П. Неклюковой Начальный курс географии 2 часа в неделю



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ6 КЛАСС

№ п/п Дата по плану/
факт Наименование раздела, темы Основное содержание темы, терминыи понятия
Планируемые результаты обучения Практические, контрольные, проверочные работы
Предметные Метапредметные и личностные Раздел 1 . Введение (3 часа)
1 География как наука. Источники географической информации Опорные знания: разделы географии, источники информации
Термины и понятия: география, географ, географическое открытие
Научатся: называть методы изучения Земли, основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий; объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «географический полюс», «экватор»; приводить примеры географических следствий движения Земли.
Получат возможность:
сформировать представления об изучении Земли в древности и в Средние века; о значении путешествий в исследовании Земли в эпоху Великих географических открытий; о направлениях развития современной географии; развить знания о единстве Солнечной системы и влиянии вращения на природу Земли
Познавательные: выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.
Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, с помощью вопросов добывать недостающую информацию;
Личностные: Проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; нравственно-этическое оценивание усваемого материала
П. р. Наблюдения за погодой. С.р. с календарём погоды
2 Развитие географических знаний о Земле Опорные знания: представление о Земле в древности; ученые-географы и путешественники.
Основное содержание: как человек открывал Землю. Эпоха Великих географических открытий. Вклад путешественников в изучение Земли.
Современная география С.р. по заполнению таблицы в тетради. П.р. нанесение на к/к маршрутов путешественников, подписать название материков и океанов
3 Земля – планета Солнечной системы Опорные знания: форма Земли; виды движения Земли; смена времен года и дня и ночи. Земля – планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.
Термины и понятия: орбита Земли, полюс, экватор, тропики С.р. с текстом учебника и рабочей тетрадью
Раздел 2. От плана местности к географической карте.
План местности (6 часов)
4 План местности Опорные знания: виды изображений поверхности Земли.
Основное содержание: что такое план местности. Условные знаки.
Термины и понятия: план местности, условные знаки.
Научатся: объяснять значение понятия: «план местности», читать план местности; определять (измерять) расстояния на плане.
Получат возможность:
сформировать знания о плане местности, об условных знаках; выработать умение читать план местности Познавательные: описывают и сравнивают объекты; самостоятельно дают определения понятиям
Регулятивные: принимают учебную задачу, сотрудничают в группе
Коммуникативные: умеют брать на себя инициативу в организации совместного действия; планируют общие способы работы
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новой информации, применяют её в практической деятельности.5 Масштаб Опорные знания: виды изображений поверхности Земли; сантиметр, метр, километр.
Основное содержание: Зачем нужен масштаб. Численный и именованный масштаб. Линейный масштаб. Выбор масштаба.
Термины и понятия:масштаб.
Научатся: объяснять значение понятия: «масштаб»; называть масштаб плана, карты и глобуса и показывать изображения разных видов масштаба; переводить один вида масштаба в другой; определять (измерять) расстояния на плане.
Получат возможность:
сформировать умение пользоваться разными видами масштаба и определять расстояния на карте и плане при помощи масштаба 6 Стороны горизонта. Ориентирование Опорные знания: линия горизонта.
Основное содержание: стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Термины и понятия: стороны горизонта, ориентирование, азимут. Научатся: объяснять значение понятий: «азимут», «стороны горизонта», «ориентирование»; определять направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных признаков.
Получат возможность:
сформировать представление о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности; уяснить понятие «азимут»; развить практическое умение определять с помощью компаса азимут и стороны горизонта Познавательные: выбирают средства реализации цели, применяют их на практике, оценивают результаты.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, сличают свой способ действия с эталоном.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать друг друга; вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют уважительное отношение к партнерам, адекватное межличностное восприятие
Личностные: осознание значения учебной деятельности и личностного смысла учения, потребность в географических знаниях П.р. определение на местности сторон горизонта, азимутов, расстояний
7 Изображение на плане неровностей земной поверхности Основное содержание: рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы).
Термины и понятия: рельеф, абсолютная высота, относительная высота, горизонтали
Научатся: объяснять значение понятий: «рельеф», «относительная высота», «абсолютная высота», «горизонталь»; определять по плану местности абсолютную и относительную высоту точек местности, направление понижения (повышения) рельефа.
Получат возможность:
сформировать понятия: «рельеф», «абсолютная высота», «относительная высота», «горизонтали»; выработать умение определять абсолютную и относительную высоту точек местности, определять по плану направление понижения или повышения рельефа. Познавательные: выражают структуру задачи разными средствами; выполняют операции со знаками и символами.
Регулятивные: оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
Коммуникативные: умеют
(или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию; учатся составлять логический план и решать задачи через анализ условий
Личностные: Проявление интереса к новым знаниям, положительного отношения к учебе; самоопределение, самооценка на основе критерия успешности
П. р. Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты
8 Составление простейших планов местности Опорные знания: масштаб; ориентирование; условные знаки.
