Элективный курс по физике Физика в задачах


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Рабочая программа элективного курса « Решение задач по физике » 9 класс Структура документа: 1. Пояснительная записка. 2. Содержание рабочей программы 3. Учебно - тематический план. 4. Требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников); 5. Литература и средства обуче ния; 6. Календарно - тематический план учителя (приложение к рабочей программе Пояснительная записка. Актуальность курса связана с тем, что согласно концепции профильного обучения в профильной школе вводятся элективные предметы для п остроения индивидуальных образовательных траекторий. В рамках данного курса рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к ГИА. Необходимость разработки данной программы вызвана отсутствием т иповых программ таких элективных предметов. Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике путем решения разнообразных задач и способствовать их профессиональному определению. Его основная направленность - подготовить учащихся к ГИА с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении физики в 7 - 9 классах, а также углублению знаний по темам при изучении курса физики в 7 - 9классах. Занятия проводится 1 час в неделю в течение 2 полугодия Ц елями данной программ ы являются: - углубление полученных знаний и умений; - формирование навыков в использовании общих законов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение; - умение широко использовать полученные знания по математике при решении физических задач. Задачи курса: - развить навыки работы учащихся с дополнительной учебной, научно - популярной литературой; - развитие интереса к физике; - развитие логического мышления и монологической речи; - развивать способности учащихся к исследовательской деятельности; - умение широко использовать полученные знания по математике при решении физических задач. Программа элективного курса «Решение задач по физике» для 9 класса составлена на основе федер ального компонента государственного стандарта общего образования в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (базовый и профи льный уровень). Данная модифицированная программа учебного курса «Решение задач по физике» разработана на основании программы элективного курса «Решение задач по физике повышенной сложности» автор Марчук Э.В., опубликованная в сборнике «Физика 8 - 9 кла ссы: сборник программ элективных курсов составитель В.А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007». Настоящий учебный курс рассчитан на преподавание в объеме 17 часов. Модифицированная программа учебного курса «Решение задач по физике» отличается от программы эл ективного курса «Решение задач по физике повышенной сложности» (автор Марчук Э.В.) тем, что уменьшено количество часов по темам: « Основы кинематики» - 3 часа, «Основы динамики» - 4 часа, «Элементы гидростатики и аэростатики» - 2 часа, «Законы сохранения в механике» - 2 часа, «Тепловые явления» - 2 часа, «Электрические явления» - 2 часа, тему: «Вводное занятие», заменяю на тему «Заключительное занятие», рассчитанную на один час. Учебный курс «Решение задач по физике» является основой для обобщения и расшире ния ранее приобретенных знаний учащимися по физике. На изучение физики в 9 классе по данной программе отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач, формированию до статочного уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор профиля, связанного с расширенным изучением физики. Программа направлена на создание условий для организации эффективной системы предпрофильн ой подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования, профиля обучения. Формы организации образовательного процесса: Для организации занятий используются следующие формы: - лекционное изложение материала; - эвристические беседы; - практикумы по решению задач; - уроки - исследования; - работа в малых группах. Виды деятельности - работа с дополнительной литературой - семинары по решению задач - конференции - тестирование Технологии обучения: Технологи и, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся; групповые технологии разных видов: групповой опрос, урок - практикум, урок - семинар и т.д.; дифференцированные задания и личностно - ориентированные технологии. Использование ИКТ . Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся: Учебно - познавательные компетенции : - ставить цель и организовывать её достижени е, уметь пояснить свою цель; - организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно - познавательной деятельност и; - обозначать свое понимание или непонимание по от ношению к изучаемой проблеме; - ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, описывать результаты, формулировать выводы; - выступать устно и письменно о результатах своего исследования. Информаци онные компетенции: - владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебник ами, справочниками, Интернет; - самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразо вывать, сохранять и передавать ее; - ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое. Коммуникативные компетенции : - владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать во прос, ко рректно вести учебный диалог; - владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы После изучения курса учащиеся должны: - знать применения основных достижений физики в жи зни, историю развития физики, физические законы; - понимать роль физики в жизни, науке и технике, смысл и сущность физических законов; - уметь работать со средствами информации, в том числе компьютерными (рефераты, доклады, справочники); - готовить сообщения и доклады и выступать с ними, оформлять их в письменном и электронном виде, применять различные физические законы при решении задач, решать тестовые задачи. Содержание рабочей программы 1.Основы кинематики (3 ч). Цель: формирование знаний об основных поня тиях и законах кинематики, изучение которых составляет основу для дальнейшего освоения курса. Механическое движение, относительность движения, система отсчета. Траектория, путь и перемещение. Закон сложения скоростей. Графики зависимости кинематических вел ичин от времени при равномерном и равнопеременном движении. Движение тела под действием силы тяжести по вертикали. Баллистическое движение. Требования к уровню подготовки обучающи х ся: знать связь между кинематическими величинами; уметь решать з а дачи по об щему алгоритму, применять алгоритм по кинематике к решению задач в случае движения тела по вертикали и под углом к горизонту; строить графики зависимости кинематических величин от времени для различных видов движения, решать задачи с применением граф и ков. Вид контроля: - фронтальный о п рос учащихся. - тестирование. 2. Основы динамики (2 ч). Цель: формирование знаний об основных понятиях и законах динамики, изучение которых составляет основу для дальнейшего освоения курса. Законы Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса. Сила. Сложение сил. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести, ускорение свободного падения. Силы упругости, закон Гука. Вес тела, невесомость. Силы трения, коэффициент трения скольжения. Требования к уровню подготовки обучающи х ся: знать вид ы сил, находить ра з личные силы, действующие на тело по формулам. уметь выполнять построение векторов действующих на тело сил, выполнять построение и анализ общего алгоритма на динамику, применять алгоритм на динамику к решению задач в случае равнов е сия или равномерного прямолинейного движения, в случае движения тела с ускорен и ем Вид контроля: - фронтальный о п рос учащихся. - индивидуальный опрос. 3. Элементы гидростатики и аэростатики (2 ч). Цель: формирование знаний об основных понятиях и законах гидростат ики и аэростатики. Давление жидкости и газов. Закон Паскаля. Закон сообщающихся сосудов. Сила Архимеда. Условия плавания тел. Требования к уровню подготовки обучающи х ся: знать условия равновесия жидкости в сообщающихся сос у дах, условия плавания тел; уметь решать задачи на применение закона сообщающихся сосудов, изображать силу Архимеда в общем случае; решать задачи по т е ме. Вид контроля. - тестирование. - фронтальная бес е да. 4. Законы сохранения в механике (3ч). Цель: формирование знаний о законах сохранения в механике. Понятие энергии, кинетическая и потенциальная энергии, полная механическая энергия. Механическая работа, мощность. Закон сохранения энергии в механике. Импульс, закон сохранения импульса. Требования к уровню подготовки обучающи х ся: знать формулы работы, мощности и энергии, импульса; условия сохранения по л ной механической энергии и закона сохранения импульса; уметь решать задачи на закон сохранения энергии в общем случае и в мех а нике. Вид контроля: - тестирование - собеседование 5. Т епловые явления (2 ч). Цель: формирование знаний об основных понятиях и законах тепловых явлений. Внутренняя энергия. Количество теплоты, удельная теплоемкость; удельная теплота парообразования и конденсации; удельная теплота плавления и кристаллизации; уд ельная теплота сгорания топлива. Уравнение теплового баланса. Коэффициент полезного действия, тепловых двигателей. Влажность воздуха. Требования к уровню подготовки обучающи х ся: знать формулы количества теплоты в различных тепловых проце с сах, уравнение теп лового баланса, распространение закона с о хранения энергии на тепловые процессы. уметь решать задачи на расчет количества теплоты в различных тепловых процессах, на уравнение теплового б а ланса. Вид контроля: - т естирование - ф ронтальный о п рос 7.Электрическ ие явления (4 ч). Цель: формирование знаний об основных понятиях и законах электрических явлений. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда. Электрический ток. Величины, характеризующие электрический ток. Условные обозначения элементов электриче ских цепей. Построение электрических цепей. Закон Ома. Расчет сопротивления проводников. Законы последовательного и параллельного соединений. Работа и мощность электрического тока. Требования к уровню подготовки обучающи х ся: знать закон сохранения электри ческого заряда, закон Кул о на, величины, характеризующие электрический ток, законы последовательного и параллельного соединений, закон Джоуля - Ленца, формулы работы и мощности электрического тока. уметь решать задачи на закон Кулона и закон сохранен ия электрического зар я да, выполнять построение электрических цепей с использованием условных обознач е ний. Вид контроля: - фронтальная бес е да - фронтальный о п рос - тестирование 7. Заключительное занятие (1 ч). На заключительном занятии подводится зачёт «Реше ние задач по физике». Учебно - тематический план № п/п Наименование разделов и тем Всего часов Форма контроля 1 Основы кинематики . 3 фронтальный о п рос учащихся, тестирование. 2 Основы динамик и . 2 фронтальный о п рос учащихся, индивидуальный опрос. 3 Эле менты гидростатики и аэростатики . 2 тестирование, фронтальная бес е да. 4 З аконы сохранения в механике . 3 с обеседование , тестирование, 5 Тепловые явления . 2 тестирование фронтальный о п рос 6 Электрические явления . 4 фронтальная бес е да, фронтальный о п рос , тестирование. 7 Заключительное занятие. 1 зачёт Требования к уровню подготовки обучающихся . При изучении факультатива учащиеся должны знать : - понятия р авномерное и равнопеременное движение; - величины, характеризующие механическое движение; - закон ы сложения скоростей; - сила тяжести; - б аллистическое движение; - законы Ньютона; - гидростатическое давление. - закон сообщающихся сосудов; - понятия «сила Архимеда»; - условия плавания тел; - понятия «работа», «мощность», «энергия»; - закон сохранения полной механической энергии; - понятие «импульс»; - закон сохранения импульса; - понятие «количество теплоты»; - уравнение теплового баланса; - закон сохранения электрического заряда; - закон Кулона; - понятие «постоянный электрический ток»; - величины, характеризующие электрический ток; - закон Ома; - закон Джоуля – Ленца; - законы последовательного и параллельного соединения проводников. Учащиеся должны уметь : - строить графики в различных координатах, находить различные величины по графикам; - расклад ывать вектора скорости по двум взаимно - перпендикулярным направлениям, применять закон сложения скоростей для решения задач повышенного уровня; - находить по алгоритму различные кинематические величины в случае движения тела по вертикали под действием силы тяжести и под углом к горизонту; - изображать силы, действующие на тело в различных случаях, находить направление результирующей силы; - решать задачи с применением алгоритма в случае равномерного прямолинейного движения тела или равновесия; - находить раз личные физические величины с использованием алгоритма по динамике при движении тела с ускорением; - находить различные параметры, используя закон сообщающихся сосудов; - изображать силы, действующие на тело в жидкой или газообразной среде; - применять зако на Архимеда к решению задач; - находить энергетические величины и связь между ними в общем случае и в механике; - воспроизводить алгоритм на закон сохранения энергии и применять к решению задач; - приводить примеры выполнения закона сохранения энергии и им пульса в различных случаях; применять закон сохранения к решению задач; - приводить примеры тепловых процессов для каждого случая, применять формулы для расчета количества теплоты; - воспроизводить алгоритм, применять уравнения теплового баланса к решению задач; - приводить примеры электрических явлений и применять закон Кулона и закон сохранения электрического заряда; - уметь строить и читать электрические цепи, используя условные обозначения; - находить силу тока, напряжение и сопротивление по формулам; - строить и пользоваться вольтамперную характеристику для нахождения электрических параметров участка цепи; - решать задачи на закон Ома; - воспроизводить закон Джоуля – Ленца, применять закон сохранения энергии к решению задач на электрический ток; - воспр оизводить законы последовательного и параллельного соединений; - применять закон Ома и законы последовательного и параллельного соединений к расчету электрических цепей. Литература и средства обучения. Литература 1. Каменецкий С.Е ., В.П. Орехов Методика ре шения задач по физике в средней школе - М.: Просвещение, 1987. 2. Кабардин, Ф., Орлова, В. А. Углубленное изучение физики в 10 - 11 классах. - М.: Просвещение, 2002. 3. Н. Парфентьева, М. Фомина Решение задач по физике М.: Мир, 1993. 4. Мясников, С. П., Ос анова Т. Н. Пособие по физике. - М.: Высшая школа, 1988. 5. Опыты в домашней лаборатории / Библиотечка «Квант». - Вып. 4. - ML : Наука, 1980. 6. Трофимова, Т. И., Павлова, 3. Г. Сборник задач по курсу физики с решениями. - М.: Высшая школа, 1999. 7. Тульчинс кий, М. Е. Сборник качественных задач по физике. - М.: Просвещение, 1965. 8. Яворский, Б. М., Селезнев, Ю. А. Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования. - М.: Наука, 1989. Информационно - компьютерная поддержка 1. 1С: Реп етитор. Физика 1.5. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы. - CD - ROM . 2. Открытая физика. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы. Ч. I , П. - CD - ROM . 3. Курс физики XXI века для школьников и абитуриентов Л. Я. Боревский - 2 CD - ROM .