РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Основы здорового образа жизни», 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя школа №11» город Ачинск


«Согласовано»
Руководитель МО
_ ___ _ _
Протокол № _ от
« » 2014 г.

«Согласовано»
Заместитель директора школы
по УР « МБОУ»
СШ №11 г.Ачинск
________ Кузубова Т.П.
« » 2014г.
«Утверждено»
Директор «МБОУ» СШ№11г.Ачинск
_________Карюкина И.А.
Приказ № от « » 2014 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Основы здорового образа жизни», 5 класс

на 2014-2015 учебный год














Учитель: Пыткова Наталья Викторовна
Количество часов: 17 ( 1 полугодие)

Основу организации здоровьесберегающей деятельности в образовательном  учреждении составляют нормативные документы:
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
ст. 51 Федерального закона «Об образовании»,
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.1178-02, 2.4.7.1166-02. утвержденные постановлением Министерства здравоохранения и Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 №44 и от 20.11.2002 №38,
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №1756-р,
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.

Реализация здоровьесберегающих технологий.
Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается: за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в 4-5 раз. Различные патологические изменения обнаруживаются у 86 % учащихся I касса и у 93% -старшеклассников. Это объясняется низким уровнем здоровья поступающих в школу детей, что неблагополучно отражается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости. Подобная ситуация на фоне неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья учащихся диктует необходимость усиления валеологического воспитания и обучения. Главным условием повышения валеологической активности является:
- осознание ценности здоровья;
- формирование установки на его сохранение и укрепление;
- избавление от потребительской психологии, когда главная роль отводится работникам системы здравоохранения.
Яркой иллюстрацией низкой культуры школьников и их родителей является тот факт, что только 31,3% учащихся во время болезненных проявлений в виде насморка, кашля, головной боли никогда не посещают школу, 41,4% - иногда, а 23,5% вовсе не обращают на это внимания, тем самым, ухудшая состояние своего здоровья, способствуя переходу
заболеваний в хроническую форму. Вместе с тем, посещая занятия в болезненном состоянии, они подвергают опасности здоровье окружающих.
На основании вышеизложенного предлагаем школьный курс «Основы здорового образа
жизни», в котором предусмотрено изучение таких валеологических вопросов, как:
- личная гигиена, её значение в укреплении здоровья;
- взаимосвязь между физическим и эмоциональным состоянием;
- закаливание организма в домашних условиях;
- гигиена опорно-двигательного аппарата;
- значение регулярных занятий физическими упражнениями для формирования правильной осанки,
- отсутствие вредных привычек как составляющая здорового образа жизни. Основные принципы построения данного курса - интегративность и динамичность. По содержанию курс включает сведения ряда дисциплин, тесно связанных с целями и задачами валеологии (ОБЖ, эстетика, физическое воспитание и др.).
Цели курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования. Школьный курс «Основы здорового образа жизни» ставит следующие задачи:
- формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;
- формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
- формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию. Занятия проводятся в виде беседы-диалога, деловой игры, урока-практикума. Необходимым звеном в организации валеологического воспитания в условиях школы является внеклассная работа, включающая мероприятия валеологической направленности. Важным аспектом валеологизации учебного процесса является формирование здоровьенаправленного мышления не только у детей, но и у их родителей. Наиболее приемлемая форма работы с родителями - лекции и беседы по валеологической тематике на классных собраниях, а также формы активного отдыха вместе с детьми. Тематический план и программа курса «Основы здорового образа жизни» рассчитаны на 17 часа, т.е. 1 час в неделю (1 полугодие). Большое внимание при организации и подготовке занятий по ЗОЖ уделяется использованию средств ИКТ. К занятиям разработаны компьютерные презентации, подобраны видео и аудиоматериалы, разработано 7 практических работ и 2 лабораторные работы.
В целях обеспечения преемственности и целевой направленности предлагается осуществлять формирование норм здорового образа жизни по следующим приоритетным направлениям:
1. Здоровье и здоровый образ жизни.
2. Режим дня, учёбы и отдыха.
3. Основы рационального питания.
4. Личная гигиена.
5. Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья.
6. Антиалкогольное и антитабачное воспитание.
Одним из важных методов контроля ЗУН является планомерное систематическое лонгитюдное наблюдение за учащимися на уроках и вне уроков. Данные такого наблюдения позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся путём применения различных методов обучения и воспитания, проверки ЗУН, составления и реализации индивидуальных валеологических программ.
Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:
- активного участия в этом процессе самих учащихся;
- создания здоровьесберегающей среды;
- высокий профессионализм компетентности и грамотности педагогов;
- планомерной работы с родителями;
- тесное сотрудничество с социально-культурной сферой села.











