Рабочая программа элективного курса по физике Решение нестандартных задач для 9 класса


Элективный курс по физике для 9 класса
« Решение задач повышенной трудности».
( 1 час в неделю,34 часа)
Пояснительная записка
Программа данного элективного курса предназначена для учащихся 9-х классов, выбравших естественнонаучный профиль обучения в старшей школе. Школьный курс физики играет огромную роль в выборе профессии и поэтому данная программа направлена на углубление знаний по физике. Она включает в себя большую долю самостоятельной практической работы учащихся при решении задач повышенной сложности. Решение физических задач – один из методов с помощью решения задач где:
а) формируются практические и интеллектуальные умения;
б) сообщаются знания о конкретных явлениях и процессах;
в) создаются и решаются проблемные ситуации;
г) формируются настойчивость, целеустремленность, формируются способности.
Данная программа включает в себя следующие элементы, как наблюдение, построение моделей, экспериментирование, выдвижение гипотез и математическую обработку данных, а также анализ информации из различных источников.
Цели элективного курса:
- рассмотрение различных методов и приемов при решении физических задач;
- формирование мотивации для дальнейшего выбора профиля и профессии.
Задачи:
- научить учащихся самостоятельно анализировать проблемную задачу и находить ее способы и методы решения;
- формировать умения и навыки работать с физической задачей;
- развивать логическое мышление.
Содержание курса
Физическая задача. (2 часа)
1. Что такое физическая задача и ее состав. Физическая теория и решение задач.
2. Классификация физических задач по содержанию, по способу задания, по способу ее решения.
Правила и приемы решения задач. (3 часа)
1.Общие требования и этапы решения физической задачи.
2.Типичные недостатки при оформлении и решении физических задач.
3. Алгоритмы, приемы и способы решения (графические, геометрические и др.) физических задач.
Механика (3 часа)
1 .Ознакомление с видами движения и их характеристиками: равномерным, неравномерным, равноускоренным, относительным, движением по окружности и свободным падением.
2. Основные понятия кинематики. Графический способ решения задач по кинематике.
3. Решение задач на движение материальной точки под действием нескольких сил в горизонтальном направлении.
Динамика (5 часов)
1.Ознакомление с основными понятиями динамики: сила, масса, взаимодействие тел.
2. Решение нестандартных задач на основные законы Ньютона.
3.Решение задач на определение силы трения, упругости, тяжести и веса тела, движущегося с ускорением.
4. Движение тела по окружности. Решение олимпиадных задач.
5. Решение задач на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Законы сохранения (5 часов)
1.Импульс тела. Закон сохранения импульса.
2. Реактивное движение. Решение задач на закон сохранения импульса олимпиадных задач.
3. Работа и мощность. Решение задач на определение работы и мощности.
4. Механическая энергия. Закон сохранения энергии. Решение олимпиадных задач.
5.Решение олимпиадных задач на законы сохранения.
Механические колебания и волны (5 часов)
1.Свободные и вынужденные колебания. Превращение энергии при колебаниях.
2.Резонанс. Полезное и вредное действие резонанса.
3.Звуковые волны. Эхо. Инфразвук. Ультразвук и его применение. Землетрясения. Сейсмические волны. Использование волн.
4. Гармонические колебания. Уравнение колеблющегося тела. Графики.
5. Волновые свойства: интерференция, дифракция, поляризация. Использование свойств света в науке и промышленности.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны (5 часов)
1.Магнитное поле. Магнитное поле тока. Использование правила буравчика.
2.Магнитная индукция и магнитный поток - главные характеристики магнитного поля. Характеристики магнитного поля и генератор тока.
3.Явление электромагнитной индукции - открытие Фарадея. Самоиндукция.
4. Опыты Герца. Электромагнитное поле. Решение задач на определение характеристик электромагнитных волн и их свойств.
5.Электромагнитная природа света. Решение задач.
Физика атома и атомного ядра (6 часов)
1.Открытие радиоактивности. Опыты Резерфорда. Строение атома. Решение задач, с использованием правил альфа - и бета- распадов.
2.Излучения, их свойства, применение и защита.
3.Методы наблюдения и регистрации ядерного излучения. Применение ядерных излучений в медицине.
4.Состав ядра атома. Ядерные силы. Расчет энергии связи в атомных ядрах и определение энергетического выхода ядерных реакций.
5.Ядерный реактор. Атомная энергетика. Применение атомной энергии как источника электрической энергии.
6.Биологическое действие радиации и способы защиты от радиации. Действие космической радиации на животный и растительный мир.
Календарно-тематическое планирование
№ п/пДата Темы Количество часов Вид деятельности
Тема № 1.Физическая задача (2час)
1.1. 07.09. Что такое физическая задача и ее состав. Физическая теория и решение задач
1 Лекция
2.2. 14.09. Классификация физических задач по содержанию, по способу задания, по способу ее решения. 1 Беседа
Тема № 2.Правила и приемы решения задач (3 час)
3.1. 21.09. Общие требования и этапы решения физической задачи. 1 Лекция
4.2. 28.09. Типичные недостатки при оформлении и решении физических задач. 1 Решение задач
5.3 05.10. Алгоритмы, приемы и способы решения (графические, геометрические и др.) физических задач. 1 Решение задач
Тема № 3.Механика (3 час)
6.1. 12.10. Ознакомление с видами движения и их характеристиками: равномерным, неравномерным, равноускоренным, относительным, движением по окружности и свободным падением. 1 Лекция
7.2. 19.10. Основные понятия кинематики. Графический способ решения задач по кинематике. 1 Решение задач
8.3. 26.10. Решение задач на движение материальной точки под действием нескольких сил в горизонтальном направлении.
