Конспект урока Обычаи и традиции забайкальских казаков в фольклоре и литературе Забайкалья

Урок предмета «Фольклор и литература Забайкалья»
6 класс
Составлен Н.В. Шныревой,
учителем русского языка и литературы МОУ Шилкинской СОШ №1 Забайкальского края
Тема: обычаи и традиции забайкальских казаков в фольклоре и литературе Забайкалья.
Цель: создание условий для знакомства учащихся с обычаями и традициями Забайкальских казаков.
Задачи:
Познакомиться с фольклорными материалами о жизни забайкальских казаков, отрывками из романа К. Седых «Даурия»;
Воспитывать уважение к членам своей семьи, своим предкам, к родной земле;
Развивать внимание учащихся, умение анализировать и делать выводы, творческие способности учащихся.
Оборудование: мультимедийная презентация о жизни казаков (костюмы, предметы обихода, оружие, внешний вид дома и двора), фрагменты фильма «Даурия», книга «Забайкалье – золотая моя колыбель» Сост. Куренная Е.Ф.
Словарная работа: заимка, браво, насека, морок, зимовье.
Ход урока
Фаза вызова.
- Ребята, в вашем роду были казаки?
- Что вы о них знаете?
II. Осмысление.
Сообщение ученика о появлении казаков в Забайкалье, образовании Забайкальского казачьего войска.
Знакомство с фольклорными материалами.
– Какие диалектные слова встретились в прочитанных отрывках?
– Как отразилась жизнь казаков в народном творчестве?
– Какие песни стали любимыми у казаков? Почему?
– Давайте послушаем песню «Шел казак на побывку домой».
(Исполняют заранее подготовленные ученицы.)
– Что вы узнали о жизни казаков?
Чтение отрывка из романа К.Ф. Седых «Даурия».
Роман К. Седых был написан в середине 20 века. Он посвящен жизни забайкальских казаков в трудное время начала прошлого века.
– Какие диалектные слова вы услышали? Что они означают?
– С какими героями мы познакомились?
– Чем заняты казаки?
– Какие традиционные казачьи черты характера проявляются у героев в отрывке?
– Зачитайте описание пейзажа. Какие ключевые слова?
Просмотр фрагментов фильма «Даурия» (учение казаков военному делу, мирный труд казаков).
– Как К. Седых сумел передать дух забайкальского казачества?
Знакомство с мультимедийной презентацией, подготовленной учеником.
Рассказ подготовленного ученика о своей казацкой семье.
Рефлексия.
– Понравился ли вам урок?
– Что больше всего вам запомнилось?
– Какие обычаи и традиции казаков вы узнали?
– Где можно познакомиться с ними?
– Нужно ли нам знать о жизни казаков?
– Что бы вы хотели перенести в современную жизнь?
Домашнее задание.
Подготовить сценки из жизни казаков, выучить песню (на выбор).
15