Тематический план
1. Здоровый образ жизни и пути его формирования, 1 ч.
2. Режим дня школьника, 1ч.
3. Сон и его значение для здоровья, 1ч.
4. Личная гигиена, 1 ч.
5. Кожа и её функции. Профилактика кожных заболеваний, 1 ч.
6. Ногти и уход за ними, 1ч.
7. Уход за волосами, 1 ч
8. Гигиена полости рта, 1ч.
9. Влияние высоких и низких температур на органи
·зм, 1ч.
10. Вирусные инфекции и их профилактика, 1 ч.
11. Закаливание в домашних условиях, 1 ч.
12. Питание и здоровье, 1 ч.
13. Вредные привычки и здоровье, 1 ч.
14. Гигиена позвоночника, 1 ч.
15. Травматизм и его профилактика, 1 ч.
16. Отравление и его профилактика, 1 ч.
17. Правила безопасного поведения на воде, 1 ч.
ВСЕГО часов:17

Литература.

Гилеева, Г.Г. Медиаобразование и биология: первые шаги. - М.: Журнал “Биология в школе”. №2, 1998, с.36-40.
Колесов, Д.В. Здоровье и укрепляющие факторы. - М.: Журнал “Биология в школе”. №3,1989.
Потапов, А.И. Здоровый образ жизни: сплав знаний, умений и убеждений.// Биология в школе. - №3. – 1988.
Суровегина, И.Т. Три урока о здоровом образе жизни. //Биология в школе. - №3. -1989.
Тюмасева, З.И., Гольнева Д.П., “Целительные силы природы и здоровья человека”. Челябинск, “Взгляд”.2006г.
Федорова, М.З., Кучменко, В.С., Лукина, П.П., “Экология человека. Культура здоровья”, Москва и Вентана Граф.2003г.
Колесов Д.В.,Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. М.: «Просвещение», 2010г.
Бабенкова Е.А..Параничева Т.М. растим здорового ребенка.Новые стандарты. УЦ «Перспектива».2011г
Календарно – тематическое планирование элективного курса «Основы здорового образа жизни».

№ п/п

Тема урока

Основное содержание

Тип урока

Форма урока
Форма организации познавательной деятельности

Методы урока

Контроль

Творчество

1

2
3
4
5
6
7
8
9

1.




Здоровый образ жизни и пути его формирования. Понятие о ЗОЖе.
-Понятие о здоровом образе жизни;
-Пути его формирования;
- Кто такой здоровый человек.
Урок – актуализация
беседа
фронтальная
объяснительно-иллюстративный
устный текущий
Презентация к уроку

2
Режим дня школьника.
- Что такое режим труда и быта;
-Понятие о правильном распорядке дня;
- Пр. работа №1 «Составление режима дня»
Комбинированный урок
беседа
практическая работа
индивидуальная
репродуктивный, метод проблемного обучения
письменный: по итогам практической работы
Презентация к уроку

3
Сон и его значение для здоровья.
- Что такое сон; о пользе сна;
- фазы и разновидности сна;
- Цикличность и продолжительность сна;
Как правильно вести себя перед сном; сновидения. Пр. работа №2
Комбинированный урок
рассказ
практическая работа
индивидуальная
репродуктивный
письменный: по итогам практической работы
рисунки

4
Личная гигиена.
-Понятие о личной гигиене;
- история вопроса о гигиене;
Правила личной гигиены в течение дня; предметы личной гигиены; Влияние шумов на работоспособность ; Пр. работа№3 «Найди человека»
Урок изучения нового материала
практическая работа
беседа
фронтальная
метод проблемного обучения
письменный: по результатам работы в тетради
Презентация к уроку

5
Кожа и её функции.
- Характеристика, строение и
Значение кожных покровов в жизни человека.
Урок изучения нового материала
видео-урок
фронтальная
объяснительно-иллюстративный репродуктивный

