Методическое пособие для учащихся Опорная тетрадь по географии к учебнику «География. Начальный курс. 5 класс» Н.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина.


Опорная тетрадь по географии
учени_____________5 «__» класса________________________________________________________________________________________________________________________
Самара 2015
Составитель Н.Л. Драгунова
Пособие по географии для учащихся.
Опорная тетрадь по географиик учебнику «География. Начальный курс. 5 класс» Н.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина
Содержание
Раздел 1. Что изучает география.
Опора №1. Мир, в котором мы живем. 3-4
Опора №2. Науки о природе. 5-6
Опора №3. География – наука о Земле. 7-8
Опора №4. Методы географических исследований. 9-10
Раздел 2. Как люди открывали Землю.
Опора №5. Географические открытия древности и Средневековья. 10-12
Опора №6. Важнейшие географические открытия. 12-14
Опора №7. Открытия русских путешественников. 14-17
Раздел 3. Земля во Вселенной.
Опора №8. Как древние люди представляли себе Вселенную. 17-19
Опора №9. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней 19-21
Опора №10. Соседи Солнца. 22-23
Опора №11. Планеты-гиганты и маленький Плутон. 23-26
Опора №12. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. 26-28
Опора №13. Мир звезд. 28-32
Опора №14. Уникальная планета – Земля. 32-33
Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли.
Опора №15. Стороны горизонта. 34-36
Опора №16. Ориентирование. 36-39
Опора №17. План местности и географическая карта. 39-43
Раздел 5. Природа Земли.
Опора №18. Как возникла Земля. 43-46
Опора №19. Внутреннее строение Земли. 46-49
Опора №20. Землетрясения и вулканизм. 49-52
Опора №21. Путешествие по материкам. 52-57
Опора №22. Вода на Земле. 57-60
Опора №23. Воздушная одежда Земли. 60-64
Опора №24. Живая оболочка Земли. 64-67
Опора №25. Почва – особое природное тело. 68-70
Опора №26. Человек и природа. 70-72
Номенклатура карты №1 73
Номенклатура карты №2 74
Дополнительные страницы тетради 75-80
Раздел 1. Что изучает география.
Опора №1Тема. Мир, в котором мы живем.
Базовый уровень
Задание №1. Заполнить таблицу.
1.Природа.
2. Явления природы.
Задание №2. Заполнить схему «Мир живой природы».
473011534544000310134034544000929640345440004244340345440002063115345440009296391278890003244215127889000247656407150022917156407150045205656407150011010911206500
Задание №3. Заполнить схему «Мир неживой природы».
92964121082000
43967403276600058674032766000315849032766000189166532766000
38728651016000-2514601016000
30156152673350083439025781000
Повышенный уровень
Задание№4. Опираясь на пройденный материал, дописать схему «Природа».

Объяснить ваш выбор.
Творческий уровеньПо желанию выполнить зарисовки по теме урока
Самооценка_________________________
Домашнее задание1. Читать §1. 2. Устно ответить на вопросы «Подумай» на стр.10 учебника.3. Задания в опоре №1 доделать.4. По желанию приготовить рисунки по теме «Явления природы». 5. Завести папку «География», где должны лежать: учебник, атлас, опорная тетрадь, подписанная «маленькая» рабочая тетрадь (12 листов в клеточку), «большая» рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 5-6 класс.Опора №2Тема. Науки о природе.
Базовый уровень
Задание №1. Самостоятельно прочитать 2 абзац §2 стр. 11. Заполнить таблицу.
Тела Вещества Явления
Определения
Примеры
Задание №2. Заполнить схему «Науки о природе».
171069022415500297751522415500Науки о природе
Задание №3. Самостоятельно заполнить таблицу по тексту §2.
Название науки Что означает термин, которым названа наука Что изучает наука
Повышенный уровень
Задание №4. Разгадать чайнворд «Науки о природе».
10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1. Наука, изучающая форму, строение, состав и развитие Земли.2. Какое общее название получили науки о природе?3. Наука о небесных телах.4. Одна из естественных наук, изучающая живую природу.5. Что означает греческое слово «физис»?6. Как переводится с греческого «логос»?7. Наука о движении тел, электричестве, звуке, свете.8. Естественная наука, изучающая вещества и их превращения.9. Наука о «природном доме».10. Одна из наук о Земле.
Самооценка_________________________
Домашнее задание1. Читать §2. Термины учить.2. Опираясь на таблицу №3, рассказать о том, что изучает каждая из наук о природе. 3. Устно ответить на вопрос 2 «Подумай» на стр.16.4. Опору доделать.
Опора №3Тема. География – наука о Земле.
Базовый уровень
Задание №1. Заполнить таблицу «География» по тексту §3.
Термин Определение
1. География 2. Физическая география. 3. Экономическая география. Задание №2. Заполнить таблицу «Семья» географических наук» в соответствии с содержанием презентации.
Термин Определение
Повышенный уровень
Задание №3. Выполнить тест.1. География – это наука:а) о небесных телахб) о природе Землив) о веществах и их превращениях друг в друга2. В географии выделяют два основных раздела. Выберите из перечня лишнее:а) историческая географияб) физическая географияв) экономическая география3. Как в древности называли Природу:а) натураб) естествов) мир4. Соотнеси:
1. Биология. А. Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой.
2. Геоморфология. Б. Процессы, происходящие в природе и изменяющие ее.
3. Экология. В. Наука о веществах и их превращениях.
4. Демография. Г. Наука о земной жизни.
5. Явления природы. Д. Наука о населении, его количестве, условиях жизни.
6. Физика. Е. Наука о рельефе земной поверхности.
7. Биогеография. Ж. Наука, изучающая разнообразные явления природы.
8. Химия. З. Наука о распространении и распределении живых организмов по земному шару.
Ответы.
1 2 3 4
1 2 3 4 5 6 7 8
Самооценка_________________________
Домашнее задание
1. Читать §3. 2. Задания в опоре доделать.3. Подготовиться к терминологическому диктанту по§ 1 – 3.
Опора №4Тема. Методы географических исследований.
Базовый уровень
Задание №1. Составить простой план §4.
I. II. III. IV. V. VI. Задание №2. Заполнить схему «Методы географических исследований».
134874020066000287274020066000Методы географических исследований
Задание №3. Заполнить таблицу по содержанию §4.
Термин Определение
Творческий уровень
По желанию выполнить мини-проект. Используя метод географического моделирования, создать свою географическую модель (например, наиболее простой географической моделью является глобус). Подготовить отчет.Форма отчета:1) сама модель, 2) на бумажном носителе выполнить и приложить к опоре пошаговый отчет по созданию модели (фото-отчет, рисунки, описание и т.п.)Время выполнения – не более 2-3 недель.
Самооценка_________________________
Домашнее задание.1. Читать §4.2. Задания в опоре №4 доделать.3. Выполнить практическую работу в «Рабочей тетради с комплектом контурных карт» на стр. 4-5.4. По желанию подготовить сообщение о географических открытиях древности и средневековья (на 1 мин.).
Раздел 2. Как люди открывали Землю.
Опора №5Тема. Географические открытия древности и Средневековья.
Базовый уровень
Задание №1. Заполнить таблицу по содержанию §5.
Ученый, мореплаватель, первооткрыватель Открытия и исследования.
Географические открытия древности.
1. 2. 3. 4. Географические открытия Средневековья.
1. 2. 3. 4. 5. Повышенный уровень.
1. Почему караванная дорога, связывающая Восточную Азию со Средиземноморьем, называлась в древности (II веке до н. э) «Великий шелковый путь». ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Почему этот путь назывался «Из варяг в греки». Назовите товары, которые получали греки, благодаря этому пути.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самооценка_________________________
Домашнее задание.1. Читать §5. Текст таблицы (Задание №1) учить.2. Задания в опоре доделать.3. По желанию подготовить (выучить) сообщения о важнейших географических открытиях эпохи Великих географических открытий.
Опора №6Тема. Важнейшие географические открытия.
Базовый уровень
Задание №1. Заполнить таблицу по содержанию §6.
Ученый, мореплаватель, первооткрыватель. Открытия, исследования.
1. Открытие Америки.
2. Первое кругосветное путешествие.
3. Открытие Австралии
4. 5. Открытие Антарктиды
6. Задание №2. Записать вопросы к пункту параграфа «Открытие Антарктиды».1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Повышенный уровень
Задание №3. Разгадать кроссворд «Географические открытия. Первооткрыватели».

1. Известный и знаменитый русский землепроходец, исследователь Сибири, казачий атаман.2. Русский ученый, создатель учения о биосфере, как земной оболочке, населенной живыми организмами.3. Русский путешественник и писатель, исследователь земли вдоль Волги, Черного моря, Каспийского и Аравийского. Он достиг Индии. Дал описание увиденных стран.4. Астрономический инструмент, предназначенный для измерения угла между астрономическим объектом и горизонтом.5. Английский мореплаватель, совершивший три кругосветных путешествия и открывший множество островов и земель.6. Первооткрыватель Америки.6. Первооткрыватель Австралии.7. Прибор с магнитной стрелкой, указывающей на стороны горизонта.8. Старинный прибор мореплавателей для определения долготы и широты.9. Итальянский путешественник и купец, исследователь Азии.10. Норвежский полярный исследователь и путешественник.
Задание №4. Выполнить тестовое задание. Соотнести:
1. Бартоломеу Диаш  А. Голландский мореплаватель, открывший Новую Зеландию.
2. Марко Поло  Б. Первооткрыватель новой части света – Америки.
3. Абель Тасман  В. Португальский моряк, первым обогнувший Африку с юга у мыса Доброй Надежды (мыс Бурь).
4. Христофор Колумб  Г. Англичанин, исследователь Арктики.
5. Генри Гудзон  Д. Итальянский купец, путешественник и исследователь стран Востока Евразии. 
Ответы:
1 2 3 4 5
Самооценка_________________________
Домашнее задание1. Читать §6. Текст таблицы (Задание №1) учить.2. Задания в опоре доделать.3. Таблицы в опоре №5 и №6 учить.4. По желанию подготовить (выучить) сообщения об открытиях русских путешественников (на 1 мин.).
Опора №7Тема. Открытия русских путешественников.
Базовый уровень
Задание №1. Заполнить таблицу по содержанию §7.
Мореплаватель, первооткрыватель, землепроходец Открытия и исследования
Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами.
«Хождение за три моря»
Освоение Сибири.
Другие (стр. 38-39)
Задание №2. Составить вопросник (2-3 вопроса каждого вида) по тексту §7.
«Тонкие вопросы» (кто, что, где, когда?) «Толстые вопросы» (Почему, отчего, зачем?)
Повышенный уровень
Задание №3. Разгадать кроссворд.

По горизонтали:1. Древнегреческий ученый, первым предположивший, что Земля имеет форму шара.2. В составе Второй Камчатской экспедиции в XVIII веке путешествовал по Сибири. 3. Древнегреческий ученый, впервые разработавший градусную сетку для построения карт.4. Итальянец из Генуи, открывший Америку.5. В древности написал «Географию» в 17 книгах.6. Географический объект, названный в честь Семена Дежнева.7. Норвежский полярный исследователь, в 19 веке добрался до восточного побережья Гренландии.
По вертикали:8. Мореплаватель, совершивший первое кругосветное путешествие.9. Выдающийся исследователь Африки.10. Именем Беринга были названы остров, пролив и море на севере Тихого океана, а также этот географический объект. Какой?11. Норвежский полярный путешественник и исследователь, первым достигший Южного полюса.12. Голландский мореплаватель, первым достигший берегов Австралии, Новой Зеландии.13. Голландский мореплаватель и исследователь, в честь которого названо море бассейна Северного Ледовитого океана.
Самооценка_________________________
Домашнее задание1. Читать §7. 2. Задания в опоре доделать.3. Таблицы (Задание №1) в опоре №5, №6 и №7 учить. Готовиться к проверочной работе.
Раздел 3. Земля во Вселенной.
Опора №8Тема. Как древние люди представляли себе Вселенную.
Базовый уровень
Задание №1. Заполнить таблицу.
Термин Определение.
Задание №2. Заполнить таблицу по содержанию §8.
Древние народы Представления о Вселенной.
1. Древние Индийцы. 2. Народы берегов Тигра и Евфрата. 3. Жители Месопотамии. Повышенный уровень
Задание №3. Выполнить тестовое задание. Соотнеси:
Народы Представление о Вселенной
1. Древние Индийцы. А. Центр Вселенной не Земля, а Солнце.
2. Народы берегов Тигра и Евфрата. Б. Вокруг неподвижной Земли движутся подвижные Луна, планеты, Солнце, но также есть и сфера неподвижных звезд.
3. Жители Месопотамии. В. Центр – неподвижная Земля, вокруг 8 небесных сфер, на них неподвижные небесные тела: Луна, планеты, Солнце, звезды. 9 сфера – двигатель Вселенной.
4. Вавилоняне. Г. Представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония. Гора эта окружена морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо — небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух.
5. Аристотель. Е. Земля в виде диска, лежащего на 12 колоннах.
6. Аристарх Самосский. Ж. Земля плоская, опирается на спины 4 слонов, слоны стоят на черепахе, а черепаха на змее.
7. Птолемей. З. Земля – это гора, которую окружает море. Над горой в виде опрокинутой чаши – небо.
Ответы.
1 2 3 4 5 6 7
Задание №4. Разгадать чайнворд «Как древние люди представляли себе Вселенную».

