Выпускная работа на тему Игровые технологии как средство повышения интереса школьников к изучению русского языка

Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины
Луганский областной институт последипломного педагогического образования




Кафедра социально-гуманитарных
дисциплин и методики их преподавания




Игровые технологии как средство повышения интереса школьников к изучению русского языка





Выпускная работа
Купрюшиной Натальи Михайловны,
слушателя тематических курсов
повышения квалификации учителей
русского языка и литературы, учителя
Новодарьевской общеобразовательной школы
г. Ровеньки





Луганск
2013
Содержание
Введение
Раздел 1. Научное обоснование роли игры в жизни ребёнка
1.1. Педагогические основы и подходы к проблеме и ее решению 7
1.2. Основы технологии  игровых форм обучения 12
1.3. Классификация игр 15
Раздел 2. Способы стимулирования познавательной активности подростков в учебной деятельности
2.1. Понятие о познавательной активности 19
2.2. Средства обучения  и организация  учебно-познавательной
деятельности учащегося 21
2.3. Использование игровых технологий во внеклассной работе
по русскому языку 38
Заключение
Библиография














Введение
Играя, дети воспитывают и тренируют
те способности фантазии и находчивости,
которые позже будут развиваться в форме
их будущей повседневной деятельности.
Тимофей Лубенец
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей. Именно поэтому всё более популярными становятся инновационные технологии обучения, ориентированные на раскрытие способностей ребёнка, на всесторонний учёт его психических возможностей. К ним относятся и игровые технологии. Известный педагог-новатор В.А.Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок» [10;4].
В чём преимущества игровых форм обучения? Многие выдающиеся педагоги справедливо  обращали внимание на эффективность  использования игр в учебном процессе. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности  человека, ребенка в особенности. Именно игровые формы урока ставят ученика в центр учебного процесса. При этом он не просто усваивает предлагаемый учителем материал, а сам ищет ответы на поставленные вопросы, применяет эти знания на практике и чётко осознаёт где, когда, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. В процессе игры происходит активизация познавательной деятельности учащихся. Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации [10;6].
В учебнике «Психология», автором которого является В.А.Крутецкий, читаем: «Лучший способ организовать внимание подростка связан... с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания» [13;73].
Этого, я думаю, достаточно, чтобы понять, насколько серьёзны научные рассуждения о роли игры в жизни ребёнка, да и взрослого человека тоже.
Цель моей работы проанализировать возможности игровых технологий как средства активизации познавательной активности учащихся на уроках русского языка.
Поставленная цель требует постановки и осуществления следующих задач:
исследованию роли игровой деятельности в учебном процессе;
рассмотрение приемов и средств создания игровой ситуации на занятиях русской словесности;
определение учебно-воспитательного потенциала учебной игры;
анализ системы игровых упражнений и выработка рекомендаций использования игры на уроках русского языка.
Актуальность моей темы в том, что игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра один из приёмов преодоления пассивности учеников.
Эти причины и послужили разработке целого ряда методической литературы, в которой раскрывается не только научное обоснование роли игры в жизни ребёнка, но и методические рекомендации, которые позволяют обширно узнать о нетрадиционных формах, с использованием игровых технологий как одной из форм закрепления изученного материала на уроках русского языка, а также о методике их проведения, приведены конкретные примеры методических разработок таких уроков:
Пташкина В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Игры со словами, разработки уроков. Пособие содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по эффективному их использованию на уроке. Предлагаемые игры направлены на развитие творческой индивидуальности, носят учебный и воспитательный характер. Подробные разработки уроков в 5-9 классах иллюстрируют варианты использования игры во время учебного занятия.
Курушина Т.А. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Книга предназначена учителям русского языка общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, может быть полезно организаторам внеклассной работы, классным руководителям.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Игры на уроках русского языка. 5 класс. Книга содержит конспекты оригинальных игровых уроков. Представлены игровые задания и сюжетно-ролевые игры, дидактические сказки, рассказы и стихи, способствующие быстрому и прочному усвоению учебного материала, повышению уровня грамотности и культуры речи учащихся, развитию их творческих способностей. Данное пособие может быть использовано при подготовке не только уроков, но и занятий школьного кружка, а также внеклассных мероприятий - викторин, конкурсов, праздников.
Соловьева Н.Н. Игры на уроках русского языка. 5-9 классы. Книга для учителя. Предлагаемые игры, направленные на развитие творческой индивидуальности учащихся, носят учебный, развивающий и воспитательный характер. Большое внимание уделяется многообразию игровых форм, способствующих развитию интереса учащихся к предмету и формированию практических навыков общеучебных и специальных. В пособии дана установка на собственно творческую деятельность учителя по созданию игр и подбору для них учебного материала.













