«Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как фактор социальной адаптации дошкольника к современным условиям социума»


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа детский сад №33
Опыт работы: «Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как фактор социальной адаптации дошкольника к современным условиям социума»
Педагога – психолога
Моргуновой Ирины Валерьевны
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа детский сад №33
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА
На 2015-2017 год
Моргуновой Ирины Валерьевны
Образование Пед. стаж Стаж в данном учреждении Категория Дата обучения на курсах Дата последней аттестации Дата
предполагаемой аттестации
Высшее 4,5 4,5 1 2014 2015 2017
ТЕМА: «Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как фактор социальной адаптации дошкольника к современным условиям социума»
возрастная группа: 5-7лет
Начало работы над темой: октябрь 2015 год
Предполагаемая дата окончания работы: май 2017год
Цель: способствовать формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста, снижению проявлений агрессивности в поведении детей, обучение воспитанников способам контроля за своим поведением и управления им с учетом моральных норм и правил через коррекционно – развивающую работу.
Задачи:
- оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, умения считаться с другими, умения выходить из конфликтных ситуаций;
- снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между детьми;
- обучение способам регуляции эмоциональных состояний.
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2015 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Сроки проведения итогов по теме самообразования: май 2017 г.
Форма и место подведения итогов: обмен опытом на педагогическом совете ДОУ.
Месяц Направления работы Способы достижения Анализ достижений
Изучение литературы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как фактор социальной адаптации дошкольника к современным условиям социума»
Автор Название книги, статьи
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.- М., 2005.
Гаврилушкина, О.
Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада
Горшкова Е.В.
От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5-7 лет
Дзюба П.П.
Сказка на сцене: сказки – мюзиклы, пасхальные и рождественские постановки
Зазульская, О. В.
Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками
Зарецкая Н.В.
С танцами и песней встретим праздник вместе. Сценарии музыкальных сказок для дошкольников
Зинченко, Л.
Попробуйте договориться: организация общения детей в малых группах
Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь
Леонтьев А.Н. Избранные сочинения в двух томах
Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания
Практическая реализация темы по самообразованию
«Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как фактор социальной адаптации дошкольника к современным условиям социума»
Форма
(открытое занятие, сообщение, мастер – класс, статья, проект) Тема Уровень
(ДОУ, городской, областной) Дата
Обмен опытом «Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как фактор социальной адаптации дошкольника к современным условиям социума»
ДОУ Май 2017 год
Пояснительная записка
Поводом для составления коррекционных занятий по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста, снижению проявлений агрессивности в поведении детей, обучение воспитанников способам контроля за своим поведением и управления им с учетом моральных норм и правил послужило увеличение обращений педагогов и родителей воспитанников на конфликтность и агрессивность детей, склонность к «взрывному» и импульсивному поведению. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране, им трудно взаимодействовать друг с другом.
Многим детям дошкольного возраста свойственна агрессивность. Агрессивное поведение нельзя рассматривать однозначно отрицательно. С одной стороны, оно является врожденным защитным механизмом, способствующим адаптации и выживанию в социальной среде. С другой, – может серьезно осложнять жизнь ребенка, негативно влиять на его контакты с окружающими людьми и на личностное развитие в целом.
В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту, в котором, с одной стороны, находятся желания и права одних детей, а с другой стороны – желания и права других. Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания другому и взаимных уступок. Это связано, прежде всего, с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Вот почему очень важно, на данном этапе развития ребенка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны.
Цель: способствовать снижению проявлений агрессивности в поведении детей, обучению воспитанников способам контроля за своим поведением и управления им с учетом моральных норм и правил.
Задачи:
- оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, умения считаться с другими, умения выходить из конфликтных ситуаций;
- снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между детьми;
- обучение способам регуляции эмоциональных состояний.
Коррекционные занятия рассчитаны на 13 встреч. Занятия
проводятся 1 раз в неделю. В группе 8-10 человек, комплектация по результатам диагностики (наблюдение, анкета «Признаки агрессивности у ребенка» для педагогов и родителей), по обращаемости родителей и/или педагогов. Продолжительность каждого занятия 20 – 25 мин.