1. Значительный вклад в развитие взгляда о строении Вселенной внесли… учёные.2. Великий математик, который предположил, что Земля не плоская.3. Как переводится с греческого языка «шар»?4. Древнегреческий астроном, развивший представления учёных о Вселенной. По его мнению, вокруг неподвижной Земли вращаются 8 небесных сфер.5. Национальность Аристотеля.6. Небесное тело.7. Весь мир.8. Древнегреческий математик, первым предположивший, что Земля имеет форму шара.9. Одна из планет движущаяся вокруг Солнца.
Самооценка_________________________
Домашнее задание1. Учить §8. Кратко пересказывать. Сравнивать. 2. Задания в опоре доделать.3. По желанию подготовить сообщения по содержанию §9.
Опора №9Тема. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.
Базовый уровень
Задание №1. Найти в тексте §9 ответ на вопрос: «Чем различаются представления о системе мира Птолемея и Коперника?». Ответ записать в таблицу.
Птолемей Коперник
Задание №2. Составить простой план второго пункта§9. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пересказать пункт параграфа по плану.
Задание №3. Найти в тексте §9 и выписать в опору ответ на вопрос: «Какой вклад внес Галилей в изучение строения Вселенной?»______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание №4. Опираясь на текст §9, перечислить объекты, входящие в состав современной модели Вселенной.
Повышенный уровеньЗадание №5. 1. Кто создал эти модели мира?
_________________________ __________________________
2. Отгадать, кто изображен на портрете.
.______________ _______________ ________________ ____________
Задание №6. Разгадать чайнворд «От Коперника до наших дней».
1 Е 2 3 Л 4 О 5 1. Итальянский учёный, который для исследования небесных тел использовал телескоп.2. Польский астроном, опровергнувший учение Птолемея.3. Мореплаватель, доказавший шарообразность нашей планеты.4. Скопление галактик.5. Итальянский учёный, предполагавший, что на других планетах тоже есть жизнь.
Творческий уровеньПо желанию написать мини-сочинение на тему «Как я представляю Вселенную, глядя на звездное небо». Сочинение проиллюстрировать (текст сочинения написать на дополнительных страницах тетради, здесь же выполнить иллюстрации).
Самооценка_________________________
Домашнее задание1. Учить §9. Кратко пересказывать. Сравнивать. 2. Задания в опоре доделать.3. Подготовиться к тестированию по содержанию §8 и §9.
Опора №10Тема. Соседи Солнца.
Базовый уровеньЗадание №1. Самостоятельно работая с текстом §10, заполнить таблицу «Планеты земной группы»:
Показатель Характеристика планет
1. Название планеты 2. Происхождение названия 3. Поверхность планеты 4. Атмосфера планеты 5. Температура 6. Спутники 7. Другая информация Повышенный уровеньЗадание №2. Выполнить тест.1. Определить, каким планетам соответствуют перечисленные характеристики:1. Планета заселена живыми организмами - 2. Планета имеет очень плотную облачную атмосферу, состоящую в основном из углекислого газа - 3. Самая близкая к Солнцу планета - 4. «Красная» планета – Что объединяет эти планеты?
2. Выбрать правильные утверждения:
1. Вселенная — это Солнце и 8 планет, вращающихся вокруг него. 4. Венера имеет плотную атмосферу из углекислого газа.
2. Аристарх Самосский высказал предположение, что в центре Вселенной находится Солнце. 5. Ближайшая к Земле звезда — Солнце.
3. Меркурий — ближайшая к Солнцу планета. 6. На всех планетах земной группы есть жизнь.
Ответ._________________________________________________________________
3. На каком из рисунков изображена поверхность Земли?
Ответ. ________________
1 2 3 4
Задание №3. Разгадать чайнворд «Соседи Солнца».
1 Н 2 Е Р3 М 4 5 1. Единственный естественный спутник Земли.2. Планета, имеющая самую плотную облачную атмосферу из планет земной группы.3. Самая маленькая планета земной группы.4. Самая дальняя от Солнца из планет земной группы.5. Самая большая из планет земной группы.
Самооценка_________________________
Домашнее задание1. Учить §10. Кратко пересказывать. Сравнивать. 2. Задания в опоре доделать.3. По желанию подготовить сообщения по теме «Планеты гиганты и маленький Плутон».
Опора №11Тема. Планеты-гиганты и маленький Плутон.
Базовый уровень
Задание №1. Заполнить таблицу по содержанию §11.
Название планет - гигантов Происхождение названия Температура поверхности Кольца и их строение Поверхность Спутники
Юпитер Сатурн Уран Нептун Задание №2. Ответить на проблемный вопрос урока: «Что нам позволяет объединить планеты Солнечной системы Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун в одну группу?».__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Повышенный уровеньЗадание №3. Самостоятельно выполнить тренировочный тест.Часть 11. Планетой-гигантом является:1) Венера 2) Марс 3) Юпитер 4) Плутон2. Самая большая планета Солнечной системы — это:1) Нептун 2) Сатурн 3) Юпитер 4) Марс3. Самый большой спутник в Солнечной системе:1) Ганимед 3) Тритон 2) Мимас 4) Миранда4. Температура на поверхности планет-гигантов составляет:1) - 20°С 3) - 100 °С 2) + 80°С 4) - 170 °С5. Планета, названная в честь древнеримского бога, покровителя земледелия:1) Сатурн 2) Юпитер 3) Уран 4) Нептун6. В честь римского царя всех богов была названа планета:1) Сатурн 2) Юпитер 3) Уран 4) Нептун7. В 1781 г. В. Гершелем была открыта планета:1) Юпитер 2) Сатурн 3) Уран 4) Плутон8. Рекордное число спутников имеет планета:1) Юпитер 2) Уран 3) Нептун 4) Сатурн.
Ответы.
1 2 3 4 5 6 7 8
Часть 2. Прочитайте утверждения. Какие из них «верные» (ставить «+»), какие нет (ставить «-»)?1. Масса Юпитера превышает массу всех других планет Солнечнойсистемы, вместе взятых.2. Самая большая планета Солнечной системы — Сатурн.3. Все планеты-гиганты имеют кольца.4. Все планеты гиганты имеют много спутников.5. Все планеты-гиганты имеют твердую поверхность.6. Плутон — самая маленькая планета Солнечной системы.7. Температура на поверхности Сатурна приближается к -170°С.8. Расположение Урана на небосклоне сначала было вычислено на бумаге,а потом планета была открыта с помощью телескопа.
Ответы.
1 2 3 4 5 6 7 8
Задание №4. Отгадать загадки.
1. Великан-тяжеловесМечет молнии с небес.Полосат он, словно кошка,Жаль худеет понемножку. 3. Он уже который векСреди братьев-римлян грек.И сквозь космоса тоскуМчится, лежа на боку.
2. Пышный газовый гигантБрат Юпитера и франт.Любит он, чтоб рядом былиКольца изо льда и пыли. 4. На планете синей-синейДует ветер очень сильный.Год на ней велик весьма -Длится 40 лет зима.
Ответы
1. 2. 3. 4.
Задание №5. Разгадать чайнворд «Планеты-гиганты и маленький Плутон».

1. Самая большая планета Солнечной системы.2. Первая планета, которая была открыта с помощью телескопа.3. Планета, которую окружают яркие кольца.4. Планета, открытая в 1930 году и названная в честь греческого владыки подземного мира.5. Планета, открытая была сначала открыта «на кончике пера».
Самооценка_________________________
Домашнее задание1. Учить §11. Кратко пересказывать. Сравнивать. 2. Задания в опоре доделать.3. Подготовиться к тестированию по содержанию §10 и §11.
Опора №12Тема. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Базовый уровень
Задание №1. Самостоятельно прочитать пункты 1 и 2 §12. Выяснить, чем астероиды отличаются от комет. Ответ записать в таблицу.
Астероид Комета
Задание №2. Классифицировать объекты по их описанию:А) Космические тела, попадая в атмосферу, вспыхивают и сгорают, как падающая звезда.Б) Изучая эти небесные тела, ученые судят о составе небесных тел, о процессах, происходящих в космосе.В) Космические тела, в большинстве случаев образовавшиеся из остатков разрушившихся комет.Г) Космические тела, вспыхивающие и сгорающие в атмосфере на высоте 80-100 км над Землей.Д) Каменные, железные и железокаменные космические тела, движущиеся в межпланетном пространстве.Е) Космические тела, названия которых переводится «как парящие в воздухе».Ж) Космические тела массой от сотен граммов до нескольких килограммов, падающие на Землю, не успевая сгореть в атмосфере.З) Крупные космические тела, падение которых на поверхность Земли сопровождается взрывом.
Метеоры Метеориты
Повышенный уровень
Задание №3. Разгадать чайнворд.
1 E E 2 И 3 4 1. Вспышка света, возникающая при сгорании в земной атмосфере частичек космической пыли.2. Космическое тело, упавшее на Землю.3. Малая планета.4. «Волосатая» звезда.
Задание №4. Объясните, можно ли наблюдать падение метеоров на Луне. Почему?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самооценка_________________________
Домашнее задание1. Учить §12. Кратко пересказывать. Сравнивать. 2. Задания в опоре доделать.3. По желанию подготовить сообщение по теме «Мир звезд».
Опора №13Тема. Мир звезд.
Базовый уровень
Задание №1. Самостоятельно и бегло прочитать §13, заполнить таблицу.
Термин Определение
Задание №2. Заполнить схему «Звезды»:
301625018669000301561518669000131064018669000Звезды
Примеры
Повышенный уровень
Задание №3. Выполнить тест.I. Выбрать верный ответ.1. Сколько звезд на небе можно увидеть невооруженным глазом?а) около 6000б) около 200в) около 300 0002. Как называется ближайшая к Земле звезда?а) Лунаб) Солнцев) Сириус3. Солнце – это:а) голубой сверхгигантб) белый гигантв) желтый карлик4. Как называются самые большие звезды?а) сверхгигантыб) гигантыв) карлики5. Скопление звёзд, образующее на небе фигуру:а) галактикаб) космосв) созвездие6. Туманность Андромеды, Большое и Малое Магеллановы облака это…а) звёздыб) созвездияв) галактики7. Единица измерения длины в астрономии, равная 10 триллионам километров:а) миляб) ярдв) световой год8. Звезды по размерам меньше Солнца:а) малюткиб) карликив) мини-звезды9. Польский учёный, предложивший свою теорию, по которой в центре системы находится Солнце, а все планеты, включая Землю, движутся вокруг него по круговым орбитам:а) Птолемейб) Коперникв) Галилей10. Температура внутри Солнца достигает:а) 20 тыс. градусовб) 10 млн. градусовв) 15 млн. градусовд) 30 млн. градусов11. Солнце вращается вокруг своей оси:а) с запада на востокб) с востока на западв) с юга на северд) с севера на юг12. Наше Солнце считается карликом:а) голубымб) желтымв) красным13. По цвету различают звезды:а) черные, белые, желтые, оранжевыеб) белые, голубые, желтые, красныев) синие, черные, красные, белые14. В нашей стране на небе можно увидеть созвездия в количестве:а) 64б) 74в) 54
Ответы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
II. Верно ли утверждение? («+» или «-»)1. Солнце – это центр Вселенной.2. Диаметр Солнца примерно в 400 раз больше диаметра Луны.3. Ближайшая к нам звезда – Солнце.4. Солнечная энергия «запускает» на Земле процесс извержения вулканов и землетрясения.5. Самыми большими звездами являются звезды – гиганты.6. Одна чайная ложка вещества с белого карлика весит на земле несколько тонн.7. Самые яркие звезды испускают в 100 раз больше тепла и света, чем Солнце.8. Все небо разделено на 88 созвездий.9. На небе Солнце выглядит почти таким же, как полная Луна.10. На Землю попадает значительная часть солнечного тепла и света, что позволяет запустить сложные процессы на планете.
Ответы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Задание №4. Разгадать кроссворд «Звёзды на небе».