Основное содержание: глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка. Научатся: производить простейшую съемку местности; строить простейший план местности с учетом масштаба.
Получат возможность:
сформировать представления о способах съемки местности; закрепить умение наносить на план местности направления и расстояния с использованием выбранного масштаба и условных знаков Познавательные: проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности
Регулятивные: вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Коммуникативные: учатся убеждать, контролировать, корректировать и оценивать действия партнёров; устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать, определяют цели и функции участников, способы взаимодействия
Личностные: Осуществляют самооценку на основе критерия успешности; осознают личностное, жизненное самоопределение в условиях работы коллектива Построение простейших глазомерных планов небольшого участка местности
9 Итоговый урок по теме «План местности» Обобщение и контроль знаний и учебных действий по разделу «План местности» Научатся: выполнять практические задания в рабочей тетради и на местности; работать с атласом и рабочей тетрадью.
Получат возможность:
закрепить и обобщить знания и умения по разделу «Виды изображений поверхности Земли»
Познавательные: умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных; выделяют формальную структуру задачи.
Регулятивные: оценивают достигнутый результат.
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Личностные: Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива Контроль и оценка знаний по разделу
Географическая карта (8 часов)
10 Форма и размеры Земли Опорные знания: доказательства шарообразности Земли; представления о форме и размерах Земли в древности.
Основное содержание: форма Земли. Размеры Земли. Глобус – модель земного шара. Научатся объяснять форму и размеры ЗемлиПолучат возможность:
сформировать знания о форме и размерах Земли, о глобусе как модели земного шара; Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения познавательных задач
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивают правильность их выполнения
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении, проявляют активность для решения задач.Личностные: осознают важность географических знаний как важного компонента научной картины мираС.р. с глобусом: определение расстояний и направлений
11 Географическая карта Опорные знания: виды изображений земной поверхности.
Основное содержание: Географическая карта – изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.
Термины и понятия: глобус, географическая карта, легенда карты, генерализация Научатся: объяснять значение понятия «географическая карта»; классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории; приводить примеры разных видов географических карт.
Получат возможность:
уяснить понятие «географическая карта»; сформировать представления о видах и значении географических карт, о современных компьютерных технологиях создания карт Познавательные: выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей; выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов.
Регулятивные:, осознают качество и уровень усвоения новых знаний
Коммуникативные: выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оцениватьспособы решения задач, принимать решение и реализовывать его
Личностные: Проявление интереса к новым знаниям, умение использовать один из «языков» международного общения - карту П. р. оформление к/к, определение направлений по карте
12 Градусная сеть на глобусе и карте Опорные знания: глобус; географические полюса; экватор.
Основное содержание: меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.
Термины и понятия: градусная сеть, меридианы, параллели
Научатся: объяснять значение понятий: «градусная сеть», «меридианы», «параллели»; называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности; находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и на карте; определять (измерять) направления на глобусе и географической карте.
Получат возможность:
сформировать понятия: «градусная сеть», «меридиан», «параллель»; выработать умения определять по глобусу и карте направления с помощью градусной сети Познавательные: развивают способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений
Регулятивные: составляют план и последовательность действий.
Коммуникативные: выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений
Личностные:сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу С. р. в рабочей тетради по нанесению элементов градусной сети
13 Географическая широта Опорные знания: градусная сеть.
Основное содержание: географическая широта. Определение географической широты.
Термины и понятия: географические координаты, географическая широта. Научатся: объяснять значение понятия: «географическая широта», определять географическую широту объектов на глобусе и географической карте.
Получат возможность:
сформировать понятия: «географические координаты», «географическая широта»; выработать умение определять географическую широту по глобусу и карте Познавательные: выделяют главные, существенные признаки понятий, аргументируют точку зрения
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу
Коммуникативные: высказывают суждения, подтверждая их, участвуют в учебном диалоге
Личностные: овладевают навыками применения географических знаний в различных жизненных ситуациях П.р. на определение геогр. широты
С.р. решение задач на определение широты места
14 Географическая долгота. Географические координаты. Опорные знания: градусная сеть.
Основное содержание: Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.
Термины и понятия: географические координаты, географическая долгота. Научатся: объяснять значение понятий: «географическая долгота», «географические координаты»; определять географические координаты точки, местоположение географических объектов на глобусе и географической карте.
Получат возможность:
сформировать понятия: «географические координаты»; выработать умение определять географическую широту и географическую долготу по глобусу и карте, умение определять объекты по их географическим координатам Познавательные: составляют целое из частей, восполняя недостающие компоненты; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении задач..
Регулятивные: вносят коррективы и дополнения в составленные планы.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать друг друга; высказывают суждения, участвуют в совместной деятельности, учебном диалоге
Личностные: Осознание географии как науки, позволяющей людям ориентироваться в окружающем мире П.р. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам
Обозначение на к/к местоположения своего нас.пункта по геогр. координатам
15 Изображение на картах высот и глубин Опорные знания: абсолютная высота; отметки высоты; горизонтали.
Основное содержание: изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.
Термины и понятия: отметки высот, изобаты, шкала высот и глубин Научатся: определять по карте абсолютную и относительную высоту точек и глубину морей.
Получат возможность:
сформировать знания о способах изображения на физических картах высот и глубин; выработать умение определять по карте абсолютную высоту и глубину точек местности
Познавательные: выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов.
Регулятивные: выбирают целевые и смысловые установки, принимают решения
Коммуникативные: учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию
Личностные:
Осваивают знания об основных географических понятиях, владеют умениями применять географические знания и умения С.р. в рабочей тетради
16 Значение карт и планов местности Закрепление опорных знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли»
Научатся: выполнять практические задания; работать с атласом.
Получат возможность:
закрепить и обобщить знания и умения по разделу «Виды изображений поверхности Земли»
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; структурируют знания; выполняют практические задания, учатся применять знания в жизни
Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения.
Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме
Личностные: осознание ценности географических знаний для жизни, как части географической культуры П.р. характеристика карт различного содержания и масштаба
17 Итоговый урок по теме «Значение планов местности и географических карт» Основное содержание: обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»
Научатся: выполнять тестовые задания; работать с атласом.
Получат возможность:
закрепить и обобщить знания по разделу «Виды изображений поверхности Земли»
П.р. с к/к в рабочей тетради
Раздел 3. Строение Земли. Земные оболочки.
Литосфера (10 часов)
18 Строение Земли Опорные знания: литосфера, внутреннее строение Земли.
Основное содержание: внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Термины и понятия: магма, материковая земная кора, океаническая земная кора Научатся: объяснять значение понятий: «литосфера», «земная кора»; называть и показывать на схеме составные части литосферы; называть отличия материковой и океанической земной коры.
Получат возможность:
развить знания о внутреннем строении Земли, об изучении земной коры человеком Познавательные: ориентируются и воспринимают текст и внетекстовый компонент учебника, иллюстрации, реальные объекты
Регулятивные: предвосхищают результат составляют план, корректируют последовательность действий, оценивают результат
Коммуникативные: кратко формулируют свои мысли в устной и письменной форме, участвуют в учебном диалоге
Личностные:Проявление способности к самооценке на основе критерия успешности, определяют целостный взгляд на мир
С.р. с текстом учебника и рабочей тетрадью
19 Горные породы и минералы. Полезные ископаемые Опорные знания: литосфера, внутреннее строение Земли.
Основное содержание:. Из чего состоит земная кора. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Термины и понятия: горные породы, минералы Научатся: «земная кора», «горные породы», «полезные ископаемые»;особенности образования горных пород различных групп; приводить примерыгорных пород.
Получат возможность:
развить знания об основных группах горных пород; приобрести умение определять горные породы по внешним признакам П.р. изучение свойств горных пород и минералов по образцам
20 Движения земной коры Опорные знания: внутреннее строение Земли;
Основное содержание: землетрясения. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.
Термины и понятия: землетрясение, сейсмические пояса, , горст, грабен
Научатся: объяснять значение понятий: «землетрясение», «сейсмический пояс»; работать с контурной картой; называть методы изучения земных недр; определять по карте сейсмические районы мира.
Получат возможность:
закрепить знания о внутреннем строении Земли и о слагающих ее горных породах; сформировать знания о движениях земной коры, землетрясениях и их последствиях, сейсмических поясах
Познавательные: применяют методы информационного поиска, с помощью различных источников, уметь представлять информацию;
Регулятивные: оценивают достигнутый результат.
Коммуникативные: демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать взаимопонимания
Личностные: Осознание значимости географических знаний, их ценность, осуществление самооценки на основе критерия успешной работы, осознание целостности Земли С.р. в рабочей тетради.
21 Вулканы, гейзеры, горячие источники Опорные знания: внутреннее строение Земли; магма.
Основное содержание: Что такое вулканы. Горячие источники и гейзеры. Термины и понятия: вулкан, очаг магмы, лава, гейзер, Научатся: объяснять значение понятий: «очаг магмы», «лава», «гейзер»; называть и показывать основные географические объекты; работать с контурной картой; называть методы изучения земных недр;
Получат возможность:
закрепить знания о внутреннем строении Земли и о слагающих ее горных породах; сформировать знания о вулканизме П.р. в контурных картах
22 Обобщение знаний и умений по теме «Строение земной коры» Основное содержание: обобщение и закрепление знаний и умений по разделу «Строение земной коры»»
Научатся: выполнять практические задания; работать с атласом.
Получат возможность:
закрепить и обобщить знания по теме Познавательные: выделяют формальную структуру задачи, находят оптимальное решение
Регулятивные: оценивают достигнутый результат.
Коммуникативные: с точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами
Личностные: Устойчивый познавательный интерес к предмету и изученному материалу 23 Рельеф суши. Горы. Опорные знания: рельеф; абсолютная и относительная высота местности.
Основное содержание: рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.
