ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Исследовательский проект


Содержание
Введение стр.3
1. Историко-педагогический аспект
проблемы формирования познавательного интереса стр.5

1.1 Понятие о познавательном интересе стр.7
1.2 Познавательный интерес как мотив учебной деятельности стр. 8
1.3 Уровни развития познавательного интереса стр. 10
1.4 Динамика познавательных интересов детей стр. 11
1.5 Проблема познавательного интереса – актуальная стр. 11
проблема психологии и педагогики.
2. Организация исследовательского проекта «Эффективные
технологии формирования познавательного интереса школьников
к изучению английского языка стр. 15
3. Пути формирования познавательного интереса стр. 18у учащихся на уроках английского языка. стр.16
3.1 Изучение интенсивности и уровня развития стр.19-20
познавательных интересов учащихся
3.2 Определение уровня познавательных интересов стр. 20-21
3.3 Диагностика познавательного интереса стр. 22
4. Анализ результатов исследования стр.23
Заключение …………………………………………………………… стр. 24
Литература……………………………………………………………. стр.25
Приложения стр. 26
Приложение № 1стр. 26
Приложение № 2стр. 27
Приложение №.3стр.28
Приложение №.4стр.29
Введение
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих личностей с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества. Целью обучения сегодня является целостность личности ученика, что есть наиболее полное развитие заложенных в ней активно – творческих возможностей, ее интеллектуально – нравственной свободы. Эти накапливающиеся изменения нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании».
Сегодня иностранные языки прочно вошли не только в сознание современного человека, но и в культурное пространство совместного бытия людей. Овладение иностранным языком как средством общения становится мощным стимулом развития современного человека. Современное общество немыслимо без широких интернациональных контактов, а английский язык все более приобретает статус международного языка. Обучение иностранному языку и овладение им являются неотъемлемой частью образовательного процесса. При этом овладение новым языком обеспечивается тем, что целенаправленный учебный процесс приближен к условиям реального использования языка. Большинство детей легко и почти незаметно решают сложные задачи овладения родным языком. Овладение же английским языком представляет значительную проблему, которая в дальнейшем приводит к утрате познавательного интереса учащихся к учению. Естественно возникают вопросы – как облегчить процесс овладение
детьми английским языком, развивая познавательный интерес? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству? Чтобы ответить на эти вопросы, я обратилась к изучению проблемы формирования познавательного интереса на уроках английского языка.
Целью исследовательского проекта явилось обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий использования игровых и инновационных технологий для формирования устойчивого
познавательного интереса школьников на уроках английского языка, а также обобщить и систематизировать личный опыт практической деятельности по формированию познавательного интереса учащихся.
Задачи исследовательского проекта:
изучить психолого-педагогические и методические теоретические источники по данному вопросу;
апробировать в процессе обучения учащихся различные виды работы по формированию познавательного интереса школьников к учению;
в ходе работы использовать следующие методы исследования познавательных интересов:
- сочинение;
- анкетирование;
- интервью;
- наблюдение, педагогический эксперимент;
проанализировать результативность проведенного исследования.
Объектом исследования выбрала процесс формирования познавательного интереса школьников к изучению английского языка.
Гипотеза исследования: если учитель постоянно будет создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного интереса, и, следовательно, качественному росту результатов обучения.
Участники проекта:
- учащиеся СОШ № 4
- учитель
- психолог
Историко-педагогический аспект проблемы формирования познавательного интереса
Проблема интереса к учению в истории русской педагогической мысли и в практике обучения выкристаллизовывалась постепенно под влиянием требований жизни. Социально-экономические изменения в России, начиная со второй половины XVIII в. подводили к жизненно назревшим вопросам развития просвещения. К перестройке просвещения в России и поиску путей усвоения знаний, пригодных для развития в стране промышленности и торговли, с учётом, однако, интересов помещиков-крепостников, были привлечены образованнейшие для того времени люди, воспринявшие передовые идеи европейской педагогики, — И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович. Идеи И.И. Бецкого создать сословные учебные заведения и вырастить в них «новую породу людей» выражали новое отношение к природе человека. Природу ребёнка нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению. Практически руководя перестройкой образования в России, Бецкой доказывал это в уставных документах и в своих работах. Однако реализовать идею не удалось. Дальнейший поиск системы образования и обучения осуществлялся Ф.И. Янковичем. Янкович выступал за использование в обучении элементов занимательности, игры, оживляющих занятия. Он впервые увидел связь интереса к учению с нравственностью. Линия связи интереса с нравственным воспитанием прослеживается и во взглядах Н.И. Новикова. Он отождествлял любопытство с потребностью в учении. Условием развития любопытства Н.И. Новиков считал знание воспитателя сил и способностей, которые дают наблюдения за занятиями ребёнка «по натуральному побуждению», выражающему интерес, внимание к изучаемому. Реализовать первые подступы к проблеме интереса в обучении было трудно. В училищах, организованных Н.И. Новиковым и в народных училищах, основанных Ф.