Инструкции для студентов к практическим занятиям с методическими рекомендациями к самостоятельной работе по МДК.02.01.2 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ В ПЕДИАТРИИ

ГОРЛОВСКИЙ МЕДИЦИННСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МИНИНСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ














ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическим занятиям с методическими рекомендациями к самостоятельной работе
по МДК.02.01.2 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ В ПЕДИАТРИИ
ОТДЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 34.02.01
«Сестринское дело»
На 3 СЕМЕСТР 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ









Рассмотрено и одобрено на заседании
ЦК профессиональных модулей 02, 03
Протокол № ___ от_______ 2016 г.
Председатель ЦК_________________
Е.В. Безгинова














Горловка 2016 г.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическому занятию № 1
по МДК.02.01.2 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ В ПЕДИАТРИИ

Тема: Сестринский уход за доношенным новорожденным ребенком.
Количество часов – 4
Цели занятия:
Знать:
- характеристику доношенного новорожденного ребенка;
- оценку состояния по шкале Апгар;
- физиологические состояния новорожденных;
- первичный туалет;
- правила выписки из роддома.
Уметь:
1. Осуществлять сестринский уход за пациентом при заболеваниях кожи, омфалите, сепсисе:
- уход за кожей и слизистыми оболочками;
- профилактика офтальмии;
- проводить гигиеническую ванну;
- проводить антропометрию.
2. Проведение скринингового обследования на ФКУ и врожденный гипотиреоз.
3. Вакцинация новорожденных.
4. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Литература:
С.К. Ткаченко, Педиатрия, Киев 2010г., ст.22 – 30.
Алгоритмы практических навыков по педиатрии.
Задания для самостоятельной работы: Составить опорный конспект «АФО органов и систем новорожденного ребенка».
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:
Изучить материалы темы.
Представить характеристику АФО в краткой форме.
Оформить работу и сдать в установленный срок.




















ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ к практическому занятию № 2
по МДК.02.01.2 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ В ПЕДИАТРИИ

Тема: Сестринский уход за недоношенным новорожденным ребенком.
Количество часов – 4
Цели занятия:
Знать:
- характеристику недоношенного новорожденного ребенка;
- причины недоношенности;
- степени недоношенности;
- организацию и оказание сестринской помощи;
- особенности физиологических состояний;
- правила использования изделий медицинского назначения;
- критерии выписки.
Уметь:
1. Осуществлять сестринский уход за недоношенным ребенком:
- уход за кожей и слизистыми оболочками;
- профилактика офтальмии;
- проводить расчет суточной и разовой потребности молока;
- проводить кормление через зонд, с чашечки;
- проводить обработку кувеза.
2. Проведение скринингового обследования на ФКУ и врожденный гипотиреоз.
3. Вакцинация недоношенных.
4. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Литература:
С.К. Ткаченко, Педиатрия, Киев 2010г., ст.31 – 63.
Алгоритмы практических навыков по педиатрии.
Задания для самостоятельной работы: Подготовить информационные сообщения по современным методам выхаживания недоношенных; особенности развития недоношенных; знаменитые люди, рожденные недоношенными и др.
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:
Собрать и изучить литературу по теме.
Составить план сообщения.
Выделить основные понятия.
Оформить текст письменно.
Сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.
















ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ к практическому занятию № 3
по МДК.02.01.2 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ В ПЕДИАТРИИ

Тема: Сестринский уход при заболеваниях кожи и пупочной ранки, сепсисе.
Количество часов – 4
Цели занятия:
Знать:
- АФО кожи новорожденного;
- причины неинфекционных и инфекционных заболеваний кожи, пупочной ранки, сепсиса;
- медсестринский процесс при заболеваниях кожи, сепсисе.
Уметь:
1. Осуществлять сестринский уход за пациентом при заболеваниях кожи, омфалите, сепсисе:
- уход за кожей и слизистыми оболочками;
- обрабатывать пупочную ранку;
- проводить гигиеническую ванну;
- проводить антропометрию.
2. Выполнять все этапы сестринского процесса.
3. Осуществлять фармакотерапию по назначению врача.
4. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Литература:
В.Д. Тульчинская, Сестринское дело в педиатрии, Ростов 2015г., ст.48 – 59.
Алгоритмы практических навыков по педиатрии.
Задания для самостоятельной работы: Составить и решить ситуационные задачи. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:
Изучить учебную информацию по теме.
Провести ее анализ.
Составить три ситуационные задачи с сестринским процессом по заболеваниям кожи, пупка и сепсису.
Создать эталоны ответов к ним.
Оформить работу и сдать в установленный срок.




















ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ к практическому занятию № 4
по МДК.02.01.2 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ В ПЕДИАТРИИ

Тема: Сестринский уход при асфиксии, родовых травмах.
Количество часов - 4
Цели занятия:
    Знать:
- АФО нервной системы новорожденных;
- причины асфиксии и родовых травм;
- медсестринский процесс при асфиксии, родовых травмах;
- неотложную помощь при судорогах;
- этапы оказания неотложных мероприятий при асфиксии.
Уметь:
1. Осуществлять сестринский уход за пациентом при асфиксии и родовых травмах:
- отсасывать слизь из верхних дыхательных путей;
- проводить оксигенотерапию;
- подготовить к применению пузырь со льдом.
- проводить искусственную вентиляцию легких, закрытый массаж сердца новорожденным;
- кормить через зонд.
2. Выполнять все этапы сестринского процесса.
3. Осуществлять фармакотерапию по назначению врача.
4. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Литература:
В.Д. Тульчинская, Сестринское дело в педиатрии, Ростов 2015, ст.28 – 41, 248.
Алгоритмы практических навыков по педиатрии.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовить доклад: «Профилактика асфиксии новорожденных».
2. Создать презентацию: «Родовые травмы».
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:
1.1.Изучить учебную информацию по теме.
1.2. Выделить основные понятия.
1.3. Оформить текст письменно.
1.4. Сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.
2.1. См. методические рекомендации по созданию мультимедийных презентаций.

















ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ к практическому занятию № 5
по МДК.02.01.2 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ В ПЕДИАТРИИ
Тема: Сестринский процесс при гемолитической болезни новорожденных, наследственных заболеваниях.
Количество часов - 4
Цели занятия:
Знать:
- АФО крови;
- этиологию и патогенез гемолитической болезни новорожденных;
- формы ГБН;
- медсестринский процесс при гемолитической болезни;
- профилактику ГБН и наследственных заболеваний.
  Уметь:
1. Осуществлять сестринский уход за пациентом при ГБН, наследственных заболеваниях:
- уход за кожей и слизистыми оболочками;
- проведение фототерапии.
2. Подготовить пациентов к лечебно-диагностическим вмешательствам.
3. Выполнять все этапы сестринского процесса.
4. Осуществлять фармакотерапию по назначению врача.
5. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Литература:
В.Д. Тульчинская, Сестринское дело в педиатрии, Ростов 2015, ст.45 – 48, 275 – 276.
Алгоритмы практических навыков по педиатрии.
Задания для самостоятельной работы: Подготовить информационное сообщение по одному из наследственных заболеваний: синдром Дауна, синдром Тернера, синдром Патау, фенилкетонурия, муковисцидоз, мышечная дистрофия, расщепление позвоночника, дальтонизм и др.
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:
Собрать и изучить литературу по теме.
Составить план сообщения.
Выделить основные понятия.
Оформить текст письменно.
Сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.



















ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ к практическому занятию № 6
по МДК.02.01.2 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ В ПЕДИАТРИИ
Тема: Сестринский уход при рахите, гипервитаминозе D.
Количество часов – 4.
Цели занятия:
Знать:
- АФО костно-мышечной системы;
- функции витамина D;
- вскармливание детей 1-го года жизни;
- причины и факторы, способствующие развитию рахита;
- классификацию рахита;
- медсестринский процесс при рахите, гипервитаминозе D;
- специфическую и неспецифическую профилактику рахита.
 Уметь:
1. Осуществлять сестринский уход за пациентом при рахите, гипервитаминозе D:
- уход за кожей и слизистыми оболочками;
- проведение лечебной ванны.
2. Подготовить пациентов к лечебно-диагностическим вмешательствам.
3. Выполнять все этапы сестринского процесса.
4. Осуществлять фармакотерапию по назначению врача.
5. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Литература:
В.Д. Тульчинская, Сестринское дело в педиатрии, Ростов 2015, ст.79 – 86, 90 – 91, 250.
Алгоритмы практических навыков по педиатрии.
Задания для самостоятельной работы: Составить анкету для родителей.
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:
Изучить литературу по теме.
Разработать вопросы анкеты.
Оформить задание и сдать в установленный срок.























ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ к практическому занятию № 7
по МДК.02.01.2 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ В ПЕДИАТРИИ
Тема: Сестринский уход при гипокальциемическом синдроме.
Количество часов – 4.
Цели занятия:
Знать:
- клинические формы, симптомы заболевания;
- медсестринский процесс при гипокальциемическом синдроме;
- неотложную помощь при ларингоспазме, эклампсии.
 Уметь:
1. Осуществлять сестринский уход за пациентом при гипокальциемическом синдроме.
2. Подготовить пациентов к лечебно-диагностическим вмешательствам.
3. Выполнять все этапы сестринского процесса.
4. Осуществлять фармакотерапию по назначению врача.
5. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Литература:
В.Д. Тульчинская, Сестринское дело в педиатрии, Ростов 2015, ст.87 – 90, 250 – 251.
Алгоритмы практических навыков по педиатрии.


































ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ к практическому занятию № 8
по МДК.02.01.2 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ В ПЕДИАТРИИ
Тема: Сестринский уход при аномалиях конституции.
Количество часов – 4.
Цели занятия:
Знать:
- причины, факторы риска;
- клинические проявления;
- медсестринский процесс при экссудативно-катаральном, лимфатико- гипопластическом, нервно-артритическом диатезе;
- неотложную помощь при анафилактическом шоке.
  Уметь:
1. Осуществлять сестринский уход за пациентом при аномалиях конституции:
- ведение пищевого дневника;
- проведение лечебной ванны;
- применение болтушек, мазей, примочек.
2. Подготовить пациентов к лечебно-диагностическим вмешательствам.
3. Выполнять все этапы сестринского процесса.
4. Осуществлять фармакотерапию по назначению врача.
5. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Литература:
В.Д. Тульчинская, Сестринское дело в педиатрии, Ростов 2015, ст.65 – 75, 251 – 252.
Алгоритмы практических навыков по педиатрии.
Задания для самостоятельной работы: Составить графологическую структуру: «Аномалии конституции».
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:
Изучить информацию по теме.
Провести системно-структурный анализ содержания.
Собрать структуру воедино.
Провести графическое оформление.
Работу сдать в срок преподавателю.





















ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ к практическому занятию № 9
по МДК.02.01.2 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ В ПЕДИАТРИИ
Тема: Сестринский уход при диспепсиях у детей раннего возраста.
Количество часов – 4.
Цели занятия:
Знать:
- причины, факторы риска;
- клинические проявления;
- медсестринский процесс при диспепсиях;
- неотложную помощь при токсикозе с эксикозом.
  Уметь:
1. Осуществлять сестринский уход за пациентом при диспепсиях:
- проведение оральной регидратации;
- помощь при рвоте, метеоризме;
- подмывание;
- взятие кала на копрологическое и бактериологическое исследования;
- обработка кожи и слизистых оболочек.
2. Подготовить пациентов к лечебно-диагностическим вмешательствам.
3. Выполнять все этапы сестринского процесса.
4. Осуществлять фармакотерапию по назначению врача.
5. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Литература:
С.К. Ткаченко, Педиатрия, Киев 2010, ст.218 – 221.
Алгоритмы практических навыков по педиатрии.
Задания для самостоятельной работы: Составить сводную таблицу простой и токсической диспепсий.
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:
Изучить информацию по теме.
Информацию представить в сжатом виде и заполнить основные графы таблицы:
Признаки
Простая диспепсия
Токсическая диспепсия

Причины



Общее состояние



Температура



Рвота



Стул



Эксикоз



Проблемы пациента



Диагностика



Принципы лечения и ухода



Пользуясь готовой таблицей, подготовиться к контролю по заданной теме.












ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ к практическому занятию № 10
по МДК.02.01.2 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ В ПЕДИАТРИИ
Тема: Сестринский уход при гипотрофии, паратрофии, пилороспазме и пилоростенозе.
Количество часов – 4.
Цели занятия:
Знать:
- причины, факторы риска;
- клинические проявления трех степеней гипотрофии;
- медсестринский процесс при гипотрофии, паратрофии;
- признаки пилороспазма и пилоростеноза;
- принципы лечения, особенности ухода.
  Уметь:
1. Осуществлять сестринский уход за пациентом при гипотрофии, паратрофии, пилороспазме и пилоростенозе:
- проведение антропометрии;
- определение степени гипотрофии, паратрофии;
- обработка кожи и слизистых оболочек.
2. Подготовить пациентов к лечебно-диагностическим вмешательствам.
3. Выполнять все этапы сестринского процесса.
4. Осуществлять фармакотерапию по назначению врача.
5. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Литература:
В.Д. Тульчинская, Сестринское дело в педиатрии, Ростов 2015, ст. 59 – 65, 249, конспект лекций.
Алгоритмы практических навыков по педиатрии.
Задания для самостоятельной работы: Составить сравнительную таблицу пилороспазма и пилоростеноза.
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:
Изучить информацию по теме.
Информацию представить в сжатом виде и заполнить основные графы таблицы:
Признаки
Пилороспазм
Пилоростеноз

Причины



Начало заболевания



Рвота



Общее состояние



Кожа



Видимая перистальтика



Масса тела



Стул



Диагностика



Принципы лечения и ухода



Оформить работу и сдать в установленный срок.









ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ к практическому занятию № 11
по МДК.02.01.2 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ В ПЕДИАТРИИ
Тема: Сестринский уход при стоматитах, остром и хроническом гастритах, язвенной болезни и дискинезии желчевыводящих путей.
Количество часов - 4
Цели занятия:
    Знать:
- АФО пищеварительной системы;
- причины заболеваний;
- клинические проявления;
- медсестринский процесс при данной патологии;
- методы диагностики;
- оказание неотложной доврачебной помощи при остром гастрите, желудочно-кишечном кровотечении.
Уметь:
1. Осуществлять сестринский уход за пациентом при стоматитах, остром и хроническом гастритах, язвенной болезни и дискинезии желчевыводящих путей:
- обработка слизистой оболочки полости рта при стоматитах;
- промывание желудка;
- подготовка пациента к инструментальным и лабораторным методам исследования.
2. Выполнять все этапы сестринского процесса.
3. Осуществлять фармакотерапию по назначению врача.
4. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Литература:
В.Д. Тульчинская, Сестринское дело в педиатрии, Ростов 2015, ст.153 – 163, 169 – 171, 256 – 258.
Алгоритмы практических навыков по педиатрии.
Задания для самостоятельной работы: Подготовить реферат: «Профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей».
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:
1.Собрать и изучить необходимую литературу по теме.
2. Оформить реферат согласно методическим рекомендациям.
3. Сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.



















ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ к практическому занятию № 12
по МДК.02.01.2 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ В ПЕДИАТРИИ
Тема: Сестринский уход при гельминтозах.
Количество часов - 4
Цели занятия:
    Знать:
- АФО пищеварительной системы;
- характеристику возбудителей аскаридоза, энтеробиоза, трихоцефалёза;
- цикл развития аскариды;
- пути заражения;
- особенности клинических проявлений;
- методы диагностики;
- медсестринский процесс при гельминтозах;
- профилактику.
Уметь:
1. Осуществлять сестринский уход за пациентом при гельминтозах.
2. Подготовка пациента к лабораторным методам исследования.
- взятие соскоба на энтеробиоз;
- забор кала на яйца глистов;
3. Выполнять все этапы сестринского процесса.
4. Осуществлять фармакотерапию по назначению врача.
5. Вести утвержденную медицинскую документацию: оформление направлений в лабораторию, заполнение формы №058/у.
Литература:
В.Д. Тульчинская, Сестринское дело в педиатрии, Ростов 2015, ст.163 – 169, 258.
Алгоритмы практических навыков по педиатрии.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовить беседу: «Профилактика энтеробиоза у детей».
2.Оформить санитарный бюллетень «Гельминтозы у детей».
3. Подготовить видеоматериал по данной теме.
4. Собрать статистические данные по заболеваемости гельминтозами среди детского населения г. Горловки.
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:
1. Разделиться в группы по 2 обучающихся и выбрать одно из предложенных заданий.
2.Собрать и изучить необходимую литературу, подобрать видеоматериал.
3. Оформить реферат и санитарный бюллетень согласно методическим рекомендациям.
4. Взять в СЭС, проанализировать и оформить в виде диаграмм статистические данные по заболеваемости гельминтозами среди детского населения г. Горловки за последние 3 – 5 лет.
5. Сделать выводы, обозначить важность данной темы в образовательном и профессиональном плане.











ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ к практическому занятию № 13
по МДК.02.01.2 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ В ПЕДИАТРИИ
Тема: Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания у детей.
Количество часов - 4
Цели занятия:
    Знать:
- АФО органов дыхания;
- причины заболеваний;
- клинические проявления;
- медсестринский процесс при данной патологии;
- методы диагностики;
- оказание неотложной доврачебной помощи при остром стенозирующем ларинготрахеите, приступе бронхиальной астмы, гипертермическом синдроме.
Уметь:
1.Осуществлять сестринский уход за пациентом при заболеваниях органов дыхания у детей:
- измерение температуры тела и ее регистрация;
- подсчет частоты дыхания и пульса, оценка результатов;
- пользование карманным ингалятором;
- подготовка пациента к инструментальным и лабораторным методам исследования.
2. Выполнять все этапы сестринского процесса.
3. Осуществлять фармакотерапию по назначению врача.
4. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Литература:
В.Д. Тульчинская, Сестринское дело в педиатрии, Ростов 2015, ст.91 – 93, 95 – 117, 252 – 253.
Алгоритмы практических навыков по педиатрии.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовить реферат: «Профилактика заболеваний органов дыхания у детей».
Составить кроссворд «Болезни органов дыхания у детей».
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:
1.1.Собрать и изучить необходимую литературу по теме.
1.2. Оформить реферат согласно методическим рекомендациям.
1.3. Сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.
2.1. Изучить информацию по теме.
2.2. Создать графическую структуру, объемом 15-20 слов.
2.3. Составить вопросы и ответы к ним.
2.4. Работу представить на контроль в срок.


15