Разработка урока литературного чтения в 1 классе на тему «Апрель, апрель! Звенит капель…» УМК Школа России

План-конспект урока литературного чтения в первом классе. УМК «Школа России»
Учебник Л.Ф Климановой и др. "Литературное чтение. Родная речь"
Тема: Урок-обобщение «Апрель, апрель! Звенит капель...»
Цель: Обобщение и повторение знаний, полученных в ходе изучения раздела «Апрель, апрель! Звенит капель»
Планируемые предметные результаты:
1) Правильное, выразительное чтение обучающихся.
2) Развитие связной речи, воображения, логического мышления обучающихся, их творческих способностей.
3) Воспитание чуткости к литературному слову, положительных эмоций, любви к природе.
Метапредметные результаты:
Личностные УУД: ориентироваться в содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, анализировать свою работу.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель и план выполнения заданий, понимать цель и смысл выполняемых заданий.
Познавательные: овладевать навыком смыслового чтения текстов в соответствии с заданием или вопросом, поставленным учителем ; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей, построения умозаключений; формировать умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, воспринимать мнение сверстников; использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного.
Оборудование: Плакат «Весна» с рисунками обучающихся; загадки обучающихся о весне, оформленные на альбомных листах; русские народные костюмы, шапочки с надписями «март», «апрель», «май» и фотоиллюстрации картин природы каждого весеннего месяца; карточки-полоски с фамилиями поэтов и названиями их стихов (крепятся к доске); рабочие листы для обучающихся: «Алфавит» с нумерацией букв, «Соответствие», «Телеграммы», экраны ; аудиозапись песни «Музыка весны» (муз. Л. Мельниковой , сл. Бугинос), букетик подснежников, плакат «Рисуем дождик» ; смайлики настроения, солнышки из картона для каждого обучающегося.

Слайды: №1-Облако с цифровой шифровкой темы урока, №2- Облако с расшифрованным названием темы «Апрель, апрель! Звенит капель», №3- изображение подснежников, №4- изображение ласточки, №5- Текст первой телеграммы, №6- Текст второй телеграммы, №7- Текст третьей телеграммы.
Ход урока
I.Орг.момент

- Сегодня к нам придёт необычная гостья. Вы подготовились к встрече с ней?
- Садитесь удобнее. Начнём наш урок.
II.Речевая разминка

- Ребята, на доске написаны предложения. Давайте четко прочитаем их.
(Хоровое чтение чистоговорок обучающимися).
Течет-течет речка.
Печет-печет печка.
Тает-тает свечка.

- Какое слово используется в последнем предложении, чтобы показать, как исчезает, уменьшается свечка? (-Используется слово «тает»).

- А о чем еще можно сказать, употребляя слово «тает»? (-Тают тень, мороженое, сахар, сосулька, снег, лед).

- В какое время года происходит таяние снега, льда, сосулек? (- Это бывает весной).

III.Создание фона для развития положительных эмоций, воображения обучающихся

Прослушивание песенки «Музыка весны» (муз. Л. Мельниковой, сл. Бугинос.)
-Ребята, послушайте весеннюю песенку и постарайтесь представить то, о чём в ней говорится.
(Слушание песенки).
-Что вы услышали? Каким стало ваше настроение? (- Мы услышали звон ручейка, шум капели, пение птиц. Настроение стало бодрым, радостным.)
IV.Проверка домашнего задания
1.Отгадывание загадок
- Давайте разгадаем те весенние загадки, которые вы сочинили дома.
Обучающиеся выходят к доске и читают загадки.
1ученик
Я родился весной
И все время бегу.
День и ночь я журчу,
Ведь молчать не могу.
(Ручей)
2ученик
Тает снег,
Звенят ручьи.
Прилетели к нам
(Грачи)

3 ученик
На проталинке в лесу
Звезды голубые.
Я их маме отнесу,
Чтоб не грустно было.
(Подснежники)

4 ученик
На улице стало теплее.
Солнце светит веселее.
На реке ледоход.
В лесу подснежник цветет.
(Весна)

5 ученик
Набухают почки.
Распускаются листочки.
Птицы прилетают.
Когда это бывает?
(Весной)
- Молодцы, ребята. Вы составили интересные загадки.

2. Инсценировка песенки «Идет матушка-Весна»
-Раньше на Руси люди называли весну матушкой, с нетерпением ждали, зазывали её, радовались её приходу, водили хороводы и пели песни.

Обучающиеся в русских народных костюмах выполняют инсценировку, используя мотив русской народной песни «Ах вы сени, мои сени»
Каждые две строки повторяются дважды.
Выходят две ученицы, поют:
Идёт матушка-Весна,
Отворяй-ка ворота.

Подходит ученик в костюме месяца марта, поет:

Первым март пришел-
Белый снег сошел.

Подходит ученик в костюме месяца апреля, поет:

А за ним и апрель
Отворил окна и дверь.

Выходит ученик в костюме месяца мая, поет:

А уж как придёт май,
Солнце в терем приглашай.

(Кланяются).
- Очень хорошо. Вы замечательно сыграли свои роли.
(Обучающиеся садятся на свои места).

-Назовите весенние месяцы, о которых говорилось в песенке.
(Обучающиеся называют месяцы весны).
3. Актуализация знаний. Выставка и словесное описание детских рисунков
-Итак, сегодня у нас в гостях матушка-Весна. Какой вы изобразили её?
(Вывешивается плакат «Весна» с детскими рисунками).

1 ученик:
- У меня Весна яркая, нарядная, шумная. Рядом с ней – птицы.

2 ученица:
- Я изобразила Весну в виде красивой девушки с развивающимися волосами. Весна находится в роще среди берез. На деревьях распустились листочки.
3 ученик:
- А у меня Весна улыбается. У нее в руках цветы и лейка, потому что в это время года много воды, появляются цветы.

- Молодцы! Вы прекрасно изобразили нашу гостью Весну.
V.Закрепление и обобщение материала, изученного в разделе «Апрель, апрель! Звенит капель...»

1.Формулировка темы урока
- Весна принесла с собой много тепла и света, а также белые пушистые облака. Одно такое облако залетело к нам в класс.
Слайд №1
- Оно не простое, а волшебное. Весна написала на нем какие-то слова, но они зашифрованы. Давайте расшифруем и прочитаем запись, зная порядок букв в алфавите. Работайте в парах. Один пусть расшифрует слова верхней строчки, а другой – нижней.
( Обучающиеся используют рабочий лист №1 «Алфавит»)

- Напишите на экранах и покажите, что у вас получилось

Проверка предложений
Слайд №2 с надписью: Апрель, апрель!
Звенит капель
- Из какого произведения эти строчки? Кто его автор? (- Это строки из стихотворения С.Маршака «Апрель»).
- Какие слова здесь пропущены? (- Здесь пропущены слова «на дворе»).
- А чем еще являются слова, написанные на облаке? (- Это название раздела, который мы изучили.)
- Кто догадался, чем сегодня будем заниматься на уроке? (-Будем повторять то, что изучили в разделе.)
- Правильно. А какие произведения в нём собраны? (- В нем собраны стихотворения о весне.)
2.Соотнесение фамилий авторов и названий их стихотворений с последующим самоконтролем
- Давайте вспомним, кто из поэтов какие стихотворения написал.

(Раздает обучающимся рабочие листы№2 «Соответствие»)

Рабочий лист№2







1.Соедини стрелками фамилии поэтов с названиями стихотворений, которые они написали.

Имя, фамилия поэта
Название стихотворения

А.Майков
«Сельская песенка»

А.Плещеев
«Ласточка примчалась», «Весна»

Т.Белозеров
«Ручей», «К нам весна шагает»

С.Маршак
«Когда это бывает?»

И.Токмакова
«Подснежники»

Е.Трутнева
«Апрель»


2.Проверь себя. Если всё выполнено правильно, закрась квадратик в верхнем правом углу зелёным цветом. Если есть ошибки – красным. Если вся работа выполнена неверно – синим.

Обучающиеся выполняют задание 1.

С обратной стороны доски заранее прикреплены полоски со словами:



А.Майков «Сельская песенка»

А.Плещеев «Ласточка примчалась», «Весна»

Т.Белозеров «Ручей», «К нам весна шагает»

С.Маршак «Когда это бывает?»

И.Токмакова «Подснежники»

Е.Трутнева «Апрель»

Когда обучающимися выполнено задание, учитель открывает доску. Вызванные обучающиеся по одному выходят к доске и соединяют слова стрелочками.
- Теперь хором прочитайте то, что у вас получилось.
- Выполните задание 2 «Проверь себя»
(Самоконтроль обучающихся)

3. Зрительная гимнастика (Упражнение «Рисуем дождик»)
- Ребята, чтобы весной всё росло и цвело, нужен дождик.
Представьте, что вы волшебники. Сейчас мы превратим наше облачко в тучку, из которой идет дождь, и польем землю. Будем делать все это, водя глазами за моей указкой.
(Вывешивается плакат «Дождик», на котором вверху изображено облачко и круговые стрелки вокруг него, внизу – лужа, тоже с круговыми стрелками, вертикальные линии направлены из тучки в лужу)

Учитель водит указкой по направлению стрелок, обучающиеся –
глазами.
Упражнения:
а) Превращаем облачко в тучку.
б) Рисуем дождик так, чтоб каждая капелька попала в лужу.
в) Покажем, какой большой стала лужа.

4. Выборочное чтение произведений

Учитель берет в руки букетик подснежников. (Если нет цветов, то показ слайда №3)
- У меня в руках цветы, которые принесла с собой Весна. Какое стихотворение имеет такое же название и кто его автор? (- Это стихотворение Т. Белозёровой «Подснежники»).
- Давайте прочитаем его выразительно.
(Один из обучающихся выполняет задание.)
Оценка работы читающего учителем и обучающимися.
- С чем сравниваются в этом стихотворении подснежники? (- Подснежники – снегурочкины слезы.)
- Для чего поэты в своих произведениях используют сравнения? (- Сравнения делают стихотворения более яркими и выразительными.)
- Найдите в учебнике стихотворение Е.Трутневой «Когда это бывает?»
Прочитайте его вполголоса. Выделите сравнения.
(Жужжащее чтение)
Учитель вызывает одного обучающегося:
- Найди сравнение в первой части стихотворения. (- Льдинки-кружева.)
Учитель вызывает другого обучающегося:
- Найди сравнение во второй части. (- Луг-ситцевый платок.)
- Нравятся ли вам такие сравнения?
Утвердительные ответы обучающихся.
5.Физминутка

- Давайте отдохнём. Представим, что мы оказались в весеннем лесу.
(Дети выполняют движения )

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу
В стороны руки – плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.

6. Восстановление деформированных текстов. Подбор к нему стихотворений ( Индивидуальная работа обучающихся по карточкам.)
- Ребята, птицы принесли нам телеграммы из весеннего леса. Необходимо разделить текст на предложения и прочитать, соблюдая нужную интонацию, а затем ответить подходящими по смыслу стихотворениями.
- Разбирать тексты телеграмм будут (учитель называет фамилии обучающихся и раздаёт им рабочие листы с телеграммами. Обучающиеся выполняют задания)

7. Выборочное чтение стихотворений (продолжение)

- Весна приготовила нам загадку об одной птице, которая упоминается в изученных нами стихотворениях.

Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
На груди белое полотенце.
(Ласточка)

Обучающиеся отгадывают загадку.
Слайд №4
- Давайте найдём в нашем разделе стихотворения, в которых упоминается эта птица.
Обучающиеся находят и называют стихотворения А.Майкова «Ласточка» и А.Плещеева «Сельская песенка».
- Прочитаем стихотворение А.Майкова «Ласточка» по ролям.
1-ый учащийся читает слова автора, 2-ой -- слова ласточки.
(Ролевое чтение произведения.)
Учитель, обращаясь ко всему классу:
- Что вы можете сказать о том, как читали ученики?
(- Они читали правильно, целыми словами, соблюдая нужную интонацию, выделяя голосом отдельные слова.)
Учитель соглашается с мнениями отвечающих.
- А теперь проведем конкурс на лучшего чтеца наизусть стихотворения А.Плещеева «Сельская песенка»
Вызванные обучающихся читают стихотворение наизусть.
Класс характеризуют работу чтецов.
8. Восстановление деформированных текстов. Подбор к ним стихотворений (Проверка индивидуальной работы обучающихся .)

- Итак, пришло время узнать, о чём же говорится в телеграммах,
присланных к нам из весеннего леса.

Слайд №5

ТЕЛЕГРАММА №1
Весна прилетела к нам на солнечных крыльях у неё строгий распорядок работ первым делом она освобождает землю делает проталинки
(К доске выходит ученица.)
- Расставь, пожалуйста, знаки препинания и прочитай текст.
(Ученица выделяет границы предложений и читает текст.)

- Что такое проталинки?
(Места, где стаял снег и открылась земля.)

- Какое стихотворение подойдёт для ответа?
(Стихотворение И.Токмаковой «К нам весна шагает»)

Ученица читает стихотворение наизусть.

-Читаем следующую телеграмму.
Слайд №6


(К доске выходит обучающийся, работавший с текстом телеграммы №2, выделяет границы предложений и читает текст.)


ТЕЛЕГРАММА №2
Весна освобождает из-подо льда воду ручейки талого снега тайно сбежались в реки вода поднялась и сбросила с себя лёд зажурчали вешние потоки.

- Объясни смысл выражения вешние потоки (весенние ручьи, реки.)

- Каким стихотворением ответим на эту телеграмму? (- Стихотворением И.Токмаковой «Ручей»)

Выразительное чтение стихотворения обучающимися

- Кого напоминает ручей в этом стихотворении? (- Весёлого, озорного, подвижного человека.)

- Прочитаем третью телеграмму
Слайд №7

( К доске выходит обучающийся, работавший с текстом телеграммы №3, выделяет границы предложений и читает текст)
ТЕЛЕГРАММА №3
Весна начала одевать землю и лес на солнечном припеке уже видна молодая зелёная травка из-под снега показался голубенький весенний цветок.

- Какое стихотворение выберем для ответа? (-Стихотворение А.Майкова «Весна»)

Чтение обучающимся стихотворения А.Майкова «Весна» наизусть.

Какое слово в произведении помогает представить последний снежок?

9. Выразительное чтение стихотворения С.Маршака «Апрель»

VI.ИТОГ УРОКА

- Покажите смайлики, характеризующие ваше настроение на уроке.
- Какие стихи из раздела вам понравились больше всего? Почему?
(Ответы обучающихся.)
- Вы все активно работали. В память о сегодняшнем уроке вручаю вам подарки Весны - солнышки. Пусть ваше настроение всегда будет таким же хорошим, как сейчас.
(Учитель раздаёт детям солнышки)
Default Paragraph Font Table Normal
No List Table Grid