Раздел 1. Научное обоснование роли игры в жизни ребёнка
Педагогические основы и подходы к проблеме и ее решению
Игра одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.
В педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, Л.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин. Различные исследователи и мыслители зарубежья нагромождают одну теорию игры на другую К.Гросс, Ф.Шиллер, Г.Спенсер, К.Бюлер, З.Фрейд, Ж.Пиаже и др. Каждая из них как будто отражает одно из проявлений многогранного явления игры, и ни одно, по-видимому, не охватывает подлинной ее сущности.
Особой известностью пользуется теория К.Гросса. Он усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности. Основное достоинство этой теории, завоевавшей особую популярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет. Основной недостаток эта теория указывает лишь «смысл» игры, а не ее источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть. Объяснение игры, исходящее из результата, к которому она приводит, превращаемого в цель, на которую она направлена, принимает у Гросса сугубо телеологический характер, телеология в ней устраняет причинность. А поскольку Гросс пытается указать источники игры, он, объясняя игры человека так же, как игры животных, ошибочно сводит их целиком к биологическому фактору, к инстинкту. Раскрывая значение игры для развития, теория Гросса по существу своему антиисторична [13,78].
В теории игры, сформулированной Г.Спенсером, который в свою очередь развил мысль Ф.Шиллера, источник игры усматривается в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре. Но наличие запаса неизрасходованных сил не может объяснить направления, в котором они расходуются, от того, почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность; к тому же играет и утомленный человек, переходя к игре как к отдыху.
Трактовка игры как расходования или реализации накопившихся сил, по мнению С.Л.Рубинштейна, является формалистской, поскольку берет динамической аспект игры в отрыве от ее содержания. Именно поэтому подобная теория не в состоянии объяснить игру.
Стремясь раскрыть мотивы игры, К.Бюлер выдвинул теорию функционального удовольствия (т. е. удовольствия от самого действия, независимо от результата) как основного мотива игры. Теория игры как деятельности, порождаемой удовольствием, является частным выражением гедонистической теории деятельности, т. е. теории, которая считает, что деятельность человека генерируется принципом удовольствия или наслаждения. Мотивы человеческой деятельности так же многообразны, как и она сама; та или иная эмоциональная окраска является лишь отражением и производной стороной реальной подлинной мотивации. Как и динамическая теория ШиллераСпенсера, гедонистическая теория упускает из виду реальное содержание действия, в котором заключен его подлинный мотив, отражающийся в той или иной эмоционально эффективной окраске. Признавая определяющим для игры фактором функциональное удовольствие, или удовольствие от функционирования, эта теория видит в игре лишь функциональное отправление организма. Такое понимание игры фактически неудовлетворительно, потому что оно могло бы быть применимо лишь к, самым ранним «функциональным» играм и неизбежно исключает более высокие ее формы [13,79].
Наконец, фрейдистские теории игры видят в ней реализацию вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто разыгрывается и переживается то, что не удается реализовать в жизни. Адлеровское понимание игры исходит из того, что в игре проявляется неполноценность субъекта, бегущего от жизни, с которой он не в силах совладать. Таким образом, круг замыкается: из проявления творческой активности, воплощающей красоту и очарование жизни, игра превращается в свалку для того, что из жизни вытеснено; из продукта и фактора развития она становится выражением недостаточности и неполноценности, из подготовки к жизни она превращается в бегство от нее [13,80].
Л.С.Выготский и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что человек, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносимым значениям, которые он при этом придает окружающим предметам.
Переход действия в воображаемую ситуацию действительно характерен для развития специфических форм игры. Однако создание мнимой ситуации и перенос значений не могут быть положены в основу понимания игры.
Основные недостатки этой трактовки таковы:
Она сосредоточивается на структуре игровой ситуации, не вскрывая источников игры. Перенос значений, переход в мнимую ситуацию не является источником игры. Попытка истолковать переход от реальной ситуации к мнимой как источник игры могла бы быть понята лишь как отзвук психоаналитической теории игры.
Интерпретация игровой ситуации как возникающей в результате переноса значения и тем более попытка вывести игру из потребности играть значениями является сугубо интеллектуалистической.
Превращая хотя и существенный для высоких форм игры, но производный факт действования в мнимой (воображаемой) ситуации в исходный и потому обязательный для всякой игры.
Теория Л.С.Выготского произвольно исключает из нее те ранние формы игры, в которых ребенок не создает никакой мнимой ситуации. Исключая такие ранние формы игры, эта теория не позволяет описать игру в ее развитии.
Д.Н.Узнадзе видит в игре результат тенденции уже созревших и не получивших еще применения в реальной жизни функций действования. Снова, как в теории игры от избытка сил, игра выступает как плюс, а не как минус. Она представляется как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни. Это прекрасно, но серьезный дефект теории состоит в том, что она рассматривает игру как действия изнутри созревших функций, как отправление организма, а не деятельность, рождающуюся во взаимоотношениях с окружающим миром [13,54]. Игра превращается, таким образом, в формальную активность, не связанную с тем реальным содержанием, которым она как-то внешне наполняется. Такое объяснение «сущности» игры не может объяснить реальной игры в ее конкретных проявлениях.
Основной ведущей деятельностью школьника является учение, приобретение знаний. Учение – это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, волевых усилий со стороны ребенка. Часто приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и волевые усилия для выполнения поставленных задач.
Традиционная система образования не способна обеспечить соответствующий уровень развития для детей, обладающих психофизиологическими и интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровне сложности, поэтому в последнее время современная школа находится в поиске моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учетом их индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. Наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающей максимально комфортные условия, являются нестандартные уроки, с использованием игровых технологий [7; 24].
Нестандартные уроки – организация своеобразной комплементарной деятельности. По форме эта деятельность является игровой, знакомой и привлекательной для детей, а по направленности носит учебный характер.
Ученые – методисты (А.А.Бодалева, В.В.Столина), ученые-психологи (Н.Г.Гайдер, Ю.В.Франк) считают, что проведение уроков в игровой форме благополучно воздействуют на детей, на их психику, на эмоциональное состояние [7;25].
