1. Звёзды, которые по размерам меньше Солнца.2. Человек, изучавший звёзды в древности.3. Итальянский учёный, высказывающий предположение, что миров, подобных нашему, множество и что Солнце – не единственная звезда во Вселенной, вокруг которой вращаются планеты.4. Польский учёный, предложивший свою теорию, по которой в центре системы находится Солнце, а все планеты, включая Землю, движутся вокруг него по круговым орбитам.5. Раскалённые газовые тела шарообразной формы.6. Учёный, грек по национальности, считавший что, шарообразная Земля занимает центральное неподвижное положение, а вокруг неё по круговым орбитам движутся небесные тела.7. Величина звезды, которая едва видна с Земли невооружённым глазом.8. Яркая звезда в созвездии Малой Медведицы.9. Звёзды, которые по размерам больше Солнца.10. Позднее название звездочёта.11. Сложный прибор, дающий увеличение в 500 раз, созданный для изучения космоса.12. Итальянский физик и астроном, построивший первый в мире телескоп.13. В переводе с греческого «астро».14. Участки звёздного неба со строго установленными границами.
Задание №5. Подумайте, что изменилось бы на планете Земля, займи она другое положение в Солнечной системе?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самооценка_________________________
Домашнее задание1. Учить §13. Кратко пересказывать.2. Задания в опоре доделать.3. По желанию подготовить сообщение по теме «Уникальная планета - Земля», составить по тексту своего сообщения «толстые» и «тонкие» вопросы для одноклассников, записать их в маленькую тетрадь.
Опора №14Тема. Уникальная планета – Земля.
Базовый уровень
Задание №1. Самостоятельно прочитать 1 абзац §14 и сформулировать проблему урока.____________________________________________________________________________________________________________________________________Задание №2. Прочитать §14 и составить простой план его содержания.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание №3. Составить и записать вопросы по содержанию любой части текста (см. план):Тема: _____________________________________________________________
«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
Задание №4. Заполнить таблицу:
Название планет Температура на поверхности Вода на планете Состав атмосферы
1. Меркурий 2. Венера 3. Земля 4. Марс 5. Юпитер 6. Сатурн 7. Уран 8. Нептун Задание №5. Ответить на вопрос: «Почему на Земле возможна жизнь?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самооценка_________________________
Домашнее задание1. Учить §14. Кратко пересказывать. Отвечать на вопросы учителя и одноклассников.2. Задания в опоре доделать.3. Всем готовить сообщения или презентации по теме «Современные исследования космоса».
Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли.
Опора №15Тема. Стороны горизонта.
Базовый уровень
Задание №1. Заполнить таблицу.
Термин Определение
1. Горизонт 2. Линия горизонта 3. Ориентирование Задание №2. Подписать на схеме стороны горизонта.
29203656032500297307035369500297307035369500
2508885876300019081758763000
197696462665000257746562611000197696425816100297307017589500297325062665000297307062611000297307062611000197696462665000297307064008000155384563373000297307063373000
Задание №3. Нарисовать фигуру. Работать в маленькой рабочей тетради.
Задача №1. От исходной точки 1 (сверху и посередине листа) отложите 3 клетки на запад, затем 2 клетки на юг, 3 клетки на восток, 3 клетки снова на юг и 3 клетки на запад. Что получилось? Задача №2. Поставьте точку 1 посередине листа. От этой точки отложите на ю-в отрезок в 3 клетки, на запад -5 клеток, на юг - 5 клеток, на восток - 5 клеток, на север -5 клеток, соедините 1-ую и 3-ю точки прямой линией. Что получилось?
Повышенный уровень
Задание №4. Выполнить тест.1. Найти и подчеркнуть лишнее, объяснить свой выбор.а) север, юго-запад, восток, юг - б) Ю.Ю-В, С-З, Ю, С.С-В - в) горизонт, метеорит, ориентирование – 2. Исправить ошибки в положении обозначений сторон горизонта.
19718770478650030346659461500


69151540259000215836540259000691515402590003. Обозначить буквами направления по пути следования машины.
125349029464000
4. Определить направления сторон горизонта.
323278517519650017208518427700049371258001000


5. Установить соответствие.
1. Горизонт А. Воображаемая линия, где кажется, что небо сходится с землей.
2. Ориентирование Б. Видимое глазом пространство.
3. Линия горизонта В. Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта и отдельных объектов.
Задание №5. В маленькой рабочей тетради построить фигуру.
№ 1.  От точки 1 проведите линию на северо-восток (1 см), затем на юг (2 см). № 3. От точки 1 проведите линию на восток (1 см), затем на юг (1 см), затем на юго-запад (1 см), далее на восток (1 см).
№ 2. От точки 1 проведите линию на запад (1 см), затем на север (1 см), затем на восток (1 см), далее на юг (1 см)  и на юго-запад  (1 см). № 4. От точки 1 проведите линию на восток (1 см), затем на юго-запад (1 см), затем на восток (1 см), далее на юго-запад  (1 см).
Задание №6. Разгадать кроссворд «Ориентирование».

1. Умение находить стороны горизонта.2. Какую сторону горизонта показывает расположение муравейника у отдельно стоящего дерева?3. Сколько существует основных сторон горизонта?4. Сторона горизонта расположенная у верхнего края листа на плане местности.5. Если встать лицом к северу, то какая сторона горизонта будет слева?
Самооценка_________________________
Домашнее задание 1. Учить §16. Отвечать на вопросы учителя и одноклассников.2. Задания в опоре доделать.3. Принести большую Рабочую тетрадь с комплектом контурных карт (подписать, одеть в обложку), цветные карандаши или фломастеры.
Опора №16Тема. Ориентирование.
Базовый уровеньЗадание №1. Ответить на вопросы, поставить на пересечении вопроса и правильного ответа знак «+».  
Вопросы С ЮВ З1. Где встает Солнце? 2. Где бывает Солнце в полдень? 3. Где Солнце заходит? 4. Какая сторона горизонта лежит против юга? 5. На какую сторону горизонта указывает падающая в полдень тень от предметов? 6. С какой стороны стволы деревьев обрастают мхом? 7. Какая сторона горизонта лежит против запада? 8. На какую сторону горизонта указывает Полярная звезда? 9. С какой стороны стволов деревьев хвойных пород обильно накапливается смола? 10. С какой стороны у отдельно стоящих деревьев крона гуще? Повышенный уровень
Задание №2. Выполнить тест.
Задания базового уровня.I. Выбрать один из нескольких вариантов ответа.1. В полдень Солнце бывает точно на:а) севереб) югев) востокег) западе 2. Линия горизонта на открытом месте имеет форму: а) прямой линииб) дуги в) ломаной 3. Прибор для определения сторон горизонта называется: а) термометрб) барометрв) компас 4. Видимая часть пространства называется: а) горизонтомб) просторомв) далью5. По Солнцу можно определить стороны горизонта:а) днемб) ночью 6. Основных сторон горизонта:а) четыреб) шестьв) восемь 7. Сориентироваться, значит, определить направление на: а) западб) северв) югг) востокII. Установить соответствие. 1. Стороны горизонта можно определить: 1. Днем а) по Полярной звезде 2. Ночью б) по Солнцу 2. Соотнесите название сторон горизонта.
1. Основные а) север, юг, запад, восток
2. Промежуточные б) северо- восток, юго- восток, юго- запад, северо- запад
III. Выбрать несколько вариантов ответов.
1. Стороны горизонта можно определить по: а) муравейнику б) стене домав) сугробам снега г) отдельно стоящему дереву2. Определите, какие из следующих утверждений являются верными?
А. Если вы станете лицом к северу, сзади вас будет юг, слева - восток, а справа - запад.
Б. Сориентироваться можно при помощи Полярной звезды. Она всегда расположена в северной стороне.В. По Солнцу направление на север можно определить в полдень, когда тень от предметов будет указывать строго на север.Г. Муравейники всегда расположены с южной стороны.
Ответы
I. Выбрать один из нескольких вариантов ответа II. Установить соответствие III. Выбрать несколько вариантов ответов
1 2 3 4 5 6 7 1 2 1 2
IV. Вставьте пропущенные в тексте слова.Точно сориентироваться на местности человеку помогает_____________. Один конец его стрелки показывает на___________, другой – на __________. Это связано с ________________________________нашей планеты. Но что же делать, если компаса нет под рукой? Ориентироваться днем можно по______________________, в ненастную погоду - по________________________________________________________________________________________________________________________, а ночью по _____________________________________. Чтобы определение сторон горизонта по ____________________________________ было точным, следует использовать не один, а несколько признаков.Слова для текста: местные признаки, север, компас, юг, магнитные свойства, Солнце, муравейник, мхи и лишайники, Полярная звезда и др.Задания повышенного уровеня.1. Представьте себе, что вы пошли в лес по грибы и заблудились. Предложите возможные варианты ориентирования в лесу.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Составить СИНКВЕЙН к §17. Синквейн – это стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами: 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.2 строка – два прилагательных.3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.Например:1. Ориентирование.2. Необходимое, жизненное.3. Помогает, направляет, указывает.4. Умение определять свое местоположение.5. Знание. Ваш вариант:
Задание №3. Изобразите фигуру, двигаясь согласно направлениям. Работу выполнять в «маленькой» рабочей тетради. Отступить вниз 11 клеточек (5см 5 мм) и поставить точку. От нее:
1. 10 клеток на восток 6. 8 клеток на север
2. 3 клетки на юго-запад 7. 4 клетки на юго-запад
3. 4 клетки на запад 8. 4 клетки на юго-восток
4. 3 клетки на северо-запад 9. 3 клетки на северо-восток
5. 5 клеток на восток 10. 3 клетки на северо-запад
Самооценка_________________________
Домашнее задание1. Учить §17. Отвечать на вопросы учителя и одноклассников.2. Задания в опоре доделать.3. По желанию придумать задание на ориентирование для одноклассников.
Опора №17Тема. План местности и географическая карта.
Повторение пройденного материала
Задание. В маленькой тетради изобразить фигуру, двигаясь согласно указанным направлениям:
1. 1 клетка на юг 7. 10 клеток на север
2. 1 клетка на запад 8. 2 клетки на восток
3. 2 клетки на юг 9. 2 клетки на север
4. 2 клетки на восток 10. 1 клетка на запад
5. 10 клеток на юг 11. 1 клетка на север
6. 6 клеток на запад 12. 4 клетки на восток
Базовый уровень
Задание №1. Составить и записать план третьего пункта §18. Кратко пересказать текст по плану.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание №2. Заполнить таблицу по содержанию §18.
Термин Определение
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Повышенный уровень
Задание №3. Работая с атласом, выполнить тренировочные задания.№1. Замените выделенные слова условными обозначениями:«Здравствуй, Андрейка!Недавно мы поселились у лесника (1). Его избушка стоит левее проселочной дороги (2), которая пересекает березовый лес (3). На опушке леса проселочная дорога переходит в грунтовую (4). По обе стороны которой раскинулись заросли кустарника (5), за ними – фруктовый сад (6) и наша школа (7). Все лето мы купались в озере (8). Приехать к нам ты сможешь по железной дороге (9)».
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Ошибок___________________Попросите вашего соседа проверить работу по атласу. Внизу карандашом укажите цифрой количество допущенных ошибок.
№2. Во время похода туристы фиксировали все географические объекты, которые встречали на своем пути. Прочитайте по рисунку путь туристов:

