Рабочая программа по внеурочной деятельности Мое портфолио


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Комсомольская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
на заседании педсовета
Протокол № 1
"31"______2016 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ Комсомольской СОШ
Хабарова Л.И. /____________/
«__»_________2016___г.
«Утверждено»
Директор
МБОУ Комсомольской СОШ Рамхин Е.В.
/_______________/
Приказ № ___ от «__»_____________2016___г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Мое портфолио»
Уровень базовый
Ступень образования: основное общее образование
Класс: 3
Срок реализации: 2016-2017 учебный год
Разработал учитель:
Обласова Наталья Анатольевна
Комсомольск. 2016.
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности для работы с портфолио третьеклассника создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития.
Одна из важных задач российского образования создание системы мониторинга достижений школьников, документирующей результаты, полученные ими за рамками обычной классной работы и позволяющей отследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, как-либо проявившего себя. Большое значение для успешной реализации задач школьного образования по информатике имеет представление учащимся возможности изучения курсов по выбору, содержание которых предусматривает расширение и углубление знаний, развитие познавательных интересов, предпрофильную ориентацию учеников.
Портфолио – индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности, за определенный период времени. Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических целей и задач.
Цель программы становление основ гражданской идентичности и мировоззрения третьеклассников, формирование духовно-нравственных ценностей, развитие интеллектуальных способностей и приобщение к культуре и традициям народов России, развитие творческих способностей детей, готовности к самореализации и рефлексии при сохранении и укреплении физического и психического здоровья школьников
Задачи данной программы:
Поощрять активность и самостоятельность ученика, повышать самооценку и уверенность в собственных силах и возможностях, своевременно отмечать успехи ученика.
Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Максимально раскрывать индивидуальные способности каждого ребенка, развивать познавательные интересы учащихся и формирование готовности
к самостоятельному познанию.
Формировать положительные моральные и нравственные качеств личности.
Функции портфолио:
Диагностическая функция
Позволяет проследить личностный рост ребёнка, формирование у него умения учиться.
Даёт возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении с детьми.
Мотивационная функция
Поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.
Контролирующая и оценивающая функция
Это оценка учащимися своих достижений в учебной деятельности. Причём эти страницы помогают ребёнку реально осознать и зафиксировать свои успехи на шкале достижений, проанализировать свой учебный опыт. Задуматься над результатами своего труда.
Воспитательная функция
Важно направить сознание детей на воспитание в себе ученика, человека, узнать о его ценностных ориентациях.
Кроме того, заполняя эти страницы, ребёнок пропускает через себя человеческие ценности, узнаёт значение слов, оценивающих человеческие качества. С помощью этих страниц можно проследить адекватность самооценки. Есть страницы, на которых ребёнок делится своим социальным опытом.
Развивающая функция
Обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.
Актуальность данной программы обусловливается мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности и заключается в том, что работать с портфолио обучающиеся должны целенаправленно и системно. Эта работа должна выстраиваться как совместная продуктивная деятельность учителя, ученика и родителей по созданию для каждого ребенка ситуации успешности. Умения, приобретённые при работе с портфолио, должны помогать ребёнку в школе, в повседневной жизни, стать основой для формирования универсальных учебных действий, в первую очередь личностных.
Отличительные особенности программы
Особенность данной программы заключается в создании определённых условий для развития личности ребёнка, мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству через систему мероприятий учебной и внеурочной деятельности.
Организация школьников во внеурочное время предоставляет им широкие возможности самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, образцов высокой культуры, нравственности, духовности, позитивного взаимодействия человека с окружающей средой.
Важной особенностью занятий по данной программе является возможность организации коллективной творческой деятельности младших школьников, направленной на развитие навыков общения, взаимодействия и сотрудничества. Научить сотрудничать – значит научить добиваться желаемого, не ущемляя интересов других людей.
Программа построена с учётом следующих принципов:
добровольность;
общественная направленность;
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
предоставление самостоятельности и опора на инициативу;
учет интересов ребенка;
содружество и сотворчество детей и взрослых.
1.Предметные результаты освоения программы:
К концу третьего года обучения в школе обучающиеся должны знать:
родословную и традиции своей семьи; различать основные нравственные понятия: добро и зло, дружба, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка; понятия: Родина, город, памятники старины и зодчества своего города и страны, основные государственные и городские праздники; символы государства и города; права и обязанности учащихся в школе; права и обязанности учащегося как гражданина; правила дорожного движения;
Уметь:
выполнять мини-проекты по заданным темам;
знать и применять правила безопасного поведения и дорожного движения;
искать пути достижения поставленных целей;
оценивать свои работы и работы одноклассников;
анализировать, классифицировать и обобщать материал;
осуществлять рефлексию с учетом своих целей; ставить задачи на будущее.
