Системно — деятельностный подход на уроках истории и обществознания.


Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания.
«Надо учить не содержанию науки,
а деятельности по её освоению»
В.Г.Белинский.
Большие изменения произошли в нашей жизни в последнее время: изменились запросы общества, внедрены инновационные компьютерные технологии. Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой. В одном классе учатся дети с совершенно разными способностями, уровнем воспитанности, состоянием психического развития и уровнем усвоения программного материала.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Конструктивно выполнить задачи образования XXI века помогает деятельностный метод обучения. На этой методологии основываются стандарты нового поколения для начальной и основной школы. Системно - деятельностный подход, предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии.

В новых условиях основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие. В соответствии с требованиями Нового Федерального государственного образовательного Стандарта, обучающиеся должны быть способны к саморазвитию и личностному самоопределению. Чтобы реализовать эти требования, необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы учащийся мог самостоятельно добывать знания и применять их в решении различных задач. Поэтому современный урок должен быть построен с учётом создания условий для самореализации ученика на уроке.
Вместо банальной передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал.
Очевидно, что сколь бы прочны и обширны ни были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению, самовоспитанию и cаморазвитию. Исторический опыт развития педагогики доказывает, что реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого ребёнка. Приоритет деятельностных целей требует новых подходов к организации учебного процесса, новой системы взаимодействия учителя и ученика, метода работы, который реализует поставленные цели. Таковым, на мой взгляд, является деятельностный метод, технология которого обеспечивает «системное включение ребёнка в самостоятельное построение им нового знания».
В процессе взаимодействия между учителем и учеником появилось два типа деятельности:
деятельность учения, или учебная деятельность ученика, суть которой заключается в развитии собственных способностей, необходимых для освоения культурных ценностей общества;
деятельность обучения – это деятельность учителя, предназначением которой является совершенствование учебных средств, необходимых для снятия затруднений ученика.
Итак, уметь учиться – это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения. В результате освоения ключевых компетентностей ученик должен осознать: «Я знаю, что я умею это делать и знаю, как это делать». Другой отличительной особенностью деятельностного подхода является то, что в учебной деятельности пребывают учащиеся, а не педагог. «Деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание» становится ведущей «в тандеме «учитель-ученик», чтобы традиционная парадигма образования «учитель-учебник-ученик» была со всей решительностью заменена на новую «ученик-учебник-учитель». Формирование способности к самостоятельному принятию решений и их реализации происходит на основе рефлексивной самоорганизации. Учебная деятельность не будет воспроизводима, если средства и способы деятельности специально не рефлектируются (рефлектирование - управление процессами рефлексивной самоорганизации). Как же обеспечить рефлексию учебной деятельности? Рассмотрим следующие варианты.
Модели рефлективных этапов уроков истории и обществознания
1.Самоопределение учащихся к деятельности
Основной целью этапа самоопределения к деятельности является включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Для реализации этой цели необходимо:
создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
исходя из решенных ранее задач, выделить содержательную область изучаемого материала, создать ориентировочную основу действий («могу»).
При выполнении первого условия я стремлюсь высказать доброе пожелание учащимся, выразить поддержку, напомнить о значимости предмета. Например:
«Помни, что история дана нам в наставление. Поняв смысл истории, ты приблизишься к пониманию своего смысла жизни»; «Не искажай историю в своих целях»; «Кто поймет время, тот поймет себя самого»; «Нельзя жить не зная!»; «Знать историю – это учиться у прошлого, чтобы улучшить свое настоящее»; «Смысл жизни надо привносить, а не искать рядом с собой» и т.п. В подобных словах зафиксированы цели исторического и обществоведческого образования и определенные моральные нормы, что в совокупности является великолепным материалом для мотивации учащихся. Учитель не говорит, в чем значимость и смысл конкретного урока, а подводит учащихся к самостоятельному осмыслению темы и самоопределению целей и задач собственной деятельности.
Другим образцом деятельностной мотивации, отталкивающейся от позиции ученика «хочу», может служить способ образования и постановки самой темы урока. Например: 1) тема – основная задача исследования, 2) тема – «траектория» учебного занятия, 3) тема - «отстранение» от традиционной формулировки, 4) тема – проблемная ситуация, 5) тема – эмоциональный эпиграф урока. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Оно не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного времени. Фрагмент урока истории России в 10 классе «Феодальная раздробленность на Руси».
Учитель: Вы уже рассказывали о тех бедствиях, которые несли людям княжеские усобицы и набеги кочевников. А какая от них была польза?