1.2. Основы технологии  игровых форм обучения
     В школе особое место занимают такие  формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого  ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность  школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает такое определение педагогической технологии: «педагогическая технология -  систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение,  какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности [3; 45].
     Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей  деятельности через преобразующую  к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность  оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
     Исходя  из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты
«Разнообразная» полезность игры известна не одно столетие, однако в современных условиях особый акцент следует сделать на ее роли в формировании познавательной активности и развитии творческих способностей детей, развитии умения самостоятельно добывать знания [5; 4].
Разумеется, лишь одна или несколько игр, даже самых лучших, не могут обеспечить успеха в решении всех стоящих задач. В то же время вредит педагогическому процессу стихийное и неумеренное использование игр, которое фактически превращает их в лучшем случае в игры формальные, или псевдоигры, уже давно наскучившие и детям, и самому педагогу. Поэтому наиболее удобной стратегией педагогической деятельности является конструирование и реализация в работе с детьми целостных игровых программ т.е. систематизированных наборов игр, которые направлены на достижение тех или иных задач и предлагаются детям в соответствии с поэтапной логикой пространственно-временного развертывания игрового воздействия. Педагогу необходимо овладеть, с одной стороны, умениями конструировать и реализовывать в практической работе игровые развивающие программы, и с другой умениями использовать резервы игры, которые заложены в ней самой и в тех ее видах и формах, которые присутствуют в реальной жизни детей. Присущие игре адаптирующая, дидактическая, воспитательная, развивающая, коррекционно-развивающая и др. функции должны быть осознаны и освоены педагогами с тем, чтобы избежать многочисленных случайностей, нелепостей и грубых ошибок, которые возможны при бессистемном, некорректном и просто неразумном включении игры в учебно-воспитательную работу с детьми.
Таким образом, значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде [5;5].
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элемент более общей технологии;
в качестве урока или его части (введение, контроль);
как технология внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности [7;6].
















1.3. Классификация игр
Существует  несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
     I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки-предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
     II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
     Интеллектуальные  игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного  характера.
       Творческие сюжетно-ролевые игры  в обучении не просто  развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра  обладает огромным эвристическим  и убеждающим потенциалом, она  разводит то, что по «видимости  едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».
     Игры-путешествия. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания  определяются игровыми ролями. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.
     III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.
     Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.
     IV  группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.
     V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
  Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет  огромный арсенал способов организации  учебно-познавательной деятельности учащихся [4; 24].
     Лучшие  дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить «приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику [11; 61].
     Результативность  дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы  игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр – забота каждого учителя. «Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать». [11;25]
Цель  применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые  формы обучения.
     Задачи:
образовательные: способствовать  прочному усвоению учащимися учебного материала; способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников;
развивающие: развивать у учащихся творческое мышление; способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке;
воспитательные: воспитывать нравственные взгляды и убеждения; вырабатывать историческое самосознание – осознанную сопричастность к прошлым событиям; способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
     При отборе содержания необходимо, чтобы  учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы. Если учащиеся не видят картин общественной жизни, культур, стран, людей, то усваивают лишь словесные формулировки, лишенные жизненного содержания, которые быстро забываются. В работе с учащимися помимо текста учебного пособия и учителя есть богатая возможность использовать тексты художественных произведений.
     В дальнейшем такой подход в отборе содержания учебного материала помогает учащимся при работе над канвой ролевой заготовки. Они используют те же источники, что и учитель. Обратная связь – учитель показал, как он собирает информацию, по крупицам, как это позволяет оживить, сделать интересным, эмоционально насыщенным свой урок – учащиеся, в свою очередь, используют те же средства в своей самостоятельной уже работе [11; 34]. 




Раздел 2. Способы стимулирования познавательной активности подростков в учебной деятельности
2.1. Понятие о познавательной активности
Существуют  разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б. П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г.М. Лебедев указывает, что «познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении». В перовом случае идет речь о самостоятельной деятельности учителя и учащихся, а во втором - о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия школьников [3;142].
В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.
     Эффект  деятельности для формирования познавательной активности подростков зависит от педагогически правильной ее организации, использование ее объективных условий и внутренних возможностей личности ученика.
     Особое  значение для воспитания зрелых форм учебно-познавательных интересов в подростковом возрасте имеют самостоятельные формы учебной деятельности, развертывание форм самоконтроля и самооценки. Резервами являются устойчивые интересы к выявлению обобщенных закономерностей в учебном предмете и к способам добывания знаний, интерес к совместной коллективной учебной работе и интерес школьников к использованию их в социально – значимых видах деятельности [3;169].


























2.2. Средства обучения  и организация  учебно-познавательной  деятельности учащегося
 В работе по технологии игровых форм обучения используется разнообразный  спектр средств обучения:
Работа  с учебником.
Использование аппарата учебника.
Иллюстрации учебного пособия.
Географические  карты.
Учебные картины.
Учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, художественные альбомы и открытки.
Тексты  художественных произведений.
Творческие  работы самих учащихся – рисунки, поделки, лепка, исторические миниатюры [11;110].     
Управление  многими играми необходимо для активации  процесса самовоспитания ребенка. К  педагогическим подходам организации  детских игр, с нашей точки  зрения, необходимо отнести ряд следующих  моментов.
     Выбор игры в первую очередь зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), «продуктов» художественного творчества, новых знаний и др.. В игре подмена мотивов естественна; дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.
     Первая  цель – удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.
     Цель  второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.
     Цель  третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.
     Главная задача в предложении игры заключается  в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда  совпадают цели воспитателя и  желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного  и письменного характера. Интерес вызывают игрушки, или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радиообъявления и т.п. В предложения игры входит объяснение ее правил, и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании, и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров и т.д. [13;68]
     Игровым обычно называют коллектив детей, «созданный для проведения игр» [11;119]. Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на коллектив требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало демократических игротехнических примеров разделения на микроколлективы играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки и т.п.
     Один  из ответственных моментов в детских  играх – распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре – дело трудное. И щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли по сюжету игры. Учитывая, какая роль особенно полезна ребенку, воспитатель использует следующие приемы:
Назначение  на роль непосредственно взрослым.
Назначение  на роль через старшего (капитана, водящего).
Выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий).
Добровольное  принятие роли ребенком, по его желанию.
Очередность выполнения роли в игре и т.д. [10; 10]
     При распределении командных ролей  следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива – проявить себя, сдружиться со всеми.
     В игре необходимо следить за тем, чтобы  не появлялось зазнайство, не появлялось превышение власти командных ролей  над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие, роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях.
     Перечислим  основные принципы организации игры:
Отсутствие  принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.
Принципы  развития игровой динамики.
Принципы  поддержания игровой атмосферы (поддержание  реальных чувств учащихся).
Принципы  взаимосвязи игровой и неигровой  деятельности. Для педагогов важен  перенос основного смысла игровых  действий в реальный жизненный опыт детей.
Принципы  перехода от простейших игр к сложным  игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана  с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил: от игрового состояния  к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр к играм-комплексам, от возрастных игр к безвозрастным, «вечным» [11;145].
     При соответствующих методах педагогического руководства в дидактических  целях этот процесс может быть упорядочен. В подростковых классах некоторые виды игр полностью переносятся в умственный план, появляется идеальная игра воображения (творческие, сюжетно-ролевые игры).
     Игровое воображение создает у детей  план наглядных представлений о  действительности, формирует способность ими оперировать.
     Организация игровых форм обучения проходит в  двух направлениях:
Использование игровых элементов  на уроке.
       Цель: ввести в урок творческие задания игрового характера.
     Задачи:
эмоциональный  настрой на получение знаний
умение  строить диалог
создание  образного представления об изучаемом  предмете.
получение конкретных знаний через личное ощущение.
Урок  – игра (сюжетно-ролевые  игры)
     Цель: через разнообразие игровых ролей, игровых положений дать  возможность  выхода  самоактуализации, возможности самоконтроля, самоорганизации, самооценки учащихся.
     Задачи:
умение работать со словарем
умение  ориентироваться в знаниях, с целью подобрать нужные слова, иллюстрирующие определенный момент или факт
умение  и навык работы в библиотеке
умение  защищать и отстаивать (аргументировано) свою позицию, точку зрения
участвовать в дискуссии, вести диалог по-деловому и в конкретной форме
формировать артистические способности учащихся, их умение заинтересовать слушателей той или иной проблемой, которую  они излагают
умение  грамотно, лаконично и ясно задать вопрос. [11; 149]

     Урок, проводимый в игровой форме, требует  определенных правил:
Предварительной подготовки. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует  познавательную деятельность.
Обязательные  атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая  перестановка мебели, что создает  новизну, эффект неожиданности и  будет способствовать повышению  эмоционального фона урока.
Обязательна констатация результата игры.
 Компетентное  жюри.
Обязательны игровые моменты не обучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т.д.) для переключения внимания и снятия напряжения.
     Итак, главное – уважение к личности ученика, стремление развить интерес к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах [13; 82].
В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П.М.Баева «Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ». Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы:
1) игра эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся [1; 56].
Игры, предложенные П.М.Баевым для учащихся зарубежных школ, можно использовать в готовом или изменённом виде на уроках русского языка в русской школе.
Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно, на мой взгляд, соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Требования к проведению дидактических игр:
игра форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывающая простор для личной активности и творчества;
игра должна быть построена на интересе;
обязателен элемент соревновательности между участниками игры.
Кроме того, в рамках темы я бы выделила такие виды уроков:
1) ролевые игры на уроке (инсценирование);
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
Приведу фрагменты уроков в 5-ом классе. Почему именно этот год обучения? Пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению, к открытию. Учителям русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Изобилие новых тем и орфограмм. Как же превратить встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь учителю придут уроки - игры, уроки-путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Тема. Синтаксис. Пунктуация. (Введение в раздел.) Фрагмент урока.
Словосочетание.
Цель: раскрыть значение терминов синтаксис, синтаксическая единица, грамматическая связь; познакомить с грамматическими признаками словосочетаний.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
На видном месте висит плакат:
«Синтаксис. Заимствовано в 18 веке из греч. языка.
Буквально значит - построение, сочетание, порядок.
Раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста».
Учитель. Ребята, прочтите, пожалуйста, что означает слово синтаксис.
Это название раздела, который мы начинаем изучать. Как вы поняли, нам с вами придется что-то сочетать и выстраивать в определённом порядке.
Берёт в руки мел и делает вид, что собирается писать. В это время в класс вбегают ученики (работа с ними была проведена заранее). У каждого на груди висит табличка (ватман) с определённым словом. То есть, каждый ученик представляет собой Слово.
Учитель(делает вид, что удивился). Вы кто?
Слова. Мы - Слова.
Учитель. Вы чем-то расстроены?
Слово (один из учеников). Да. Но вначале пусть ребята ответят на вопрос:
«Зачем нужны слова людям?»
Ученики. Чтобы общаться.
Слово. Но, наверное, недостаточно знать, что обозначает каждое слово в отдельности. Нужно уметь ещё кое-что. Что?
Ученики (с помощью учителя). Соединять слова.
Слово. Правильно. Но вот беда! Мы забыли не только, как предложение строится, но даже словосочетание образовать не можем. Помогите нам! Кстати, вы знаете, что такое словосочетание?
Ученики. Сочетание слов.
Учитель. Верно.
Обращает внимание учащихся на плакат с определением словосочетания. Затем обращается к Словам.
Учитель. Ну-ка, идите сюда Яркий и Листва.
Выбранные слова выступают вперёд.
Учитель. Ребята, листва может быть яркой?
Ученики. Да!
Учитель. Значит, по смыслу эти слова связать можно. Но чего-то здесь всё-таки не хватает. Чего же?
Ученики (с помощью учителя). Наверное, того, что называется грамматической связью.
Учитель. Как сказать правильно?
Ученики. Яркая листва.
Учитель. Правильно.
Меняет окончание -ий на -ая (Заранее приготовленный лист бумаги с написанным окончанием прикрепляет скрепками к плакатику).
Учитель. А почему окончание -ая?
Ученики. Потому что слово листва имеет женский род.
Учитель. Значит, мы ориентировались по слову листва. Оно является...
Ученики. ...главным. А слово яркая зависимым.
Учитель записывает на доске: какая? x
Яркая листва (ж.р.; им.п.)
Учитель ещё раз объясняет смысловую и грамматическую связь в словосочетании.
Учитель. А что же делать с остальными Словами?
Слова. Составьте из нас предложение.
Учитель. А для этого мы должны...
Ученики (с помощью учителя). ... построить слова в определённом порядке и связать по смыслу и грамматически.
Ученики составляют предложение. Слова выстраиваются в нужном порядке. Учитель меняет, где необходимо, окончания.
Получилось:
На яркой листве деревьев блестит роса.
Далее учитель объясняет, что словосочетание и предложение - единицы синтаксиса. Приступают к работе над словосочетанием.

Повторение и систематизация изученного за учебный год
Цель. Закрепить знания, умения, навыки, полученные учащимися в течение года.
Ход урока.
На видном месте висит плакат со словами: «Отправляемся в путешествие».
Доску украшает красочно выполненная карта страны Лингвинии.
После звонка на урок на пороге класса появляется ученик с большим конвертом в руках.
Ученик. Вам письмо.
Учитель. Ребята, на наш адрес пришло письмо. Давайте посмотрим, от кого оно. (Распечатывает конверт.) Это письмо от короля Русского Языка из сказочной страны Лингвиния! Слушайте:
«Дорогие ребята! До меня дошли сведения о том, что весь год вы по учебнику знакомились с моим королевством, с обычаями, нравами, традициями и законами городов Фонетики, Лексики, Морфологии, Синтаксиса, Словообразования. Мне интересно знать: каковы же ваши успехи? Чтобы получить ответ на свой вопрос, предлагаю вам конкурс «Знаешь ли ты Лингвинию?» победители получат звание «Лучший знаток Лингвинии - 2011» и приз. С уважением, король Русский Язык».
Ого! Здесь целый пакет с заданиями и условиями конкурса. Согласны принять предложение короля?
Ученики. Да!
Учитель. Тогда отправляемся в заключительное турне по стране Лингвинии.

Объединить учеников в группы (по 4-5 человек), выбирает капитанов. Можно выбрать жюри.
На столе учителя разложены красочные конверты с заданиями по разным разделам. Каждое задание помещено на небольшой карточке. С чего начать? Задания
Данные задания не объединены общей темой, не связаны между собой.
Каждое из них может быть включено в систему упражнений, предлагаемых для проведения итогового урока по тому или иному разделу. Разноплановость этих заданий предполагает быструю смену деятельности учащихся, что, на мой взгляд, обеспечивает устойчивый интерес на протяжении всего урока.
Карточка - тест.
Инструкция. Обведи кружком номера правильных ответов.
Данные сочетания слов являются словосочетаниями:
1) осенний день;
2) урок начался;
3) купить книгу;
4) в лесу.
Ответ: 1); 3).
Карточка – тест
Инструкция. Обведи кружком номера правильного ответа.
К предложениям с однородными сказуемыми относятся предложение:
1) Сильней и слаще с каждым днём несётся запах медовой. (Фет.)
2) Леса, луга поёмные, ручьи и речки русские весною хороши. (Некр.)
3) Коренаст, крепок, высок, могуч многолетний дуб. (Акс.)
4) Приятно пахнет снегом, соломой и дымком.
Ответ: 3).
(Варианты: найти предложение с однородными дополнениями,
определениями и т.д.)
3. Пропущенная буква.
На доске написаны с пропущенными буквами столбики слов, по одному столбику для каждой команды. Представители из каждой команды выходят к доске по очереди и вставляют пропущенную букву в слова по порядку.
Выигрывает команда, которая быстрее и без ошибок справилась с заданием:
сп...ртивный з...лёный ст...лбовая
дес...ть цв...тной ш...рстяной
бе...заботный ра...свет бе...цветный
к...пуста т...атр ап...льсин
4. Карточка.
В каком примере неправильно названа буква?
1) Книга - кэ, эн, и, гэ, а.
2) Палец - пэ, а, эль, е, цэ.
3) Марка - эм, а, эр, ка, а.
Ответ : кэ

5. «От каждой буквы - столбик - слово»
Учитель пишет на доске одно и то же слово столько раз, сколько
команд будет участвовать в игре. Представители команд по очереди
подходят к доске и пишут по вертикали слова, начинающиеся с букв,
составляющих написанное слово.
Условия: 1) Это должны быть слова, например, только II-склонения;
2) Слова не должны повторяться;
3) Слова должны быть написаны правильно.
к
о
р
п
у
с
к
о
р
п
у
с
к
о
р
п
у
с

р
к
о
у
т
у
р
б
о
о
с
а
о
р
е
у
р
о

о
н
г
с
ё
г
а
р
т
л
п
п
с
е
к
л
о
к

т
о

к
с
р
н
ы

ё
е
о
т
х
о
ь
к







о

в

т
х
г
ю

р
т








б






м

д





6. «Кроссворд-интрига».
Задание: прочитай пословицу.

в
е
ц
е
з
н

с
щ
н
м

а

о
а
л
а
к
н

р
е
о
ч
е
и

и
т
с
е
в
е

м
с
я
л
о
м













7. «Забавные круги».
Задание: отгадайте пословицу










При  проведении обобщающего урока по теме «Состав слова» использовались:
     1. Творческая игра "Я  работаю поэтом"
     Учитель, играя, учит рифмовать слова (кот- крот, гость - гвоздь),а затем дает два  рифмующихся слова (снеговика - уголька, носа - эскимоса) и предлагает интересно, оригинально, остроумно подобрать  недостающие слова .Разобрать некоторые слова по составу
Слепили мы снеговика.  Морковка вместо носа.  Глаза его из уголька  И как у эскимоса.
     2. Игры - соревнования "Бей  ответом, как мячом,  прямо в цель", "Футбол". В этих играх используются задания по морфемному анализу и конструкции слов. Класс делится на 3 команды. Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание. В игре используется мяч. Итог - количество голов.
     3. Отгадывание сказки - загадки "Большая  родня".
     Жил-был  корень, обычный, не очень сложный, но очень древний. За долгую жизнь обзавелся он большой семьей. Тут и существительные: стройка, строитель, строительство, строение и прилагательные: строительный, строевой, и глаголы: строить, строиться.
     Видятся родные и близкие нечасто, письма писать некогда, вот и решил наш старец собрать всю свою большую родню. Разослал пригласительные открытки. Первыми откликнулись братья - глаголы строить и строиться с семействами. Не заставили себя ждать долго и остальные. Явились. Выстроились. Все как на подбор, любят дело делать, у каждого для того своя приставка имеется: у кого вы, у кого до, есть и за, на, от, по, од, при. Порадовался гостеприимный хозяин, возгордился: "Молодцы, родственники, вон какую богатую коллекцию приставок собрали!" Глаголы деловые, энергичные. И сегодня работают, и в прошедшем потрудились они на славу, и о будущем не забывают. Существительные от них не отстают - спешат в гости к деду. У них и приставок много, и суффиксами они не бедны.
     Задания:
Попробуйте записать этих многочисленных родственников.
Как же зовут старца-прародителя, от которого все они произошли?
     Анализ  показал, что подобные уроки достигали поставленной цели. Использование этих приемов  позволило определить, насколько  прочно усвоены детьми знания по темам. Эти приемы помогли выявить уровень знаний детей в интересной, занимательной для них форме, активизировать мыслительную деятельность младших школьников.
Еще К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьезный учебный труд учащихся [10,13]. Это позволяет снова организовывать и делать более продуктивной работу школьников. При разработке игр необходимо следить за тем, чтобы учебные задания предлагались именно как задания, но дети при выполнении их все-таки играли.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Высоко оценивая процесс игры, В.А.Сухомлинский писал: "Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающей действительности. Игра - есть искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Игра школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе нетрудно указать источник знаний. Это учитель лицо обучающее. Процесс обучения может вестись в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо учитель опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна [7;8].
В каждом классе есть группа учеников, которая относится к разряду “незаметных и тихих”. Коллективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает этих робких детей и дает им возможность показать себя с неожиданной стороны, раскрыть дремлющие способности.
Особенную пользу игра приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация. Подготовка не является скучной и однообразной работой по сбору необходимых сведений по предметам. Дети заранее делятся на команды и распределяют свои роли при помощи учителя. При формировании команд необходимо учитывать уровень учащихся внутри группы и между ними, чтобы распределить равномерность сил. Необходимо построить игру так, чтобы каждый ученик сумел проявить свои способности. Для этого можно предложить вариативные формы ответов: письменные, устные. Также можно предложить конкурсы узкой направленности: конкурс капитанов, конкурс теоретиков и т. д.
У игры свои правила, в ее финале должен выявиться победитель, и интеллектуальная игра не исключение. Но необходимо сделать так, чтобы финал был увенчан максимальной концентрацией положительной энергии. Это будет стимулом для дальнейшего изучения предмета и первым шагом к началу следующей игры. Нужно постараться, чтобы большинство участников игры были отмечены поощрительными призами, дипломами.
Высокую эффективность  приносят интеллектуальные игры, если они проводятся не от случая к случаю, а в системе [4;11].
      

2.3. Использование игровых технологий во внеклассной работе по русскому языку
Различные виды внеклассной работы по русскому языку («Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» , лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели, приносят детям огромное удовольствие. Такие игровые формы могут применяться и в основной, и в старшей школе.
Цель уроков типа КВН повторение тем или разделов. Организация таких уроков в основном состоит из 6-ти этапов.
1 этап разминка. Задание: составить рассказ по пройденной теме или разделу.
2 этап конкурс "домашнее задание" (готовится за 23 дня до урока). Нужно сыграть сценку, где необходимо отразить основное содержание темы или раздела.
3 этап решение задач с выборами ответа.
4 этап конкурс "Угадай-ка". Один ученик выходит из класса, а когда возвращается, остальные примерами и намеками показывают понятие или явление, входящее в тему, которое должен угадать ученик.
5 этап конкурс "артистов" и "художников". "Художник" команды выходит из класса. '"Демонстратор" показывает эксперимент и объясняет его. Приглашают "художника" и для него "артист" пантомимой показывает опыт. "Художник" должен узнать и изобразить все рисунком.
6 этап подведение итогов.
Подобные мероприятия позволяют в игровой форме повторить изученный материал, развивают умения выделять различные признаки явлений. Закрепляют знание учащимися понятий.
Экскурсии служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в экскурсиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях [10;68].
Требования к проведению игр:
игра форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывающая простор для личной активности и творчества;
игра должна быть построена на интересе;
обязателен элемент соревновательности между участниками игры.
Такие внеклассные мероприятия применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени.
Основные особенности проведения внеклассных мероприятий по русскому языку:
моделирование определенных видов практической деятельности;
моделирование условий, в которых протекает деятельность;
наличие ролей, их распределение между участниками игры;
различие ролевых целей участников игры;
взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
наличие общей цели у всего игрового коллектива;
групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников игры.
Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой. Учиться умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.
Игра активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участвующего в определенный момент в какой-либо игре. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. Проводимая по схеме: ученик-учитель-ученик, она позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель выполняет роль катализатора; его умения и знания помогают ученику развиваться быстрее.
Уроки и внеклассные мероприятия по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, раскрепощают ученика, его мышление.
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами[1;86].










Заключение
В сознании ещё достаточно многих учителей-словесников и представителей лингводидактической науки остаются, на удивление, стереотипно-ошибочные оценки игры, которые предусматривают негативизм и абсолютное пренебрежение этой методической формы, использование игровых приёмов и заданий как чего-то случайного, фрагментального, чисто развлекательного, не мотивированного на уроке методически. Такие взгляды, сформированные во времена существования в педагогике подходов авторитаризма, «гиперсерьёзности» и однообразно серых, псевдоклассических методик, долгое время отбрасывали игровую обучающую деятельность. Полностью игнорировался тот факт, что качественно разработана, методически обусловлена и удачно введена в контекст урока игра требует от учеников активной вдумчивой работы, внимательного анализа [8 ; 47], не менее, чем другие методические формы изучения языка, которая также интенсифицирует обучение, развивает у школьников интерес к языку, способствует не только эмоциональному, но и интеллектуальному возбуждению, что, без сомнения, положительно сказывается на усвоении материала [8; 48].
В наше время, когда научно-педагогическая общественность всё больше осознают необходимость переориентирование лингводидактики в сторону обеспечения глубоко индивидуального подхода к каждому из учеников, природосоответствующего характера обучения как развития лучших задатков ребёнка, которые прежде всего предусматривают соблюдения единства её самостоятельности и самодеятельности с педагогическим руководством и учётом процессов её саморазвития и самореализации, существенные позиции в учебном процессе завоёвывает идея разнообразия учебных форм, которая требует от учителя творческого подхода к своей работе.
Действительно, каждому учителю-словеснику нужно вкладывать много усилий и высокого профессионального мастерства во время подготовки к каждому уроку, чтобы ученики получали высокие лингвистические знания в форме особо доходчивой, привлекательной, интересной.
Чтобы донести детям неповторимую красоту и загадочную, волшебную взыскательность и сложность нашего языка, чтобы вооружить их необходимым минимумом информации о языке и его законах для компетентного языкового использования и смелого языкового творчества, учителя-словесники должны избегать в своей работе штампов и тщательно разрабатывать собственный спектр методических приёмов, дополнять оригинальными новациями традиционную палитру методов [10;7].
Как показали психолого-педагогические исследования последних лет, в среднем с помощью игры ученики усваивают учебную информацию на 70%, что гораздо эффективнее по сравнению с такими методами, как лекция (5%) или чтение (10%) [12;61]. Педагогами также замечено, что дети, которые постоянно пребывают в систематической, интенсивной, разнообразной игровой деятельности, имеют более крепкое здоровье по сравнению со своими одногодками, которые принужденно работают в условиях «серого шаблона», однообразного стандарта [6;73].
Использование игровых технологий способствует активному формированию мировоззрения ребенка, её идейных, моральных, духовных приоритетов. Форма игры наиболее удачно и результативно раскрепощает учеников, снимает их скованность, так как ошибки, которые ребенок допускает во время игры, не расстраивают так сильно, как во время обычных упражнений. К тому же учитель во время игры не контролёр, а игрок или ведущий, что дополнительно облегчает наладить общение на уроке.
Все эти причины и предопределили разработку целостной системы изучения русского языка с использованием игровых технологий.




Библиография
1. Баев П.М. Играем на уроках русского языка / П.М.Баев. М.: Просвещение, 1999. 302с.
2. Баранов Н.Т. Методика преподавания русского языка / Н.Т. Баранов. М.: Просвещение, 1990. 457с.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. М.: Педагогика, 1989. 345с.
4. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения / Ф.Н.Блехер. М.: Просвещение, 2003. 451с.
5. Бромберг И.Г. Игровые программы / И.Г.Бромберг // Начальная школа. 1991. № 9. С.3-7
6. Гин А. Приёмы педагогической техники / А.Гин. М.: Вита-пресс, 1999. 273с.
7. Коновалова Е.И. Нестандартные уроки / Е.И. Коновалова. М.: Дрофа, 2002. 234с.
8. Одарченко В. Активізація пізнавальної діяльності учнів на уроках мови / Підвищення ефективності навчально-виховного процесу на уроках української мови: Збірник статей. К.: Радянська школа, 1982. С.47-48.
9. Соловейчик М.С. Жедек П.С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / М.С.Соловейчик. М.: Просвещение, 1999. – 331с.
10. Федоренко В.Л. Енциклопедія інтелектуальних ігор на уроках української мови / В.Л.Федоренко. Х.: Основа, 2010. 424с.
11. Шмалов С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А.Шмалов. М.: Новая школа,1994. – 250с.
12. Щербань П. Прикладна педагогіка / П.Щербань. К.: Вища школа, 2002. 478с.
13. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.П.Эльконин. - М.: Педагогика, 1999. – 220с.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315






Эђ Заголовок 115