Над условным знаком надпишите его название.№3. Расшифруйте послание. Замените условный знак словом.

Самооценка_________________________
Домашнее задание1. Учить §18. Отвечать на вопросы учителя и одноклассников.2. Задания в опоре доделать.3. Готовиться к проверочной работе по содержанию раздела: §16 – 18, опоры №15 – 17. 4. Карту №1 повторять.
Раздел 5. Природа Земли.
Опора №18Тема. Как возникла Земля.
Базовый уровень
Задание №1. Самостоятельно работая с текстом §19, заполнить таблицу.
Ученый Годы жизни Страна Суть гипотезы
1. 2. 3. 4. 5. Повышенный уровень
Задание №2. Выполнить тест.1. Научная гипотеза, в которой утверждалось, что земной шар возник в результате катастрофы, принадлежит:a) Жоржу Бюффонуб) Иммануилу Кантув) Пьеру Лапласуд) Джеймсу Джинсу2. Научная гипотеза, в которой утверждалось, что Земля произошла из холодного пылевого облака, принадлежит:a) Жоржу Бюффонуб) Иммануилу Кантув) Пьеру Лапласуд) Джеймсу Джинсу3. Научная гипотеза, в которой утверждалось, что Земля произошла из вращающегося раскаленного газового облака, принадлежит:a) Жоржу Бюффонуб) Иммануилу Кантув) Пьеру Лапласуд) Джеймсу Джинсу
4. Научная гипотеза, в которой утверждалось, что Земля произошла в результате столкновения Солнца и кометы, принадлежит:a) Жоржу Бюффонуб) Иммануилу Кантув) Пьеру Лапласуд) Джеймсу Джинсу5. Этот ученый считал, что Солнце уже было, а планеты произошли из газово-пылевого облака. О ком идет речь?a) о Лапласеб) о Бюффонев) о Шмидтег) о Джинсе6. Гипотеза – это:a) открытиеб) предположениев) утверждениег) рассуждение7. Выпишите номера верных утверждений:1. Жорж Бюффон – великий английский естествоиспытатель.2. Теория Лапласа была близка современным представлениям о возникновении Солнечной системы.3. Иммануил Кант – немецкий ученый.4. К современной теории происхождения Солнца и планет наиболее близкой считается теория И. Канта.5. Иммануил Кант считал, что Солнечная система произошла вследствие столкновения Солнца с кометой.6. Жорж Бюффон является основоположником теории катастроф.7. Отто Юрьевич Шмидт жил в Германии.8. Отто Юрьевич Шмидт считал, что Солнце уже существовало, а планеты произошли от сгустков пыли.9. Джеймс Джинс родился во Франции.10. Джеймс Джинс считал, что рядом с Солнцем пролетала другая звезда, которая своим тяготением вырвала из него часть вещества. Это дало начало планетам.
Ответы.
1 2 3 4 5 6 7
Задание №3. Разгадать чайнворд.

1. Межзвёздное вещество.2. Учёный, выдвинувший гипотезу, в которой предполагал, что планеты возникли из вещества, которое «вырвала» из Солнца пролетавшая мимо звезда.3. Учёный, считавший, что солнечная система возникла из вращающегося раскалённого газового облака.4. Учёный, гипотеза которого объясняет образование планет из «брызг» возникших в результате удара кометы о Солнце.5. Учёный, выдвинувший гипотезу об образовании планеты из обращающегося вокруг Солнца холодного пылевого облака.6. Звезда – центр нашей солнечной системы.7. Научное предположение о возникновении Земли.8. Межзвёздное вещество.
Самооценка_________________________
Домашнее задание1. Учить §19. Отвечать на вопросы учителя и одноклассников.2. Задания в опоре доделать.3. Карту повторять.
Опора №19Тема. Внутреннее строение Земли.
Базовый уровень
Задание №1. С опорой на содержание видеоролика и 1 пункта §20, заполнить таблицу.
Показатель Земная кора Мантия Ядро
1. Размеры (толщина) 2. Составные части 3. Состояние 4. Температура 5. Способы изучения Задание №2. Самостоятельно прочитать содержание §20 и заполнить таблицу.
Термин Определение
Задание №3. Самостоятельно прочитать содержание 2 пункта §20 и заполнить схемы.
№1 «Классификация горных пород по строению»
191071515748000304419015748000Горные породы
Примеры
№2 «Классификация горных пород по их происхождению»
30632401593850091059115938500304419015938500Горные породы
Примеры
№3 «Строение горных пород»
Количество минералов в составе
19107159525002939415952500
Примеры
Перескажите 2 пункт §20 с опорой на схемы.
Повышенный уровень. Задание №4. Определить, о какой оболочке Земли идет речь: Соотнести.
1. Земная кора2. Мантия3. Ядро а/ ближе всего к центру Землиб/ толщина от 5 до 75 кмв/ в переводе с греческого «мантион» - покрывалог/ температура вещества + 6000°Сд/ верхняя оболочка Землие/ составляет 83% от объема Землиж/ состояние вещества особое: пластичное, медленно перемещаетсяз/ состоит из материковой и океанической частейи/ основной элемент состава – железо и никеля
Ответы.
1 2 3
Задание №5. Разгадать чайнворд «Горные породы».

