РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО АСПЕКТА ИНФОРМАТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КОЛЛЕДЖЕ


РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО АСПЕКТА ИНФОРМАТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КОЛЛЕДЖЕ
Мирзоев М.С. преподаватель информатики МГОК
sharifmir64@gmail.com
Панкратова Е.В. преподаватель английского языка МГОК
lilas06@mail.ruПеремены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим происходят существенные изменения в структуре, содержании и формах обучения учебным дисциплинам в системе непрерывного педагогического образования. Парадигма современного образования в большей степени приобретает информационно-ориентированный характер.
Организация и создание информационно-образовательной среды с использованием современных компьютерных и сетевых технологий становится необходимым условием каждого учреждения системы образования, обеспечивающая мобильность, саморазвитие, творческое развитие личности студентов с приобретением интегрированных знаний путем универсальных учебных действий.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть обучающейся. Логика развития УУД строится по формуле: от действия к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование УУД. Овладение обучающимся универсальными учебными действиями создаѐт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
В системе среднего профессионального образования (СПО), на базе основного общего образования для подготовки специалистов среднего звена по специальностям «Прикладная информатики (по отраслям)» в числе общеобразовательных (базовых) дисциплин входят дисциплины «Информатика» и «Английский язык». В соответствующих примерных образовательных программ [4], [5], содержание этих дисциплин направленное на развитие личности, формирование общеучебных умений (УУД), целостное восприятие информационное картины мира и т.д. При этом Информатика как междисциплинарная наука играет важную роль в освоение других учебных дисциплин, в том числе при изучение английского языка. Английский язык как учебная дисциплина вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить студентов основами знаний изучаемого языка, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования знаний английского языка, а также способствовать развитию интереса к изучаемому языку.
Важное место в освоении данной дисциплины занимает формирование и развитие УУД, поскольку они являются ключом к достижению предметных, метапредметных и личностных результатов.
По нашему убеждении, формирование УУД в процессе изучения дисциплины «Английский язык» с использованиями средствами информатики и ИКТ происходит на новым качественном уровне освоения учебного материла. Об этом свидетельствует, проведенное нами интегрированное занятие по английскому языку с активным использованием ИКТ. При этом, нами были выявлены некоторые базовые понятий, обладающими свойством общности обоим дисциплинам (информатике и английского языка). К таким понятиям можно отнести: язык, символ, слово, цепочка, информация, модель, алгоритм, объект, система и др.
Практика показывает, что преподаватель английского языка основное внимание обращает на научное содержание и предметные умения. Но в жизни люди не часто сталкиваются с задачами, аналогичными предметным. Чаще всего решение реальных проблем требует метапредметных умений.
Целью данной работы является формирование универсальных учебных действий обучающихся на занятиях английского языка с использованием средств ИКТ. Обеспечить возможность обучающихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Нами проведено исследование по формированию УУД через создание образовательных веб-ресурсов на базе ГБПОУ МГОК. Нами консультировались учащиеся 1 курса по созданию проекта. Им предоставлялось время на создание образовательных веб-ресурсов, в которых поднимались вопросы различных тем определенного предмета. Учащимися рассматривались такие темы как: « Международные организации», «Современные технологии», «Великобритания» и т.д. по предмету английский язык.
Данный веб-ресурс представляет собой сайт, который разбит на категории: введение, краткая история по данной теме, цели, задачи, содержание, интересные факты и выводы.
Данный проект является как дополнительный источник знаний для учащихся, так как в учебной литературе различных предметов многое, что не охватывается, и вспомогательный элемент для учителей и преподавателей.
Образовательный веб-ресурс можно использовать, как элективный курс предметного типа, также для усвоения более углубленных знаний на уроках соответствующих предметов.
Работа по созданию такого проекта, как образовательный веб-ресурс носит межпредметный характер поскольку учащиеся помимо раскрытия темы по данному предмету осваивали еще и многие другие предметы (такие как информатика, русский язык и т.д.). Также ими были защищены эти проекты, это дало им умения организовывать совместную деятельность, осуществлять обмен информации, умение к самоорганизации и воплощение своих идей, а также способствовало проявлению уверенности, коммуникабельности, грамотности.
Как итог нашей работы можно заметить, что существуют различные формы работы с учащимися. В качестве наиболее распространённых можно выделить следующие: творческие мастерские, групповые занятия с сильными учащимися, факультативы, кружки по интересам, различные конкурсы, интеллектуальный марафон, спецкурсы, консультирование обучающихся в заочных школах при вузах, научно-практические конференции, работа по индивидуальным планам, участие в олимпиадах.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер студента. Процесс обучения задаѐт содержание и характеристики учебной деятельности обучающихся и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
Овладение УУД ведет к освоению содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, расширение общего и филологического кругозора, использование знаний, умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности.
Литература
Английский язык для колледжей, Т.А.Карпова.Издательство: Кнорус, 2013-288
Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В.Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Английский язык» для профессиональных образовательных организаций. — Е.А.Рыкова, А.А.Коржанова, Г.В.Лаврик — М. : Из- дательский центр «Академия», 2015. — 24 с.
Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» для профессиональных образовательных организаций / М. С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 27 с.
Универсальные учебные действия gcro.ru›index.php/fgosmetm/ fgosuchnach/1312-…