Сценарий классного часа Мы против терроризма. День памяти Беслана


2016-2017 учебный годКлассный час для учеников 8-х классов(кл. рук. Ерина Г.Н., Брагина Т.А., Коваль Н.М.)« Горе Беслана».Цель: формирование у учащихся толерантности, неприятия идей ксенофобии.Задачи:
Дать определение понятий «террор», «терроризм», «террорист».
Развить в школьниках сострадание и соучастие к жертвам терроризма.
Вызвать отрицание терроризма как явления.
Научить выявлять причины появления данного явления.
Привести к осознанию важности собственного участия в вопросах безопасности страны и собственной безопасности.
Научить пользовать памяткой по безопасности, правилам поведения при обнаружении взрывчатых веществ, звонках с угрозами, нападении террористов.
Научить осознавать важность извлечения уроков истории для собственного и национального будущего.
Форма: беседа, дискуссия, обсуждение.Оборудование: доска меловая, проектор и экран, презентация к классному часу, бутылки с водой, цветы, свеча, табличка «Беслан» (создающие эффект памятника), листочки на столах учащихся, записанные слова на доске «террор», «терроризм», «террорист».Структура мероприятия:
Подготовительный этап
Проведение мероприятия
Рефлексия
4,Подведение итогов
Ход мероприятия:Подготовительный этап.Деятельность учителя: изучение методической литературы, подготовка материалов, написание сценария.
Проведение мероприятия.
Слово учителя:
“Терроризм – глобальная проблема современного мира”
Мы сознательно не поставили знак в конце предложения.
К концу урока мы должны определиться, какой знак поставить:
Многоточие – что означало бы, что может надо еще подумать и поработать над этой проблемой.
Знак вопроса – что значит, что у нас остались сомнения “а глобальная ли это проблема?”
А может, мы поставим точку, или жирный восклицательный знак.
РОЛИК « трагедия в Беслане»Слово учителя:
Маленьким жителям Беслана, чьи имена навсегда останутся в памяти человечества, их учителям, наставникам, до последней минуты сердцем прикрывавшим своих питомцев и разделившим тяжесть выпавших на их долю испытаний, несгибаемым отцам и матерям Беслана – всем тем, кто погиб в темном пекле пылающего ада и кто выжил в эти страшные сентябрьские дни, посвятили мы наш классный час. Классный руководитель: ( я) 1 сентября около 9:00 по московскому времени группа вооруженных людей захватила школу №1 в городе Беслан в Северной Осетии, расположенную в Правобережном районе города, в 30 км от Владикавказа. Школу захватили 17 террористов, среди которых были мужчины и женщины, снабженные поясами смертников. Захват учащихся школы произошел сразу после торжественной линейки, когда школьники зашли в помещение.
Три дня ни один человек в стране не был спокоен. Три дня мы лихорадочно смотрели телевизор, слушали радио, узнавали новости друг у друга.Вот как это было… Рассказ учащихся, которым было дано заданиеПервый ученик: 1 сентября 2004 года. 9.00, презентация.День первый.Кто-то подумал сначала, что на линейке стали пускать салют, кто-то ругался, приняв происходящее то ли за шутку, то ли за учения по гражданской обороне. А те, кто был в масках, «поясах шахидов» и с оружием, уже били стекла первого этажа, чтобы упрятать в школе больше тысячи учеников, учителей и гостей праздника. Как они прошли? Группа захватчиков собралась перед налетом в лесу, села в ГАЗ–66 и двинулась в сторону Беслана. Они проехали заброшенные фермы, где нет ни одной живой души, и подошли к трассе «Кавказ». Здесь случайно увидели милиционера, который остановил свои «Жигули» и поднялся на горку, чтобы позвонить по мобильнику домой: так связь лучше. Захватили и его и двинулись в Беслан. Их никто не остановил: часть милиционеров была занята охраной школ, часть была на празднике. На этой машине они подъехали к школе, и начался кошмар.Второй ученик: 2 сентября 2004 годаДень второй.