Структура занятий:
Ритуал приветствия.
Основная часть (на этом этапе используются игры и упражнения, направленные на коррекцию и формирование конструктивных форм поведения).
Ритуал прощания.
Ожидаемый результат:
Снижение проявлений агрессивности в поведении детей.
Механизм оценивания результатов:
НабдюдениеАнкета «Признаки агрессивности у ребенка» (для педагогов)
Анкета «Признаки агрессивности у ребенка» (для родителей)
«Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как фактор социальной адаптации дошкольника к современным условиям социума»
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, то есть активно занимаемся коммуникативной деятельностью. Обращаясь к теоретическому аспекту вопроса, мы видим в исследованиях Б.Г. Ананьева, A.A. Бодалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, что способность к установлению взаимоотношений рассматривается как специфическая форма активности субъекта. В общении люди раскрывают свои личностные качества. Авторы подчеркивают, что в процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие, и формирование в процессе общения. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, отмечают авторы, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становиться важнейшим фактором развития личности.
Прежде чем говорить о проблемах формирования коммуникативной компетентности, мы считаем актуальным, проанализировать определения, данные коммуникации в психолого-педагогической литературе, и выявить ее сущность. Необходимо отметить, что в последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение». Впервые термин «коммуникация» [от лат. communicatio от communicare — делать общим, сообщать, беседовать] появляется в научной литературе в начале XX века и рассматривалась зарубежными исследователями в контексте 2 основных общетеоретических построений: 1) бихевиоризма (основой коммуникации является не язык как система, а непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми можно воспитать человека любого склада, представителем этого подхода являлся Д.Уотсон); 2) символического интеракционизма - (персонализма), где коммуникация есть внутренняя метафизическая способность личности открывать в себе чувства другого.
Некоторые отечественные исследователи выделяют речевую коммуникацию и техническую, что на наш взгляд имеет некое соответствие с вышеописанными двумя подходами к коммуникации. Техническая представляет собой совокупность устройств, обеспечивающих прием и выдачу информации. Компонентами коммуникации являются:
1) отправитель сообщения;
2) передатчик сообщения;
3) канал связи;
4) приемник;
5) получатель сообщения.
Речевая коммуникация включает отправителя речи, получателя речи, их речевую деятельность и сообщение как продукт речи. Канал связи здесь соответствует условиям протекания речевого действия, передатчик и приемник — свойствам речевых механизмов коммуникантов. В речевом общении принимается во внимание ситуация общения. Таким образом, исследователи (М. Я. Демьяненко, К.А. Лазаренко) выделяют пять основных компонентов в речевой коммуникации:
1) ситуация общения;
2) отправитель речи;
3) получатель речи;
4) условия протекания речевого действия;
5) речевое сообщение.
Обратившись к словарю русского языка, мы получили следующие определения коммуникации. В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. Речь как средство коммуникации// прил. - коммуникабельный. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентными. Коммуникация человека является составной частью его деятельности, она позволяет ему познать мир и общаться с людьми. Познание и общение, основанные на понимании и обмене мыслями и чувствами, осуществляются при помощи речевых и неречевых средств. Речевые средства представлены системой языка, материализованной в лингвистических знаках. Неречевые средства, передающие до 40% информации, воплощаются в неязыковой знаковой системе: мимика, жесты и т.д. (З.М. Цветкова, И.М. Берман, К.А. Лазаревич, и др.) С.Г. Якобсон под осуществлением коммуникации подразумевает, прежде всего «внутренне смысловое личностное обращение человека к человеку».
В отличие от предметно-практической деятельности, действие в коммуникации направлено на установление отношений между субъектами, а не на создание овеществленного результата. А. Б. Добрович выделяет четыре основные фазы в процессе осуществления коммуникации:
1) побуждение к действию;
2) уточнение ситуации действие;
3) само действие; свертывание действия.
