Статья Формирование профессиональных компетенций в преподавании МДК Сестринский уход при инфекционных заболеваниях


С.Н.Плотникова
Формирование профессиональных компетенций в процессе преподавания МДК Сестринский уход при инфекционных заболеваниях

«Чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем
больше ими усваивается информации и приобретается навыков»
К.Н. Венциль

Одним из важнейших требований к профессиональному образованию в концепции модернизации Российского образования выделяется требование подготовки компетентного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
В связи с этим переориентация профессионального образования направлена на такой уровень, который может обеспечить каждому обучающемуся стабильно высокие результаты практической деятельности после обучения наиболее экономным путем, с минимальными затратами времени и усилий студентов и преподавателей. Эту задачу решает замена традиционного пассивного обучения методами, активизирующими мыслительную и познавательную деятельность обучающихся при их овладении профессиональными знаниями и умениями.
Одним из методов активизации обучения является использование деловых игр. Деловая игра - это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Главной целью и смыслом деловых игр является моделирование логики рассуждения и поведения медицинской сестры в ее профессиональной деятельности.
При проведении деловых игр проводится наглядное обучение будущей медицинской сестры основным принципам работы с пациентами с инфекционными заболеваниями, вырабатывается четкий алгоритм действий на разных рабочих местах: детское дошкольное или школьное образовательное учреждение, приёмный покой, процедурный кабинет, пост медицинской сестры, палата ухода за больными, оказание реанимационных мероприятий и т.д.
Обучающиеся в игровой форме представляют умения применять теоретические знания в практических ситуациях, тем самым демонстрируют сформированность профессиональных компетенций: представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств, осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса, сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами, применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования, соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса, вести утвержденную медицинскую документацию.
В деловой игре студенты получают личный опыт в условной, но близкой к реальности ситуации, которая безопасна для участников, так как в игре невозможно сделать непоправимые ошибки.
Задачей обучения на МДК Сестринский уход при инфекционных заболеваниях является подготовка студента не только с базовыми теоретическими знаниями, но и практическими навыками, которые позволят ему с лучшим качеством выполнять профессиональную деятельность медицинской сестры.
Так, в процессе проведения деловой игры по теме «Кишечные инфекции» отрабатываются профессиональные действия студентов, необходимые при уходе за пациентами с кишечными инфекциями - помощь при рвоте, судорогах, критическом снижении температуры, желудочно-кишечном кровотечении, перфорации язв кишечника, подготовка пациентов к лечебно-диагностическим вмешательствам, забор патологического материала для лабораторного исследования, заполнение медицинской документации (титульный лист истории болезни, экстренное извещение об инфекционном заболевании, порционное требование, температурный лист, карта стула, направления на различные виды исследования, лист наблюдения за контактными в очаге инфекционного заболевания и др.).
При проведении игры, студенты развивают навыки эффективного общения с пациентами (сбор жалоб, анамнеза заболевания, жизни, эпидемиологического анамнеза, убеждение в необходимости госпитализации, проведения инструментального обследования), их родственниками, совершенствуют взаимодействие членов бригады медико-санитарной помощи.
Наиболее ценным этапом с точки зрения учебного процесса является «обратная связь», когда проводится обсуждение не только действий каждого участника деловой игры, но и отношение человека к тому, как он действует. Через игру участники лучше понимают собственные поступки в реальной жизни, избавляются от страха за последствия ошибок.
Использование такой игровой формы приближает практическое занятие к реальным ситуациям работы медицинской сестры и позволяет провести занятие живо и занимательно, что резко повышает интерес студентов как к данному занятию, так и к предмету вообще.
Игровые формы проведения занятий позволяют мне объективно оценить подготовку студента к занятию, развивают навыки публичных выступлений у них, умение формулировать мысль с использованием профессиональных терминов, сокращают время накопления профессионального опыта.
Для формирования профессиональных компетенций студентов широко использую элементы проблемного обучения в учебном процессе: проблемное изложение лекции, эвристическая беседа, ситуационные задачи.
