Статья Гражданско – патриотическое воспитание учащихся через национально – региональный компонент на уроках истории и внеклассных мероприятиях.

патриотическое воспитание учащихся через национально – региональный компонент на уроках истории и внеклассных мероприятиях.

Войнова А.Ю.,
заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ «Школа – интернат №8»
г.Саяногорска
сл.1 В государственной молодежной политики важное место в воспитании школьников занимает формирование твердой гражданской позиции и чувство истинного патриотизма.
Ни одна школа не может считаться современной, если не развивает у школьников способность самостоятельно действовать, отвечать за свои поступки, ценить и развивать свою личность.
Проведенный в школе мониторинг по воспитанности старшеклассников показал, что в основном воспитанники нашей школы недостаточно подготовлены к жизни и деятельности в обществе. Ответственность перед обществом и государством, социальная активность и зрелость, гражданская ответственность, успешно действовать в семье, в коллективе, в быту, и т.д. – именно это недостаточно воспитано в детях. 
     Гражданское и патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы, так как детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Школа играет большую роль по воспитанию патриотических ценностей, так как именно в школе можно использовать самые различные формы, методы для достижения положительных результатов. Воспитание гражданственности и патриотизма – это огромная работа по воспитанию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения его достойным страницам прошлого.

Сл.2 Одной из главных задач школы является формирование у школьников системы общечеловеческих ценностей, культурных традиций, отражающих особенности национального мировоззрения и образа жизни.
Понимание патриотизма имеет глубокую традицию, уходящую корнями в глубь веков.
Сл.3 Поэт Т.Г. Шевченко сказал: «В ком нет любви к стране родной,
те сердцем нищие калеки». Как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос, получил образование.

Сл.4 Важнейший вопрос, который стоит перед нашей школой – это становление духовных традиций России, с четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Отечество, Гражданин, Патриот.

Сл. 5 Еще древние философы говорили: «Нет будущего у народа, который не хочет помнить своего прошлого». Знание истории своего края, своей страны, ее духовных истоков и традиций, необходимо для понимания всех происходящих событий.
Веками человечество накапливало ценности, которые объединяют людей, передаются от поколения к поколению: добро, милосердие, справедливость, любовь к Отечеству. Воспитание гражданина не может происходить само по себе. Гражданина нужно растить, и растить с самого детства, и его становление и развитие может происходить только на основе ценностей, на чём-то значимом и важном.
  В воспитании гражданственности и патриотизма уроки истории играют большую роль. В этой связи история, как школьный предмет, становится средством гражданского воспитания.
     Сл. 6 Каждый гражданин должен знать историю своего народа и мы обязаны помнить, что история это прежде всего история людей. Корни человека в традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. Изучая историю края, важно знакомить школьников не только с современным состоянием, но и с прошлым.

Сл. 7 Преимущество урока истории в том, что можно проследить, как зарождались и развивались ценности общества, формировалась национально-региональная культура, история своего края.
Такой подход учит ребят осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического мышления. Именно в процессе изучения местной истории, можно научить ребят быстро и правильно находить нужную информацию в музеях, архивах, библиотеках. Например, изучая Великую Отечественную войну, ребята рассматривают её влияние на республику, район, село, свою семью. Или изучая родословную своей семьи, обучающиеся связывают её с историей своего города, края, страны.

Сл. 8 Начиная урок по истории «Наша Родина, наш край родной», я всегда привожу слова нашего земляка М. Кильчичакова.
«Хакасия, край мой! Родные просторы,
Вы мне улыбаетесь морем огней.
Широкие степи, высокие горы
Навеки в душе сохранятся моей»
(«Рассказы по истории Хакасии», 1987г., А.Ф. Пантелеев, Н.Н. Пантелеева).
    Основными элементами, применяемыми мною на уроках истории в целях воспитания гражданственности через реализацию национально-регионального компонента являются:
 -         факты местного значения, используемые при изучении в качестве примеров;
-         проявление региональных особенностей при рассмотрении общих тенденций развития российского общества;
-         воспитание патриотизма и гражданственности при изучении местного материала с учетом общего и особенного в развитии региона;
-         становление социальной ответственности личности через отношение к конкретным проблемам развития региона как части России;
-         развитие умений получать социальную информацию и самостоятельно ориентироваться в ней через расширение круга источников, отражающих региональный материал.
Изучая материал по истории прошлого Республики, более подробно говорю о труде, о значении труда в истории науки.
    Основными элементами, применяемыми на занятиях исторического кружка являются:
- воспитание патриотизма и гражданственности при изучении материала с учетом региона;
-  становление ответственной личности через отношение к проблемам развития региона.
 
