Конспект урока по математике на тему по теме: «Положительные и отрицательные числа и математические действия с ними»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА, посвященного Дню космонавтики по теме: «Положительные и отрицательные числа и математические действия с ними»»

Организационный момент
Сообщение темы урока:
Цели:
1.Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Положительные и отрицательные числа и математические действия с ними», совершенствовать умение складывать, вычитать, умножать, делить и сравнивать положительные и отрицательные числа;
2.Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности;
3.Формировать у учащихся научное мировоззрение, патриотизм, расширение умственного кругозора учащихся; закрепление межпредметных связей.

Ход урока.
I Организационный момент.
1 Вступительное слово учителя
Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас на уроке, а урок у нас сегодня необычный, мы совершим виртуальное путешествие, а указывать направление пути ( освещать наш путь ) будет вот эта путеводная звезда, ведь как гласит народная мудрость « Звезды явятся- небо украсят, знания явятся – ум украсят ( Цитата на доске )
Я знаю, что каждый из вас – это яркая, необычная звездочка, которая украсит наше сегодняшнее путешествие своими знаниями, эрудицией, совместной работой.
А знаете ли вы, чем знаменателен апрель для космонавтики ? (ответ детей). Правильно, 12 апреля наша страна и весь мир отметили 55 годовщину с момента первого полёта человека в космос. Это особенный день - в этот день Ю.А. Гагарин первым в мире совершил орбитальный полет, открыв тем самым эпоху пилотируемых космических полетов. В этом большая заслуга многих ученых-математиков - покорение космоса невозможно без математических расчетов. И сегодня на уроке вы вспомните, а может быть, и узнаете некоторые даты и факты, связанные с этим днем.
Ребята, а как вы думаете, какими качествами характера должен обладать человек, совершивший полет в космос? (уравновешенным, не поддаваться страху и эмоциям, уметь работать в команде, быть профессионалом своего дела, пунктуальным, и само собой ответственным человеком) Я надеюсь, что все эти качества вы проявите сегодня на уроке. Для того чтобы путешествие было удачным, мы будем показать свои знания по теме «Положительные и отрицательные числа и математические действия с ними». Запаситесь выдержкой, терпением. Все сведения о путешествии мы будем заносить в бортовой журнал. Так как урок у нас необычный, то и писать мы будем не в рабочих тетрадях, а вот в таких журналах, фиксируя все этапы урока. В течение всего урока вы должны себя оценивать и отмечать в лист самооценки, а в конце урока подведем итоги.
Итак, я предлагаю вам выполнить следующие задания.

II. Устный счёт /Проблемное решение задач/. Учащимся предлагаются задания: Преподаватель ставит проблемные вопросы, обучающиеся под руководством педагога, решают их (частично-поисковый метод)
Вопросы теории: (слайд №2-11)
Какие числа называют целыми?
Натуральные числа, противоположные им числа и нуль называют целыми числами

Какое число больше: положительное или отрицательное?
Всякое положительное число и 0 больше любого отрицательного числа.
Всякое положительное число больше 0. Всякое отрицательное число меньше 0.
Всякое отрицательное число меньше положительного числа. Положительное или отрицательное число, стоящее правее, больше положительного или отрицательного числа, стоящего левее на числовой оси

Сформулируйте правило умножения двух чисел с разными знаками
     Чтобы перемножить два числа с разными знаками, надо перемножить   модули этих чисел и поставить перед полученным числом знак " – ". 
Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел
    Чтобы сложить два отрицательных числа, надо:                   1)   сложить их модули;                 2)   поставить перед полученным числом знак " – ". 
Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками
 Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо:               1)   из большего модуля слагаемых вычесть меньший;               2)   поставить перед полученным числом знак того слагаемого,                   модуль   которого   больше.   
Что означает вычитание отрицательных чисел?
  Чтобы из данного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому   прибавить число, противоположное вычитаемому
Как найти длину отрезка на координатной прямой?
Чтобы найти длину отрезка на координатной прямой, надо из   координаты его правого конца вычесть координату его левого конца.  
Сформулируйте правило деления чисел, имеющих разные знаки
При делении чисел с разными знаками, надо:                   1)   разделить модуль делимого на модуль делителя;                   2)   поставить перед полученным числом знак   " – ".  
Какие числа называют рациональными?
Число, которое можно записать в виде отношения   
а/n где   а     целое число,   a   n     натуральное число,  называют рациональным числом.

А теперь посмотрим, как вы можете применять эти правила на практике.

Найдите коэффициент в выражении и узнайте дату рождения Ю.А. Гагарина (слайд №)





Раскройте скобки и узнайте название космического корабля, на котором Ю.А. Гагарин совершил путешествие по орбите (слайд №)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415














Упростив выражения, можно узнать дату запуска первого в СССР искусственного спутника земли (слайд №)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

III.Физкультминутка (слайд №)

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.



Найдя корни уравнения (буквы), вы получите позывной Ю.А. Гагарина. (Вызываются к доске и решают по одному уравнению с комментарием).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 QUOTE 1415



Самостоятельная работа (слайды № 21)

Задача 1. На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура – 300С, а у поверхности Земли + 120С? (7000 м)

Задача 2. На высоте 8 км температура равна – 180С. Какова в это время температура у поверхности? ( 300)

Пояснение для 1 и 2 задачи: На каждые 1000 м с высотой температура воздуха понижается на 60 С.

VI. Домашнее задание: Домашнее задание вы получите тоже космическое. Задание на карточках, в результате решения их вы еще узнаете несколько фактов о Луне и Марсе.
Если правильно вычислите, получите расстояние от Земли до Луны в км.

Упростите выражение и найдите его значение. Правильный ответ- это средний радиус Марса в км.
-8-2у-22+у, если у=-3427

3. Наиболее высокая температура поверхности Марса 290 К в подсолнечной точке, наиболее низкая в полярных районах-150 К. Определите температуру в градусах, если t=T+(-273,15)(К- кельвин, единица измерения температуры)



VII. Подведение итогов урока, рефлексия.








13PAGE 15






Рисунок 1Root Entry