Так, в начале лекции по теме «Брюшной тиф. Паратиф А и В» предлагаю обучающимся: «Прослушав материал лекции, определить меры индивидуальной и групповой профилактики тифопаратифозных заболеваний». В результате 80% обучающихся дали правильные ответы. В другом случае не ставлю перед студентами задачи, сама излагаю весь материал, сама называю меры профилактики. И также в конце лекции прошу написать на листочках меры индивидуальной и групповой профилактики тифопаратифозных заболеваний. Правильные ответы дали только 40% студентов.
Таким образом, проблемное изложение лекций повышает качество знаний, познавательный интерес к изучаемому материалу, способствует активизации мыслительной деятельности студентов, развивает умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить, воспитывает усидчивость.
Эвристическая беседа-это вопросно-ответная форма обучения, при которой преподаватель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами побуждает их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам. Активизация познавательной деятельности определяется не самим методом беседы, а характером задаваемых вопросов. Важно правильно формулировать и задавать вопросы:
– они должны быть логически связаны;
– они должны соответствовать уровню развития учащихся;
– они не должны подсказывать ответ;
– вся совокупность вопросов последовательно ведет учащихся к искомому.
Если учащийся не дает ответа на вопрос, значит, вопрос поставлен неверно или несвоевременно. Ошибочные ответы ученика опровергаются контрвопросами, вскрывающими ошибку ученика.
Один из возможных вариантов конструирования эвристической беседы.
Преподаватель: Решить проблему пациента с брюшным тифом: задержка стула в течение 3-х дней, вздутие живота. Необходимо предложить способы решения проблемы.
Студенты: Очистительная клизма, сифонная клизма, прием слабительных средств, увеличение в питании продуктов, содержащих большое количество клетчатки
Преподаватель: Да, действительно каждый из этих способов может быть использован для борьбы с задержкой стула. На чем основано применение этих методов, каков их механизм действия?
Студенты: Очистительная клизма-... ; - прием слабительных средств - ...;- увеличение в питании продуктов, богатых клетчаткой -... , сифонная клизма - .
Преподаватель: Какую опасность представляет каждый из этих способов для пациента с брюшным тифом?
Студент: Развитие осложнения- перфорации кишечника, так как в кишечнике при брюшном тифе развиваются язвы.
Преподаватель: Получается, для решения проблемы – задержка стула, нельзя использовать ни один из названных методов, так как они могут привести к развитию осложнений.
Создана проблемная ситуация.
Преподаватель: (пытаясь помочь студентам) Что можно сказать по поводу соотношения отдела кишечника, поражаемого при брюшном тифе и отдела кишечника, отвечающего на воздействие способами, предложенными для решения проблемы?
Студент: При брюшном тифе поражается дистальный отдел тонкого кишечника. С помощью слабительных средств, происходит очищение тонкого и толстого кишечника, очистительная клизма позволяет очистить и т.д.
Преподаватель: Какой способ наименее безопасен для решения указанной проблемы?
Студент: Наименее безопасный способ решения проблемы - щадящая очистительная клизма.
Как видно из данного примера, характер вопросов, задаваемых учащимся, постоянно меняется: сначала они требуют воспроизведения знаний, а затем - размышлений, построения умозаключений, с каждым разом все более усложняются. Такое построение урока развивает познавательные способности учащихся,
Применение метода эвристической беседы способствует усилению интеллектуальной активности учащихся на уроке, развитию мышления, глубокому пониманию учащимися изучаемого материала, умению применить имеющиеся знания для решения новых познавательных и практических задач.
Разбор ситуационных задач способствует повышению активности студентов, формированию мотивации, самостоятельности и ответственности, развивает клиническое мышление. Знания становятся более прочными, если ситуационные задачи отвечают реальным ситуациям, встречающимся на практике. Решая такие задачи, обучающийся мысленно оказывается в ситуации, когда, когда ему придется выявлять проблемы пациента, принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и выполнять его.
Проблемное обучение в аудиторное время мотивирует студента к более качественной подготовке во внеаудиторное время, выполнению домашнего задания: написание рефератов, докладов по предложенным темам, изготовление таблиц, презентаций, памяток, буклетов, санитарных бюллетеней и др.
Таким образом, использование современных технологий обучения позволяет в процессе организации занятия ориентировать студентов на самостоятельную работу, на развитие их творческой инициативы, умение работать в группах, высказывать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, способствует формированию профессиональных компетенций.

Список литературы
1. Кудрявая, Н.В. Педагогика в медицине [Текст] /Н.В. Кудрявая. – М.: Академия, 2006.-175 с
2. Кудрявая, Н.В., Врач-педагог в изменяющемся мире: Традиции и новации [Текст] /Н.В.Кудрявая, Е.М. Уколова, А.С. Молчанов, Н.Б. Смирнова, К.В. Зорин – М.: ГОУ ВУНЦМЦ МЗ РФ, 2001. – 304 с
3. Платов В.Я Деловые игры: разработка, организация, проведение: Учебник. –М.:Профиздат,1991. – 156с.


 
Заголовок 115