В случае штурма боевики угрожают взорвать школу. Их, тем временем, давно просят только об одном – передать детям воду и еду. Продовольствие подвозят в коробках, но террористы не пропускают. Любому переговорщику угрожают расправой, в том числе и доктору Рошалю, которого сами же и позвали. Террористы, переговорив с бывшим ингушским президентом Русланом Аушевым, отпустили 26 человек – женщин с грудными детьми. Наверное, это была первая и последняя хорошая новость с момента захвата школы.Узнав об этом, все подумали – скоро все закончится. Они опомнятся. Все будет хорошо.Третий ученик: 3 сентября 2004 годаДень последний.Утро третьего дня для террористов стало последним, как и для многих заложников. Все произошло внезапно. Спасатели пошли в школу забирать тела убитых. В это время в спортзале что-то взорвалось. Когда дети убегали через дыру в стене от взрыва, террористы из школы стреляли им в спину. К уцелевшим, уже не обращая никакого внимания на пули, навстречу бежали родственники и военные. Заложников вели, подхватывая на руки. Классный руководитель: Участниками и жертвами террористических актов становятся не только мирные жители, но и воины-спецназовцы. Их цель – защитить мирное население от террористов, зачастую ценой своей жизни. По данным МВД Северной Осетии, более десяти бойцов спецподразделений погибли в ходе операции по освобождению заложников в школе номер 1 североосетинского города Беслан.Классный руководитель: Страшная трагедия в г. Беслане стала новой точкой отсчета в 1000-летней истории России, которая не слыхала подобного. Ни Батый, ни поляки, ни Наполеон, ни даже фашисты не нападали специально и исключительно на детей. Во всей истории невозможно провести аналогию этой бессмысленной и страшной бойне, когда за один час было прекращено несколько сотен детских жизней. Единственная история, которая сопоставима с бесланской трагедией, – это история, которая произошла две тысячи лет назад также в маленьком городке – Вифлееме: избиение Иродом Вифлеемских младенцев. Презентация:Слезы, ненависть, горе. Такой короткий промежуток от счастья, праздника к своей гибели. По официальным данным в результате террористического акта 1-3 сентября в г. Беслан погибли 334 человека, из них 186 детей, 15 учителей, более 900 человек получили ранения…Учитель зажигает свечу…Памяти жертв бесланской трагедии, памяти всех жертв терроризма – минута молчания.Минута молчанияСтихотворение- читает руководитель 9 класса: Курбатова Л.А.
( учитель литературы), ролик.Мне не забыть тех страшных дней:Потоком кровь с телеэкрана,Меж пуль свистящих и огнейМельканье лиц детей Беслана.Мне не забыть плач матерейВ объятьях траурного одеянья.Их лица выглядят старейС печатью горя и страданья.Мне не забыть тех нелюдейПод маской дьявольского ухмыленья.Прикрывшись мерзостью идейСвои творивших преступленья.Без слов – одна лишь боль,Убитых горем матерей рыданье.О, Господи, скажи докольНазначил людям ты страданья?От рук бездушных палачейДетей загубленных, безгрешныхТеперь заменит свет свечей,Но не излечит безутешных.Не раздается детский смех,Один лишь плач и боли стонОстанется нам, как на грех – На память погребальный звон.
Рефлексия
Дети заранее делятся на 3 группы:Классный руководитель: Ребята, вы услышали историю бесланской трагедии. На листочках, которые лежат перед вами, напишите, какие ассоциации вызывают у вас слова «террор», «терроризм», «террорист» (слова заранее написаны на доске). ^ Обсуждение написанного.
Знакомство с историей терроризма, определениями понятий.
Слово учителя: Терроризм - это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия. Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети. Террор - запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги, взрывы, захват заложников). События последних лет со всей определенностью доказали, что Россия, как и все мировое сообщество, не в силах противостоять размаху терроризма. Именно этими обстоятельствами и была вызвана необходимость разработки Федерального закона “О борьбе с терроризмом”, принятого в июле 1998 года.