И. Янковичем, преобладали зубрёжка, побои, и дети стремились убегать с уроков, пропускали занятия по нескольку месяцев. В первой половине XIX в. общественно-экономическое развитие России всё же привело к созданию в стране системы образования, требовавшей новой дидактической теории, которой в России в начале века ещё не было. Появляются отдельные, правда, переводные работы по педагогике. Впервые любопытство от любознательности отграничил В.Ф. Одоевский. Он считал, что свойственное детям любопытство при надлежащем руководстве может перерасти в любознательность, в страсть к познанию, развивающую умственную самостоятельность. В.Г. Белинский и А.И. Герцен были убеждены в том, что любознательность детей следует в первую очередь развивать при помощи естественных наук, книг, знакомящих с землёй, природой, которые сильнее всего могут заинтересовать детей, так как природа близка им. Для педагогических воззрений В.Г. Белинского и А.И. Герцена характерна связь интереса к познанию с интересом социальным. Но эта идея не могла найти своего воплощения, поскольку В.Г. Белинский писал в подцензурной России, а работы А.И. Герцена вообще были запрещены. И, тем не менее, передовая педагогическая мысль 60–70-х гг. XIX в. не обходила стороной проблему интереса в обучении, несмотря на то, что социальных исследований по этой проблеме всё ещё не было. Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал интерес в обучении. Глубокая психологическая основа всей педагогической теории К.Д. Ушинского и проблемы интереса усилили внимание к природосообразному развитию детей. Обострённая критика обучения и воспитания в период общественно- педагогического подъёма привела к идее пристального внимания к внутреннему миру ребёнка на основе его полной свободы. Эту точку зрения отразил в своих педагогических взглядах Л.Н. Толстой. Он справедливо считал, что интерес ребёнка может раскрыться лишь в условиях, не стесняющих проявление его способностей и наклонностей. Интерес в педагогических взглядах Толстого является центром всей педагогической работы. Важнейшее условие проявления интереса — это создание на уроке такой естественной, свободной атмосферы, которая вызывает подъём душевных сил ребёнка. Л.Н. Толстой всецело полагался на интересы детей, за учителем оставалось право лишь фиксировать увлечения детей, связанные с их природой. Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский считали, что только воспитание, опирающееся на разумную свободу ребёнка, развивает его интересы и любознательность, укрепляет его ум и волю. С этих позиций Н.А. Добролюбов высоко оценивал школы Р. Оуэна, где учителя поддерживали и развивали интерес детей к учению. Но прогрессивные идеи трудно было применить на практике. Причин было много: неудовлетворительная подготовка учителей, особенно начальной школы, консерватизм учителей, перегруженность программ, тяжёлое материальное положение народного учителя. В начале XX в. отдельным изданием вышла работа по интересу в обучении А.И. Анастасиева. В этом исследовании весь процесс обучения раскрывался через призму интереса. После победы Октябрьской революции поиск новых путей учебно-воспитательной работы связывался с задачей воспитания поколений, способных строить коммунистическое общество. С марксистских позиций рассматривала проблему интереса Н.К. Крупская. Практическое применение прогрессивные идеи по проблеме интереса в обучении нашли в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого. С.Т. Шацкий уделял самое серьёзное внимание проблеме интереса в обучении. Но С.Т. Шацкий не избежал противоречий: с одной стороны, как он считал, интерес — важный фактор активного усвоения ребёнком социального опыта, с другой — роль интереса он видел в приспособлении ребёнка к окружающей среде. А.С. Макаренко раскрывает некоторые методические приёмы поддержания и развития интереса: подсказка, вызывающая догадку, постановка интересного вопроса, введение нового материала, рассматривание иллюстраций, наталкивающих на вопросы, и т.д. Макаренко считал, что жизнь и труд ребёнка должны быть пронизаны интересом, что содержание образовательной работы определяется детским интересом. В диалектике воспитательного процесса А.С. Макаренко показал единство содержания, средств и методов воспитания, раскрыл логику воспитательного процесса, исходя из сочетания требований общественной жизни с интересами детского коллектива и интересами отдельной личности. Дальнейшая разработка проблемы интереса была связана с переходом на классно-урочную систему обучения. Ш.А. Амонашвили разрабатывал проблему интереса в обучении шестилеток. Интерес к учению слит со всей жизнедеятельностью младшего школьника: неосторожный поворот метода, однообразие приёма может расшатать интерес, который ещё очень хрупок. Лабораторией экспериментальной диалектики НИИ педагогики Грузии под руководством Ш.А. Амонашвили разработаны психолого-педагогические основы, заложенные в эксперименте по обучению шестилеток, накоплены приёмы стимулирования познавательных интересов детей (преднамеренные «ошибки» учителя, задачи на внимание, сочинительство сказок, задачи на сравнение и т.д.). Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.
1.1. Понятие о познавательном интересе
«Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» (Г.И. Щукина).
Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы. Таким образом, познавательный интерес - это соединение психических процессов: интеллектуального, волевого и эмоционального. Они очень важны для развития личности.
Условно все показатели, можно разделить на три группы [Щукина,3 с. 208]:
I.Показатели интеллектуальной активности: вопросы ученика, обращённые к учителю; стремление учащихся по собственному желанию участвовать в деятельности, в учебном процессе; активное оперирование приобретёнными знаниями, умениями и навыками; стремление поделиться с окружающими новой, свежей информацией, почерпнутой из разных источников за пределами учебной программы.
II.Показатели эмоциональных проявлений: переживание учащимися гнева, страха, возмущения радости, грусти, вдохновения, удовлетворения и другие менее значимые. Эмоциональные показатели становятся менее выраженными при переходе детей в старшие классы, где они уже умеют скрывать и регулировать своё эмоциональное состояние.