Этапы мотивации Результат самоопределения
1. Актуализируются требования: «вы уже рассказывали о бедствиях» - «надо» вспомнить и воспроизвести то, что «знаю» (последствия феодальных усобиц и набегов);
2. Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность: «какая была польза от усобиц и набегов?» -«могу» проверить, может ли быть такое (польза от усобиц и набегов);
-«хочу» удостовериться в правильности гипотезы.
2) «могу»
3) «хочу»
1) «надо»
Вспомнить, что изучали на прошлых уроках
Применить знания на сегодняшнем уроке
Узнать на уроке новое и найти ответ на поставленный вопрос
Подобных приемов много. Каждый выбирает для себя то, что наиболее действенно. Очень важными являются на этом этапе интонации, постановка голоса, акценты и др. Как начать свою речь, чтобы сразу привлечь к ней внимание? Можно начать с уместной цитаты, с пословицы и поговорки, с проблемного вопроса. Они сразу активизируют слушателя, включают его в работу. Например: «Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот», - говорил, умирая, Николай I. Какие проблемы оставил Александру II его отец? Благодаря проблемной постановке вопроса, ученики сразу получают, как минимум, три целевые установки.

Покажу, в качестве примера, вариант самоконтроля по готовому образцу.
10 класс. Обществознание. Деятельность и ее нравственные ориентиры»
На доске схема (готовится заранее, представляется в готовом виде):
Мотивы
Интересы
Потребности
? (1)
Убеждения
Действия
Целенаправленные
?(2)
аффективные
Традиционные

Задание: Запишите в тетрадь недостающие понятия.
Учащиеся, выполнив задание, сравнивают ответы с эталоном, который предлагает учитель:(1) «социальные установки», (2) «ценностно-рациональные действия». Образцом является то, что каждый элемент структуры деятельности имеет определенное место. Смысл эталона: «Я поставил на первое место «интересы», на второе – «потребности», а что из мотивов может быть на третьем месте?» Учащиеся могут отдать предпочтение совсем не тому, что потом окажется в эталоне. Но именно разногласием определится затруднение и постановка проблемы в последствии. (При этом помним: затруднения не являются ошибкой!) Кроме того, ребята могут не согласиться с такой иерархией «мотивов» или «действий» и предложить свою. Если такое произойдет, значит, самоопределение к деятельности состоялось. Более 2-3 понятий (дат, имен, фактов и т.п.) включать нецелесообразно, т.к. выявление нормы знаний, необходимой на данном уроке, - это всего лишь подготовка к актуализации. Этап самоопределения к деятельности занимает 1-3 минуты. Несмотря на небольшую продолжительность, он является очень важным и не должен проходить формально. Этот этап необходим не только для успешной работы на уроке каждого учащегося, но и для тренировки способности к самоопределению, что является одной из приоритетных целей деятельностного подхода.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности учащихся
Основой этого этапа являются подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к построению нового способа действия. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
воспроизвели знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия;
активизировали соответствующие мыслительные операции, внимание, память и т.д.;
попытались выполнить индивидуальные задания, требующие нового способа действия;
зафиксировали возникшее затруднение.
На этом этапе не ставится прямая задача повторения пройденного материала. Она является здесь второстепенной. Предлагаются задачи, необходимые только для построения нового способа действия.
8 кл. История России. Тема «Отечественная война 1812 г.»
Я даю одинаковое для всех учащихся индивидуальное задание для пробного действия (дифференцировать задания на данном этапе нецелесообразно).
- Ранее изученные факты дают нам полную картину хода Бородинской битвы, но историки разделились во мнении о том, кто в этой битве победил. Мне это кажется резонным, а вам?
- Почему я выбрала именно этот вопрос?
- Что нового в этом задании?
- Что вы будете делать с информацией?
- Зачем вы будете пробовать? (затем чтобы сформулировать собственную точку зрения)
- Это вам интересно?
Все задуманные мной вопросы работают на актуализацию и фиксацию учащимися затруднений. После пробного действия (мыследеятельности на основе текста учебника или документа) учащиеся сопоставляют полученные варианты. Выясняется, что варианты разные, и среди актуализированных способов нет универсального способа для выбора правильного решения: возникает затруднение – проблема (одна часть учащихся отдает победу России, другая часть - французам).
- Что же мы будем делать? (надо подумать)
Важно отметить, что, выполняя пробные действия в системе, учащиеся привыкают к тому, что затруднении в учении не являются ошибкой, а лишь поводом скорректировать дальнейшую деятельность. В итоге на данном этапе, который длятся 5-7 минут, учащиеся должны понять, что они не знают, какого знания им не хватает. (Мы не могли сделать это задание, потому что в истории нет точного ответа на поставленный вопрос, но мы поняли, что собственную точку зрения можно сформировать, лишь тщательно изучив мнения историков).
