Конспект урока на тему «Социальное развитие и молодежь»


Конспект урока.
Тема урока: «Социальное развитие и молодежь».
Класс: 10.
Название курса: Обществознание.
Название учебника: Боголюбов Л.Н. «Обществознание». 10 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение. – 2009 г.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Форма урока:
Цель урока: способствовать формированию у обучающихся знаний и умений по теме «Социальное развитие и молодежь».
Задачи:
1. Образовательные.
Дети должны знать:
- понятия: социальное развитие, расслоение общества, маргинализация, молодежь, культура, субкультура;
- особенности социального развития;
- значение социальных ролей;
- тенденции развития молодежи.
2. Развивающие.
Дети должны уметь:
1- работать с известной информацией;
2- работать с тестом;
3- описывать, объяснять, анализировать
4- применять знания и умения в социальной среде.
3. Воспитательные.
Дети должны понимать ценность:
1- чувства патриотизма;
2- требовательного отношения к себе;
3- уважительного отношения к одноклассникам;
4- интереса к предмету «Обществознание»;
5- добросовестного отношения к труду.
Средства обучения: учебник : Боголюбов Л.Н. «Обществознание». 10 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение. – 2009 г., раздаточный материал.
Ход урока.
Стадии/фазы урока Задачи фазы Деятельность учащихся Рекомендуемые приемы и ФОПД
1. Вызов.
(5-7 мин) 1)Вызвать у учеников имеющиеся знания или ассоциативные представления по изученному вопросу
2)Заинтересовать их в дальнейшей работе Составляют список по ранее имеющимся знаниям.
Приложение 1. «Список известной информации»
2. Осмысление.
(25 мин) 1)Познакомить учащихся с инструкцией по работе с изученной информацией
2)Сохранить интерес к теме в течении всей работы Читают текст и делают заметки.
(Приложение 2) «Инсерт»
3. Рефлексия.
(5-7 мин) 1)Возвращение учеников к первоначальному предположению, сделанного на I стадии урока
2)Помочь сравнить их с информацией, проработанной на II ступени
3) Организовать проблему и творческое задание на основе полученных знаний 1.Делают поправки и вносят дополнения.
Приложение 3.
2. Выполняют задание.
1.Молодежь
2.Веселые, энергичные
3.Учится, работает, развивается
4.Молодежь смотрит на мир глазами своего кумира
5. Люди 1.Возвращение к приему «Список известной информации».
2. «Синквейн» (слово молодежь)
Творческое задание
(5 мин) Соц. проблемы: расслоение общества, маргинализация, криминализация, неформальные и формальные молодежные субкультуры, социальные роли. Актуальны: субкультуры, т.к. они являются определенным носителем мировоззрения будущего поколения. Каковы основные социальные проблемы нашего общества? Какие из них, по вашему мнению, наиболее актуальны для молодежи? Почему?
Приложение 1
«Список известной информации»
Социальный кризис
Расслоение
Безработица
МаргинальностьЗанятость
Выбор профессии
Культура
Динамика
Субкультура
Приложение 2
Социальное развитие и молодежь.
Одной из проблем нашего общества является очевидное социальное расслоение на богатых и бедных. Это глубокий, серьезный процесс, меняющий лицо общества. Тяжелое положение сохраняется у наименее защищенных групп населения – групп социального риска (многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры)
Особенность российской ситуации – на грани бедноты и за ее чертой оказываются благополучные в социальном плане люди – представители массовых интеллектуальных профессий (врачи, инженеры, учителя).
Особенности социального развития.
Одной из особенностей социального развития последних лет стало усложнение социальной структуры общества. Появились новые группы и слои – банкиры, предприниматели, мелкие торговцы и т.д.
Еще одна особенность – быстрое нарастание социальных различий по территориям.
Социальные перемещения усиливают маргинализацию (бывшие работники умственного труда, беженцы и т.д.) Среди них в основном присутствует молодежь. Почему?
Молодежь - наиболее перспективная возрастная категория. Также молодежи присуща криминализация (размытая система ценностей, низкий уровень жизни, отсутствие веры). Некоторые молодые люди в поисках лучшей жизни попадают в тоталитарные секты, экстремистские политические организации.
Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств (возраст 16-25 лет – выбор профессии, места в жизни, мировоззрения, спутника жизни и т.д.). Выделяют период ранней юности – 16-18 лет (переломный – 18 лет – приобретение полной дееспособности по Конституции РФ).
Особое место выделяется социальным ролям в юношеском возрасте. Роли в это время в основном связаны с семьей, формами досуговой деятельности. Затем появляются новые: работник, студент, семьянин гражданин и т.д. Остановимся подробнее.
Работник. С одной стороны, роль предоставляет возможность реализовать себя в сфере бизнеса и индивидуального предпринимательства, где труд оплачивается выше, чем в государственном секторе. С другой стороны, сформировался рынок труда, что выразилось в новых критериях спроса на рабочую силу и закреплении безработицы.
Студент. Многие молодые люди ориентируются на привлекательность студенческой жизни – отсутствие ежедневного контроля, свободы посещения занятий. Но от студента больше требуется ответственности, самостоятельности и самоконтроля, чем от школьника.. Главными факторами успеха в жизни являются: высокий уровень образования, готовность к смене характера деятельности в соответствии с требованиями рынка, овладению знаниями, навыками и умениями, которые ценятся на современном рынке труда.
Семьянин. Усиливается тенденция к понижению брачного и репродуктивного возраста, т.к. раннее вступление в брак и рождение ребенка «тормозят» образовательный и профессиональный рост молодежи, увеличивают долю тех, кто нуждается в социальной помощи.
Гражданин. В детские и ранние юношеские годы ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения. С приобретением всей полноты гражданских прав он получает возможность активной социальной деятельности, принять участие в выборах и т.д.
Сегодня молодые люди не испытывают страха перед рыночными преобразованиями в экономике.
Социально-психологические особенности молодежи проявляются и в существовании молодежной субкультуры – культуры определенного молодого поколения, обладающей общностью стиля жизни, поведения групповых норм, ценностей. Субкультура имеет свои собственные цели, идеалы, ей присущ собственный язык.
Существуют более мелкие жестко оформленные субкультуры – панки, рокеры, футбольные и музыкальные фаны и т.д. Общие черты, присущие каждой субкультуре: поиск своего пути в жизни, отношения со сверстниками. Выделяют неформальные молодежные группы.
Говоря о молодежной субкультуре в России, необходимо учитывать наличие существенных региональных и национальных различий. Но молодежную культуру можно рассматривать как некое целое, которому присущи общие черты: вызов ценностям взрослых, эксперименты с собственным образом жизни, своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке. Это скорее культура досуга, чем работы.
Приложение 3
«Список известной информации»
Расслоение
МаргинализацияСоциальные роли
Субкультура
Рынок труда