Проект «Создание условий для оптимального развития познавательного интереса каждого ученика».

Педагогический проект
«Создание условий для оптимального развития познавательного интереса
каждого ученика».
Выполнил: учитель
начальных классов
Петрова Е.В.
2017 год
Актуальность.
Совершенствование всей системы образования в нашей стране направлено на формирование творческой личности, способной решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных жизненных ситуациях. В связи с этим одной из важнейших задач начальной школы является обеспечение условий для развития личности каждого ученика.
В основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника.
Противоречия.
Социальный аспект:
между современными требованиями нашего общества в осуществлении индивидуальных образовательных траекторий и существующей традиционной системой образования.
Психолого-педагогический аспект:
между необходимостью развития познавательного интереса учащихся и отсутствием психолого-педагогических условий в массовой школе (организация образовательного процесса, отсутствие методического и диагностического инструментария для выявления уровня познавательного интереса детей).
Проблема
Передо мной, как педагогом, ежедневно, ежеурочно стоят вопросы:
Как заинтересовать ребенка учебным предметом?
Как интересно и доступно донести до учащегося новый материал?
Как создать для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы?
Объект исследования.
Процесс формирования познавательного интереса у учащихся начальной школы.
Предмет исследования.
Педагогические и дидактические условия, влияющие на развитие познавательного интереса у учащихся начальной школы.
Гипотеза.
Процесс формирования познавательного интереса у учащихся начальной школы будет эффективным, если:
определены этапы и требования к процессу формирования познавательного интереса учащихся начальной школы;
педагоги подготовлены к процессу формирования познавательного интереса учащихся начальной школы;
разработано методическое обеспечение;
ведется мониторинг формирования познавательного интереса у учащихся начальной школы.
Цель.
Создать психолого-педагогические условия для формирования познавательного интереса у каждого ученика начальной школы в рамках Государственного стандарта образования.
Задачи:
Формирование положительного отношения к учению путём повышения степени мотивации учения.
Формирование достаточно высокого уровня познавательных процессов.
Создание условий для максимального проявления способностей и склонностей учащихся.
Обеспечить единство учебного и воспитательного процессов.
Методы реализации проекта.
Теоретические: теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ литературы; учебно-методической литературы; изучение и обобщение передового педагогического опыта;
наблюдение; опрос, тестирование;
Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.
Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонёк пытливости.
В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.
Через решение творческих задач разной степени трудности, много вариативных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации и само проектирования.
В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются рациональными, а другие – нет. А ещё они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Каждый успех делаю достоянием всего класса.
Статистические: количественная и качественная обработка материалов.
Срок реализации 4 года.
Алгоритм реализации проекта:
Подготовка педагога создание учебно-методической базы разработка критериев сформированности познавательного интереса ученика
Привлечение специалистов мониторинг формирования познавательного интереса определение уровня сформированности познавательного интереса.
Предполагаемый результат.
Высокий уровень развития познавательного интереса позволит достичь высоких показателей качества обучения и повысит мотивацию к учению.
Каждый ученик начальной школы будет обладать определённым набором качеств.

15