Внеклассное мероприятие по математике. Звездный час четырехугольников


«Звездный час четырёхугольников»
(математическая игра для 8 класса)
Цели и задачи:
Организовать познавательную деятельность учащихся.
В занимательной форме провести повторение и обобщение темы
«Четырёхугольники».
Проверить знания учащихся.
Расширить кругозор школьников.
Привить интерес к геометрии.
Воспитывать чувство ответственности за индивидуальный и общий результат работы команды.
Девиз: «Помни, что решая маленькие задачи, - ты готовишься к решению больших и трудных задач».
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.
Организация игры
Игру можно проводить среди учеников 8 классов, создавая команды по 4 человека, а также внутри одного класса. Для проведения игры можно привлечь учеников старших классов: ведущие, жюри, оформление.
План игры.1.Знакомство.4. Игра со зрителями. 6. Выбор лидера.
2. «Спеши видеть!» 5. Логические7. Награждение.
3. Кроссворд. цепочки.
Знакомство.Каждая команда получает фигуру четырёхугольника. Они должны определить его вид. Это будет название их команды. На каждой фигуре написаны четыре вопроса. За 1 минуту команды должны подготовиться к ответу на них. Каждый игрок имеет право ответить только на один вопрос. За правильный ответ с пояснением - 1 балл, без пояснения или с помощью товарища - 0,5 балла.
Фигуры могут быть такими:
Фигура №1 Вопросы:
Что это за фигура?
Какими свойствами обладает?
Что общего с квадратом?
Найти периметр, если стороны равны 35см и 400мм
Фигура №2 Что это за фигура?
Какими свойствами она обладает?
В чём отличие от ромба?
Найди величины всех углов, если один из них равен 50°.
Фигура №3 Что это за фигура?
Какими свойствами обладает?
Что общего у неё с квадратом?
Найди величины всех углов, если половина одного из них равна 20°.Фигура №4 Что это за фигура?
Какими свойствами она обладает?
Что у неё общего с прямоугольником?
Найди величины углов, если два из них в сумме дают 140°.
Спеши видеть.
Задача команд заключается в том, что они должны найти несоответствие на чертежах или в условии задачи. За найденную ошибку 1 балл, за объяснение ещё 1 балл. Отвечает та команда, которая первой это увидела.
1579821-1373
Ответ: трапеция равнобедренная, значит углы при основании равны. Сумма углов, прилежащих к одной стороне равна 180°, а по условию - 156°. В этом и заключается несоответствие.
1419860265430
Ответ: в прямоугольном треугольнике катет больше гипотенузы. Это несоответствие.
952500344402
Ответ: в треугольнике против большей стороны лежит меньший угол, а против меньшей - больший. Это несоответствие.
1433195252095
Ответ: так как стороны равны, то это ромб. Значит его острый угол равен 70°. Так как равны диагонали - это квадрат. Тогда угол должен быть равен 90°. Это несоответствие.
Кроссворд.
944082511677Каждая команда получает карточку с кроссвордом. Работа с ним прекращается, когда одна из команд его разгадала. За каждое правильное слово - 1 балл.
По горизонтали:
1. Четырёхугольник, у которого противолежащие стороны равны (параллелограмм). 2. Четырёхугольник, у которого только две стороны параллельны (трапеция). 3. Параллелограмм, у которого один угол прямой (прямоугольник). 4. Точка из которой выходят смежные стороны. (вершина).
По вертикали:
1. Сумма длин всех сторон четырёхугольника (периметр). 5. Отрезок, соединяющий противоположные вершины четырёхугольника (диагональ). 6. Прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат). 7. Параллелограмм, у которого все стороны равны (ромб). 8. Отрезок, соединяющий соседние вершины (сторона).
Игра со зрителями. Сказка-вопрос
Пока команды разгадывают кроссворд, проводится игра со зрителями. Зрителям предлагается послушать сказку и ответить на вопросы к ней. За правильный ответ - 1 балл, за объяснение - 1 балл той команде кому отвечающий хочет их отдать.
Сказка. Собрались все четырёхугольники на лесной поляне и стали обсуждать о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли придти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в царство четырёхугольников. Кто первым придёт, тот и будет королём». Все согласились. Рано утром отправились все в далёкое путешествие. На пути путешественников повстречалась река, которая сказала: «Переплыть меня могут только те, у кого диагонали пересекаются и в точке пересечения делятся пополам».
Вопрос: Кто смог переплыть и почему?
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Часть четырёхугольников осталась на берегу, а остальные благополучно переплыли реку и пошли дальше. Идут они идут и на пути у них встала высокая гора, которая сказала им: «Через меня могут пройти только те у кого диагонали равны».
Вопрос: Кто смог пройти через гору? Почему?
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. У подножия остались те, кто не смог её пройти, а остальные пошли дальше. Долго ли скоро ли дошли они до большой пропасти. Через неё был узкий мост. Мост сказал: « Я разрешу пройти тому у кого диагонали пересекаются под прямым углом». По мосту пошёл только один четырёхугольник, который первым добрался до царства. Он был провозглашён королём!
Вопрос: Кто это был? Почему?
Логические цепочки.
На доске появляются чертежи. Ведущий утверждает, что все фигуры являются параллелограммами. Верно ли это утверждение?
За верный ответ - 1 балл, за объяснение - 1 балл.
-66010269344
Ответ: нет.
Выбор лидера.
Представители от каждой команды выходят к столу и за 1 минуту составляют слова из букв слова Четырёхугольник. Составляются только имена существительные в именительном падеже. Одинаковые слова вычёркиваются. За каждое оставшееся слово - 1 балл.
Награждение. Жюри подсчитывает баллы и объявляет результат игры.
Используемая литература:1. Акимова С. Занимательная математика (серия "Нескучный учебник"). - Санкт-Петербург: «Тригон», 1997.
2. Петраков И.С. Математические кружки в 8 - 10 классах: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.