1. Нерудное полезное ископаемое зеленоватого цвета, из которого получают удобрение.2. Алюминиевая руда.3. Цветной металл, используемый человеком в народном хозяйстве.4. Тяжёлая плотная горная порода тёмной, иногда совершенно черной окраски. Строительный материал, идущий на строительство дорог.5. Прочный строительный материал, добываемый на берегу Онежского озера.6. Черный металл.7. Цветной металл, широко используемый при изготовлении электрических проводов.8. Плотная горная порода9. Редкий минерал не образующий горные породы, применяется в ювелирной промышленности.10. Соль, добываемая около города Соликамска на Урале. Ценное удобрение.Правильно разгадав чайнворд, по вертикали узнаешь название соли, залегающей большими слоями, образуя горную породу.
Самооценка_________________________
Домашнее задание1. Учить §20. Отвечать на вопросы учителя и одноклассников.2. Задания в опоре доделать.3. Карту повторять.
Опора №20Тема. Землетрясения и вулканы.
Повторение пройденного материала
Задание №1. Выполнить тест.
1. Соотнести:
1. Внутреннее ядро а. Жидкое
2. Внешнее ядро б. Твердое
2. Найти и подчеркнуть ошибки в тексте. Объяснить свой выбор.«Внутреннее строение земли просто. В ее центре находится мантия. Затем следует земная кора, занимающая большую часть объема Земли, и ядро».____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Соотнести:
1. Магматические породы2. Осадочные породы3. Метаморфические породы а. Гранитб. Сланецв. Пемзаг. Известнякд. Базальте. Мраморж. Глина4. Найти лишнее.
1. Температура ядра2. Температура мантии а. 3500°Сб. 2000°Св. 4000°Сг. 6000°Сд. 2500°С
Ответы.
1 3 4
1 2 1 2 3 5. Заполнить схему «Классификация горных пород по строению».
304419016256000198691516256000Горные породы
Примеры
Базовый уровень
Задание №2. С опорой на содержание видеоролика и 1 пункта §21, заполнить таблицу:
Термин Определение
1.Землетрясение 2. Очаг землетрясения 3. Эпицентр землетрясения 4. Сейсмически активные районы Задание №3. С опорой на содержание видеоролика и 2 пункта §21, заполнить таблицу:
Термин Определение
1. Вулкан 2. Очаг магмы 3. Кратер вулкана 4. Жерло 5. Конус вулкана 6. Магма 7. Вулканические бомбы 86677543751500Задание №4. С опорой на таблицу в задании №2 опоры, подпишите схему вулкана.
1. Жерло2. Кратер3. Очаг магмы4. Конус вулкана5. Вулканический пепел6. Вулканические бомбы
Задание №5. Нанесите на контурную карту №2 вулканы по номенклатуре карты №2.
Повышенный уровень
Задание №4. Разгадать кроссворд «Движения земной коры».1. Эти процессы приводят к образованию складок и разломов, подъёмам или опусканиям частей земной коры.2. Полуостров России, где расположена долина Гейзеров.3. Выпуклая форма рельефа, возвышающаяся над окружающей местностью на высоту более 200 метров.4. Наука, изучающая землетрясения.5. Воронкообразное углубление на вершине вулкана.6. Место самых сильных подземных толчков.7. Излившаяся магма.8. Одно из свойств лавы.9. Что означает слово «гейзер»?10. Вулкан, на склонах которого располагался город Помпей.


Самооценка_________________________
Домашнее задание1. Учить §21. Отвечать на вопросы учителя и одноклассников.2. Задания в опоре доделать.3. Карту №1 – повторять, №2 – доделать и начинать учить.
Опора № 21Тема. Путешествие по материкам.
Повторение пройденного материала
Задание №1. Выполнить тест.Задания базового уровня1. Правильное суждение обозначить знаком «+», а неправильное - знаком «-». Прокомментировать свой выбор.1. Гипотеза - это научное предположение.2. Земная кора находится в центре нашей планеты.3. Мантия - это верхняя оболочка Земли.4. Ядро состоит в основном из железа и никеля.5. Земная кора состоит из горных пород.6. Мантия - означает «покрывало».7. Гранит - это минерал.8. Все неровности земной поверхности называют рельефом.9. Ядро состоит из двух слоев.10. Материки совершенно неподвижны.2. Выбрать и подчеркнуть лишнее, объяснить свой выбор.1. Ядро, пемза, мантия -2. Известняк, глина, мрамор - 3. Сланец, базальт, гранит - 4. Плотные, осадочные, рыхлые - 5. Кратер, жерло, эпицентр - 6. Потухший, конический, щитовой – 3. Подписать схему.

