Урок математики. Многозначные числа. Разряды и классы.


Урок математики в 4 «В» классе
Название предмета Математика
Тема Многозначные числа. Разряды и классы.Тип урока Открытия нового знания
Цели
Задачи
- познакомиться с записью чисел, больших, чем трехзначные
- формировать умения решать учебные и практические задачи средствами предмета математика;
- использовать математические представления для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном отношении.
- Актуализировать знания об известных единицах счета
- Развивать умение читать и записывать многозначные числа
- Формировать навык читать и записывать в виде многозначных чисел информацию, представленную в таблицах.
- Развивать устную речь обучающихся, умение делать выводы, обобщать, умение сотрудничать.
Основные термины и понятия Разряд, класс единиц, класс тысяч, класс миллионов, натуральный ряд чисел
Межпредметные связи Окружающий мир
Оборудование Интерактивная доска, презентация к теме урока, рабочие тетради, дидактические материалы, оценочный лист для учащихся
Формы работы Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Планируемые УУД Познавательные УУД:
перерабатывать полученную числовую и текстовую информацию: сравнивать и группировать факты;
выделять опорные слова, анализировать, классифицировать, выявлять места затруднения и строить алгоритм записи многозначного числа
Регулятивные УУД:
Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Контролировать правильность выполнения задания
Коммуникативные УУД:
Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем
Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
Принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Личностные УУД:
применение правила общения, осваивание навыка сотрудничества в учебной деятельности, уважение чужого мнения и права на ошибку, формирование умения адекватно определять свою активность и свое участие в коллективном процессе.
Планируемые результаты Учащиеся научатся записывать и читать числа, которые больше 1000; находить закономерность в построении ряда чисел, определять количество разрядов и классов в числе, разрядное место цифры в данном числе; решать задачи, выполнять устные приемы сложения и вычитания.
Технологическую карту разработала: Учитель начальных классов ГБОУ школа № 106 Ильичева Н.Ю.

Технологическая карта урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Организационный этап урока.
Цель этапа - подготовить учащихся к работе на уроке. - приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
- организует внимание обучающихся. - включаются в деловой ритм. Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности. приветствуют учителя проверяют свою готовность к уроку.
Мотивирующий этап урока.
Цель этапа – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения учебной деятельности. - Создает психологический настрой на урок. Мотивирует дальнейшую деятельность обучающихся. Создают эмоциональный настрой, включают свою внутреннюю готовность к учебной деятельности. Создают собственное отношения к предмету обсуждения. саморегуляция
Актуализация знаний и пробное учебное действие
Цель этапа – подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. - Организует проблемный диалог с обучающимися, в ходе которого формулируется тема урока. - Актуализируют знания о разрядах чисел.
- Формулируют тему урока. Осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Выражают свои мысли. Принимают учебную задачу.
активизируют соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
Выявление места и причины затруднения
Цель этапа – осознание недостаточности имеющихся знаний Организует групповую и индивидуальную деятельность учащихся
Задает вопросы: - Какое задание вы выполняли? - Каким способом? - Что сделали сначала, потом? - Где возникло затруднение? Почему здесь возникло затруднение? - Чем это задание отличается от предыдущих?
Может уточнить тему урока - анализируютсвою деятельность
фиксируют операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);- соотносят свои действия на этом шаге с изученными способами и фиксируют, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения). - Вступают в общение в группах, выражают свою точку зрения, слушают другого, соблюдают правила общения.
- формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, т.е. какие знания им нужно построить и чему научиться - Принимают учебную задачу,
- выбирают способ и средства реализации учебной деятельности
Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа – постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. Обеспечивает восприятие, осмысление и усвоение обучающимися изучаемого материала. Побуждает к высказыванию своего мнения.
Формирует навыки совместной деятельности, учебного сотрудничества. Проявляют учебно-познавательный интерес к задаче этапа урока.
Выбирают способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий); В коммуникативной форме формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть формулируют, какие знания им нужно построить и чему научиться). Принимают и удерживают учебную задачу, контролировать себя при ее выполнении.
Формируют способность к самооценке, к оценке деятельности сверстников.
Физкультминутка
Цель этапа - Профилактика утомления, нарушения осанки и зрения Организует выполнение физических упражнений учащимися Вспоминают известные варианты физ. пауз Участвуют в выборе формы и содержания этапа Переключают свое внимание с учебной деятельности на релаксационнуюРеализация построенного проекта.
Цель этапа – построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Акцентирует внимание на конечном результате учебной деятельности обучающихся на уроке.Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. на основе выбранного метода выдвигают и обосновывают гипотезы;- при построении нового знания используют предметные действия с моделями, схемами и т.д.;
- выводят алгоритм записи многозначных чисел, используя таблицу;- применяют новый способ действий для записи чисел в пределах миллиона, вызвавших затруднение;- фиксируют в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;- фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. Задают вопросы на уточнение выполнения задания Оценивают свою деятельность и деятельность сверстников.
Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи)
Цель этапа – усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Выявляет пробелы первичного осмысления изучаемого материала, корректирует пробелы, обеспечивает закрепление новых знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу - записывают многозначные числа в таблицу;- проговаривают вслух выполненные шаги и алгоритм действия. Проговаривают новые знания Оценивают свою деятельность и деятельность сверстников.
Самостоятельная работа с самопроверкой и проверкой в парах
Цель этапа – интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия. Организовывает самостоятельное выполнение учащимися заданий с многозначными числами;- организовываетпарную и самопроверку учащимися своих действий по эталону;- создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;- для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку Вступают в общение, выражают свою точку зрения, слушают другого, соблюдают правила общения. Оценивают свою деятельность и деятельность сверстников.
Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа – повторение и закрепление изученного на уроке и подготовка к изучению следующей темы. - предлагает задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг;
- подбирает задания для использования изученного ранее материала Проговаривают новые знания,
обобщают знания, включая их в уже имеющуюся систему понятий. выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Принимают и удерживают учебную задачу, контролируют себя при ее выполнении.
Итог урока
Домашнее задание по выбору.
Цель этапа – самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. - Комментирует деятельность учащихся
- организует рефлексию и самооценку ученикових учебной деятельности на уроке соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия
намечают цели дальнейшей деятельности Формулируют конечный результат своей работы на уроке определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
Этап рефлексии.
Цель этапа – осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности. Стимулирует учащихся к осмыслению своего психоэмоционального состояния. Осмысливают свои действия. Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. Использование критериев для обоснования своего суждения. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.