III.Показатели волевых проявлений: сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость; применение различных способов для разрешения сложной задачи; стремление учащихся к завершенности учебных действий, а также свободный выбор деятельности.
Итак, интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса выступают как единое взаимосвязанное целое.
1.2. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности
Познавательный интерес - один из самых значимых мотивов учения. В общей структуре мотивации познавательной деятельности этот мотив раньше других осознается учеником, который, не задумываясь, может указать на интересный и неинтересный ему школьный предмет, на интересный или неинтересный урок.
Действие познавательного интереса как мотива учения бескорыстно. Если это реально действующий мотив, то ему подчиняется деятельность на уроке, досуг, общение. Познавательная деятельность становится воодушевленной, свободной и легкой. Снимается проблема школьной перегрузки.
Познавательный интерес, взаимодействуя с социальными, нравственными мотивами, мотивом самовоспитания, обогащает личность.
Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих школьников учиться.
Во-первых, интерес к предмету. (Я изучаю математику не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса – это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.
Во-вторых, сознательность. (Занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).
В-третьих, принуждение. (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.
Мною было проведено анкетирование учащихся с целью определения мотива изучения школьниками английского языка и влияния мотива на эффективность обучения.
Некоторые результаты опроса представлены в таблице.
Результаты опроса учащихся, выявляющего мотив изучения английского языка
6 в 7 а 7 б Общий итог
Интерес к предмету 29% 73% 50% 50%
Сознательность 71% 27% 50% 50%
Принуждение 0 0 0 0
Из приведенных в таблице данных следует, что 50% учащихся изучают английский язык в силу интереса к предмету. 65% учащихся, ответивших, что изучают английский язык, потому что это им интересно, имеют по нему триместровые оценки 4 и 5. Значит, интерес к предмету - самый сильный стимул к учению.
В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность уроков. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу этого имеют хорошие оценки по предмету. У большинства неуспевающих учеников обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков.
Значит, можно сделать вывод: для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.
Формируя познавательные интересы у учащихся, надо иметь в виду, что они не могут охватывать всех учебных предметов. Интересы носят избирательный характер, и один ученик, как правило, может заниматься с настоящим увлечением лишь по одному двум предметам. Но, наличие устойчивого интереса к тому или иному предмету положительно сказывается на учебной работе по другим предметам, тут имеют значение как интеллектуальные, так и моральные факторы. Интенсивное умственное развитие, связанное с углубленным изучением одного предмета, облегчает и делает более эффективным учение школьника по другим предметам. С другой стороны, достигаемые успехи в учебной работе по любимым предметам укрепляют чувство собственного достоинства ученика, и он стремится прилежно заниматься вообще.
Таким образом, важной задачей учителя является формирование у школьников первых двух мотивов учения – интереса к предмету и чувства долга, ответственности в учебе.
1.3 Уровни развития познавательного интереса
В развитии познавательного интереса можно выделить ряд уровней: любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес, творческий интерес. Эти уровни определяют разную степень избирательной направленности, избирательного отношения ученика к предмету и, соответственно, степень влияния познавательного интереса на личность.
Любопытство - элементарная стадия познавательного интереса. Оно обусловлено чисто внешними обстоятельствами, привлекающими внимание человека. На этой стадии отсутствует подлинное стремление к познанию, но любопытство может быть его начальным толчком. Человек при этом является пассивным объектом внешнего воздействия. Любопытство - есть реакция на изменение обстановки, на появление нового в окружающем мире. Интерес этого уровня - поверхностный, фрагментарный, ситуативный, связанный с переживанием своего отношения к предмету в данный момент. Любопытство особенно характерно для младшего школьного возраста, когда вступающему в жизнь интересно все. Но интерес этот неглубок.
Любопытство в подростковом возрасте совсем не исчезает. Оно приобретает другую форму. Поле его действия суживается. Появляется более высокий уровень познавательного интереса -любознательность. Там, где для любопытства уже нет материала, для любознательного только начинается работа. Это - работа мысли; разбуженной случайным фактом. Это стремление к более глубокому анализу явлений действительности, к познанию новой неизвестной закономерности. Для любознательного ученика при решении задачи исчезает время и пространство.
На этапе любознательности интерес еще в полной мере не освободился от интереса к фабуле, к описаниям. И, тем не менее, он уже носит поисковый характер, связанный с желанием проникнуть в более глубокие основания знаний. При этом импульс активности исходит уже не со стороны, а от самого человека, что в корне меняет характер интереса. Такой интерес не угасает с окончанием той или иной ситуации, он заставляет все глубже погружаться в интересующую деятельность. Привлекательной для ученика становится сама деятельность. Постоянное погружение в деятельность предполагает наличие возможностей самостоятельной работы. Ученик становится субъектом деятельности. А познавательный интерес с уровня любознательности переходит на более высокий уровень собственно познавательного интереса.
Под творческим интересом понимают такой уровень познавательного интереса, когда ученик стремится осуществить самостоятельную, творческую, поисковую деятельность. Это, в основном, узкий интерес к определенной отрасли знаний, переходящий в профессиональный интерес.
Выявить интенсивность и уровни развития познавательного интереса мне помогло интервьюирование и анкетирование родителей и учителей.