Задания повышенного уровня4. Самую большую опасность при извержении вулкана представляют:
а) раскаленные лавовые потокиб) палящие лавиныв) тучи пепла и газов ("палящая туча") г) взрывная волна и разброс обломковд) водные и грязекаменные потокие) резкие колебания температуры
5. «Палящая туча» - это:а) тучи пепла, поднимающиеся на большую высоту;б) тучи раскаленного газа под большим давлением, исходящие из жерла вулкана;в) тучи раскаленного газа и пепла, удерживающиеся у самой поверхности земли; г) тучи раскаленного газа и пепла, поднимающихся на высоту до 75 км.6. Основным способом спасения людей при извержении вулканов является:а) укрытие в специально оборудованных убежищах;б) эвакуация;в) использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.7. Что необходимо делать при извержении вулкана, находясь в непосредственной близости от него. Выберите из предложенных вариантов ваши действия и определите их очередность:а) убегать в перпендикулярную сторону от движущихся лавовых потоков; б) укрыться под большим камнем;в) защитить органы дыхания;г) следовать в укрытие;е) эвакуироватьсяОтветы.
4 5 6 7
Базовый уровень
Задание №2. Пользуясь текстом §22 учебника, самостоятельно заполнить таблицу.
Материк Крупные формы рельефа Крупные реки и озера Климат материка Другое
Повышенный уровень
Задание №3. Разгадать чайнворд «Жизнь на разных материках».
14 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 1. Самое известное растение Австралии.2. Самое высокое животное на Земле, достигающее 6 м. в высоту.3. Животное Северной Америки, испускающее отвратительный запах.4. Самый холодный материк планеты.5. Африканское растение, которое может накопить до 120 т. воды.6. Эти животные обитают только в Австралии и носят детёнышей в сумке на животе.7. Растение, родина, которой – Юго-Восточная Азия.8. Дерево-гигант, растущее в Северной Америке.9. Самый большой в мире жук. Обитает в Южной Америке, длина тела до 18 см.10. Материк, на котором находится наша страна.11. Самая большая в мире бабочка.12. Нелетающие птицы, обитающие только на материке Антарктида.13. Материк, который населяют кенгуру.14. Кувшинка, встречающаяся на реке Амазонке.Задание №4. Отгадать загадки.1. Этот вулкан деятелен и живуч. У его подножия постоянно бьет горячий ключ. _____________________2. Давно признать пора, что для японцев этот вулкан - священная гора._______________________3. Этот вулкан на любой карте найдете. Он самый высокий в Европе. ______________________________________Задание №5. Проверь себя.1. Угадать «рекордсмена». Выбрать правильный ответ.1. Самый большой материк.а) Африка б) Австралия в) Евразия2.. Самый холодный материк:а) Антарктида б) Северная Америка в) Африка3. Самая длинная река нашей планеты:а) Янцзы б) Нил в) Амазонка4. Самое глубокое озеро в мире: а) Байкал б) Онтарио в) Эйр5. Самый влажный материк:а) Северная Америка б) Южная Америка в) Австралия.6. Самая полноводная река мира:а) Янцзы б) Нил в) Амазонка7. Самая длинная река Евразии:а) Янцзы б) Нил в) Амазонка8. Самый маленький и сухой материк:а) Африка б) Австралия в) Антарктида
Ответы
1 2 3 4 5 6 7 8
2. Исправь ошибку.а) Южная Америка и Австралия находятся в западном полушарии - б) Величайшая пустыня нашей планеты Сахара находится в Австралии - в) Самый сухой материк Земли - Африка – г) Нил - самая длинная река Евразии - д) Самая высокая вершина планеты – гора Килиманджаро - е) Самый большой материк планеты – Африка - ж) Самый маленький материк Земли - Антарктида - з) Самая длинная и полноводная река мира – Волга - и) Самый влажный континент планеты – Австралия -
Самооценка_________________________
Домашнее задание1. Учить §22. Отвечать на вопросы учителя и одноклассников.2. Задания в опоре доделать.3. Карты повторять.
Опора № 22
Тема.
Базовый уровеньЗадание №1. Сформулируйте тему урока.
Подсказка №1.
Это вещество образует оболочку Земли – гидросферу. Оно самое обычное и необыкновенное вещество на нашей планете. Подсказка №2.Посреди планеты нашейоболочка разлита.ГИДРО не ГИДРА,А что же тогда?Еще иногдаЛюди ее называют – ____________!Задание №2. Сформулировать проблемный вопрос урока.____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №3. Самостоятельно бегло прочитать текст §23, составить план работы над темой урока.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание №4. Перечитать 1-ый пункт §23, заполнить схему «Вода в природе».
Вода в природе
2977515-63500996315-635002977515-63500
Примеры
Почему воды Земли являются самым необыкновенным веществом?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №5. Почему воду нашей планеты мы называем самым обыкновенным веществом?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Просмотреть текст 1-го пункта §23 и заполнить схему «Состав гидросферы».
Состав гидросферы
2977515-63500996315-635002977515-63500
Задание №6. Подумать, почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?
Подсказка.
Вода появляется из ручейка,Ручьи по пути собирает река,Река полноводно бежит на просторе,Пока, наконец, не вливается в море.Моря пополняют запас океана:Сгущается влага над ним как сметана,Она поднимается выше... ПокаНе превращается в облака. А облака, пролетая над нами,Дождем проливаются, сыплют снегами.Снега превратятся весной в ручейки,Ручьи побегут до ближайшей реки...Все это и зовут в народе:______________________________________________________________________ 
ПР.ПР.Ч.: Воду дают не одни родники,тают весною в горах ледники.
(А. Усачёв)
Используя рисунок 136 в учебнике стр.113, устно составить рассказ о Мировом круговороте воды в природе. Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №7. По тексту 2-го пункта §23, заполнить схему «Мировой океан».
22631401625600079629016256000300609016256000296799016256000Мировой океан
Примеры
С помощью карты атласа, выяснить недостающие в тексте части Мирового океана и дописать схему.
Задание №8.Самостоятельно прочитать 3-ий пункт §23 и заполнить схему «Воды суши».
Воды суши
2967990000472440000171069000029679900002987040000
Примеры
С помощью карты атласа, выяснить недостающие в тексте части вод суши и дописать в схему.
Повышенный уровеньЗадание №9. Выполнить тест.Задания базового уровня1. Как называется водная оболочка Земли?а) гидросфера б) биосфера в) атмосфера г) литосфера2. Где в природе сосредоточены большие запасы пресной воды?а) реки б) озёра в) ледники г) подземные реки3. Найдите соответствие:1) Самый большой а) Атлантический2) Самый протяженный б) Индийский3) Самый маленький в) Тихий4) Самый теплый г) Северный ЛедовитыйЗадания повышенного уровня4. Установить соответствие:
1. Испарение.
2. Замерзание.
3. Конденсация.
4. Таяние. А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.
Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.
В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.
Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое.
Ответы
1 2 3 4
1 2 3 4 1 2 3 4
5. Разгадать кроссворд.
1, 2, 3 – состояния воды в природе 4 – условие, при котором вода переходит из одного состояния в другое.
Самооценка_________________________
Домашнее задание1. Учить §23. Отвечать на вопросы учителя и одноклассников.2. Задания в опоре доделать.3. Карты повторять.
Опора №23
Тема.
Базовый уровеньЗадание №1. Сформулировать тему урока.
Подсказка №1.
Он образует самую легкую и очень необходимую всем живым существам Земли оболочку.Ты без него не сможешь житьНи есть, ни пить, ни говорить.И даже, честно говоря,Разжечь не сможешь ты огня.________________ Подсказка №2.Эпиграф урока:«Мы живем на дне воздушного океана» Эванжелисто Торричелли
Задание №2. Сформулировать проблемный вопрос урока.____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №3. Вспомнить, что вам уже известно по теме урока? Составить кластер.
19202402032000
3535408-88719003132636-20846100242506518415000
152146025463500379666520029700 Атмосфера
31299159969500
Задание №4. Самостоятельно бегло прочитать текст §24, составить план работы над темой урока.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Цветом в кластере выделить понятия, объяснения которым вы не нашли в тексте §24.
272923067500500154876567437000Задание №5. Самостоятельно работая с 1 пунктом §24, построить круговую диаграмму и записать название газов и их процентное соотношение в воздухе Земли:
17773652717800019583409652000
Прокомментировать свою работу устно.
Задание №6. Работая с текстом §24, заполнить таблицу.
Термин Определение
Задание №7. Работа по содержанию видеофрагмента.
№1. Заполнить схему «Виды ветров».
292989021272500292989020891500116776520891500Виды ветров
Примеры
№2. Перечислить показатели, характеризующие ветер.
29775151898650076771518986500297751518986500Показатели, характеризующие ветер.
№3. Назвать причины образования ветра.____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №8. Работая с текстом 5 пункта§24, заполнить схему «Элементы характеристики погоды».
Элементы характеристики погоды
2482215355600029775153556000958215355600029775153556000
Повышенный уровень
Задание №8. Разгадать кроссворд «Предсказания погоды».

1. Красное солнце у горизонта предвещает…2. Высокие кучевые облака – признак … погоды.3. Наука о погоде.4. От состояния погоды зависит наше ….5. Состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данном месте.6. Состояние погоды, когда дым из трубы стелется к земле.7. Запах некоторых цветов перед дождём.8. Ласточки летают низко – быть …
Самооценка_________________________
Домашнее задание1. Учить §24. Отвечать на вопросы учителя и одноклассников.2. Задания в опоре доделать.3. Карты повторять.
Опора № 24Тема. Живая оболочка Земли.
Повторение пройденного материала
Задание №1. Выполнить тест.Базовый уровень заданий.1. Отгадать загадку.Есть ли, дети, одеяло,Чтоб всю Землю укрывало?Чтоб его на всех хватило.Да при том не видно было,Ни сложить, ни развернуть,Ни пощупать, ни взглянуть?Пропускало б дождь и свет,Есть, а вроде бы и нет?!__________________________2. Атмосфера это: а) Каменная оболочка Земли.б) Водная оболочка Земли.в) Живая оболочка Земли.г) Воздушная оболочка Земли.3. Определите соответствие «Составляющая часть воздуха Земли» - «Процентное содержание газа»:
а) Кислородб) Азотв) Другие газы 1) 1%
2) 21%3) 78%
4. Найдите ошибку в утверждениях о значении атмосферы в жизни Земли:А) Защищает от ультрафиолетовых солнечных лучей.Б) Рассеивает тепло в космическое пространство.В) Способствует образованию и передаче звука.5. Климат это: а) Состояние тропосферы в данном месте, в данное время.б) Вся вода, выпадающая на поверхность Земли.в) Многолетний режим погоды, характерный для данной местности.6. Элементами погоды являются:
1. Атмосферное давление.
2. Осадки.
3. Температура воздуха.
4. Океанические течения. 5. Направление и скорость ветра.
6. Влажность воздуха.
7. Облачность.
8. Рельеф территории.
7.Стрелками покажите, в каком направлении будет ветер: А) 758мм 759ммБ) 759мм 757ммВ) 760мм 754ммВ каком случае ветер сильнее?7. К грозным явлениям в атмосфере Земли относят:
1. Гром.2. Землетрясение.3. Гроза. 4. Ураган.5. Северное сияние.6. Смерч.
Ответ.
2 3 4 5 6 8
1 2 3 Повышенный уровень заданий.Атмосферу называют бронёй планеты Земли. Как вы думаете, почему?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Базовый уровень
Задание №1. Сформулируйте проблемный вопрос урока. __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №3. Что вам уже известно по теме урока? Составить кластер.
25298405715003425190317500
242506518415000
168211520002500379666519558000 Биосфера
3558540469900016821154699000312991510160000

Задание №4. Самостоятельно бегло прочитать текст §25, составить план работы над темой урока.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание №5. Самостоятельно работая с 1 пунктом §25, заполнить таблицу «Этапы развития жизни на Земле».
№ п/п Время Характеристика
I. II. III. Задание №6. Внимательно прочитать 2 пункт §25. Заполнить схему «Условия, необходимые для существования живых организмов».
29883101517650057848515176500216916015176500Условия, необходимые для существования живых организмов
2988310-444500
Повышенный уровень
Задание №7. Используя текст, составить схему или нарисовать рисунок по вашему выбору.
В работах В.И. Вернадского рассматриваются компоненты биосферы, ее границы, функции живого вещества, эволюция биосферы.
Границы биосферы совпадают с границами распространения живых организмов в оболочках Земли, что определяется наличием условий существования жизни.
Верхняя граница биосферы определяется озоновым экраном, представляющим собой тонкий слой (2-4 мм) газа озона. Роль озонового слоя в биосфере велика: он задерживает губительные для живого ультрафиолетовые лучи солнечного света. Этот слой расположен на высотах 16-20 км.
Нижняя граница биосферы неровная. К примеру, в литосфере живые организмы или продукты их жизнедеятельности можно встретить на глубине 3,5-7,5 км, а в Мировом океане организмы - на глубине 10 - 11 км.
В.И. Вернадский высказал идею о "всюдности жизни", живое вещество способно "растекаться" по поверхности планеты; оно с огромной скоростью захватывает все незанятые участки биосферы, что обусловливает «давление жизни» на неживую природу.
Границы биосферы.


