РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА по теме: «Что такое транспорт?»


Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа №11
Городского округа Спасск – Дальний
РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ
НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
по теме: «Что такое транспорт?»
Разработала
учитель начальных классов
Панасюк Виктория Валерьевна
2016
Пояснительная записка.
Урок окружающего мира по УМК «Школа России» организован в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Данный урок предназначен для учащихся второго класса.
Урок четвёртый в разделе «Жизнь города и села». Для работы по данной теме в рабочей программе отводится один урок.
Тип данного урока - изучение и первичное закрепление знаний и умений учащихся, где учащиеся с помощью постановки проблемного вопроса стараются самостоятельно узнать виды транспорта.
Материал урока соответствует возрастным особенностям учащихся.
На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала. Использование ИКТ позволяет увеличить объем предполагаемого для ознакомления материала. Визуальный материал способствует лучшему усвоению и закреплению знаний.
методы обучения: объяснительно - иллюстративный, частично – поисковый, словесный, наглядный, практический;
формы обучения: фронтальная; работа в парах; индивидуальная;
приёмы обучения: мотивирующий – стихотворные строки в начале урока; использование занимательного материала (загадки).
Педагогические технологии: проблемно - диалогическая; информационно - коммуникативная, здоровьесберегающая. (элементы данных технологий).
принцип научности и доступности изучаемого материала.
В конце урока происходит рефлексия по самооценке полученных знаний.
Данный урок разработан в свете требований новых ФГОС. Рассмотрены вопросы развития универсальных учебных действий на уроке окружающего мира во втором классе по теме «Что такое транспорт?». Урок включает элементы традиционного занятия: присутствие сказочных героев, для постановки целей и задач урока; актуализация знаний позволяет формировать и развивать регулятивные умения. С помощью наглядных пособий учащиеся должны были выделить лишний вид транспорта и обосновать свой ответ. Это способствовало развитию умения выбирать главное из текста, структурировать учебный материал. С помощью таблицы учащиеся разделили, на какие виды делится транспорт. И систематизировали знания по правилам дорожного движения.
Элементы развивающего обучения: постановка цели урока самими учащимися исходя из соответствующей проблемной ситуации, закрепление данного материала на более высоком содержательном уровне. На стадии закрепления ребята отгадывали загадки и определяли вид транспорта. Работа в рабочей тетради и тест были проведены с целью закрепления видов транспорта. Взаимоконтроль развивает умение оценивать действия других по заданным критериям.
В конце урока ребятам предлагается оценить степень усвоения учебного материала. Ответы на эти вопросы помогут учителю еще раз вглядеться в своих учеников, определить уровень их самооценки. Так как в ней отражается его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
Формы, применяемые на уроке, выбраны в соответствии с дидактическими и психологическими требованиями к уроку: индивидуальная используется на этапе сообщения нового материала, коллективная форма работы – на этапе первичного закрепления знаний, работа в парах – на этапе практического применения знаний и умений.
Сотрудничество учащихся в парах развивает умение взаимодействовать друг с другом (распределять работу, оказывать взаимопомощь, проводить взаимный контроль, объединять результаты работы отдельных участников группы в единый продукт).
Тема урока: Какой бывает транспорт?
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления полученных знаний.
Цель урока (для ученика):
научиться определять виды транспорта, объяснять их назначение, запомнить номера телефонов экстренных служб; анализировать правила поведения в транспорте.
Цель урока (для учителя):
сформировать представление о видах транспорта, их назначении.
Задачи:
познакомить с видами транспорта, формировать представление о его назначении, познакомить с номерами телефонов экстренных служб; правилами поведения в транспорте.
развивать интерес к технике, продолжить работу по развитию памяти, логического мышления, совершенствовать устную речь учащихся, совершенствовать умение работать с текстом учебника, обобщать, анализировать информацию;
воспитывать любознательность, интерес к работе, воспитывать бережное отношение к книге.
Планируемые результаты
Предметные:
второклассники узнают, на какие группы можно разделить транспорт, смогут объяснить его назначение; запомнят номера телефонов экстренных служб; анализировать правила поведения в транспорте.
Метапредметные:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Структура урока:

Организационный момент.
Актуализация знаний.
«Открытие» нового знания.
Физ. минутка.
Первичное закрепление.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная, самостоятельная, групповая.
Средства обучения: сигнальные карточки, учебник «Окружающий мир», авторы А.А.Плешаков; рабочая тетрадь №1; тест для индивидуальной работы, презентация.
Формы контроля: фронтальная проверка, самоконтроль, взаимоконтроль.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук,
Домашнее задание: 1) Нарисовать знаки, изображающие, как избежать опасных ситуаций, связанных с транспортными средствами.
2) Придумать и нарисовать экологически чистое транспортное средство будущего.