Основной единицей коммуникации является речевой акт. Для того чтобы понять природу коммуникации необходимо рассмотреть природу речи. Эта проблема была разработана в исследованиях отечественных педагогов и психологов Л.С. Выгодского, Л.Р. Лурия, А. А. Леонтьева, Л.А. Чистович и др. Наиболее активную работу в области речевой деятельности проводит A.A. Леонтьев. Он выделяет внутреннюю и внешнюю речь и определяет различие структур внешней и внутренней речи. Структура внутренней речи характеризуется эллиптичностью, предикативностью, технике речи свойственна свернутость, может быть эмоционально насыщена. Основными признаками внешней речи, проявляющейся при говорении, является ее озвученность, адекватность ситуации общения, эмоциональная окраска. Особенно важно подчеркнуть тот факт, что любое коммуникативное действие имеет своей отправной точкой внутреннее намерение (интенцию) или внешнее побуждение. Человек начинает говорить, когда ему нужно удовлетворить жизненную потребность, если ему нужно достичь какой-то цели или отреагировать на поставленный вопрос. По мнению A.A. Леонтьева, осуществляя общение, учащийся должен говорить не ради самой речи, а ради того, чтобы оказала нужное воздействие.
Коммуникативные способности – это комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также ее социально-перцептивные и операционно-технические знания и умения, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельности общения. А.А. Кидрон под коммуникативными способностями понимал «общую способность, связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели».
Автор считает, что способность личности к коммуникации в наиболее общем виде выражается в способности устанавливать социальные контакты с другими людьми, способности входить в разные роли, способность приходить к взаимопониманию в разных условиях интеракции и на разных уровнях обмена информации. Коммуникативные способности – это во многом степень успешности использования вербальных и невербальных средств общения, т.к. по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к партнеру по общению. Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. В ходе общения действуют механизмы социальной перцепции, люди лучше узнают друг друга. Обмениваясь впечатлениями, они лучше начинают разбираться в себе, учатся понимать свои достоинства и недостатки. Общение с реальным партнером, как отмечалось ранее, может осуществляться с помощью разнообразных средств передачи информации: языка, жестов, мимики, пантомимики и др. Люди различаются между собой по умению пользоваться этими средствами. Нередко в разговоре слова имеют меньшее значение, чем интонация, с которой они произносятся. То же можно сказать и о жестах: порой всего лишь один жест может полностью изменить смысл произнесенных слов. Проблема организации эффективного общения может быть решена не только просвещением людей и повышением общей культуры общения, но и специальным тренингом общения, в первую очередь профессионально направленным. Он предполагает обучение правилам общения, выделение ориентировочной основы последнего и построение стратегий с использованием разных видов обратной связи в общении.
Особенно важен тренинг в представительском общении и общении, нацеленном на быстрое освоение профессиональной деятельности. Человек с детства учится общению и овладевает разными его видами в зависимости от среды обитания, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, на основе житейского опыта. В большинстве случаев такого опыта бывает недостаточно для овладения для овладения некоторыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя). Традиции овладения профессиональными особенностями общения распространяется на такие профессии, как коммерсант, агент туристического бюро и др. Чтобы понять причины важности обучения профессиональным приемам общения, следует обратиться к тем трудностям, которые встречаются в процессе межличностных контактов. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. А. Репина, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и др.). В социальном развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение. Такая трактовка коммуникативных способностей предполагает использование понятия «нормативной ситуации» (Н. Е. Веракса). Н. Е. Веракса определяет нормативную ситуацию как «сочетание факторов, условий и обстоятельств, относительно которых социум предписывает субъекту определенные действия». В нормативной ситуации выделяются внешние обстоятельства (признаки ситуации) и правила (предписанные способы действий). В нормативной ситуации человек действует согласно заданным нормативным правилам. Именно поэтому нормативная ситуация является пространством активности субъекта. Нормативная ситуация как единица культуры представляет собой такое образование, в котором происходит преобразование натуральных форм активности в культурные.
Трудности общения могут быть рассмотрены с позиций различных отраслей психологии: общей, возрастной и педагогической, социальной, психологии труда, юридической, и медицинской психологии индивидуальных различий. Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого проявляются те или иные психические свойства личности. С позиций общей психологии мы вправе не только исследовать типичные для всех нормальных людей феномены общения, закономерности и механизмы его протекания, но и выявлять трудности общения, т.е. те характеристики психических процессов, состояний и свойств личности, которые не отвечают критериям психологически оптимального общения. Какое общение считается психологически оптимальным? По нашему мнению, психологически оптимальным общением является в том случае, если реализуются цели участников общения в соответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и с помощью таких способов, которые не вызывают у партнеров чувства неудовлетворения. При этом было бы ошибочно полагать, что психологически оптимальное общение – это непременно своеобразное слияние умов, чувств, воли его участников. Психологически оптимальным может быть и общение, в котором партнерам удается сохранить желаемую для каждого из них субъективную дистанцию. Поскольку общение – это взаимодействие, по крайней мере, двух людей, то трудности при его протекании (имеются в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которое общение обслуживало. Психологическими причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностей и непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером. При изучении трудностей общения существует опасность сведения их многообразия только к неудобствам, связанным с плохим владением техникой взаимодействия, или к сложностям, возникающим из-за слабого развития социально-перспективных функций. В действительности же эта проблема приобретает глобальный характер и охватывает фактически все аспекты общения. По данным И.П.Шкуратовой, роль системообразующего фактора для всех проявлений интересующих нас трудностей выполняют цели общения, поскольку эти трудности – это тоже помехи на пути к достижению поставленных человеком целей. Среди личностных образований, детерминирующих постановку целей, она специально выделяет мотивацию общения, которая обусловливает трудности межличностного взаимодействия. Характер рассматриваемых нами трудностей во многом зависит от содержания или направленности мотивации; ее влияние проявляется в нарушении какой-либо из функций общения (перцептивной, коммуникативной и т.п.). Существует также особый вид трудностей, который состоит в невозможности реализации значимых для личности мотивов с людьми из своего окружения. Эта категория трудностей не всеми осознается, так как требует достаточно развитой рефлексии, но переживается, выражаясь в жалобах на отсутствие понимания со стороны партнеров. Трудности в общении могут возникать также из-за принадлежности его участников к разным возрастным группам. Следствием этого является несходство их жизненного опыта, что накладывает отпечаток не только на имеющийся у них образ мира – природу, общество, человека, отношение к ним, но и на конкретное поведение в основных жизненных ситуациях. Несходство жизненного опыта представителей разных возрастных групп применительно к общению к общению выражается в неодинаковом уровне развития и проявления познавательных процессов при контактах с другим человеком, неодинаковом запасе и характере переживаний, неодинаковом богатстве поведенческих форм. Все это по-разному соотносится с мотивационно-потребностной сферой, которая в каждой возрастной группе отличается своей спецификой. Анализируя трудности, связанные с возрастом общающихся, надо обязательно учитывать психологические характеристики каждой возрастной группы и делать поправку на то, как они проявляются у ребенка, подростка, юноши, девочки, девушки, взрослых мужчины и женщины, у пожилых стариков. Особое внимание надо обращать на зависимость между типичным для каждого возраста уровнем развития психических процессов и свойств личности и такими специфическими для взаимодействующих людей характеристиками, как их способности к эмпатии, децентрации, рефлексии, идентификации, к постижению другого человека с помощью интуиции.
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Проблема создания педагогических условий для формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста явилась предметом изучения современных отечественных и зарубежных ученых: М.И. Лисиной, В.А Кан-Калика Н.Д Никандрова, А.Б Добрович, Т.А. Репиной, Е.О Смирновой, Д. Уилкинза, Ф. Хопкинса и др. Актуальность нашего исследования определяется тем, что отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Исследования показали, что дети 5-6 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. В то время как именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач. (Е. И. Негневицкая, З.Н. Никитенко, Е.А. Ленская, В.И. Верещагина и др.) Методологической основой нашего исследования явились принципы работы, основанные на индивидуальном и личностном подходе в процессе развития коммуникативной сферы дошкольников. Помимо этого методологической основой явились общие теоретические положения, выдвинутые такими педагогами-исследователями как Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Я.А. Коломенский, Н.Н. Поддъяков и других. Едва появившись на свет, ребенок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через предметы, окружающие его, через игрушки, речь. Дети 5-6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок учится в семье, в детской группе и в общении со взрослыми – воспитателями и родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущем. Именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на развитие личности человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Очень точно, на наш взгляд значение формирования коммуникативнойкомпетентности у дошкольников определяет известный детский психолог М.И. Лисина. «Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно». Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками. Именно этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития. По мнению Т.Д.Марцинковской, погашение таких негативных явлений в поведении, как агрессивность, отчужденность, жестокость, враждебность, зависит и от своевременной помощи, и от полноценности развития ребенка в период дошкольного детства. Коммуникативные способности дошкольника включают в себя умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, коммуникативные способности включают в себя умения ребенка сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией. Вместе с тем практика показывает: целенаправленное формирование коммуникативных способностей у дошкольников часто остается за пределами внимания педагогов. Так же коммуникативные способности - это использование речи для сообщения другим какой-либо информации или побуждения их к действиям. При передаче сообщения, происходит указание на какой - либо предмет, что обозначается как указательная, или индикативная, функция речи, а также высказывание собственных суждений по тому или иному вопросу, что обозначается как предикативная функция, или функция высказывания. Коммуникация имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становление разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение. Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, для целей общения и в условиях общения. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития. Процесс использования языка для общения называется речевой деятельностью. Коммуникативные способности дошкольников демонстрируются в большей части в диалогической речи. Развитие диалогической речи у дошкольников возникает только в ситуации общения со взрослыми и сверстниками. Диалогическая речь может быть ситуативной, т.е. связанной с ситуацией, в которой возникло общение, но может быть и контекстуальной, когда все предшествующие высказывания обусловливают последующие. И ситуативные, и контекстуальные диалоги - непосредственные формы общения людей, где участники диалога строят свои суждения и ждут на них реакций других людей. Ситуативный диалог может быть понятен только двум общающимся. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Богатство и разнообразие жизненного опыта человека, как правило, положительно сочетается с развитостью у него коммуникативных способностей. Техника и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Дети более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают, и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь. Ребенок обнаруживает способности к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни (комплекс оживления), а к годовалому возрасту его экспрессия становиться настолько богатой, что позволяет довольно быстро усваивать вербальный язык общения, пользоваться звуковой речью. По мнению Л.С. Выготского, на основе возникновения диалогической (связной) речи лежит концепция о единстве процессов мышления и речи, соотношение понятий «смысл» и «значение», учение о структуре внутренней речи. Выготский считает, что переход от мысли к слову осуществляется «от мотива, порождающего какую - либо мысль, к оформлению самой мысли, опосредствованию ее во внутреннем слове, затем в значениях внешних слов, и, наконец, в словах». А.А. Леонтьевым выдвинуто положение о внутреннем программировании коммуникативных способностей, рассматриваемом как процесс построения некоторой схемы, на основе которой порождается речевое развитие. По мнению А.Р. Лурия развитие коммуникативной компетентности представляет собой сложный многоуровневый процесс. Он начинается с мотива, который объективируется в замысле, замысел формируется с помощью внутренней речи. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести
к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости или наоборот, вызвать агрессивность, конфликтность. Практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. В принципе, у него сформированы коммуникативные способности. Но их необходимо поддерживать и развивать. Конечно, это доступно и самому ребенку в его повседневной жизни, но мы взрослые должны помочь ему пройти сложный, но необходимый путь к беспроблемному общению более безболезненно. Поэтому необходимо помогать ребенку налаживать отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Как это сделать? В каждом образовательном учреждении существует своя система формирования коммуникативнойкомпетентности у детей. Нами представленытри основных аспекта формирования коммуникативной компетентности, которыеиспользуются в педагогической работе во многих современных дошкольных образовательных учреждениях. Основной акцент в формировании коммуникативнойкомпетентности делается на коррекционной работе с детьми, имеющими трудности в общении. Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально – психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Способность к общению включает в себя:
1) желание вступать в контакт с окружающими «Я хочу!»;
2) умение организовать общение «Я умею!», включающее умение слушать
собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими «Я знаю!».
Именно эти три основных аспекта определяют содержание работы педагога по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Большинство педагогов-исследователей склонны включать в педагогическую работу с дошкольниками диалог, игровые рефлексивные методы и приемы, а так же способы педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации. Наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные воспитательные мероприятия.
Одним из факторов формирования коммуникативной компетентности у детей 5 – 6 лет является благоприятный психологический климат в группе детского сада и в семье. Практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Здесь следует помнить, что родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях. Поэтому, следует изменить не только их форму и структуру организации, но и считаться с мнением родителей при определении тематики. Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребёнка. Одной из них может быть нарушение взаимоотношений внутри семьи; есть и более сложные – психофизиологические особенности ребёнка (определённая незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7-8 годам). Что же тогда нужно делать взрослым, чтобы помочь ребёнку преодолеть эти опасные тенденции, порождающие различные трудности в общении, либо демонстративность и агрессивность, либо замкнутость и полную пассивность? Необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими. Эти два взаимосвязанных навыка – умение контролировать свои эмоции и умение общаться, как показывает опыт отечественных педагогов и психологов (М. И. Чистяковой, Н. В. Самоукиной, В. И. Кабрина, Е. В. Рыбак и др.), наилучшим образом формируется в процессе детского коллективного творчества и художественного освоения мира, которые порождают особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребёнка. Другими словами, развитие интонационных речевых навыков, музыкально-сенсорных способностей, воображения, способности к эстетическому переживанию имеет основополагающее значение и для развития коммуникативной сферы дошкольников.
Итак, современные исследования показали, что социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Уже с момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций.

Тематическое планирование цикла коррекционных занятий для детей старшего дошкольного возраста по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста, снижению проявлений агрессивности в поведении детей
«Давайте дружить»
№ Занятие Кол-во часов
1 «Здравствуйте, это Я» 0,5 часа
2 «Наши эмоции» 0,5 часа
3 «Я и мои чувства» 0,5 часа
4 «Добрые игры» 0,5 часа
5 «Что посеешь, то пожнешь» 0,5 часа
6 «Встреча эмоций» 0,5 часа
7 «Тух-тиби-дух» 0,5 часа
8 «Наше общение» 0,5 часа
9 «Азбука настроений» 0,5 часа
10 «Уходи, злость, уходи» 0,5 часа
11 «Цветик – семицветик» 0,5 часа
12 «Вместе веселей» 0,5 часа
13 «Давайте дружить» 0,5 часа
ИТОГО: 13 встреч
Содержание цикла коррекционных занятий для детей старшего дошкольного возраста по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста, снижению проявлений агрессивности в поведении детей
«Давайте дружить»
№ Занятие Цель Краткое содержание
1 «Здравствуйте, это Я» Формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях. Игра «Приветствие»
Упражнение «Три подвига Андрея»
Игра «Бумажные мячики»
Игра «Прощание»
2 «Наши эмоции» Разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов; развитие эмоциональной сферы ребенка. Игра «Приветствие»
Игра «Конкурс художников»
Игра «Эмоциональный словарь»
Игра «Прощание»
3 «Я и мои чувства» Научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев;
научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива. Игра «Приветствие»
Игра «Маленькое привидение»
Игра «Сороконожка»
Игра «Прощание»
4 «Добрые игры» Снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. Игра «Приветствие»
Игра «Обзывалки»
Игра «Два барана»
Игра «Прощание»
5 «Что посеешь, то пожнешь» Развивать у детей рефлексию (способность анализировать причины и следствия) своего агрессивного поведения, формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях. Игра «Приветствие»
Упр. «Почему подрались мальчики»
Упр. «Я могу защитить…»
Игра «Прощание»
6 «Встреча эмоций» Содействовать символическому уничтожению страхов детей; помочь детям проявить их агрессию в конструктивных цел. Игра «Приветствие»
Упр. «Прогони Бабу-Ягу»
Упр. «Петушиный бой»
Игра «Прощание»
7 «Тух-тиби-дух» Снятие негативных настроений и восстановление сил; снижение нервно-психического и эмоционального напряжения. Игра «Приветствие»
Игра «Тух-тиби-дух»
Игра «Плывем в облаках»
Игра «Прощание»
8 «Наше общение» Обучить детей эффективным способам общения.
Игра «Приветствие»
Упр. «Попроси игрушку» — вербальный вариант
Упр. «Попроси игрушку» — невербальный вариант
Игра «Прощание»
9 «Азбука настроений» Научить детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом; Игра «Приветствие»
Игра «Жужа»
Игра «Волшебные шарики»
Игра «Прощание»
10 «Уходи, злость, уходи» Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения. Игра «Приветствие»
Игра «Рубка дров»
Игра «Отдых на море»
11 «Цветик – семицветик» Способствовать развитию чувства эмпатии, умения работать в группе.
Игра «Приветствие»
Игра «Цветик – семицветик»
Игра «Мой хороший попугай»
Игра «Прощание»
12 «Вместе веселей» Научить детей контролировать свои движения; способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. Игра «Приветствие»
Игра «Толкалки»
Игра «Доброе животное»
Игра «Прощание»
13 «Давайте дружить» Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение. Игра «Приветствие»
Игра «Подушечные бои»
Упражнение «Высоко в небе»
Игра «Прощание»
Занятие 1
«Здравствуйте, это Я»
1. Игра «Приветствие».
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Дети доброжелательным тоном приветствуют друг друга.
2. Упражнение «Три подвига Андрея».
Цель: формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях.
Упражнение можно выполнять индивидуально или в группе, в которой один ребенок на время становится основным действующим лицом, а остальные наблюдают за происходящим.
Ведущий рассказывает историю о мальчике Андрее, который часто дрался. Как-то раз он подрался на улице с незнакомым мальчиком и побил его. Но оказалось, что это был не мальчик, а волшебник. Он рассердился на Андрея и забросил его на фантастическую планету. Выбраться оттуда домой Андрей сможет только тогда, когда совершит три подвига, очень трудных и опасных. Далее дети вместе с ведущим придумывают и разыгрывают эти подвиги, например, как Андрей избавил город от громадного злого дракона или спас маленькую девочку от беспощадного бандита. Остальные дети при этом играют сопутствующие роли, например, роли дракона, замка, в котором он жил, деревьев в дремучем лесу по дороге к замку и т. п. Каждый подвиг может разыгрываться на отдельном занятии.
3. Игра «Бумажные мячики».
Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.
Перед началом игры каждый ребёнок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.
«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячики на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали! »
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на её стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию».
Бумажные мячики можно будет использовать ещё неоднократно.
4. Игра «Прощание».
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Дети доброжелательным тоном прощаются друг с другом.
Занятие 2
«Наши эмоции»
1. Игра «Приветствие».
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Дети доброжелательным тоном приветствуют друг друга.
2. Игра «Конкурс художников». (приложение 1)
Цель: разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов.
Ведущий заранее готовит черно-белые рисунки какого-нибудь сказочного агрессивного персонажа. Детям предлагается поиграть в художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым. Всем детям даются заранее приготовленные рисунки, к которым они пририсовывают «добрые детали»: пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки и т. п.