Сегодня мы собрались для обсуждения проблемы, которая заявлена следующим образом: “Терроризм-угроза обществу”.
- Итак, что такое терроризм? Что в себе несет? И как себя вести в подобной ситуации? Это вопросы беседы, на которые мы постараемся дать ответы.
Происходящее поражает сознание, но вот парадокс: в начале третьего тысячелетия население России стало привыкать к сообщениям об очередных заказных убийствах, перестрелках на улицах городов, взрывах и захватах заложников…..
Учитель: В чем же сущность терроризма?
Словари определяют понятие “терроризм” как насильственные действия преступных лиц с целью подрыва существующей власти, осложнение международных отношений, политических и экономических вымогательств у государств. Это систематическое применение или угроза применения насилия против мирных жителей как шантаж существующих органов власти для достижения определенных политических, социальных или экономических целей.
Типы современного терроризма: ( презентация)
Националистический
Религиозный
Политический
Какова же современная статистика терроризма?. Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача – подчинить государство, его органы, всю общественность, заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.
1999 год Москве взорваны два жилых дома. Погибли 200 человек.
Пятигорск, Каспийск, Владикавказ, Буйнакс, Буденовск, Кизляр, Беслан, где пострадали многие и многие ни в чем не повинные граждане России.
Октябрь 2002 – захват заложников в Москве – Театральный центр на Дубровке.
6 февраля 2004 год - взрыв в вагоне московского метро, унесло жизни около 50 человек.
Всплеск терроризма произошел в 2003 году. Среди наиболее масштабных и кровавых можно выделить:
12 мая - взрыв у жилых домов в Надтеречном районе Чечни. Погибли 59 человек, 320 получили ранения;
5 июля взрыв в Москве (Тушинский рынок) погибло - 17 человек, 74 получили ранения;
5 декабря взрыв в электричке в Есентуках – погибли 32 человека, ранено - 150.
9 декабря – Москва взрыв на Манежной площади (погибли 7 человек, ранено-13.)
2004 год весь мир заставил содрогнуться новая серия терактов: одновременные взрывы двух пассажирских самолетов 24 августа с гибелью 90 человек.
Взрывы в московском метро 2010 года — два взрыва, произведённых 29 марта 2010 года на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» Сокольнической линии московского метрополитена, двумя террористками-смертницами дагестанского происхождения[6]. В результате взрывов погибло 41 и ранено 88 человек[2]. Среди пострадавших были граждане России, Таджикистана, Киргизии, Филиппин, Израиля и Малайзии[2][7].Учащиеся на магнитной доске вывешивают плакаты:
Только в 2000 году в мире было совершено 423 террористических акта405 человек погиблиИ 791 получили ранение!
За десять лет совершено6500 актов международного терроризма, от которых погибли 5 тысяч человек, пострадали более 11 тысяч человек!
Учитель. Как же не стать жертвой теракта? Об этом, об основных правилах поведения в условиях угрозы террористических актов, мы сегодня с вами и поговорим.
Ребята, как же не стать жертвой теракта? (Ответы: следует избегать посещение регионов, городов, мест и мероприятий, где возможно проведение терактов, Такой регион, например, Северный Кавказ. Места массового скопления людей - это многолюдные мероприятия. Здесь следует проявлять осмотрительность и гражданскую бдительность.)Что такое гражданская бдительность? (Ответы: например оставленный кем-то подозрительный предмет (пакет, коробка, чемодан и т. д.))
Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов? (Ответы: не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия милиции.)
Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия? (ответы: не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону).
Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо (ответы: запомнить разговор, оценить возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы).
Если рядом прогремел взрыв, ваши действия? (Ответы: упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую мед помощь, выполнять все распоряжения спасателей).
Если вы оказались в числе заложников? (Ответы: помнить главное-цель остаться в живых, не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения, помнить - спецслужбы начали действовать).Подведение итогов.Классный руководитель: Мы не должны забывать эти черные даты и делать все возможное, чтобы этого не повторилось. Дети делают выводы, повторение правил безопасности, раздаю памятки.