Технологическая карта урока
Основные этапы организации учебной деятельности Формы организации Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирования УУД
1. Организационный момент.
1 мин. Мотивирует учащихся.
Встали ровненько, красиво.Посмотрю - ка, я на вас!Молодцы, все встали прямо.Ах, какой хороший класс!
- Тихо сели. Начинаем наш урок. Стоят около своих мест.
Садятся. Коммуникативные:
слушают учителя;
2. Актуализация знаний.
3 мин.
Фронтальная.
Ребята, послушайте и ответьте на мои вопросы. «Из пункта А в пункт В отправился путешественник». Так начинаются многие задачи в жизни. По дорогам, по тропинкам спешат люди. Одни торопятся в школу, другие на работу, третьи по своим делам. На чём добраться до места назначения?
Как назвать все эти средства передвижения одним словом?
-Кто догадался, какая тема урока сегодня? (Какой бывает транспорт?)

- Какую цель поставим сегодня на уроке?
-Что вы бы хотели узнать на уроке?
Слайд 2 Тема урока: «Какой бывает транспорт?»
-Прочитайте, что говорит нам об этом муравьишка Вопросик. Слушают.
Отвечают на поставленный вопрос учителя.
Слайд 1 транспорт
С помощью учителя формулируют тему урока.
С помощью учителя ставят цель урока
Ответы учеников.
Читают учебную задачу в учебнике
Познавательные:
проводить анализ учебного материала;
Коммуникативные:
строят понятные для собеседника высказывания;
- воспринимают ответы учащихся;
Регулятивные:
уметь формулировать и удерживать учебную задачу;
3. «Открытие» нового знания.
10 мин.
Фронтальная.
По способу передвижения
Слайд 3
Посмотрите на слайд.
- Для чего людям необходимо такое количество транспорта?
- На какие группы можно разделить весь этот транспорт?
- Где передвигаются автомобили?
- Какой это транспорт?
- Какой ещё наземный транспорт вы знаете, приведите примеры?
- Где передвигаются поезда?
- Как называется транспорт, который движется под землей?
- Приведите примеры.
- Где передвигаются корабли?
- Как называется такой транспорт?
- Приведите примеры водного транспорта?
-А какой транспорт мы ещё не назвали?
- Где передвигаются самолеты?
-Как такой транспорт называется?
- Приведите примеры воздушного транспорта?
-Таким образом, Какой бывает транспорт по способу передвижения?
По назначению
Слайд 4
Ребята ещё существует один вид транспорта, который помогает людям, что это за транспорт, который перевозит грузы?
- Приведите примеры.
- А как называется транспорт, которым пользуется только один человек, или семья?
- Приведите примеры? Как называют транспорт, который перевозит людей?
- Приведите примеры
- Ребята, мы все пассажиры и пользуемся пассажирским транспортом, давайте проговорим правила поведения в общественном транспорте.
Специальный транспорт
- А на каком виде транспорта ездит полицейский?
- А если человек заболел и не может приехать в больницу сам, какая машина приезжает за ним?
- А если где – то пожар, то какая машина спешит на помощь?
-А что это за транспорт?
-В каком случае мы обращаемся к этой службе?
- Этот транспорт называют специальный. Прочитайте об этом в учебнике. Перевозить людей и грузы.
Делят транспорт на группы
Наземный, подземный, водный, воздушный
По земле
Наземный
Ученики приводят примеры
На земле, под землёй.
Подземный
Метро
По воде
Водный
Воздушный
По воздуху
Воздушный
Ученики читают таблицу в учебнике
Наземный, подземный, водный, воздушный
Грузовой
Личный
Пассажирский
Читают правила поведения на слайде.
Полицейская машина.
Скорая помощь.
Пожарная машина.
Слово «специальный» в переводе обозначает «особый». Эти машины нужны для очень ответственной работы, их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь. Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
осуществлять работу по выполнению отдельных операций.
Коммуникативные:
слушают учителя;
воспринимают ответы учащихся;
осознанно строят речевые высказывания.
Регулятивные:
уметь выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам;
самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи.
4. Физ. Минутка
1 – 2 мин
5. Первичное закрепление 10 мин.
1) Работа с учебником
5 мин
2) Загадки
1 мин
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
1) Работа в рабочей тетради
мин
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.1) Тест
5- 7 мин
8. Итог. Рефлексия
2 мин
8. Домашнее задание (по выбору)
1 мин
Групповая
Фронтальная
Индивидуальная
Взаимоконтроль
- Устали, наверное? Предлагаю отдохнуть.
«Запрещается – разрешается». Когда вы согласны с правилом, вы приседаете, а когда не согласны – прыгаете.
1) И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны! (приседание)
2) Шалить, играть на дороге (прыжок)
Запрещается!
3) Быть примерным пешеходом (приседание)
Разрешается!
4) Ехать «зайцем», как известно (прыжок)
Запрещается!
5) Уступить старушке место (приседание)
Разрешается!
6) Переход при красном свете (прыжок)
Запрещается!
7) При зеленом даже детям (приседание)
Разрешается!
- Откройте учебник на странице 117.
- Какие машины изображены?
- Проверьте: соответствует ли иллюстрация номеру телефона.
- Ребята, какую службу вызовем по номеру 01, 02, 03
Послушайте загадки и скажите, где может передвигаться этот транспорт?
Что за чудо – желтый дом!Ребятишек много в нём.Носит обувь из резины.
И питается бензином. (Автобус)
Ходит город – великанНа работу в океан. (Корабль)
Что за птица: Песен не поёт,Гнезда не вьёт, Людей и груз везёт. (Самолёт)
Я в любое время годаИ в любую непогодуОчень быстро в час любойПровезу вас под землёй. (Метро)
-Выполните задания в рабочей тетради на стр. 54
-Отметьте карандашами разного цвета наземный, водный, воздушный и подземный транспорт. Буквами П, Г, С отметь пассажирский, грузовой и специальный транспорт.
Сейчас я предлагаю вам проверить ваши знания с помощью теста.
(см. Приложение1)
-Молодцы, ребята! Справились с заданиями.
- Ребята, какую цель мы поставили на уроке? Где можно применить новые знания?
- Я прошу вас оценить нашу работу на уроке.
-Кто очень хорошо понял материал и может объяснить товарищу – выберите зеленый сигнал светофора.
- Кто в чем-то сомневается – жёлтый сигнал светофора.
- А кто считает, что ему нужно ещё поработать над данной темой – поднимите красный сигнал светофора.
Включаю музыку «Новогодние бубенцы. Упряжка деда Мороза». (сл. 11)
- Ребята, а кто это к нам едет?
-Правильно, Дед Мороз!
- Кто знает, а каким видом транспорта пользуется Дед Мороз?
1) Нарисовать знаки, изображающие, как избежать опасных ситуаций, связанных с транспортными средствами.
2) Придумать и нарисовать экологически чистое транспортное средство будущего.
Молодцы, спасибо за урок.
Выполняют движения соответствующие тексту.
Читают информацию в учебнике, работают в паре
Проверка: фронтальная работа учащихся.
Проверка: индивидуальная работа учащихся
Выполняют тест, оценивают работу друг друга.
Проверка по эталону.

