Внеклассное мероприятие по теме :Птицы-наши друзья.


Цели: познакомить учащихся с многообразием пернатых; дать представление о разновидностях птиц, происхождении названий некоторых птиц; развивать речь учащихся; прививать любовь и бережное отношение к родной природе, расширять кругозор учащихся.
Оборудование: открытки и рисунки с изображением птиц, о которых говорится; рисунки со кроссворд «Орнитология»; листы с домашним заданием; запись птичьих голосов.
Ход занятия:
Организационный момент
-Весна! Как прекрасна природа в это время года! Это время пробуждения от зимнего сна, когда все оживает, расцветает, радуется наступившему теплу.
Весна! Весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурью живой
Слепит мне очи он.
Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака.
Солнце ласково смеется
Светит ярче, горячей
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
- С приходом весны к нам возвращаются наши друзья - перелетные птицы.
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник
,Стали птицы песни петь.
(Звучит запись пенья птиц.)
На нашей планете живут чудесные создания,
Они летают и поют и землю свято берегут.
-Скажите, дети, можно жить без птиц на белом свете?
Что случится, если птицы на земле вдруг пропадут?
Букашки, жучки червячки на деревья нападут
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки.
Вот, что будет, если птицы,
Все исчезнут, пропадут.
И не будет щебетанья, дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик- чирика воробья.

Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете.
.
- Птицы везде - над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от вашего дома, надо знать.
Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами.
Перелет птиц
«Куда это птицы улетают каждую осень?» - издавна спрашивал себя человек.
Все это мы узнали от ученых, исследующих жизнь пернатых.
А знаете ли вы, ребята, как называется наука, изучающая жизнь птиц? (Ответы детей.)
Мы будем отгадывать загадки про птиц, а в выделенной графе получим искомое слово. Будьте внимательны!
Кроссворд
1 . У нее глаза большие,
Хищный клюв - всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Сова.)
 
2 . Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения!
Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет. (Жаворонок.)
 
3 . Окраска - сероватая,
Повадка - вороватая.
Крикунья хрипловатая –
Известная персона. Это... (ворона).
 
4. Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Черненькая шапочка
И полоска галстука. (Синица.)
 
5 . Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
Кле! Кле! Кле! - поет со свистом.  (Клест.)
 
6 . Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец.)
 
7. Ведь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь - и был таков.  (Пеликан.)
 
8. Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет, поет, поет. (Соловей.)
 
9. Сероспинный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
Красногрудый (снегирь)

10. Серенькая птичка,
Птичка-невеличка,
Шеей вертишь ты всегда.
Разве в этом есть нужда? (Вертишейка.)
 
11 . Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
- Прочитаем хором слово в выделенной строке. (Орнитология.)
- Орнитология - это наука, изучающая жизнь птиц.  
Сегодня мы собрались здесь на праздник – день птиц. Впервые День птиц был организован в 1927 году юннатами в Сокольниках, с тех пор он стал массовым праздником. А сегодняшняя наша встреча является продолжением этой давней традиции. И теперь мы с вами отправимся в прекрасный, многообразный мир птиц. Надеюсь, вы узнаете много нового.
1 Птицы уничтожают вредных насекомых, сохраняют культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении, способствуют распространению плодов и семян.
2. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24000 насекомых и их личинок. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь.
3. Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов-вредителей полевых культур и распространителей чумы, тифа, желтухи и других заболеваний.
- Союз охраны птиц России избрал удода птицей 2016 года. Птицу года Союз охраны птиц России избирает с 1996 года.
Выбранный в 2016 году удод – птица с интересным клювом. У некоторых особей он практически равен длине всего тела.


- Это птица размером до 30 см в длину, выделяется рыжеватыми головой и грудью, и оранжево-рыжим хохолком с черными кончиками перьев, который птица часто раскрывает в виде веера. Оперение широких крыльев и хвоста окрашено в черно-белые контрастные полосы.
Вообще, это птица южных, более тёплых стран. Широко распространен удод в Африке, южной Европе и Азии. В нашем крае удод находится на северной границе своего ареала, относительно редок и внесен в красную книгу Мордовии. Его можно встретить на лугах, пастбищах, садах, окраинах лесов. Здесь, быстро передвигаясь, птицы кормятся при помощи своего длинного узкого клюва на земле или зондируя почву клювом. Нередко сопровождает пасущийся скот. Пищу удодам составляют разные насекомые (майские жуки, медведки и др.) и их куколки, которых птицы отыскивают даже в навозе скота. Иногда ловит лягушек, мелких ящериц. Крупную добычу часто подбрасывают, чтобы ее было удобно заглотить с головы. Активен днем.

Интересной особенностью, спасающей удодов от хищников во время гнездования, обладают самка и подросшие птенцы. В их копчиковой железе образуется черновато-коричневая маслянистая жидкость с неприятным запахом, которую птицы могут выпрыскивать при испуге. Вследствие такой адаптации в глазах человека птица приобрела репутацию очень «нечистоплотного» существа. Старые, неоднократно использованные птицами гнезда очень грязные, с резким неприятным запахом.
Удод — полезная птица, уничтожающая многих вредных насекомых. Он охотно заселяет искусственные гнездовья и может привлекаться на поля для борьбы с вредителями сельского хозяйства. Из-за оригинального внешнего вида удод служит украшением любого ландшафта.
- Забота о птицах является важным и полезным делом. Закон об охране и использованию животных запрещает убивать птиц и разорять их гнезда. Под охраной закона находятся многие птицы. Для охраны птиц создаются заповедники и заказники. Необходимо всегда помнить, что птицы – друзья леса, сада, и огорода! Птицам нужна наша помощь, а именно мы можем построить скворечники и развешать их весной. А зимой вешать кормушки.
-Ребята, вы, конечно, знаете, что очень многие птицы стали редкими и нуждаются в охране. Они занесены в Красную книгу. А есть и такие, которые полностью исчезли с лица Земли, их истребил человек.
Птицы, как и цветы, принадлежат к тем творениям природы, которые словно и существуют для того, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом нашего восторга и симпатий.
Лебеди-величавые и грациозные птицы.(Выступление 6,7 классов.)
-О ком сейчас пойдет речь, вы узнаете , отгадав загадку.
Маленький мальчишка в сером армячишкеПо дворам шныряет, крошки собирает,
По полям кочует, коноплю ворует.
Кто же это? (Воробей.)
(Выступление 5 классов.)
-А еще к нам на праздник прилетели ласточки.
(Выступление 6 классов.)

На берёзе возле домаКто-то тенькает знакомо.У кормушки шум, веселье –Там справляют новоселье.Шустро зёрнышки клюёт,Спать с утра нам не даётГолосистая певичка –Желтопузая  синичка.
(Выступление 3,4 классов.)
2.А теперь мы проведем конкурсную программу, посвящённую птицам.