1.4 Динамика познавательных интересов детей
В разные периоды жизни можно выделить предпочтительный уровень развития познавательного интереса, хотя переход с более низкого уровня на более высокий очень индивидуален.
У младших школьников этот интерес имеет яркую эмоциональную окраску. Это интерес к впечатлениям, описаниям, наблюдениям. Познавательный интерес подростков в значительной мере определяется новообразованием этого возраста - стремлением к взрослению, стремлением к самостоятельности. Познавательный процесс в этом возрасте, хотя не освободился еще от интереса к фабуле, но уже связан с желанием, проникнуть в основание знаний, в существующие закономерности.
В старшем школьном возрасте многое в познавательном интересе остается от подросткового уровня. Но сам ученик меняется. Меняется направленность его интересов. Появляется острый интерес к человеку, к его предназначению, к сверстникам, к взрослым, к противоположному полу, к будущей специальности. Круг интересов становится шире, что обуславливает некоторое снижение познавательного интереса у старших школьников. Но, тем не менее, познавательный интерес оказывает значительное влияние на жизненные планы старших школьников, на выбор специальности.
1.5 Проблема познавательного интереса – актуальная проблема психологии и педагогики.
    Развитие современного общества настоятельно требует особого внимания к проблемам обучения и воспитания. Поиски принципиально новых подходов к области образования предлагают реализацию важнейших положений в данном направлении. Воплощение научных идей в школьную практику успешно осуществляется при условии, если педагог владеет умением переводить учащегося из менее деятельного состояния в более деятельный, конструировать информацию, чтобы она была доступной для слабых школьников и достаточной для более сильных; включать всех учащихся в активную познавательную деятельность; обеспечивать встречное желание учиться и познавать; создавать здоровый микроклимат на каждом уроке, осуществлять обратную связь.     В настоящее время узловой темой является проблема формирования познавательного интереса у детей в процессе обучения.  Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что методика и практика все больше стали обращаться к компетентностно – ориентированному образованию. Теория обучения и образования стала все более глубоко разрабатывать вопрос как сформировать в человеке личность творца, активного строителя общества. В чем же заключается то особо важное и ценное для формирования личности, что объективно содержит в себе познавательный интерес?     Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению; к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов. Проблема формирования познавательного интереса - одна из важнейших задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя насыщают свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося, используя различный занимательный познавательный материал: сюжетно- ролевые игры, мини-викторины, кроссворды, занимательные ситуации. Педагогическая наука в настоящее время располагает большими резервами, использование которых в практической деятельности помогает успешному решению целей обучения и воспитания школьников. Однако обилие научной литературы неизбежно ставит учителя перед вопросами: с чего начинать, какими критериями руководствоваться в процессе отбора и оценки нового, как ориентироваться вогромном потоке педагогической информации, какие научные идеи использовать в практической деятельности? Вот почему, работая над проблемой формирования познавательных интересов в процессе обучения, я опиралась на идеи и опыт педагогов и психологов, которые занимались исследованием этого вопроса. Например, Г.И. Щукина, специально занимавшаяся исследованием познавательных интересов в педагогике, рассматривает познавательный интерес, как один из важнейших видов интересов, обладающий особыми свойствами, она определяет этот интерес как избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Познавательный интерес как психологическая категория есть форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая более полной ориентировке, глубокому ознакомлению с новыми фактами и, в конечном счете, успешности обучения. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к изучению одного, а может быть, и ряда учебных предметов. В то же время познавательный интерес - глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых). Опираясь на интерес, учитель может рассчитывать на то, что одновременно он содействует интеллектуальной активности, эмоциональному подъему, волевым устремлениям школьника. Именно интерес и комплекс связанный с ним состоянии личности и образуют внутреннюю среду ученика, столь необходимую для полноценного обучения. Особенность интереса и в том, что он отражает единство объективного и субъективного. Поэтому целенаправленное воспитание интереса может опираться на объективные свойства явлений, процессов действительности, привлекающих учащихся. Опираясь на интерес и зная, что составляет субъективную значимость для школьника, можно так строить учебный процесс, чтобы вызывать, укреплять и совершенствовать познавательную активность учащихся. Создание же внутренней среды при наличии в ней познавательного интереса - всегда продуктивно для протекания деятельности, которая вызывает подъем сил учащихся. Таким образом, формируя познавательный интерес, учитель обеспечивает благоприятную атмосферу движения своих учеников к решению тех целей и задач, которые ставятся в процессе обучения. 
Исследуя данную проблему, А.К.Маркова выделяет следующие уровни познавательного интереса:
1. Отсутствие интереса. На данном уровне интерес почти не обнаруживается, за исключением реакции на яркий и занимательный материал, безразличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач.
2. Реакция на новизну. Данный уровень характеризуется положительной реакцией только на новый материал, касающийся конкретных фактов. Характерна кратковременная и неустойчивая активность.
3. Любопытство. Данный уровень характеризуется положительной реакцией на новый теоретический материал, частые вопросы. Учащиеся активно участвуют в выполнении заданий, но интерес к ним кратковременный.
4.Ситуативный учебный интерес. На данном уровне интерес проявляется к способу выполнения учебного задания, участия в ее решении.
5. Устойчивый познавательный интерес. Данный уровень характеризуется проявлением интереса к общему способу выполнения целой системы заданий в пределах изучаемого материала.
6. Общественный познавательный интерес. Данный уровень характеризуется постоянным проявлением интереса и творческого отношения к общему способу выполнения заданий, стремлением получить дополнительные требования.
А.К. Маркова отмечает, что второй, третий и четвертый уровни познавательного интереса характерны для младших школьников, у которых он неустойчивый, непосредственный, вращается вокруг узкоконкретного содержания. Пятый уровень определяется в подростковом возрасте, познавательный интерес становится осознанным, начинает определяться самим содержанием знаний и приобретать избирательность. Шестой уровень характерен для старшеклассников, которых интересуют способы деятельности, типичные для того или иного предмета, необходимые им для будущей профессии.
На более высоком уровне своего развития познавательный интерес, будучи достаточно прочным, устойчивым, занимающим доминирующее положение в кругу других мотивов, становится уже свойством личности, которое называют любознательностью, пытливостью, а Анатоль Франс определял как жажду знаний.
Познавательные интересы формируются в школе. В учебном процессе осуществляется совместная, взаимосвязанная деятельность учителя (преподавание) и деятельность учащихся (учение). Именно в процессе этой взаимообусловленной деятельности познавательный интерес укрепляется, развивается, обогащается. Сегодня формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитание всесторонне развитой личности. Следовательно, необходимость формирования познавательных интересов в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.
2. Организация исследовательского проекта «название проекта……познавательного интереса у учащихся.»На базе МОУ СОШ № 4 г. Всеволожска проводилось исследование с целью определения познавательного интереса, мотивации и склонностей у учащихся. В исследовании участвовали учащиеся со 2 по 8 класс, изучающие английский язык.
На констатирующем этапе эксперимента детям было предложено написать мини-сочинение на тему «Мой любимый предмет» с целью выявить распределение интересов школьников по предметам.
Анализ сочинений показал, что в среднем и старших звеньях все – таки происходит снижение интереса к изучению иностранного языка. Так в 7 классе этот предмет назвали в качестве любимого урока 22% учеников. Лидерами по сравнению с другими предметами оказались предметы физкультуры, математики, технологии и русского языка. Хотя процент увлеченности этими предметами не высокий. Далее испытуемым была предложена «Карта интересов» А.Е. Голоминтюк, в котором имел место вопрос «Нравятся ли тебе уроки иностранного языка?» Анализ полученных результатов позволил сделать вывод, что уроки иностранного языка очень нравятся в начальном звене, в среднем и старших звеньях были ответы как положительные, так и отрицательные. Так в 7 классе 65 % учеников ответили на вопрос утвердительно. Остальные школьники дали ответы: «не очень», «нет», «не знаю».Следующим шагом констатирующего этапа эксперимента стало анкетирование. Его целью было выяснение отношения школьников к технологиям , используемых в учебной деятельности. Анкета включала в себя вопросы:-    какая работа на уроках тебе нравится больше всего?- нравится ли тебе внеклассная деятельность по предмету?
Ответы свидетельствовали о том, что учащимся очень нравятся игровые формы работы, работа над проектами, а также участие в праздниках, соревнованиях, конкурсах, олимпиадах и марафонах по предмету.На формирующем этапе эксперимента проводились в классах уроки с применением игровых, информационно коммуникационных технологий. Также в это же время по плану проходила Декада по иностранным языкам, в рамках которой планировались конкурсы, защита проектов, внеклассные мероприятия и курсы по выбору. Уже на подготовительном этапе работы чувствовалась заинтересованность учеников предстоящей деятельностью.
На протяжении всей опытно-экспериментальной деятельности мною была сделана опора на активность учащихся. Принцип активности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в методике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений. Я опиралась и на мнение о том, что познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Большое внимание было уделено творческому подходу к выполнению заданий, так как творческий характер является существенным признаком учебно – познавательной деятельности. При этом большое значение для стимулирования коммуникативной активности имело не только разнообразие видов деятельности, но и их содержательная сторона. Использование новых, неизвестных материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывали потребность в коммуникации.. На уроках ученики были более эмоциональны, у них пробудилось желание активно участвовать в работе, даже самые стеснительные и робкие учащиеся с особыми образовательными потребностями поднимали руки и отвечали. Практически никто из ребят не отвлекался на посторонние раздражители, что также является значимым показателем наличия устойчивого познавательного интереса. После проведенных мероприятий учащимся вновь было предложено ответить на вопросы «Карты интересов». 71% учащихся 7 класса написали, что им нравятся уроки, во время первого анкетирования таких ответов было всего 65% . Результаты анкетирования учащихся также свидетельствовали о том, что отношение детей к предмету изменилось в положительную сторону.Проведенное исследование подтвердило еще раз гипотезу о том, что если создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного интереса, и, следовательно, качественному росту результатов обучения.
3. Пути формирования познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка
Результаты проведенного исследовательского проекта позволяют сделать выводы о целесообразности целенаправленной работы , способствующей развитию познавательного интереса. В своей работе я применяю игровую технологию, которая не только является одним из способов повышения мотивации к изучению иностранного языка в школе, формированию познавательного интереса, но и позволяет преодолевать барьер неуверенности, повышает активность и желание общаться на языке. В практике игровая деятельность выполняет не только развлекательную функцию, но и коммуникативную, игротерапевтическую. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, а ребенка в особенности. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения. Мои наблюдения показывают, что игра повышает эффективность урока только в том случае, если она была правильно организована. При планировании уроков с использованием игры я учитываю физиологические и психологические особенности детей данного класса, трудности, с которыми учащиеся встречаются в ходе игры ( фонетические, лексические, грамматические), посильность игровых заданий, виды игровой деятельности, формы контроля. В соответствии с системой обучения английскому языку на своих уроках я использую грамматические игры ( см. приложение №1), лексические игры (см. приложение №2) , фонетические игры ( см. приложение №3 ), игры с пословицами (см. приложение № 4 ), ролевые игры.
