Внеурочное занятие по русскому языку Олимпийские игры (фразеологизмы)

Олимпийские игры
( внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе)

Тема: Фразеологизмы русского языка.
Цель: Повторить материал о фразеологизмах
Задачи: 1. Закрепить ранее полученные знания учащихся о фразеологизмах.
2. Развивать умение учащихся правильно употреблять фразеологические обороты в своей лексике.
3. Прививать любовь к правильной, образной, крылатой лексике.
Форма занятия: соревнование
Класс разделен на группы ( 1-я группа – слабые ученики, 2-я группа – ученики среднего уровня, 3-я – сильные ученики ) для осуществления дифференцированного подхода в обучении.

Ход занятия:

1.Организационный момент

2. Вступительное слово учителя.
- Две тысячи лет назад древнегреческий поэт Пиндар написал: «Нет ничего благороднее солнца, дающего столько света и тепла. Так и люди прославляют те состязания, величественнее которых нет ничего, - Олимпийские игры».

- Ребята, я вас приветствую на наших Олимпийских играх. Недавно мы изучали древнегреческую мифологию и узнали, что Олимпийские игры провозгласил?.. (Геракл ) в 776 году до нашей эры. Кто помнит после какого подвига? (Скотный двор царя Авгия ) И были они посвящены? (Зевсу )

- Каждые олимпийские игры превращались в праздник для народа, в конкурс для скульпторов и поэтов, в увлекательнейшие состязания для принимавших в них участие.
Первые олимпийские игры включали в себя следующие состязания:
- бег
- бросание копья
- метание диска
- кулачный бой
- состязание колесниц
Олимпиады возвеличивали человека, утверждали культ совершенства духа и тела. Олимпионику – победителю игр – соотечественники воздавали почести: в их честь создавались памятники при их жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур и увенчанный венком. Он въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.
Дни олимпийских торжеств становились днями всеобщего мира.
В олимпийских играх участвовали государственные деятели, писатели, поэты, историки, философы. Так, например, известный полководец и государственный деятель Алкивиад несколько раз участвовал в гонках колесниц и соревнованиях по панкратиону. Плутарх вспоминал, как однажды во время панкратиона Алкивиад укусил противника. «Ты кусаешься, как женщина»,- воскликнул тот. Но Алкивиад возразил: «Не как женщина, а как лев!»
В кулачных боях участвовал выдающийся древнегреческий математик и философ Пифагор.

3. Подготовка к деятельности
- Прежде чем преступить к состязаниям – соревнованиям в силе, ловкости ума, образности речи, я предлагаю хорошенько размяться.

Разминка (1-2 минуты )

(Работа проводится устно, каждая группа готовит мини-сообщение, вопросы размещены на слайде)
(для 1 группы )
- Что изучает раздел русского языка фразеология?
- Что называется фразеологическим оборотом?

( для 2 группы )
- Назовите источники возникновения фразеологизмов с примерами.

( для 3 группы )
- Употребите фразеологические обороты в своей речи:
1. Сергей очень торопился домой.
2. До соседнего села было близко.
3. Катя знала материал урока очень хорошо.
4. Петя работал на огороде очень плохо.


4. Закрепление материала

1 состязание «Метание диска» ( 5 минут )
На доске картинки, где изображены: глаз, рука, палец, голова;
- Чья группа придумает больше фразеологических оборотов за пять минут и запишет их в своих тетрадях (проверка устно, каждый фразеологизм – 1 балл)

2 состязание «Бег с препятствиями» ( 5 минут )
Выдаются группам карточки:
- Ваша задача состоит в том, чтобы убрать это препятствие (четвертое лишнее) и к финишу прийти первыми (работа на карточках проводится устно, проверка через презентацию).
1. – Хоть пруд пруди;
- Кот наплакал;
- Тьма-тьмущая;
- Яблоку негде упасть;
2. – Во все лопатки;
- Сломя голову;
- Черепашьим шагом;
- В мгновение ока;
3. – Слово в слово;
- Тютелька в тютельку;
- Вилами на воде писано;
- Комар носа не подточит;
4. – Попасть впросак;
- Попасть на седьмое небо;
- Попасть в переделку;
- Попасть в переплет;

3 состязание «Метание копья» (5 минут )
Работа в тетрадях (выполняет каждый член группы индивидуально-дать лексическое значение), проверка по мере выполнения всеми учениками.
(для 1-ой группы )
Бить баклуши- _______________________________________________
Спустя рукава- ______________________________________________
Гонять лодыря- _______________________________________________
Кот наплакал- ________________________________________________
Сломя голову - _______________________________________________

(для 2-ой группы )
Зарубить на носу - _____________________________________________
Водить за нос - ________________________________________________
Засучив рукава - _______________________________________________
Тютелька в тютельку - __________________________________________
Обвести вокруг пальца - _________________________________________

(для 3-ей группы )
Намылить шею - _______________________________________________
Пальчики оближешь - ___________________________________________
Прикусить язык - _______________________________________________
Куры не клюют - ________________________________________________
Вставлять палки в колеса - ________________________________________

4 состязание «Состязание колесниц» (5 минут )
На выданных листах записать происхождение предложенных фразеологизмов.
- За пять минут вы должны определить происхождение предложенных фразеологизмов:
1. Стричь под одну гребенку -
2. Рог изобилия -
3. Авгиевы конюшни -
4. На живую нитку -
5. Закидывать удочку -
6. Сгущать краски -
7. Вавилонское столпотворение -
8. Ход конем -
9. Играть первую скрипку -
10. Закусить удила -


5 состязание «Кулачный бой» ( 5-7 минут )
- В свои тетради из карточек списать предложения и подчеркнуть в них фразеологические обороты. Проверит и рассудит вас ваш капитан.

(для 1-ой группы )
И растет ребенок там не по дням, а по часам.
У наших ушки на макушке.
Знаю я – Цыганок вам поперек горла стал.

( для 2-ой группы )
Довольно тебе, Тетка, бить баклуши.
Митраше было всего лет десять с хвостиком.
Петя закричал во все горло.

( для 3-ей группы )
Петины приключения не стоили и выеденного яйца.
Он точно знал, что это у черта на куличках.
Видывал частенько, что рыльце у тебя в пуху.

5. Рефлексия
- Какое испытание вам показалось наиболее интересным?
- При выполнении какого задания вы испытали затруднения? В чем?

6. Подведение итогов, награждение.



15