Самооценка_________________________
Домашнее задание.1. Учить §25. Отвечать на вопросы учителя и одноклассников.2. Задания в опоре доделать.3. Карты повторять.
Опора № 25
Тема.
Базовый уровень
Задание №1. Сформулировать тему урока.Подсказка.
Есть слой у биосферы тонкий.Ну, просто худенькая плёнкаСреди слоев коры земной. Он ____________ зовется скромно,Хоть и рождает мир огромныйПолей, Лугов, Среды лесной.
Задание №2. Сформулировать проблемный вопрос урока.____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №3. Бегло просмотреть текст §26 и заполнить таблицу
Термин Определение
1. Задание №4. Самостоятельно прочитать 1 пункт §26, заполнить схему «Состав почвы».
29775151460500025488901460500016344901460500044386514605000297751514605000297751514605000Состав почвы
Повышенный уровень
Задание №5. Внимательно прочитать сказ.
В некотором царстве, в тридесятом лесном государстве жил-был булыжник. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на булыжник внимания не обращал. Разве что мальчишка какой первобытный пнет ногой его от нечего делать.
А уж как хотелось булыжнику знаменитым стать. Уж как хотелось!Но он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился. Видели вы где-нибудь такое чудо, чтобы камень, да вдруг развалился? Ну вот, такое, к сожалению, с нашим камешком случилось. Скоро совсем в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость?
Но вот, однажды поселилась среди песчинок жизнь. Крошечная такая, совсем невидимая. Микробчик построил свой домик в песчинках. Стал работать, семью создал, расширять свой дом стал. И вот уже не один, а миллионы микробов нашли свое убежище среди песчинок.
Как-то раз опустился на камешек маленький парашютик, на котором сидел плод одуванчика. И как только весеннее солнышко пригрело песочек, проклюнулся плод, и появилось среди песчинок желтенькое чудо.
Старая пчела прилетела умирать под его листиками, червячок поселился среди корешков, паучок спрятался на зиму, да там и остался до конца своей жизни.
Вот так и сбылась мечта булыжника – стал он большой знаменитостью. Подумайте, о каком процессе в природе идет речь в сказе?__________________________________________________________________
(В случае затруднения, прочитать 2 пункт §26).
Задание №6. Проверить себя. Выполнить тест.Базовый уровень заданий.1. Почвой называют:1. Верхний слой литосферы Земли.2. Часть биосферы планеты.3. Верхний слой земной коры на суше.
2. Основоположником учения о биосфере является...
1) В.И. Вернадский.
2) Ч. Дарвин. 3) К. Линней.
4) И.П. Павлов.
3. Почва – это целый мир живых организмов. Выбери лишнее:
1. Грибы.2. Птицы.3. Бактерии. 4. Водоросли.5. Черви.
6.Человек.
4. Главным свойством почвы является:1. Наличие микроорганизмов.2. Плодородие почвы.3. Насыщенность водой и кислородом.5. Важнейшим значением почвы является:1. Почва – это среда обитания живых организмов.2. Почва - основа для развития сельского хозяйства.3. Почва обеспечивает растения питательными веществами, водой и воздухом.
Ответы.
1 2 3 4 5
Повышенный уровень заданий.Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Это не сказка, это быль. Вы догадались, о какой кладовой идет речь? Ответ пояснить.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №7. Ответить на проблемный вопрос урока «Почему почва особое природное тело?»______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Творческий уровеньПо желанию нарисовать плакат по теме «Почва и человек» на дополнительных листах опорной тетради.
Самооценка_________________________
Домашнее задание.1. Читать §26. Отвечать на вопросы учителя и одноклассников.2. Задания в опоре доделать.3. Карты повторять.
Опора № 26
Тема.
Базовый уровень
Задание №1. Сформулировать тему урока.
Подсказка.
1.Самая прекрасная , родная, Разноцветная, веселая, живая, Ты для нас, как мать, одна на свете,Мы твои заботливые дети . 2.Но порой, под нашими рукамиКрасота твоя бесследно исчезает.Задыхаются от грязи океаны,Звери, птицы, травы погибают.
3.Где бы мы ни жили на планете,За твою судьбу мы все в ответе.Мы твои помощники, друзья,Мы, Земля, с тобой одна семья.
Задание №2. Сформулировать проблемный вопрос урока.___________________________________________________________________
Задание №3. По ходу работы над текстом §27 заполнить таблицу:
Термин Определение
1. Природа 2. 3. Задание №4. Самостоятельно прочитать 1 пункт §27, дописать текст.Человек – часть_______________________. Все, что ему необходимо для жизни – пищу,_________________________________________________и.др., он получает из ____________________________________________________.Сделать вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________.Задание №5. Заполнить схему «Влияние человека на природу Земли».
297751523558500111061523558500Влияние человека на природу Земли
Примеры
Задание №6. Продолжить работу над содержанием 1 пункта §27, заполнить схему «Примеры отрицательного воздействия человека на природу Земли».
29775151460500025488901460500016344901460500044386514605000297751514605000297751514605000Примеры отрицательного воздействия человека на природу Земли
Какую из отрицательных форм воздействия человека на природу Земли вы считаете самой вредной. Ответ обоснуйте.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Творческий уровень
Задание №7. По желанию написать мини-сочинение на тему «Человек и природа», используя в качестве плана содержание текста §27 (текст сочинения написать на дополнительных страницах тетради).
Самооценка_________________________
Домашнее задание1. Учить §27. Отвечать на вопросы учителя и одноклассников. Составить и записать в маленькую тетрадь 4-5 вопросов со словами «почему …», «что произойдет, если …», «каковы причины …», «каковы последствия …», «обосновать зависимость между …», «как зависит …»2. Задания в опоре доделать.3. Карты повторять.
Номенклатура карты в 5 классе.
Номенклатура карты №1Тема. Материки. Океаны. Части света.
Материки
I. Евразия IV. Южная Америка
II. Африка V. Антарктида
III. Северная Америка VI. Австралия
Океаны
VII. Тихий океан X. Северный Ледовитый океан
VIII. Атлантический океан XI. Южный океан
IX. Индийский океан Части света
1. Европа 4. Америка
2. Азия 5. Антарктида
3. Африка 6. Австралия и Океания
Номенклатура карты №2 Тема. Рельеф суши.
Вулканы суши
1. Везувий2. Гекла3. Камерун4. Ключевская Сопка5. Котопахи6. Кракатау7. Орисаба8. Фудзияма9. Этна10 Килиманджаро11. Эльбрус12. Килауэа 13. Эребус14. Мауна – Лоа
Горы суши
Материк Горы
1. Евразия 15. Пиренеи16.Альпы17. Карпаты18. Кавказ19. Уральские горы
20. Хибины 21. Гималаи22. Памир23. Тянь-Шань24. Алтай
25. Скандинавские
2. Африка 26. Атлас
3. С. Америка 27. Кордильеры28. Аппалачи
4. Ю. Америка 29. Анды
5. Австралия 30. Большой Водораздельный хребет
Равнины суши
Материк Равнины
1. Евразия 31. Восточно – Европейская32. Западно – Сибирская33. Среднесибирское плоск.34. Прикаспийская низменность 35. Месопотамская низм.36. Великая Китайская37. Приволжская возв.38. Среднерусская возв.
2. Африка 39. Пустыня Сахара
3. С. Америка 40. Великие равнины 41. Центральные равнины
4. Ю. Америка 42. Амазонская низменность 43. Бразильское плоскогорье
5. Австралия 44.Большая Песчаная пустыня 45. Центральная низменность
Дополнительные страницы тетради.