1 Решение задач
Тема 4 Динамика (5 час)
9.1. 09.11. Ознакомление с основными понятиями динамики: сила, масса, взаимодействие тел. 1 Лекция
10.2. 16.11. Решение нестандартных задач на основные законы Ньютона. 1 Решение задач
11.3. 23.11. Решение задач на определение силы трения, упругости, тяжести и веса тела, движущегося с ускорением. 1 Тестирование
12.4. 30.11. Движение тела по окружности. Решение олимпиадных задач 1 Решение задач
13.5. 07.12. Решение задач на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета. 1 Решение задач
Тема № 5 Законы сохранения (5 час)
14.1. 14.12. Импульс тела. Закон сохранения импульса. 1 Лекция
15.2. 21.12. Реактивное движение. Решение задач на закон сохранения импульса олимпиадных задач. 1 Решение задач
16.3 11.01. Работа и мощность. Решение задач на определение работы и мощности. 1 Решение задач
17.4. 18.01. Механическая Энергия. Закон сохранения энергии. Решение олимпиадных задач. 1 Решение задач
18.5. 25.01. Решение олимпиадных задач на законы сохранения.
1 Решение задач
Тема № 6 Механические колебания и волны (5 час) 19.1. 01.02. Свободные и вынужденные колебания. Превращение энергии при колебаниях. 1 Лекция
20.2. 08.02. Резонанс. Полезное и вредное действие резонанса. 1 Беседа
21.3. 15.02. Звуковые волны. Эхо. Звук. Ультразвук и его применение. Землетрясения. Сейсмические волны. Использование волн.
1 Беседа
22.4. 22.02. Гармонические колебания. Уравнение колеблющегося тела. Графики. 1 Решение задач
23.5. 01.03. Волновые свойства: интерференция, дифракция, поляризация. Использование свойств света в науке и промышленности.
1 Лекция
Тема № 7 Электромагнитное поле. Электромагнитные волны (5 час)
24.1. 15.03. Магнитное поле. Магнитное поле тока. Использование правила буравчика. 1 Беседа
25.2. 22.03. Магнитная индукция и магнитный поток – главные характеристики магнитного поля. Характеристики магнитного поля и генератор тока.
1 Лекция
26.3. 05.04. Явление электромагнитной индукции - открытие Фарадея. Самоиндукция. 1 Лекция
27.4. 12.04. Опыты Герца. Электромагнитное поле. Решение задач на определение характеристик электромагнитных волн и их свойств. 1 Решение задач
28.5.
19.04. Электромагнитная природа света. Решение задач. 1 Тестирование
Тема № 8 Физика атома и атомного ядра (6 час)
29. 1. 26.04. Открытие радиоактивности. Опыты Резерфорда. Строение атома. Решение задач, с использованием правил альфа - и бета- распадов.
1 Лекция
30.2. 03.05. Излучения, их свойства, применение и защита. 1 Беседа
31.3. 10.05. Методы наблюдения и регистрации ядерного излучения. Применение ядерных излучений в медицине. 1 Лекция
32.4. 17.05. Состав атомного ядра. Ядерные силы Расчет энергии связи в атомных ядрах и определение энергетического выхода ядерных реакций. 1 Лекция
33.5. 24.05. Ядерный реактор. Атомная энергетика. Применение атомной энергии как источника электрической энергии. 1 Беседа
34.6. 31.05. Биологическое действие радиации и способы защиты от радиации. Действие космической радиации на животный и растительный мир. 1 Диспут
Ожидаемые результаты:
1) осознание практической значимости предмета физики;
2) совершенствование приемов мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение, умение открывать новые приемы и методы решения задач;
3) приобретение практических навыков и умений при проведении физического эксперимента;
4) расширение творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
Учебно-методическое обеспечение
Учебники:
1.Физика 9 кл.: учебник/ А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.- М. : Дрофа, 2014. – 319,(1)с. : ил.
Методическая литература для учителя:
1.Волков В.А.,С.Е. Полянский. Поурочные разработки по Физике. К учебникам С. В. Громова, Н. А. Родиной (М.: Просвещение); А.В. Перышкина (М.: Дрофа) 9 класс. М.: « ВАКО», 2005,240 с. (304с.)
2. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс. Издательство «Экзамен», Москва, 2009.
3. Лукашик В. И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. – 29-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 240
4. Марон А. Е. Физика. 9 класс: Учебно-методическое пособие / А. Е. Марон, Е. А. Марон. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2008. – 128 с.: ил.
5.Чеботарева А.В.Тесты по физике. 7 класс. Издательство «Экзамен», Москва, 2009.
6. Горлова Л.А.Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. – М.:ВАКО, 2006. – 176 с. – (Мастерская учителя).
7. Рымкевич А.П. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. Учеб.заведений. – 4-е изд., стереотип.- М. : Дрофа, 2000.-208 с. : ил.
8.Справочник по физике и технике. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006, 175 с.
Дополнительная литература для учеников:
1.Энциклопедия юного физика.
2.Физические викторины в средней школе. Пособие для учителей. Изд. 3-е, перераб. М., «Просвещение», 1977. 159 с. Ил.
Цифровые Образовательные Ресурсы
1.Библиотека электронных наглядных пособий «Астрономия 10-11 классы» ООО Физикон2. Библиотека наглядных пособий  1С: Образование «Физика, 7-11 класс»
3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки физики».
4 .«Физика, 7-11 класс ООО Физикон».
5. http://fizolimpiada.ru/6. http://ruolimpiada.ru7. http://www.4egena100.info/8. http://урок.рф/l