Термины и понятия: горы, горный хребет, горная долина, нагорье, горная система, низкие горы, средние горы, высокие горы Научатся: объяснять значение понятий: «рельеф», «горы»; работать с контурной картой; классифицировать горы по высоте; приводить примеры гор и показывать их на географической карте; составлять краткую характеристику гор по плану.
Получат возможность:
сформировать знания о рельефе суши, горах суши, их изменении во времени, о различиях гор по высоте; уяснить понятие «горы»; выработать умение составлять характеристику гор по плану Познавательные: сравнивают объекты по заданным критериям, описывают объект по заданным признакам
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
Коммуникативные: учатся убеждать, контролировать, корректировать и оценивать действия партнёров
Личностные: осознают целостность природы, проявляют эмоционально-ценностное отношение к природе П.р. описание гор по плану: определение по карте ГП и высоты гор, обозначение их на к/к
24 Равнины суши. Опорные знания: рельеф; горные породы.
Основное содержание: рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин во времени. Человек на равнинах.
Термины и понятия: равнина, низменность, возвышенность, плоскогорье, овраг.
Научатся: объяснять значение понятия «равнина»; классифицировать равнины по высоте; называть и показывать крупнейшие равнины мира; работать с контурной картой; составлять краткую характеристику равнин по плану.
Получат возможность:
уяснить понятие «равнина»; сформировать знания о равнинах суши, их изменении во времени, о типах равнин; выработать умение составлять характеристику равнин по плану
Познавательные: применяют методы информационного поиска, выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.
Регулятивные: сличают свой способ действия с эталоном.
Коммуникативные: учатся выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы решения,
Личностные: Осознание важности; нравственно-этическое оценивания усваиваемого содержания учебного материала Определение по карте ГП и высоты равнин, обозначение их на к/к
25 Описание форм рельефа Основное содержание: Практическая работаСоставление описания форм рельефа
Научатся закреплять знания по теме
Получат возможность научиться применять полученные знания на практике П.р. описание форм рельефа своей местности
26 Рельеф дна Мирового океана Опорные знания: особенности строения материковой и океанической земной коры; шкала глубин и высот.
Основное содержание: изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Термины и понятия: шельф (материковая отмель), материковый склон, глубоководные океанические желоба, ложе океана, срединно-океанические хребты, атоллы Научатся: объяснять значение понятий: «материковая отмель», «материковый склон», «глубоководный океанический желоб», «срединно-океанический хребет»; называть и показывать на схеме основные элементы рельефа дна океана; называть методы изучения Мирового океана; приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснятьих взаимосвязь с тектоническими структурами.
Получат возможность:
уяснить понятия: «материковая отмель», «материковый склон», «глубоководный океанический желоб», «ложе океана», «срединно-океанический хребет»; сформировать знания о разнообразии форм рельефа дна Мирового океана, о процессах, их образующих Познавательные: восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задачи информации.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные: понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной
Личностные: овладевают навыками применения географических знаний в разных ситуациях 27 Итоговый урок по теме «Литосфера» Обобщение и контроль знаний по теме «Литосфера» Научатся: выполнять тестовые и практические задания; работать с атласом, контурными картами
Получат возможность:
закрепить и обобщить знания по разделу Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; структурируют знания; выполняют практические задания
Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения.
Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме
Личностные: овладевают навыками применения географических знаний в разных ситуациях Гидросфера (12 часов)
28 Вода на Земле Опорные знания: значение воды для жизни живых организмов; океаны.
Основное содержание: что такое гидросфера? Мировой круговорот воды. Что такое Мировой океан?
Термины и понятия: гидросфера, мировой круговорот воды Научатся: объяснять значение понятий: «гидросфера», «мировой круговорот воды»; объяснять процесс мирового круговорота воды;
Получат возможность:
развить знания о составе гидросферы; сформировать знания о мировом круговороте воды в природе, о взаимодействии гидросферы с другими оболочками Познавательные: умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.
Регулятивные: составляют план и последовательность действий.
Коммуникативные: проявляют уважительное отношение к партнерам, учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения
Личностные: Осознание географии как науки, позволяющей людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимодействия человека, природы и общества, сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому материалу П.р. характеристика карты океанов.
Тв.р. «Путешествие капельки»
29 Части Мирового океана Опорные знания: Мировой океан.
Основное содержание: Океаны. Моря, заливы и проливы.
Термины и понятия: материк, остров, архипелаг, полуостров, океан, море, залив, пролив Научатся: объяснять значение понятий: «море», «залив», «пролив», «остров», «полуостров», называть и показывать части Мирового океана; составлять краткую характеристику моря по плану.
Получат возможность:
Развить знания, о свойствах вод океана Пр.р. определение ГП объектов: океана, моря, залива, полуострова
30 Свойства океанических вод Опорные знания: гидросфера, Мировой океан
Основное содержание:. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.
Термины и понятия: соленость Научатся: объяснять значение понятия: «соленость»
Получат возможность:
развить знания о свойствах вод океана
31 Волны в океане Опорные знания: волны; приливы и отливы.
Основное содержание: ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.
Термины и понятия: волна, цунами, прилив, отлив, течение Научатся: объяснять значение понятий: «волна», «прилив», «отлив», «океаническое течение»; объяснятьособенности движения вод в Мировом океане.
Получат возможность:
уяснить понятия: «волна», «прилив»,«отлив», «океаническое течение»; сформировать знания о причинах возникновения разных видов волн, географии океанических течений
Познавательные: работают с текстом и внетекстовым компонентом учебника, составляют простой план, находят ответы на вопросы
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивают правильность выполнения
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Личностные: Проявление эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, , выражают положительное отношение к процессу познания 32 Океанические течения Пр.р. нанесение на к/к океанических течений
33 Обобщение темы «Мировой океан» Обобщение и закрепление знаний по теме «Мировой океан» Научатся: выполнять тестовые и практические задания; работать с атласом, контурными картами
Получат возможность:
закрепить и обобщить знания по разделу Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; структурируют знания; выполняют практические задания
Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения.
Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме
Личностные: овладевают навыками применения географических знаний в разных ситуациях 34 Воды суши. Подземные воды Основное содержание: образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.
Термины и понятия: подземные воды, водопроницаемые породы, водоупорные породы, грунтовые воды, межпластовые воды, источник, минеральные воды Научатся: объяснять значение понятий: «подземные воды», «водопроницаемые породы», «водоупорные породы», «грунтовые воды», «межпластовые воды», «минеральные воды»; называтьмеры по охране подземных вод.
Получат возможность:
уяснить понятия: «подземные воды», «водопроницаемые породы», «водоупорные породы», «грунтовые воды», «межпластовые воды», «минеральные воды»; сформировать знания о подземных водах и их видах, об использовании и охране подземных вод Познавательные: выполняют операции со знаками и символами; строят логические цепи рассуждений.
Регулятивные: вносят коррективы и дополнения в составленные планы.
Коммуникативные: учатся аргументировать свою точку зрения, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
35 Реки Опорные знания: море, река.
Основное содержание: что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.
Термины и понятия: река, исток, устье, речная долина, речная система, водосборный бассейн, водораздел, режим реки, питание реки, половодье, паводок, пойма, речная терраса, порог, водопад, канал
Научатся: объяснять значение понятий: «река», «исток», «устье», «речная долина», «речная система», «водосборный бассейн», «режим реки», «половодье», «паводок», «пойма», «речная терраса», «порог», «водопад»; называть и показывать на географической карте крупнейшие реки мира; работать с контурной картой; составлять краткую характеристику реки по плану; называть меры по охране рек.
Получат возможность:
сформировать понятия: «река», «исток», «устье», «речная долина», «речная система», «водосборный бассейн», «водораздел», «режим реки», «половодье», «паводок»,«пойма», «речная терраса», «порог», «водопад»; сформировать знания о реке и ее частях, о питании и режиме рек, зависимости характера рек от рельефа; приобрести умение показывать реку на географической карте Познавательные: анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки; качественно описывают объект
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения учебного материала и сохраняют учебную задачу
Коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем,
Личностные:Проявление устойчивого познавательного интереса; проявление потребности в самовыражении и самореализации Пр.р. определение ГП рек
Ср.р. в рабочей тетради
36 Реки своего края Пр.р. описание по плану рек своего региона
37 Озёра. Ледники Опорные знания: река, озеро, изменение температуры воздуха с высотой.
Основное содержание: что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере.как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.
Термины и понятия: озеро, озерная котловина, сточное озеро, бессточное озеро, карст, старица, ледник, снеговая граница, айсберг, многолетняя мерзлота Научатся: объяснять значение понятий: «озеро», «карст», «сточное озеро», «бессточное озеро», «болото», «водохранилище»; называть и показывать крупнейшие озера мира; приводить примеры озер различного происхождения; составлять краткую характеристику озера по плану; называть меры по охране озер.объяснять значение понятий: «ледник», «снеговая граница», «айсберг», «многолетняя мерзлота»; определять с помощью карты снеговую границу; показывать ледники на географической карте.
Получат возможность:
сформировать понятия: «озеро», «озерная котловина», «сточное озеро», «бессточное озеро», «болото»; сформировать знания о типах озерных котловин, географии крупнейших озер мира, необходимости охраны озер, об образовании и роли болот, об искусственных водоемах; развить умение определять географическое положение объекта (озера); закрепить умение составлять краткую характеристику объекта (водоема) по плану.уяснить понятия: «ледник», «снеговая граница», «айсберг», «многолетняя мерзлота»; сформировать знания об условиях образования ледников, о многолетней мерзлоте и ее влиянии на жизнь человека; пробрести навык определения снеговой границы Познавательные:работают с текстами и внетекстовымикомпонетами: выделяют главную мысль, находят определение понятий, находят ответы на вопросы
Регулятивные: предвосхищают результат и уровень усвоения материала
Коммуникативные: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений
Личностные: развивают познавательные интересы, способности самостоятельного приобретения новых знаний по географии Пр.р. определение ГП озера, обозначение его на к/к
38 Искусственные водоёмы. Загрязнение гидросферы Основные понятия: водохранилища, пруды, каналы.