устный текущий
фильм

6
Ногти и уход за ними.
-Понятие о ногтях;
- Значение ногтей;
-Виды заболеваний ногтей и их профилактика;
-Способы ухода за ногтями , гигиенические правила ухода за ногтями
Комбинированный урок
рассказ

индивидуальная
объяснительно-иллюстративный
письменный: по итогам практической работы


7
Уход за волосами. Приемы ухода.
Понятие о волосах;
- Значение волосяного покрова;
-Приемы ухода за волосами Прически детей и подростков.
Комбинированный урок
беседа

индивидуальная
частично-поисковый
письменный: по итогам практической работы
Презентация к уроку

8
Гигиена полости рта. Органы ротовой полости.
-Строение органов ротовой полости;
Значение органов ротовой полости.
-Основные способы ухода за полостью рта.
Урок изучения нового материала
рассказ с элементами беседы
фронтальная
частично-поисковый
письменный: по результатам работы в тетради
Презентация к уроку

9
Влияние высоких температур на организм.
-О влиянии высоких температур на организм человека;
-Разновидности влияния высоких температур на организм;
- Тепловой и солнечный удар;
-Солнечные и термические ожоги;
-Профилактика отрицательного влияния высоких температур на организм человека.
-Сезонный гардероб школьника.
Урок изучения нового материала
беседа
фронтальная
частично-поисковый
устный текущий
кроссворд

10
Понятие о вирусных инфекциях.
- Понятие о вирусных инфекциях.
-Основные виды вирусных инфекций;
-Детские вирусные инфекции.
Урок изучения нового материала
рассказ с элементами беседы
фронтальная
частично-поисковый
устный текущий
Презентация к уроку

11
Способы закаливания организма в домашних условиях.
- Способы закаливания организма в домашних условиях. Классификация закаливающих процедур. Лабораторная работа №1
Урок – актуализация
Лабораторная работа
мини-конференция

индивидуальная
частично-поисковый
устный: по ре-зультатам выс-тупления на мини-конференции


12
Питание и здоровье.
-Понятие о рациональном питании;
-Польза и вред диет;
-Правильное питание школьника;
Практическая работа №5 «О чем может рассказать упаковка».
Урок изучения нового материала
Практическая работа №5
рассказ с элементами беседы
фронтальная
частично-поисковый
устный текущий
Презентация к уроку

13
Вредные привычки и здоровье.
-Что можно назвать вредной привычкой.
-Классификация вредных привычек;
- О влиянии вредных привычек на здоровье человека.
Урок изучения нового материала
рассказ с элементами беседы
фронтальная
репродуктивный
устный текущий
Презентация к уроку

14
Гигиена позвоночника.
-.Понятие об осанке;
-.Роль позвоночника в организме человека;
-.Приемы сохранения здорового позвоночника. Прак. работа №7
-.Профилактика искривлений позвоночника и скелета у детей и подростков.
Комбинированный урок
рассказ
практическая работа
индивидуальная
объяснительно-иллюстративный
репродуктивный
письменный: по итогам практической работы


15
Травматизм и его профилактика.
- Понятие о травматизме;
- Виды травм и их последствий;
-Профилактика травматизма у детей и подростков.
- Школьный травматизм и его профилактика.
Урок изучения нового материала
видео-урок
фронтальная
репродуктивный
устный текущий


16
Отравление и его профилактика.
-Понятие об отравления;
-Классификация отравлений и их влияние на организм человека;
- Профилактика отравлений у детей и подростков.
-Пищевые отравления.
- О Ядовитых грибах, растениях и животных.
-Приемы первой помощи при отравлении.
Урок изучения нового материала
мини-конференция
индивидуальная
частично-поисковый
устный: по ре-зультатам выс-тупления на мини-конференции


17
Правила безопасного поведения на воде.
- О поведении на воде;
- О спасении утопающих;
- Правила оказания первой помощи спасенному от утопления;
Гигиена купающегося в водоеме.


Комбинированный урок
Урок изучения нового материала

индивидуальный
объяснительно-иллюстративный
репродуктивный
письменный: по итогам практической работы
Презентация к уроку


№ п/п

1




15