Возьмем другой пример. Ученики провоцируются на ошибку, но их задача не допустить ее и обнаружить провокацию. Для этого, они должны преодолеть затруднения в трактовке факта.
3. Постановка учебной проблемы
Проблема не должна создаваться искусственно. Ее выявление должно стать итогом предыдущих этапов урока, либо предыдущих уроков в целом. Основная цель этого этапа – реконструировать начальные действия, выявить место затруднения, его причины и определить цель деятельности. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
соотнесли свои действия со способом и определили место затруднения;
выявили и зафиксировали в речи причины затруднения, т.е. ответили на вопрос «почему оно возникло?»;
на этой основе поставили цель деятельности и предложили свои варианты формулировки целей и задач проблемного задания.
На этом этапе (4-5 минут) можно использовать побуждающий или подводящий диалог:
- Какое задание вы выполняли? - Каким способом? - Какие шаги вы проделали? - Где возникло затруднение? - Почему именно здесь возникло затруднение?
Реконструировав ситуацию, учащиеся акцентируют в рефлексии отсутствие у себя адекватных знаний или умений относительно способа действия, позволяющего решить практическую задачу. Они формулируют конкретные проблемы в виде вопросов или утверждений, в которых должны быть названы те знания и умения, которых не достает для решения исходной задачи.
10 класс. Обществознание. Тема «Социальная структура общества».
Учащиеся зафиксировали затруднение в трактовке понятия «социальная структура» и должны реконструировать ход выполнения задания, связанного с этим понятием. Я организую процесс реконструкции в форме подводящего диалога.
- Какое задание вы выполняли? (Пытались сформулировать понятие «социальная структура». Рефлексия: нам известны понятия «социальная» и «структура», мы соединяли их в одно целое).- Как вы это делали? (Рассматривали элементы общества, пытались их систематизировать. Рефлексия: мы понимали необходимость этого пробного действия и применяли имеющиеся у нас знания и умения).- Удалось ли вам решить задачу? (Частично, т.к. возникло затруднение: мы не знаем, что должно входить в определение. Рефлексия: мы обнаружили у себя отсутствие способа действия)- В чем заключается трудность? (В учебнике нет определения социальной структуры. Рефлексия: наших исходных данных не хватает для решения проблемы).- Что будем делать? (Создавать свой способ определения. Рефлексия: мы знаем, чего не знаем, хотим и можем узнать).- Что вы ждете от меня? (Уточнения или дополнения, которые помогли бы нам создать алгоритм действия. Рефлексия: мы настроены на позитивную деятельность). Проблема поставлена. Учащиеся осуществили пробные действия, зафиксировали затруднения и готовы к проектированию нового способа действия для реализации целей урока.
Системно-деятельностный подход в обучении истории отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций. Нет неспособных учеников, есть непродуманные средства воздействия на ученика.
Литература.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. и др. Что значит уметь учиться? – М., 2006.
Петерсон Л.Г. Теория и практика построения непрерывного образования. – М., 2001.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под. ред. Е.С. Полат. – М., 2002.
Методические приемы организации деятельностного подхода в обучении на уроках обществознания
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизмененнию и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Сделать это можно на основе системно – деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС второго поколения.В Стандарте отмечено, системно-деятельностный подход обеспечивает:- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; - проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; - активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; - построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Данная дидактическая модель позволяет осуществлять: 
формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
Один из ведущих специалистов по деятельностному подходу в нашей стране Л.Н. Алексашкина отмечает что термин: «деятельностный подход - это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьников»Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.Деятельностный характер освоения знаний и умений предполагает построение субъект – субъектных отношений в ситуации обучения, а также создание коммуникативно активной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности.Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:1) принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.3) принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).4) принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).5) принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.6) принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.7) принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.Типология уроков А.К. Дусавицкого.Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.- Урок постановки учебной задачи.- Урок решения учебной задачи.- Урок моделирования и преобразования модели.- Урок решения частных задач с применением открытого способа.- Урок контроля и оценкиТипология уроков в дидактической системе деятельностного методаУроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:- уроки «открытия» нового знания;- уроки рефлексии;- уроки общеметодологической направленности;-уроки развивающего контроля.Для построения урока в технологии деятельностного подхода важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов – технология деятельностного метода обучения.Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания.
Мотивация к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
«Открытие» нового знания.
Учитель предлагает учащимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог.
Первичное закрепление.