Система оценки достижения планируемых результатов
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы:
1) о сформированности у обучающихся универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;
2) о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
В портфолио ученика начальной школы должны быть детские работы – формальные и творческие, выполненные в ходе обязательных учебных занятий по всем предметам, а также в ходе посещения учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы. Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Учебно-тематический план
Разделы и темы программы Кол-во часов
1 раздел «Знакомьтесь, я - третьеклассник» 7
2 раздел «Моя Родина» 7
3 раздел «Моё здоровье» 7
4 раздел «Моя школа . Мой класс» 7
5 раздел «Мои успехи в учёбе» 3
6 раздел «Мои проектные и исследовательские работы» 3
Итого 34
2.Содержание курса «Мое портфолио»
Раздел 1. Знакомьтесь, я – третьеклассник (7 часов)
Я – третьеклассник. Сочинение «Мои летние каникулы». Тайны моего характера. Мы разные, но мы вместе. Моя семья. Семейные традиции. Я и мои друзья.
Раздел 2. Моя Родина (7 часов)
Россия – моя Родина. Александр Невский - русский национальный герой. Виртуальная экскурсия «Главная высота России». Я - гражданин России. На что имеем право. Правовая викторина. Праздники России.
Раздел 3. Моё здоровье (7 часов)
Мой распорядок дня. На зарядку становись. Гигиена тела – оставляющая здоровья. Составляем меню, или Все о здоровом питании. Путешествие в мир здорового образа жизни «Целебная сила трав, плодов и овощей». Правила безопасности. Безопасный маршрут «Дом – школа - дом».
Раздел 4. Моя школа. Мой класс. (7 часов)
Я и моя школа. Правила школьной дружбы. Поляна добрых дел. Коллективное творческое дело «Сад доброго человека». Мои жизненные принципы. Личностно-ориентированное занятие занятие «Совесть - это наш внутренний судья». Устный журнал по творчеству А. Барто «Поэзия доброты».
Раздел 5. Мои успехи в учёбе (3 часа)
Учимся ставить цели. Мои цели на учебный год. Мои учебные достижения.
Раздел 6. Мои проектные работы (3 часа)
Калейдоскоп для третьеклассника. Участие в проектной деятельности ( подготовка и публичная защита проекта). Участие в проектной деятельности ( подготовка и публичная защита проекта).
3. Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности « Мое портфолио » 3 класс.
№ п/п Дата Тема Кол-во часов
Раздел 1. Знакомьтесь, я – третьеклассник (7 часов)
1 Я - третьеклассник 1
2 Сочинение «Мои летние каникулы». 1
3 Тайны моего характера. 1
4 Мы разные, но мы вместе. 1
5 Моя семья. 1
6 Семейные традиции. 1
7 Я и мои друзья. 1
Раздел 2. Моя Родина (7 часов)
8 Россия – моя Родина 1
9 Александр Невский - русский национальный герой. 1
10 Виртуальная экскурсия «Главная высота России». 1
11 Я - гражданин России. 1
12 На что имеем право. 1
13 Правовая викторина 1
14 Праздники России. 1
Раздел 3. Моё здоровье (7 часов)
15 Мой распорядок дня. 1
16 На зарядку становись. 1
17 Гигиена тела – оставляющая здоровья. 1
18 Составляем меню, или Все о здоровом питании. 19 Путешествие в мир здорового образа жизни «Целебная сила трав, плодов и овощей». 20 Правила безопасности. 21 Безопасный маршрут «Дом – школа - дом». Раздел 4. Моя школа. Мой класс. (7 часов)
22 Я и моя школа. 23 Правила школьной дружбы. 24 Поляна добрых дел. 25 Коллективное творческое дело «Сад доброго человека». 26 Мои жизненные принципы. 27 Личностно-ориентированное занятие занятие «Совесть - это наш внутренний судья». 28 Устный журнал по творчеству А. Барто «Поэзия доброты». Раздел 5. Мои успехи в учёбе (3 часа)
29 Учимся ставить цели. 30 Мои цели на учебный год. 31 Мои учебные достижения. Раздел 6. Мои проектные работы (3 часа)
32 Калейдоскоп для третьеклассника. 33 Участие в проектной деятельности ( подготовка и публичная защита проекта). 34 Участие в проектной деятельности ( подготовка и публичная защита проекта). Итого: 34 часа
Материально-техническое обеспечение программы:
«Мой портфолио. 3 класс»   А.В. Иванов. Учебное пособие для общеобразовательных организаций Москва, «Просвещение», 2016 г. ФГОС.
«Портфолио третьеклассника. Программа внеурочной деятельности». Методическое пособие с электронным приложением под редакцией М. С. Умновой. – Москва: «Планета», 2015 г.