Исследовательская деятельность на внеурочной деятельности по химии как средство повышения познавательной активности учащихся


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ВНЕУРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО
ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Ребенок - не кувшин, который надо наполнить,
а лампа, которую надо зажечь.
Средневековые мыслители
 Исследование создает новое знание.

Нил Армстронг Внеурочная деятельность - это не только часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся. Скорее всего, это возможность для ученика ощутить свою индивидуальность, востребованность, а для учителя - способ заинтересовать, увлечь детей, зажечь в ребёнке искорку исследователя, пробудить познавательную активность. Исследовательскую и проектную деятельность учащихся проще осуществлять в формате внеурочной деятельности, поскольку в рамках урока это не всегда возможно.
Исследование, с точки зрения обучающего – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Она направлена на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. [2].
Ребёнок должен почувствовать, что именно он внёс свою долю в процесс исследования. И неважно, что до него многие люди исследовали эту же проблему. Но ведь конкретно этот ученик, пробует решить её впервые. И вполне возможно, в будущем, он откроет что-то своё или опровергнет какие-то устоявшиеся истины. И мы, учителя, можем помочь ему в этом, своевременно научив его сомневаться в догмах, искать, исследовать, творить. Исследовательская деятельность способствует реализации активности, деятельного характера мышления, а также тяге ребят к самостоятельности. Она особо значима для учащегося тогда, когда он видит результаты своего труда, умеет объяснить их сущность.
Химия – достаточно трудный для освоения предмет, потому и в школьной программе он появляется с 7-8 класса. Большой объём и сложность программного материала, малое количество практических работ делает данную школьную дисциплину сухой и большей частью теоретической и часто вызывает негатив у школьников. Один из способов привить любовь к предмету - научить исследовать, творить. Это возможно в рамках внеурочной деятельности, которую можно реализовать уже с 5 класса.
В моей методической копилке различные программы работы кружков, клубов единомышленников, научного общества по химии. В частности, весьма результативно работает программа внеурочной деятельности для пятиклассников «Занимательная химия или химия на кухне». Как показывает практика, ученики, посещающие внеурочные занятия с раннего школьного возраста, прикипают к предмету, создают проекты и исследовательские работы, с которыми успешно выступают на конференциях и конкурсах различного уровня на протяжении всего обучения в школе, а также продолжают исследовательскую деятельность и в студенческой жизни.
Внеурочный курс «Занимательная химия» содержит материал, который является подготовительным при изучении основного курса химии. Он знакомит учащихся 5 класса с многочисленными явлениями химии, показывает учащимся роль химии в окружающей их действительности, раскрывает перед ними широкую перспективу использования химии в их повседневной жизни. Дети сами изготавливают творог, леденцы, яблоки в карамели, моделируют процесс переваривания пищи, знакомятся с процессом кристаллизации, явлением хроматографии, проводят анализ продуктов питания, изучают природные индикаторы, создают секретные послания, используя подручный материал. Занятия проходят живо и интересно.
« Через двадцать лет вы будете более сожалеть о том, чего не сделали, чем о том, что вы сделали. Поэтому, отбросьте сомнения. Поймайте попутный ветер своими парусами. Исследуйте. Мечтайте. Открывайте», - это высказывание Марка Твена может служить хорошим ориентиром и путеводителем в жизни наших учеников и в силах учителя помочь им в этом.
Список литературы
Борзенко В.И., Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности//Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.
Лазарев В.С. Рекомендации по развитию исследовательских умений учащихся. – М., 2007. – с. 3-4.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.