Основное содержание: виды искусственных водоёмов, виды загрязнения гидросферы, меры по охране вод Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения познавательных задач
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с задачей , оценивают результат
Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем, проявляют активность
Личностные:осваивают новые знания о закономерностях размещения, развития, взаимосвязи природы и хозяйства С.р в рабочей тетради
39 Итоговый урок по теме «Гидросферы» Закрепление и обобщение знаний по теме «Гидросфера» Научатся: выполнять тестовые и практические задания; работать с атласом, контурными картами
Получат возможность:
закрепить и обобщить знания по разделу Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; структурируют знания; выполняют практические задания
Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения.
Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме
Личностные: овладевают навыками применения географических знаний в разных ситуациях Завершение пр.р. в к/к и в рабочей тетради
Атмосфера (12 часов)
40 Атмосфера. Строение, значение, изучение. Опорные знания: атмосфера, планеты Солнечной системы.
Основное содержание: атмосфера – воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.
Термины и понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера Научатся: объяснять значение понятия «атмосфера»; объяснять строение, состав и значение атмосферы; называть методы изучения атмосферы; составлять характеристику атмосферы по плану.
Получат возможность:
сформировать знания о строении, значении и изучении атмосферы Познавательные: развивают способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные: учатся управлять, контролировать, корректировать и оценивать действия
Личностные: Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения Пр.р. описание атмосферы
41 Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Опорные знания: солнечная энергия; движение Земли вокруг Солнца и вокруг оси.
Основное содержание: как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.
Научатся: объяснять значение понятий: «амплитуда температуры воздуха», «средняя температура воздуха»; измерять(определять) температуру воздуха, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц, год.
Получат возможность:
сформировать знания о температуре воздуха, ее изменении в течение суток и года; уяснить понятия: «суточная амплитуда температуры», «средняя температура воздуха», «годовая амплитуда температуры»; приобрести умение определять среднюю температуру воздуха и амплитуды температур Познавательные: выделяют и формулируют проблему; выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки; устанавливают причинно-следственные связи;
Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, Коммуникативные: учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию; умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию
Личностные: обладают готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации Пр.р. Наблюдение за погодой. Обработка календаря погоды, составление графиков хода температуры
42 Атмосферное давление Опорные знания: атмосфера; состав атмосферы.
Основное содержание: понятие об атмосферном давлении. Измерение и измерение атмосферного давления. Термины и понятия: атмосферное давление, барометр Научатся: объяснять значение понятий: «атмосферное давление»; измерять (определять) атмосферное давление.
Получат возможность:
сформировать знания об атмосферном давлении, его изменении с высотой, измерять атмосферное давление с помощью барометра Познавательные: выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами; выбирают знаково-символические средства для построения модели;
Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем
Личностные: Проявление устойчивой учебно-познавательной мотивации к учебному процессу; самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности
Решение задач на определение атмосферного давления
43 Ветер Опорные знания: атмосфера; состав атмосферы.
Основное содержание: понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.
Термины и понятия: атмосферное давление, барометр, ветер, бриз, муссон.
Научатся: объяснять значение понятий: «атмосферное давление», «ветер»; объяснять причину возникновения ветра и особенности циркуляции атмосферы; измерять (определять) атмосферное давление и направление ветра; строить розу ветров.
Получат возможность:
уяснить понятия: «атмосферное давление», «ветер», «бриз», «муссон»; сформировать знания об атмосферном давлении, его изменении с высотой, о ветре и причинах его возникновения; приобрести умение устанавливать связь между давлением, силой и направлением ветра, измерять атмосферное давление с помощью барометра, строить розу ветров
Пр.р. построение розы ветров
44 Водяной пар в атмосфере. Абсолютная, относительная влажность. Туман, облака. Опорные знания: облака; осадки
Основное содержание: водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака.
Термины и понятия: абсолютная влажность воздуха, насыщенный воздух, ненасыщенный воздух, относительная влажность воздуха, туман, облако, Научатся: объяснять значение понятий: «абсолютная влажность воздуха», «относительная влажность воздуха», «облако»; объяснять зависимость выпадения осадков от влажности воздуха; определять облачность Получат возможность:
сформировать знания о водяном паре в атмосфере, о влажности воздуха, причинах образования облаков,
Познавательные: сравнивают объекты, явления по заданным критериям, работают с текстовым и внетекстовым компонентами учебникаРегулятивные: работают в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные: учатся выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы решения
Личностные: обладают осознанным отношением к учёбе, доброжелательным отношением к другому мнению 45 Атмосферные осадки. Опорные знания: облака; осадки.
Основное содержание: Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.
Термины и понятия: туман, облако, атмосферные осадки. Научатся: «атмосферные осадки»; называть виды атмосферных осадков; объяснять зависимость выпадения осадков от влажности воздуха;; строитьдиаграмму количества осадков по многолетним данным.
Получат возможность:
сформировать знания о видах атмосферных осадков; приобрести умение строить диаграмму количества осадков по многолетним данным Пр.р. построение диаграмм количества осадков
46 Погода Опорные знания: элементы погоды.
Основное содержание: что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды.
Термины и понятия: погода, воздушная масса, прогноз погоды, синоптическая карта Научатся: объяснять значение понятий: «погода», «воздушная масса»; описывать погоду своей местности.
Получат возможность:
сформировать знания о погоде, причинах ее изменения и прогнозе; познакомить с синоптическими картами Познавательные: ставят учебную задачу под руководством учителя, планируют деятельность, работают в соответствии с поставленной задачей
Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Коммуникативные: планируют общие способы работы
Личностные: Проявление интереса к новым знаниям, трудолюбия и усидчивости Пр.р. описание погоды за определённый промежуток времени; работа с календарём погоды
47 Климат Опорные знания: облака; движение воздуха.
Основное содержание: что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.
Термины и понятия: климат Научатся: объяснять значение понятия «климат»; называть основные элементы климата; составлять краткую характеристику климатического пояса по плану; описывать климат своей местности.
Получат возможность:
уяснить понятие «климат»; сформировать знания о климате и его влиянии на жизнь человека Познавательные: выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам.
Регулятивные: оценивают достигнутый результат, сравнивают полученный результат с ожидаемым
Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме
Личностные: Осуществляют самооценку на основе критерия успешности; осознают личностное, жизненное самоопределение в условиях работы коллектива Пр.р. описание климата своей местности
48 Климатообразующие факторы Опорные знания: температура воздуха; влажность воздуха.
Основное содержание: изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Научатся: называть причины, влияющие на климат
Получат возможность:
сформировать знания о причинах, влияющих на климат; Познавательные: выделяют главные существенные признаки понятий, сравнивают объекты по заданным критериям
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу
Коммуникативные: проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам; вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, Личностные: Проявление потребности в самовыражении и самореализации; проявление позитивной моральной самооценки и моральных чувств, сохраняют мотивацию к учебной деятельности,
Принимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности Пр.р. в рабочей тетради
49 Распределение тепла и света на Земле Основное содержание: изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года.
Термины и понятия: тропик, полярный круг, полярный день, полярная ночь, Научатся: объяснять значение понятий: «тропик», «полярный круг. Получат возможность:
уяснить понятия: «тропик», «полярный круг»; сформировать знания о причинах, влияющих на климат. Пр.р .наблюдение за природой, установлении сроков начала времён года
50 Причины, влияющие на климат Основное содержание:морской климат, умеренно континентальный климат, континентальный климат, резко континентальный климат, умеренный муссонный климат, высокогорный климат Научатся: называть основные типы климатов Земли.
Получат возможность:
познакомиться с разными типами климатов Земли 51 Итоговый урок по теме «Атмосфера» Обобщение и контроль знаний по теме «Атмосфера» Научатся: выполнять тестовые и практические задания; работать с атласом, контурными картами
Получат возможность:
закрепить и обобщить знания по разделу Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; структурируют знания; выполняют практические задания
Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения.
Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме
Личностные: овладевают навыками применения географических знаний в разных ситуациях Пр.р. выводы по календарю погоды, решение задач, работа с контурными картами
Биосфера (5 часов)
52 Разнообразие распространения организмов на Земле Опорные знания: биосфера; распределение тепла и света по поверхности Земли.
Основное содержание: распространение организмов на Земле.
Термины и понятия: широтная зональность, высотная поясность Научатся: объяснять значение понятий: «биосфера», называть меры по охране природы.
Получат возможность:
сформировать знания о разнообразии и распространении организмов на Земле Познавательные: работают с текстом и нетекстовыми компонентами, сравнивают объекты по заданным критериям
Регулятивные: составляют план и последовательность действий.
Коммуникативные: учатся выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы решения
Личностные:сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому материалу Ср.р в рабочей тетради
53 Природные зоны Земли Опорные знания: биосфера; распределение тепла и света по поверхности Земли.
Основное содержание: Широтная зональность. Высотная поясность.
Термины и понятия: широтная зональность, природная зона, влажные экваториальные леса, саванны, пустыни, степи, широколиственные и смешанные леса, тайга, арктические пустыни, высотная поясность Научатся: объяснять значение понятий: «природная зона»;называть и показывать основные природные зоны;
Получат возможность:
сформировать знания о широтной зональности – одной из основных географических закономерностей
Пр.р. в рабочей тетради
54 Организмы в Мировом океане Основное содержание: многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.
Термины и понятия: планктон, нектон, бентос Научатся: объяснять особенности распределения организмов в толще Мирового океана; называть меры по охране природы.
Получат возможность:
сформировать у учащихся знания о распространении организмов в Мировом океане Познавательные: высказывают суждения, подтверждая их фактами, классифицируют информацию по заданным признакам
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу
Коммуникативные: умеют слушать и слышать друг друга
Личностные: Принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание значения учебной деятельности и личностного смысла учения 55 Воздействие организмов на земные оболочки Опорные знания: живая и неживая природа; оболочки Земли.
Основное содержание: воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов.
Термины и понятия: почва, гумус Научатся: объяснять значение понятий: «почва»,
Получат возможность сформировать знания о воздействии живых организмов на земные оболочки, о почве и ее свойствах, биологическом круговороте, 56 Обобщение по теме «Биосфера» Контроль и коррекция знаний по теме «Биосфера» Научатся: выполнять тестовые и практические задания; работать с атласом, контурными картами
Получат возможность:
закрепить и обобщить знания по разделу Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; структурируют знания; выполняют практические задания
Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения.
Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме
Личностные: овладевают навыками применения географических знаний в разных ситуациях Пр.р. по плану местности: найти ПК и комплексы, созданные человеком
Взаимодействие земных оболочек (1 час)
57 Природные комплексы. Географическая оболочка. Опорные знания: живая и неживая природа; оболочки Земли.
Основное содержание: воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.
Термины и понятия: почва, гумус, плодородие, цепь питания, биологический круговорот, природный комплекс, заповедник, биосфера, географическая оболочка. Научатся: объяснять значение понятий: «природный комплекс», «географическая оболочка»; называть основные типы природных комплексов; называтьмеры по охране природы.
Получат возможность:
уяснить понятия: «природный комплекс», «биосфера», «географическая оболочка»; сформировать знания о почве и ее свойствах, биологическом круговороте, географической оболочке Познавательные: анализируют объект изучения, выделяя существенные и несущественные признаки.
Регулятивные: вносят коррективы и дополнения в способ своих действий
Коммуникативные: понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной
Личностные: Осуществление самооценки на основе критериев успешной учебной деятельности, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания Пр.р. Наблюдение и описание природных объектов. Выявление взаимосвязей природных компонентов. Описание ПК своей местности.
Раздел 4. Население Земли (4 часа)
58 Человечество – единый биологический вид Основное содержание: человечество – единый биологический вид.
Термины и понятия: человеческие расы, европеоид, монголоид, негроид Научатся: называть основные человеческие расы и их признаки; Получат возможность:
сформировать знания о человечестве как едином биологическом виде Познавательные: применяют методы информационного поиска, с помощью различных средств, создают алгоритмы деятельности
Регулятивные: составляют план и последовательность действий, прогнозируют результаты уровня усвоения материала.
Коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем; Личностные: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель конкретного региона) 59 Численность населения Земли Основное содержание: Численность населения Земли. Научатсярассказывать об изменении численности населения Земли; Получат возможность:
сформировать знания о численности населения Земли и факторах, влияющих на ее изменение 60 Основные типы населённых пунктов Основное содержание: Основные типы населенных пунктов.
Термины и понятия: городское поселение, сельское поселение Научатсяназывать основные типы населенных пунктов; составлять характеристику своего населенного пункта по плану.
Получат возможность:
сформировать знания об основных типах населенных пунктов 61 Человек – часть биосферы Основное содержание: человек – часть живой природы, влияние человека на географическую оболочку
Термины и понятия: ноосфера Научатся объяснять, что человек является частью живой природы
Получат возможность ознакомиться с понятием «ноосфера» Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации, планируют деятельностьРегулятивные: сохраняют учебную задачу, сравнивают полученные результаты с ожидаемымиКоммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем, обмениваются мнениями
Личные: овладевают системой географических знаний и умений, навыками их применения Раздел 5. Влияние природы на жизнь и здоровье людей (3 часа)
62 Стихийные природные явления Опорные знания: землетрясение; наводнение; ветер.
Основное содержание: влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.
Термины и понятия: стихийное явление, землетрясение, наводнение, ураган, смерч Научатся: называть стихийные природные явления; рассказывать о способах предсказания стихийных явлений; объяснятьправила поведения во время стихийных природных явлений.
Получат возможность:
сформировать знания о влиянии природы на жизнь и здоровье населения, о стихийных явлениях и правилах поведения при них Познавательные: выделяют и формулируют проблему, познавательную цель;
Регулятивные: вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукт.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать друг друга
Личностные:Проявление способности к самооценке на основе критерия успешности, самостоятельности, трудолюбия; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом 63-65 Итоговые уроки по всему курсу Основное содержание: анализ уровня знаний, умений по итогам тематического контроля. Обобщение знаний по разделам курса Научатся: выполнять различные задания; работать с учебником, атласом и контурной картой.
Получат возможность:
закрепить и обобщить знания по курсу Познавательные: умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных; выделяют формальную структуру задачи.
Регулятивные: оценивают достигнутый результат.
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Личностные: Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива Пр.р. и с.р. в рабочей тетради
66-68 Экскурсии, работы на местности