Грамматические игры позволяют закрепить знания некоторых разделов грамматики: временные формы глаголов, порядок слов английского предложения, употребление модальных глаголов, употребление предлогов и тд. Лексические игры помогают освоить орфографию английских слов, вспоминая их или комбинируя из предложенных букв или частей слова , проверить или пополнить свой словарный запас, определить свой диапозон знания лексики, и , может быть, расширить его. Игры с пословицами напомнят о том, что английский язык также богат и неисчерпаем, как и русский. Ролевые игры способствуют развитию речевых навыков и умений.
Я считаю, что успех использования всех типов игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись предложенной ситуацией и стали вместе с учителем участниками одного процесса.
Центральное место в работе по развитию познавательного интереса отвожу внеклассной деятельности, так как считаю, что овладение учащимися коммуникативной компетенцией невозможно без привлечения культуроведческого компонента, который содействует воспитанию учеников в контексте «диалога культур», знакомит с общечеловеческими ценностями, повышает их познавательную мотивацию и формирует их способность к общению на иностранном языке. Учащиеся ориентируются не только на заучивание страноведческой информации и на анализ культурных особенностей истории, быта, поведение людей разного возраста и разных социальных групп в англоязычных странах, но и на сравнение культурных особенностей родной страны и страны изучаемого языка. В процессе чтения и аудирования страноведческих и культуроведческих текстов учащиеся развивают такие важные навыки и умения, как умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, аргументировать, суммировать информацию. Актуальная тематика и современный материал, отвечающий интересам и уровню школьников – все это позволяет заинтересовать учащихся, вызвать у них желание изучать и знать иностранный язык.
В своей деятельности для формирования познавательного интереса применяю метод проектов, который не только создает условия для развития коммуникативных навыков, но и помогает активизировать стремление ребят к контакту друг с другом. Известно, что проектная работа является одной из инновационных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Мои дети работают со справочной литературой, словарями, Интернет – ресурсами, тем самым для них создается возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не дает изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе. Создание информационных проектов позволяет учащимся включаться исследовательскую, поисковую, практическую деятельность, использовать современные технологии для сбора и обработки информации, а также интегрировать знания из различных предметных областей.
Современный урок и внеклассное мероприятие требует от учителя владения техническими средствами обучения. Использование на уроке компьютера, создание мультимедийных презентаций – все это позволяет сделать процесс обучения интересным, более эффективным и продуктивным. Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика использования ИКТ показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами. Среди них индивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышения познавательной активности и мотивации. На своих уроках и внеклассной деятельности я использую интерактивную доску, компьютер, проектор. Приводя детей на урок в компьютерный класс, виден подъем интереса, который сохраняется у учащихся до конца урока, хотя мы работаем с компьютером согласно санитарно – гигиеническим требованиям 10 – 15 минут. Особый интерес учащиеся испытывают при работе на интерактивной доске. В работе с лексикой я использую мультимедийные программы «Английский на досуге» и «Английский для детей». Путешествия с учащимися по мультимедийному городу дают большие возможности при работе над темами. Совместно с учащимися, используя интерактивную доску, мы изготавливаем для уроков виртуальные постеры. Созданные постеры мы применяем в демонстрационных целях при введении, закреплении и обобщении соответствующего языкового материала. Кроме того мы используем их в качестве опоры при снятии типичных и индивидуальных ошибок или для организации самоконтроля в процессе общения на английском языке. Также учащимся нравится самостоятельно придумывать задания к своим постерам и предлагать их для выполнения в классе. Я считаю, что работа над созданием постеров наиболее полно отражает два основных принципа коммуникативного подхода к обучению: мотивации к учению и личный интерес. Резюмируя сказанное , можно утверждать, что использование инновационных технологий делает обучение более интересным , оживляет атмосферу на уроке, развивая познавательный интерес.
3.1 Изучение интенсивности и уровня развития
познавательных интересов учащихся
Цель: выявить с помощью бесед и анкетирования, интенсивны ли и насколько интенсивны интересы учащихся, каков уровень их развития.
Методикой следует пользоваться в том случае, когда нельзя ответить на эти вопросы с помощью наблюдения. Учителям, которые хорошо знают учеников, родителям предлагается ответить на вопросы анкеты.
Определение интенсивности познавательного интереса
1. Как часто ученик подолгу занимается умственной работой? (Час полтора – для младшего школьника; несколько часов, не отрываясь, – для подростка.)
а) Часто.
б) Иногда.
в) Очень редко.
2. Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность?
а) Помучиться, но самому найти ответ.
б) Когда как.
в) Получить готовый ответ от других.
3. Много ли читает дополнительной литературы?
а) Постоянно много.
б) Неровно: иногда много, иногда ничего не читает.
в) Мало или совсем ничего не читает.
4. Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?
а) Очень эмоционально.
б) Когда как.
в) Эмоции ярко не выражены (здесь нужно учитывать общую эмоциональность ребенка).
5. Часто ли задает вопросы?
а) Часто.
б) Иногда.
в) Очень редко.
Замечание 1. Ответ «а» свидетельствует о сильно выраженном познавательном интересе.
Замечание 2. Имеется в виду необходимость учета обычного для ребенка уровня эмоциональности, живости, яркости проявления эмоций, с которым и следует сопоставлять яркость выражения эмоций при интересном занятии, связанном с умственной работой.
Сравнительная характеристика интенсивности познавательных интересов учащихся 6-7 классов 22за2
2011
\s
3.2 Определение уровня познавательных интересов
1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии?
а) Связаны очень тесно.
б) Связаны, но мало сопровождаются соответствующей организацией деятельности.
в) Никак не связаны.
2. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется научной литературой, работает со словарями и т. д.?
а) Постоянно.
б) Иногда.
в) Очень редко.
3. Ставит ли перед собой задачи, выполнение которых за один присест невозможно и требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев?
а) Большинство занятий подчинено этому принципу.
б) Ставит такие задачи, но редко выполняет.
в) Не ставит долговременных задач.
4. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать черную, неинтересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении интересной задачи)?
а) Делает всегда столько, сколько нужно.
б) Делает периодически.
в) Не любит выполнять неинтересную для него работу.
5. Способен ли при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?
а) Всегда, когда нужно.
б) Только изредка.
в) Не способен.
Анализ результатов. Изученных учащихся отнесла к разным группам в зависимости от того, хорошо, средне или вовсе не развиты их интересы.
Низший уровень познавательных интересов характеризуется потребностью во впечатлениях вообще;
второй уровень – любознательностью;
третий уровень, высший, – связью с социально значимой, в частности будущей для школьника профессиональной, деятельностью.
68775637144Уровень познавательных интересов учащихся 6-7 классов(2014-2015 уч.год)

3.3 Диагностика познавательного интереса
(Диагностика Г.И.Щукиной)
метод исследования – наблюдение
Ниже приведены показатели, по которым обнаруживался познавательный интерес у учащихся.
Показатели интеллектуальной активности: вопросы ученика, обращённые к учителю; стремление учащихся по собственному желанию участвовать в деятельности, в учебном процессе; активное оперирование школьниками приобретёнными знаниями, умениями и навыками; стремление поделиться с окружающими новой, свежей информацией, почерпнутой из разных источников за пределами учебной программы.
Показатели эмоциональных проявлений: переживание учащимися гнева, страха, возмущения радости, грусти, вдохновения, удовлетворения и другие менее значимые. Эмоциональные показатели становятся менее выраженными при переходе детей в старшие классы, где они уже умеют скрывать и регулировать своё эмоциональное состояние.
Показатели волевых проявлений, регулятивные процессы, которые выражены в особенностях протекания познавательной деятельности учащихся: сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость; применение различных способов для разрешения сложной задачи; стремление учащихся к завершенности учебных действий; реакция учащихся на звонок, а также свободный выбор деятельности.
7класс
№ Ф. И. Интел. акт. Эмоц. пр. Волев. пр. Познават. интерес Устойчив. и сила
ПИ
Буланкина Анна 0 +2 0 - 0
Воронков Артем +3 +2 +3 + +3
Дурова Алина 0 +2 +1 - 0
Клочкова Василиса +3 +1 +3 + +2
Крюков Александр 0 +2 +1 - 0
Кузнецова Надя +3 +2 +3 + +3
Маричева Карина +2 +3 +2 + +2
Полякова Катя +1 +3 +2 + +2
Расулов Артур +1 +1 +1 - 0
Романовский Даня +3 +3 +3 + +3
Сокальский Влад +1 +2 +1 - 0
Сухоруков Антон +3 +3 +2 + +3
Чуин Валентин +1 +1 +1 - +1
Шамхалов Осман +1 +2 +1 - 0
Рыбенков Сергей +1 +2 +2 + 0

Показатели, раскрывающие картину устойчивости и силы познавательного интереса: избирательная направленность круга чтения учащихся; их участие по свободному выбору в различных формах и видах внеклассной работы (КВН, предметных кружках, вечерах, расширяющих кругозор); выполнение индивидуальных заданий; характер использования свободного времени.
Уровень проявления:
О - отсутствие проявлений; (+1), (+2), (+3) – наличие проявлений
4.Анализ результатов исследования
По результатам исследования мною сделан ряд выводов и наблюдений. В основном при переходе в среднее и в старшее звенья наблюдается тенденция снижения познавательного интереса к учению. Это, как правило, ведет в дальнейшем к серьезным проблемам в обучении. Поэтому, возникает необходимость создавать условия для того, чтобы у учащихся познавательный интерес стал осознанным, определялся самим содержанием знаний. В сознании учащихся должна отпечататься сама динамика познавательного интереса: они должны не только знакомиться с предметом, а видеть его практическую целесообразность. Активизация познавательного интереса способствует совершенствованию всего учебного процесса. Под его влиянием учитель постоянно ищет новые резервы эффективности своей деятельности, проверяет надежность своего сложившегося опыта. В то же время в процессе активизации формируются ценнейшие свойства личности ученика, его активная позиция и его творческое устремление. Высокий уровень познавательного интереса также способствует сложению сил учителя и учащихся, взаимному обогащению их интенсивной деятельности, удовлетворяющей обе стороны. На этой основе возникает потребность в общении, создающем ценные, доверительные отношения, которые обеспечивают благополучие учебного процесса. По моему мнению, приемов, при которых происходит развитие познавательного интереса, множество. К ним можно отнести и ситуации, в которых ученик должен практиковать свободный выбор знаний, создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий, защищать свое мнение, углубляться в процесс познания, выполнять задания, рассчитанные на изучения дополнительной литературы. Следовательно, учителю необходимо разнообразить деятельность, включать в познание элементы игры, вовлекать учащихся во внеклассную, проектную работу, создавать заинтересованность, формируя активную позицию.
Заключение
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, в том числе обучения английскому языку, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Познавательный интерес возникает не сразу, он складывается из отдельных элементов. Сначала это любознательность или просто любопытство. Но любопытство может быстро угаснуть. Устойчивый интерес можно привить детям в результате большой и трудоемкой работы, применяя разнообразные технологии, методы и приемы в обучении.Стимуляция познавательных интересов в учебном процессе имеет разные источники и, чтобы управлять формированием интересов, учитель должен ясно осознавать, что именно способствует их возникновению и укреплению.Практика моих уроков и наблюдения за уроками иностранного языка в школе позволяют сделать вывод, что есть дети, которым не всегда интересен данный предмет. Между тем уроки английского языка имеют огромную значимость в развитии личности ребенка: несут в себе большие возможности для развития психических процессов, речи, наблюдательности, эрудиции. Поэтому, я считаю, что учитель должен целенаправленно работать над формированием у детей познавательного интереса к данной дисциплине. Важным средством развития познавательного интереса учащихся на уроках является занимательность обучения, а именно использование игровой технологии в учебном процессе, технологии составления проектов, ИКТ. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интесифицирующими деятельность учащихся, но в данных технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Следует заметить, чтокурс английского языка обладает, на мой взгляд, обширными возможностями применения различных технологий необходимых для развития и активизации познавательного интереса. Правильно подобранные и грамотно примененные методические приемы способны помочь детям лучше усвоить сложный материал, сделать знания, полученные на уроке более прочными и значимыми для ребенка.
Список литературы
1. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение,1986.
2. Матюшкин А.Н. Развитие творческой активности школьников. – М.: Педагогика, 1991.
3. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание,1997.
4. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1990.
5. « Современные требования к уроку» - Завуч – 2005.
6. Кошманова И. И. Игры со словами. – М. 1998.
7. Полат Е.С. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам. – Иностранные языки в школе.- 2000.- № 1.
8. Борисова Р.Г. Проектная деятельность учащихся в общеобразовательной школе.- Иностранные языки в школе.- 2007.- №8.
9. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. – М.: Просвещение,1981
10.Зимняя И.А. Теоритические вопросы обучения иностранным языкам . - Иностранные языки в школе.-1991 .- № 3.
11 Бим И. Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования - Иностранные языки в школе.-2005 .- №8
12. Забрамная С. Д. Психолого – педагогическая диагностика.- М.: Владос, 1995.
13. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Наука.-1960.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Game.Check the sentences. Correct all the mistakes you’ll find. Write your own variant below.
1. He love me very much.
2. Wich one you prefer?
3. I not know where he go.
4. This one is gooder than those one.
5. There is two cats in the gardern.
6. Were is the boy run?.7. Why you look in me like that.
8. You must not to tell his.
9. The plants was in the garden.
10. There aren’t some eggs in the basket.

Приложение 2.
Game.Word –Building.
Make up new words matching the nouns in the first column and the suffixes in the second one.
Mole ess Duck hood
Just oid Medic ship
Art er Aster ice
Friend ine Cult ist Port ary Lion cule Child ling
diction ureCan you write any other words that are made up by adding suffixes or prefixes to nouns?

Приложение 3.
Game. I’m a funny little clown.
Эта игра способствует постановке правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков.
I’m a funny little clown.
I say, “Ah – oo – ee – oo.”
My mouth is open wide
When I say, “ Ah, ah, ah.”
I draw my lips far back
When I say, “ ee, ee, ee.”
My lips are very round
When I say, “OO –oo –oo.”“Ah – oo – ee – oo.”“Ah – oo – ee – oo.”I am a funny little clown.
Приложение 4.
Broken Proverbs.
Match the parts of the proverbs.
1.It’s no use to cry 1. and learn.
2. Still water 2. the more you want.
3. Don’t count your chickens . without fire.
4. Out of sight, 4. spread diseases.
5. Make hay 5. and eat it.
6. Where is a will 6. there’s a way.
7. Easy come 7.is the best teacher.
8. Better late 8. do as the Romans do.
9. Don’t put the cart 9. is worth two in the bush.
10 All that glitters 10. is good news.
11 You can’t have your cake 11. and let live.
12. Experience 12. over spilt milk.
13. When in Rome 13 run deep.
14. A bird in the hand 14 before they are hatched.
15. No news 15 out of mind.
16. Live 16. while the sun shines.
17. The more you have, 17. than never.
18. Live 18. easy go.
19. There is no smoke 19 before the horse.
20. Coughs and sneezes 20. is not gold.