
Это героический поступок человека.
Как вы считаете совершили ли подвиг участники битвы под Москвой?
«Город – герой».
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
(М. Лисянский)
(Слайд.Видеоролик) Дети отвечают: коварно, напасть действуя путем обмана
Дети слушают песню
Дети отвечают
Дети слушают стихотворение
Проверка по образцу
1. «войну на истощение»
2.перейти в контрнаступление
3. немецкие войска потерпели поражение
4. 100-250 км
5. были освобождены Тульская, Рязанская и Московская области, многие районы Калининской, Смоленской, Орловской областей
Проверка по образцу:
1 2 3 4 5 6 7
В Д А Г Б Ж Е
Дети отвечают
Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)
Познавательные УУД
(умение строить речевое высказывание)
Познавательные УУД
(умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации)
Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)
Познавательные УУД
(умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации)
Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)
Подведение Итога урока.
Рефлексия.
Домашнее задание
- Вам понравился сегодняшний урок?
- Что особенно понравилось?
- Что у вас вызвало затруднение?
«Продолжи фразу»
-Мне было интересно…
-Мы сегодня разобрались…
-Я сегодня понял, что…
-Мне было трудно…
-Завтра я хочу на уроке…
Минута молчания.
Да будет свет – веселый, яркий
Для нас предвестник торжества.
Открыла площади и парки
Незатемненная Москва.
Перекликаются в беседе
Московской улицы огни.
Один другому о победе
Сигнализируют они.
И пусть опять над Спасской башней
Огнем наполнится звезда.
Вчерашней ночи, тьмы вчерашней
Мы не забудем никогда.
Мы не забудем, как сирены
Сливали свой надрывный вой,
Когда Москва была ареной
Великой схватки боевой.
Да будет вечной та минута,
Когда во тьме сверкал нам свет
Двадцатикратного салюта,
Сиянья залпов и ракет.
(Слайд. Музыка Звучит Гимн Москвы.)
Написать мини-сочинение(5-10 предложений) на тему «Чувства, которые вызывает у меня слово ВОЙНА)
Дополнительно: нарисовать иллюстрацию к сочинению
Ребята посмотрите на рисунки которые нарисовали дети. Дети отвечают на вопросы. Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)
Регулятивные УУД
(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)
Регулятивные УУД
(осознание качества и уровня освоения)
Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками)