Предмет: Химия. Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения химии на основе использования технологии проблемного обучения Класс: 8

Семёнова Татьяна Ивановна
Предмет: Химия. Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения химии на основе использования технологии проблемного обучения
Класс: 8
Тип урока: Урок – исследование с применением технологии проблемного обучения (Организация коллективной поисково-исследовательской деятельности школьников через проблемное обучение).
Технологическая карта изучения темы
Тема
Признаки химических реакций

Цель
Создать условия для исследования обучающимися физических и химических явлений; развития логико-смыслового мышления, памяти, химического языка; развивать их умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке; воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности.

Планируемый результат
Предметные умения
УУД


Проблемность обучения.
Формирование творческого мышления, обеспечение сознательности и творческой активности обучающихся.
Переход от обучения к самообразованию.
Связь полученных знаний с жизнью.
Положительный эмоциональный фон.

Проблемное изложение материала, проблемная и эвристическая беседа, самостоятельная, поисковая и исследовательская деятельность обучающихся (исследовательский метод).

Личностные УУД: Обучение, основанное на успехе и положительных эмоциях, привлечь школьника, научить его осмыслить изученное, помочь ему стать творческой и ответственной личностью.
Регулятивные УУД:
Учить мыслить логично, научно, творчески. Формировать не просто знания, а знания - убеждения, что служит основой для формирования научного, диалектико-материалистического мировоззрения.
Воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности.
Познавательные УУД:
Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.
Формировать и развивать положительное отношение, интерес, как к химии, так и к учению в целом.
развивать различные познавательные процессы: внимание, восприятие, воображение, мышление, речь и память
Коммуникативные УУД: воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности. Обучение, основанное на успехе и положительных эмоциях.

Межпредметные связи
С экологией, географией, физикой

Ресурсы:
для учителя
для учащихся

Компьютер, презентация, лабораторное оборудование.
1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (сетевые сообщества, конкурсы проектов с использованием ИКТ)
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дистанционная олимпиада школьников по основам наук УрФО)
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Интернет государство учителей)
4. http://www.olimp.distant.ru (дистанционная олимпиада школьников, задания и ответы)
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
(полезные советы, эффектные опыты, химические новости, виртуальный репетитор)
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (сайт федерального института педагогических измерений)
7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (проект «Единый государственный экзамен»)
1.СD. Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ. Химия(8-11)
2.СD. Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ. Химия 8 кл.
3.СD. Лицензионная копия от «1-С», Школа. Химия 8 кл.
ЦОР к учебнику О.С.Габриелян. Химия. 8 класс. – М.: ООО «Дрофа», 2007.
4.СD. Самоучитель. Химия для всех- ХХ1 "1С" и ММТ и ДО"
5.СD. Химия. Интерактивные творческие задания 8-9 кл. ЗАО «Новый диск», 2007
6.СD. Виртуальная химическая лаборатория 8 кл ЗАО Новый диск», 2007
7. . О.С.Габриелян, Ю.Н. Казанцева Химия для всех и для каждого ( комплект индивидуальных заданий для работы дома и на уроках): дидактическое пособие к учебникам О.С. Габриеляна «Химия -8», «Химия – 9», для учащихся и учителей. – Москва: «Сиринъ према», 2006

Технология проведения
Задания для учащихся
Деятельность учителя
Деятельность учеников

Мотивация к учебной деятельности
1. Прочитать письмо от жительницы Нижнего Тагила с обсуждением проблем экологии (проверка д/з –физические и химические явления в природе). 2.Обобщить и сделать и выводы по д/з.
3. Назвать условия возникновения химических реакций? Признаки реакций?
Читает письмо по экологии жительницы Нижнего Тагила, задает вопросы про химические и физические явления.
Отвечают
Ребята просматривают презентацию, рассказывают о физических и химических явлениях в городах.
Физические явления – происходят с телом
Химические явления – происходят с веществом

Формулирование темы урока, постановка цели
Тема урока: Признаки химических реакций.
Цель: Изучить признаки химических реакций
Задает вопрос
Формулируют цель

Изучение нового
1.Познакомиться с письмом жительницы Магнитогорска.
2.Выбрать для проведения эксперимента необходимое действие.
3. Ознакомиться с инструкцией проведения опытов.
4. Провести в группах опыты с почвой, воздухом и водой для определения признаков химических реакций (Практическая работа)
5. Заполнить таблицу по наблюдениям
Читает письмо бабушки из Магнитогорска
Выполняют практическую работу. Заполняют в тетради таблицу.


Закрепление нового
Проанализировать таблицу по своим исследованиям
Перечислить признаки химических реакций
Закрепление нового через наблюдения ребят, возникших при выполнении практической работы.
Задает вопрос: «Назвать признаки химических реакций»




Анализируют и называют признаки химических реакций





Контролирующее задание
Написать ответ бабушке на её поставленные вопросы.
Напишите ответ бабушке
Пишут ответ

Рефлексия учебной деятельности на уроке
Что сегодня мы повторили на уроке из того, что вы уже знали?
Какие основные понятия мы повторили на уроке?
Что вы сегодня узнали нового, чему научились на уроке?
С какими новыми понятиями мы познакомились на сегодняшнем уроке?
Как вы считаете, каков ваш уровень усвоения изученного учебного материала?
А) высокий; Б) низкий; В) средний
Если вы ответили низкий или средний, то что вам помешало усвоить лучше?
Какие вопросы вызвали наибольшее затруднение?
Задает вопросы
Отвечают

Домашнее задание
Вопрос – проблема
Уходя, задумайтесь, все ли мы теперь знаем о химических реакциях?


Задает вопрос
Уходя с урока, получают задание подумать.


15