 Сл. 9 Патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях своего народа о труде и творчестве людей.
Занятие в кружках, внеклассных мероприятиях общешкольного и городского уровня по гражданско-патриотической направленности имеют большое воспитательное значение для воспитанников школы. Они способствует формированию у ребят активной гражданской позиции, социальной ответственности и правовой культуры.
Гражданско-патриотческое воспитание в школе ведется по 3 направлениям:
1. « Связь поколений»
2. «Растим патриота и гражданина России»
3. «Хакасия – мой край родной»

    В направлении «Связь поколений» сохранена традиция проведения военно-патриотических месячников; Вахты памяти, посвященной Дню Победы, спортивная игра «Зарничка», праздник «Песни и строя», литературно-музыкальные мероприятия, посвященные Дню Победы, Уроки мужества и встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, различные конкурсы ( детского рисунка «Наша армия сильна, охраняет мир она», участвуют в написании сочинений «Ветеран живет рядом».и т.д.)

Сл. 10 Всё меньше становится фронтовиков, тружеников тыла, но на уроках обязательно вспоминаем тех земляков, кто ушел из жизни, или еще жив, но в силу своего возраста уже не все может вспомнить и прийти на встречу. Всегда говорю и о представителях из коренных малочисленных народов, которые воевали.
Краеведческий музей города, в контакте с которым работает школа, помогают школьникам узнать о городе, его защитниках. Школьники с удовольствием ходят на экскурсии к памятным местам города, обелискам.
       В рамках работы «Хакасия – мой край родной» в школе ежегодно проходит цикл классных часов: «Хакасия в далёком прошлом», «Письма из прошлого», «Возрождая традиции предков», «Хакасия годы великой Отечественной войны». Все мероприятия проходят при активном участии ребят и несут большой эмоциональный и воспитательный заряд.

Сл. 11 Обращение к различным формам русского фольклора способствует подготовке воспитанников к активной жизни, помогает усвоить элементы национальной культуры, социальные нормы и ценности.
Важной задачей школы является привить детям любовь к своей земле, народу, его доброй мудрости, накопленной веками, богатой и живой культуре.
Цель - пробуждение интереса у детей к народному творчеству через различные формы работы, возрождение культуры народа.
Готовясь к праздникам, ребята усваивают, что народный праздник –
это не безделье, а день труда и веселья.

Сл. 12 Проводимые мероприятия несут радость не только детям, но и взрослым:
- «Покров Пресвятой Богородицы», «Русская масленица» проведённые для коррекционных групп детских садов.
- «Декабрь – Солнцеворот» для Аскизской коррекционной школы – интерната.
- «Святочные вечера», для детей-инвалидов (общество инвалидов, реабилитационные центры) и ряд других праздников.
Народный праздник – удивительная форма общения. Здесь предоставляется возможность «и себя показать, и на других посмотреть».
Пример: выездное выступление в Аскиз на праздник «Декабрь – Солнцеворот». Выступая перед школьниками посёлка Аскиз дети ощутили свою значимость, ответственность, а главное - раскрылся внутренний мир участников праздника.

Сл.13 Обращение к фольклору побуждает воспитанников принимать участие в мероприятиях, конкурсах, проектах.
Участие детей в народных праздниках – это не только знакомство детей с духовно – нравственными традициями русского народа, с обрядами, с обычаями и нравами предков. Они помогают уяснить не только роль труда в жизни людей, а также уважать традиции своего народа.

Сл.13 Наша Родина не что-то, она сегодня - мы Она такой будет, какими будем мы» Б. Стоневский.
Патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях своего народа.
Таким образом, через уроки и внеклассную работу воспитывается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, формируются нравственные, гражданские качества учащихся. Ведь самое главное, чтобы они выросли настоящими гражданами.

Сл. 15 «А что такое гражданин?» - спрашивает русский поэт Н.Некрасов.
И отвечает: «Отечества достойный сын!»

Заключение
      Мне нравятся слова С.Михалкова:
     «Все можно сокрушить, смести, предать забвенью,
     Заасфальтировать и заковать в бетон.
     Взорвать собор, как лишнее строенье,
     На месте кладбища построить стадион.
     Всё можно растерять, что собрано веками,
     Всё можно замолчать, расправами грозя.
     И только человеческую память
     Забетонировать нельзя!  


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. К ученикам. Азбука гражданина. М; 1997.
2. Организуем внеурочную деятельность. Справочник классного руководителя. 2007, № 4.
3. Русская традиционная культура в начальной школе. - Завуч. 2006, №11
4. Фольклорные игры для школьников. – Воспитание школьников .- 1993, №3
5. Путешествие в старину, – г. Начальная школа – 2001, № 46
6. Сценарий фольклорно-оздоровительного праздника «Масленица». Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005.
7. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе.- СПб.: Питер, 2001.
8. «Гармоничное развитие личности младшего школьника», М.: Просвещение, Л.В. Кузнецов
1988.
15