Урок математики по теме «Умножение многозначного числа на однозначное число» (4 класс)


Учитель: Петрова Ольга Николаевна
Предмет: Математика
Класс: 4
Автор учебника: В.Н.Рудницкая. «Начальная школа 21 века»( под ред. Н.Ф.Виноградовой)
Тема урока: «Умножение многозначного числа на однозначное число»
Тип урока: "открытие" нового знания
Задачи по содержанию:
Обучающие:
создать условия для знакомства с алгоритмом письменного умножения многозначного числа на однозначное; способствовать формированию умений выполнять устные и письменные вычисления с натуральными числами.
Развивающие:
способствовать развитию познавательной активности учащихся;
способствовать развитию внимания, логического мышления, сообразительности, наблюдательности;
способствовать формированию умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
способствовать формированию мотивационной сферы личности.
Воспитательные:
воспитывать в детях умение работать в паре, группе, чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности за свои поступки
Методы обучения:
проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, практические методы (решение задач), метод формирования познавательного интереса (активизация внимания при повторении), метод стимулирования интереса к учению, метод самоконтроля, метод самостоятельной деятельности учащихся.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная работа, в группах, индивидуальная работа.
Средства обучения:
для учителя: иллюстрационный материал, презентация к уроку, мультимедийный проектор, экран
для обучающегося: тетрадь, карточки самооценки, карточки для работы в группах.
№ Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1 Самоопределение к деятельности (1-2 мин) -С добрым утром и с хорошим днем!
Наш урок с улыбки мы начнем.
– К какому уроку и вы, и я приготовились?
– Чем мы занимаемся на этих уроках?
- Ребята, прочитайте девиз нашего урока.
Тот, кто хочет много знать,Должен сам всё постигать! (слайд 1)
- Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении?
- А можно ли заставить кого-то учиться?
- Я уверена, что вы хотите учиться. Желаю вам на этом уроке научиться получать новые знания.
Дети улыбаются друг другу.
– К математике.
– Мы считаем, чертим геометрические фигуры. Решаем примеры, задачи
Читают девиз на слайде.
Варианты ответов.
-Нет, он должен сам этого захотеть.
Личностные: самоопределение, готовность обучающихся к саморазвитию, мотивация к обучению
Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу)
Коммуникативные: умение воспринимать информацию.
2 Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (5 – 6 мин) - Решите цепочку примеров: (слайд 2)
450 : 9 50+3080 * 2 = 160
320: 40 8*15120 : 40 = 3
450+150 600 : 3 200 : 50 = 4
– Продолжите ряд чисел: (слайд 3)
29 780, 28 780, 27 780, 26 780, … .
-Почему вы решили, что следующее число будет именно таким?
- Сколько единиц каждого разряда содержится в первом числе ?(слайд 4)
3) - Вспомните и расскажите, как умножить 127 на 4?
(508)
- Сравните данный пример с этими примерами.
- Чем они отличаются от предыдущего?
6 837 · 4, 80 071 · 5
- А хотите научиться?
Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.
- 25 780.
- Разряд тысяч уменьшается.
- 2 дес. тыс. 5 ед. тыс. 7 сот. 8 дес. 0 ед.
Записывают число, классная работа.
Ученик у доски с объяснением выполняет вычисления, называет алгоритм действий.
1. Пишу …
2. Умножаю единицы:
3. Умножаю десятки:
4. Умножаю сотни:
-Трёхзначные числа мы умеем умножать, а четырёхзначные и пятизначные ещё не умножали.
Ответы детей. Познавательные
(на основе анализа объектов делать выводы)
Коммуникативные (умение работать в паре, в группах)
Личностные
(формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности)
Познавательные УУД : установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.
3 Постановка учебной задачи (2 – 3 мин) - Значит, какую цель нам надо поставить на уроке перед собой?
- Сформулируйте тему урока.
(слайд 5)
- Научиться умножать многозначное число на однозначное.
- «Умножение многозначного числа на однозначное число» Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД)
4 Построение проекта выхода из затруднения (10 – 11 мин) - Поработайте в группах. (слайд 6)
- Составьте и продолжите алгоритм умножения многозначного числа на однозначное.
1 группа 2 группа