Сани с тройкой лошадей, наземным, личным Коммуникативные:
слушают учителя;
выполняют простейшие движения.
Познавательные:
проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;
проводить коллективное исследование.
Коммуникативные:
слушают учителя; строят понятные для собеседника высказывания;
воспринимают ответы учащихся;
Регулятивные:
уметь формулировать и удерживать учебную задачу.
Регулятивные:
уметь осуществлять пошаговый
контроль выполнения действия, контроль за результатом работы по установленным правилам, установленному образцу;
адекватно воспринимает предложения взрослых и товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные:
проводить коллективное исследование.
Коммуникативные:
слушают учителя; строят понятные для собеседника высказывания;
воспринимают ответы учащихся;
используют в работе самопроверку, взаимопроверку.
Регулятивные:
уметь формулировать и удерживать учебную задачу.

Приложение 1
Тест по теме «Какой бывает транспорт?»
1.Какая отрасль экономики обеспечивает перевозки людей и грузов?
- торговля
- строительство
- транспорт
2.Что относится к подземному транспорту?
- электропоезд
- теплоход
- метро
3.Найди группу транспорта, к которой относятся автобус, метро, такси.
- наземный
- пассажирский
- специальный
4.Найди группу транспорта, к которой относятся мотоцикл, автомобиль.
- наземный
- подземный
- водный
5.Найди группу транспорта, к которой относятся корабль, яхта, моторная лодка.
- наземный
- подземный
- водный
6.Найди группу транспорта, к которой относятся машины «скорой» помощи, милиции и пожарной службы.
- общественный
- специальный
- пассажирский
7.Что относится к воздушному транспорту?
- самолёт
- автобус
- велосипед

Список использованной литературы и интернет ресурсов:
Учебник по окружающему миру 2 класс А.А.Плешаков.
Рабочая тетрадь по окружающему миру 2 класс А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова.
Поурочное планирование 2 класс.
Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия Г. Л. Копотеева, И. М.
Логвинова.
Система оценки планируемых результатов с учётом требований ФГОС начальная школа А. Н. Трофимова, С. В. Клецун, И. В. Галимова.
http\\www. festival.1september.ruhttp\\www. nsportal.ruhttp\\www. uchportal.ruhttp\\www. pedsovet.su