Конспект внеклассного занятия по математике на тему «Жители города четырехугольников.» Виды четырёхугольников.

Класс:3б
Тема: «Жители города четырехугольников.» Виды четырёхугольников.
Цели:
Расширить знания детей о видах четырёхугольников, противоположные стороны которых равны и параллельны.
Тренировать практические навыки построения геометрических фигур.
Закрепить имеющиеся знания, умения и навыки детей.
Оборудование: презентация к уроку, карточки с геометрическими фигурами, рисунок квадрата, рисунок прямоугольника.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Знакомство с новым материалом.
История возникновении геометрии.
Мы с вами изучаем на математическом кружке раздел геометрии, но что мы знаем о возникновении этой науки? ( Эвклид.) (слайд )
Информация о возникновении геометрии.
В переводе с греческого это слово означает "гео" - земля, "метрио" - измеряю. Значит "геометрия" - землемерие. (слайд)
Древнегреческий историк Геродот (V век до н.э.) о зарождении геометрии в Древнем Египте около 2000 лет до н.э. писал так "Египетский фараон разделил землю, дав каждому египтянину участок земли по жребию и взимал налог с каждого участка".
После каждого разлива Нила приходилось заново разбивать поля на участки, находить их границы. А для этого надо уметь измерять площади различных фигур, ведь поля могли иметь какую угодно форму. Чем же мерили землю? (Покопавшись в истории возникновения единиц измерения и стандартов, нетрудно выяснить, что у египтян было три единицы длины: локоть (466 мм), равнявшийся семи ладоням (66,5 мм), которая, в свою очередь, равнялась четырем пальцам (16,6 мм)). Локоть - но он у каждого свой! Главная мера длины. А площадь? И Египетские заметили, что удобно участки разбивать на треугольники и измерять их площади. Так возникла геометрия в Египте, оттуда перешла в Грецию.
Но не только при землемерии приходилось иметь дело с геометрическими фигурами,, так же с геометрическими фигурами имели дело строители храмов, дворцов, пирамид.
И в настоящее время геометрическими фигурами и их свойствами имеют дело люди различных профессий: инженеры, конструкторы, токари, закройщики, художники, строители и многие другие.
Окончательное формирование геометрии в самостоятельную науку началось в середине V века до н.э. и завершилось созданием в III веке до н.э. "Начал" Евклида.(слайд)
Сегодня на уроке мы повторим свойства четырехугольников и треугольников
Театрализованная сказка «Родственники»
Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. А имела фигура такой вид.

Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась: – Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны все мои равны, углы прямые. Если перегнусь я по средней вертикальной линии, то противоположные мои стороны так и сольются и углы один с другим совпадут. Если перегнусь я по средней горизонтальной линии, опять углы мои и противоположные стороны сравнятся. Захочу перегнуться по любой прямой, идущей с угла на угол, тогда и соседние стороны сольются. Красивее меня нет фигуры на свете! И вы не удивляйтесь, если увидите меня то большим, то маленьким: я по размеру сторон могу и у нас имеется общее название, – отвечает прямоугольник. Стали они искать и обнаружили эти признаки – свойства. - Какие признаки - сходства у квадрата и прямоугольника? Какое общее название этих фигур? - Четыре стороны, четыре угла - четырехугольники. Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга, Стали они теперь быть всяким. Только красота моей фигуры от этого не изменится.
– Как же зовут тебя, брат? – спрашивали все встречные. – А зовут меня просто! ( дети называют фигуру – квадрат) Ходил Квадрат по свету и стало тяготить его одиночество: ни побеседовать задушевно не с кем, ни потрудиться в дружной и хорошей компании не приходится. А уж, какое веселье одному! Весело бывает только вместе с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников. – Если встречу родственника, то я его сразу узнаю, – думал Квадрат, – ведь он на меня должен быть чем-то похож. Однажды он встречает на пути вот такую фигуру.
Стал квадрат к ней присматриваться. Что-то знакомое, родное обнаруживал он в этой фигуре. И спросил он тогда:  как зовут тебя, приятель? – Называют меня (дети называют фигуру – прямоугольник) – А мы не родственники с тобой? – продолжал спрашивать квадрат. – Я бы тоже был рад узнать об этом. Правда, по размерам и по соотношению моих смежных сторон я могу быть разным. Но если у нас найдутся общие неизменные признаки, значит, мы с тобой из одного рода вдвоем жить-поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе по белу свету шагать.
- Ребята, а как вы думаете, найдутся ли ещё родственники у прямоугольника и квадрата? Сейчас мы это выясним.
- Какая же фигура не является жителем города? (круг) (слайд)
- Три вершинки, три угла, три сторонки- вот и я! (треугольник) (слайд)
- На какую геометрическую фигуру похожа крышка стола? (прямоугольник) (слайд)
3. Изучение нового материала.
(У каждого ученика на парте лист с изображёнными ромбом, параллелограммом и трапецией).
а) Измерьте стороны первой фигуры, определите, какие у неё углы.

Дети с помощью линейки выполняют задание. - Что вы можете сказать об этой фигуре? (ответы детей) Все услыхали шум и гам. В чём дело? Что случилось? Прямоугольник раздавили там, Он зваться стал – параллелограмм.
- Сейчас мы построим с вами эту фигуру в тетрадях.
Алгоритм построения параллелограмма:
1. Начерти две пересекающиеся прямые. 2. Поставь ножку циркуля в точку их пересечения и произвольным радиусом сделай засечки на одной прямой. 3. Измени радиус и сделай то же на другой прямой. 4. Соедини четыре получившиеся точки.
- Это параллелограмм. (слайд)
Вывод: У параллелограмма противоположные стороны равны и параллельны, четыре угла: два тупых и два острых.
- Есть ли сходство у параллелограмма с прямоугольником и квадратом?
- Можно ли назвать их родственниками? (ответы детей)
б) Аналогичная работа проводится со второй фигурой.
Дети с помощью линейки выполняют задание. Делают вывод, что у фигуры четыре стороны и все они равны.

- Можно ли назвать эту фигуру квадратом? - Нет, так как у неё 2 угла - острые, 2 - тупые.
Вывод: Параллелограмм, у которого все стороны равны, 2 угла острых и 2 тупых - называют ромбом. (слайд)
- Есть ли сходство у ромба с уже известными нам фигурами? (ответы детей) - Можем ли мы ромб назвать четырёхугольником?
в) Аналогичная работа проводится с третьей фигурой.
От треугольника вершину, Отрезав ножницами, вмиг, Увидим новую картину, На тонущий похожа бриг. Не Атлантида, не Венеция, Явилась нам - трапеция.
Вывод: У трапеции четыре стороны, две из которых параллельны и четыре угла: 2 тупых и 2 острых. Это четырёхугольник.
- Ребята, мы познакомились сегодня с новыми фигурами: параллелограммом, ромбом и трапецией. Можем ли мы сказать, что они являются родственниками квадрата и прямоугольника? Почему?
Физкультминутка
«Сделай фигуру, которую я назову»
V. Закрепление изученного.
На каждой парте лежит лист с изображёнными геометрическими фигурами. Выпишите из них номера:
а) параллелограммов; б) ромбов; в) трапеций; г) лишних фигур.



1

1
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

VI. Повторение.
а) изобразите в тетради острый угол АСВ; б) Найди периметр прямоугольника, у которого все стороны равны 8 см.
VII. Подведение итогов урока.
- Какие виды четырёхугольников рассмотрели на уроке? Охарактеризуйте их.









13PAGE 15


13PAGE 14515


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115





1

2

4

11

8

5

3

7

6

10

9

12

13