- Объясните , как выполнено умножение. Учащиеся работают в группах.
Формулируем алгоритм:
1. Пишу …
2. Умножаю единицы:
3. Умножаю десятки:
4. Умножаю сотни:
5. Умножаю единицы тысяч:
6. Умножаю десятки тысяч:
7. Читаю ответ:
Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме, умение работать у группе)
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. (регулятивные УУД)
Регулятивные (умение высказывать предположения на основе материала учебника. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, получен-ную на уроке (познава-тельные УУД).
Физминутка .Выполняют ритмичные движения под музыку. Личностные: установка на здоровый образ жизни Коммуникативные: работать в команде
5 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4 – 5 мин) - Выполним умножение с комментированием. Откройте учебники на стр. 153 , примеры № 9.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуни-кативные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (регуля-тивные УУД)
6 Самостоятельная работа с самопроверкой (4 – 5 мин) - Сейчас самостоятельно выполните вычисления в столбик. Потом вы проверите на компьютере.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f1665461-66a5-4224-b776-bab5fdcee2a0/%5BNS-MATH_4-53-59%5D_%5BIM_055%5D.html
478 · 2= 956
5 308 · 4 = 21 232
1 777 · 3 = 5 331
30 009 · 6 = 180 054
Самостоятельно выполняют задания. Уметь совместно договариваться (коммуникативные УУД)
Регулятивные
(оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей)
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок (регулятивные УУД).
Физминутка для глаз Личностные: установка на здоровый образ жизни Коммуникативные: работать в команде
7 Включение в систему знаний и повторение (4 – 5 мин) – Как вы думаете, зачем нам нужно уметь умножать многозначные числа на однозначные?
Задача 11 стр. 153
- Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.


– Какие величины умножают на однозначное число? Задание № 282 стр. 89
- В жизни вам это пригодится?
- Выполните умножение. (слайд 7)

Варианты ответов.
- кг и г, км и м, т и ц, см и мм.
26 кг 950 г, 48 км 200 м, 6 ч 50 мин, 964 т 00 ц, 228 см 6 мм, 4800 км/ч Уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и имеющиеся знания. (познавательные УУД).
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Личностные:
быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению
Познавательные: владеть общим приемом решения задач
8 Рефлексия деятельности (итог урока) (2 – 3 мин) - Какую цель мы ставили в начале урока? (слайд 8)
- Справились вы с этим?
- Оцените свою работу на уроке.
Самооценка.
Сегодня на уроке мне:
было интересно…
было трудно…
Своей работой я:
доволен, так как…
не доволен, потому что…
Оцените свою работу на уроке на пятибалльной шкале, поднимите карточку с оценкой. Учитель комментирует оценки: согласен, ученик завысил или занизил себе оценку
Приём «Солнышко»
- На доске прикреплён круг – это солнышко. Я вам раздала лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: жёлтого цвета – мне очень понравилось занятие, я получил много интересной информации; голубого цвета – занятие неинтересное, не было никакой полезной информации.
Д/З: Учебник № 10 (1, 2 прим.) стр. 153; РТ № 281 стр. 89 -Научиться умножать многозначное число на однозначное.
контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
самооценка на основе критерия успешности (Л);
адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
Дети способны проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности, выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
1. Пишу …
2. Умножаю единицы:
3. Умножаю десятки:
4. Умножаю сотни:
5. Умножаю
6. Умножаю
7. Читаю ответ:
1. Пишу …
2. Умножаю единицы:
3. Умножаю десятки:
4. Умножаю сотни:
5. Умножаю
6. Умножаю
7. Читаю ответ: