Рабочая программа по элективному курсу «МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ » 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу
«МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ » 10 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы элективного курса «Методы решения задач по физике», размещенного на сайте ОГАОУ ДПО БелИРО [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Авторы: В. А. Орлов, профессор ИСМО РАО, г. Москва, Ю. А. Сауров, профессор Вятского ГГУ, г. Киров.
Курс ориентирован на учащихся 10 класса.
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний; совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач; применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.
Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 10 классов по физике путем решения разнообразных задач и способствовать их профессиональному определению. Его основная направленность - подготовить учащихся к ЕГЭ с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении физики в 7-9 классах, а также углублению знаний по темам при изучении курса физики в 10 классе.
Задачи курса: углубление и систематизация знаний учащихся; усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач; овладение основными методами решения задач. Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при решения задач. Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых вне системных единиц, допускаемых к применению.
Программа курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики среднего (полного) общего образования. Она ориентирует на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений.

Изучение элективного курса в 10 классе реализуется на основе использования следующего учебно-методического пособия, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения:
Зорин Н.И. Элективный курс «Методы решения физических задач»- М.: Вако, 2007.


Общая характеристика учебного предмета, место в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений в рамках основного общего образования программа предполагает преподавание курса в объеме 35 часов из школьного компонента из расчета 1 учебный час в неделю. Отбор содержания проведён с учётом требований государственного стандарта общего образования по физике.

Формы организации учебного процесса.

Основной формой организации учебных занятий является урок. При проведении уроков используются следующие технологии: компьютерная технология, технология проблемного обучения, технология исследовательского обучения, технология игрового обучения, технология модульного обучения.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, коллективные. На уроках используется дифференцированный и индивидуальный подход.
Формы текущего контроля ЗУНов: беседа; наблюдение; фронтальный опрос, самостоятельные работы, физические диктанты, тестовые задания с выбором ответа или задания, требующие развернутого решения.
Формы итогового контроля знаний, умений, навыков: тестовые задания с выбором ответа или задания, требующие развёрнутого решения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:

- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие; - смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, период, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд, напряжённость электрического поля, разность потенциалов, энергия электрического поля, сила тока, электродвижущая сила;

Календарно – тематическое планирование

№ п/п
Наименование темы
Дата
Примечание


Физическая задача. Классификация задач (2 ч)




Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни




Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения




Правила и приемы решения физических задач (3 ч)




Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи.




Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.




Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач.




Динамика и статика (7 ч)




Решение графических задач по теме: «Различные виды механического движения»




Решение задач по теме: «Кинематика вращательно движения»

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: с краеведческим содержанием


Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.




Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.

Знакомство с примерами решения задач по материалам ЕГЭ прошлых лет


Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.




Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.




Задачи на определение характеристик равновесия физических систем




Законы сохранения (6 ч)




Задачи на закон сохранения импульса

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения


Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Проверочная работа.





Задачи на определение работы и мощности


Составление задач. Взаимопроверка решаемых задач.


Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии

Решение задач
несколькими способами


Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии

Знакомство с примерами
решения задач по материалам ЕГЭ прошлых лет


Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии




Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел
(4 ч)




Задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ).

Знакомство с примерами
решения задач по материалам ЕГЭ прошлых лет


Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева Клапейрона, характеристика критического состояния




Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.


Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания


Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.




Основы термодинамики (4 ч)




Решение задач на применение первого закона термодинамики и изопроцессам.

Знакомство с примерами
решения задач по материалам ЕГЭ прошлых лет


Комбинированные задачи на первый закон термодинамики




Задачи на вычисление КПД тепловых двигателей




Задачи на тепловые двигатели




Электрическое поле (3 ч)




Задачи на закон сохранения заряда и закон Кулона.

Задачи разных видов на
описание
электрического поля


Задачи на расчёт напряжённости электрического поля и
принцип суперпозиции полей.




Решение задач на описание систем конденсаторов.




Постоянный электрический ток (5 ч)

·