Выполняются тренировочные задания с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действий.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном
Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости новых знаний. Таким образом, в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки.6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельностиСуществует очень много приемов, видов и форм учебных заданий деятельностного метода обучения.Остановлюсь на некоторых из них.Побуждающей силой деятельности является мотив, поэтому чтобы обеспечить мотивацию учащихся на уроке я использую:- пожелания друг другу- положительный настрой- подумать, что пригодиться для успешной работы на уроке- девиз, эпиграф- знакомство с планом урока- притчу- проблемный вопрос- рассказ о реальных событияхПример. Тема «Права несовершеннолетних по трудовому законодательству» 9 класс. Задание: «Предприниматель А. принял на работу 14-ти летнего Б. в качестве грузчика на оптовый склад табачных изделий на следующих условиях:- 6-ти дневная рабочая неделя, продолжительность рабочего дня 8 часов;- ежегодный оплачиваемый отпуск —2 недели;- испытательный срок при приеме на работу — З месяца.Вопрос: Какие права несовершеннолетнего Б. в сфере трудового законодательства были нарушены?»На этапе целеполагания, актуализации:Постановка целей и задач урока выражается в дидактических категориях «знать», «уметь»,
Приемы, используемые на стадии вызова ТРКМ - «Я уже знаю», «Ключевые слова», «Кластер». «Сброс идей в корзину», «Лови ошибку» кластер
Технология «Ассоциативный ряд».                                      
Ассоциативный ряд начинается с ключевого слова темы, записанного на доске. Учащимся предлагается записать (назвать) или поделиться с соседом ассоциациями и выбрать наиболее «удачные». В результате на доске появляется либо структурно-логическая схема, либо таблица, позволяющая классифицировать ассоциации учащихся…
Технология «Атака мыслей».
 Цель: решение проблемы посредством объединения творческих мыслей учащихся.
«Верю - не верю»
Ученикам по группам или индивидуально нужно доказать или опровергнуть изложенные факты. На этапах формирования и закрепления полученного опыта деятельность ученика не должна сводиться к запоминанию и воспроизведению информации, сообщаемой учителем, так как при этом мало развиваются  способности и умения учащихся, такие как: -умения видеть проблемы, -ставить вопросы, -анализировать и сопоставлять факты, -выделять элементы целого и творческое мышление.Я стараюсь использовать частично-поисковые, проблемные методы, которые позволяют обучать. 
Организация работы с текстом.
Формы:1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.2. Комментированное чтение текста .3. Аналитическое чтение текста.4. Разбить текст на смысловые части.5. Составление тезисного плана.6. Составление таблиц.7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.8. Составление логической схемы.Приемы «Пометки на полях», «Двойной дневник» 
«Плюс и минус»
Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и исторического явления, например: Найти отрицательное и положительное в чувстве . (Обществознание,6 класс).   
Прием «Фишбоу»
Горячий стул
Прием: рисунки.
«Три предложения» (передать содержание 3-я предложениями)В играх (ролевые, маршрутные, конкурсные) моделируется ситуация. В ролевых ситуациях (их можно придумать бесконечное множество) ученики, становясь родителями и детьми, врачами и пациентами, друзьями и врагами, соседями, разрешают жизненно важные проблемы взрослых. Ситуации». Цель – закрепить и обобщить знания. Класс делится на группы, каждая из которых получает задание: придумать жизненные ситуации нарушения прав человека. Одна группа рассматривает гражданские права, другая – политические, третья – социальные, четвёртая – экономические. Далее ситуации зачитываются или даже инсценируются группой.«Парные карточки» Готовится набор карточек, которые могли бы составить парыКонкурсные игры на уроках повторенияНаписание эссе- ПОПС - формула- МОПС – формула (мнение – объяснение – пример – следствие)Фома Неверующий: ученик участвует в управлении обучением, исполняя роль недоверчивого ученика. Как только произносится нечто, что может вызывать сомнения у учеников, Фома поднимает руку. «Я не верю! Докажите, что…»Подготовка творческих работ : коллаж, рисунок, плакат, синквейнИсследовательские методы: работа над проектом, социологический опрос, исследованиеНа каждом этапе я стремлюсь развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций. Главное в деятельностном методе – это деятельность самих учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Ребенок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.Результаты реализции деятельностного подхода:-активизируется познавательная деятельность учащихся на творческой основе;-учащиеся приобретают умение грамотно, аргументировано отстаивать свою позицию;-вырабатываются навыки критического анализа текста;- создается ситуации успеха для каждого школьника;-актуализируется мыслительной деятельности школьников.Трудности внедрения деятельностного подходаСложности вызывают виды работы, где требуются большие затраты времени на подготовку, определенная база знаний, мыслительная деятельность, умение выступать: семинары, диспуты, ролевые игры.