При этом можно устроить конкурс — чей персонаж выглядит добрее?
3. Игра «Эмоциональный словарь». (приложение 1)
Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка.
Перед детьми раскладываются карточки с изображением лиц людей, находящихся в разных эмоциональных состояниях. После ребенку задаются вопросы: «Какие эмоции у людей на картинках?», «Вспомни себя в таком состоянии», «Из-за чего ты так себя чувствовал?», «Почему тебе нравилось или не нравилось это состояние?», «Хотел бы ты снова вернуться в это состояние?», «А может ли данное выражение лица отражать состояние другого человека?». Через несколько дней или недель игру можно продолжить, предложив вопрос: «Какое состояние за прошедшее время ты испытал больше? ».
4. Игра «Прощание».
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Дети доброжелательным тоном прощаются друг с другом.
Занятие 3
«Я и мои чувства»
1. Игра «Приветствие».
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Дети доброжелательным тоном приветствуют друг друга.
2. Игра «Маленькое привидение».
Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев. «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем ребятами! ».
3. Игра «Сороконожка».
Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.
Несколько детей (5-8 человек) встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего «Сороконожка» начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т. д.). Главная задача – не разорвать единую «цепь», сохранить «Сороконожку» в целости.
4. Игра «Прощание».
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Дети доброжелательным тоном прощаются друг с другом.
Занятие 4
«Добрые игры»
1. Игра «Приветствие».
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Дети доброжелательным тоном приветствуют друг с другом.
2. Игра «Обзывали».
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, солнышко!». Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.
3. Игра «Два барана».
Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.
Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы “бараны” не расшибли себе лбы.
4. Игра «Прощание».
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Дети доброжелательным тоном прощаются друг с другом.
Занятие 5
«Что посеешь, то пожнешь»
1. Игра «Приветствие».
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Дети доброжелательным тоном приветствуют друг друга.
2. Упражнение «Почему подрались мальчики». (приложение 2)
Цель: развивать у детей рефлексию (способность анализировать причины и следствия) своего агрессивного поведения.
Ведущий заранее готовит рисунок, на котором изображены дерущиеся мальчики. Показывает этот рисунок и предлагает придумать, почему ребята подрались, чем окончится драка, будут ли они жалеть о том, что подрались, и кок можно было бы поступить по-другому.
На последующих занятиях можно рассматривать другие аналогичные рисунки, задавая те же вопросы.
3. Упражнение «Я могу защитить… ».
Цель: формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях.
Дети и ведущий перебрасываются мячиком. Тот, у кого в руках мячик, заканчивает фразу «Я могу защитить…». Если дети достаточно взрослые, можно использовать фразу «Я могу защитить., потому что. ».
4. Игра «Прощание».
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Дети доброжелательным тоном прощаются друг с другом.
Занятие 6
«Встреча эмоций»
1. Игра «Приветствие»
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Дети доброжелательным тоном приветствуют друг друга.
2. Упражнение «Прогони Бабу-Ягу».
Цель: содействовать символическому уничтожению страхов детей; помочь детям проявить их агрессию в конструктивных целях.
Ребенка просят представить, что в стул залезла Баба-Яга, надо обязательно прогнать ее оттуда. Она очень боится громких криков и шумов. Ребенку предлагается прогнать Бабу-Ягу, для этого надо покричать и постучать по стулу пустыми пластмассовыми бутылками.
3. Упражнение «Петушиный бой».
Цель: стимулировать проявление агрессии у детей со страхами, аффективная стимуляция ребенка.
Дети со страхами часто имеют трудности в проявлении агрессии, поэтому им будет полезно следующее упражнение. Двое детей — петушки, — прыгая на одной ноге, дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, чтобы соперник наступил второй ногой на пол, что означает его проигрыш.
4. Игра «Прощание».
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Дети доброжелательным тоном прощаются друг с другом.
Занятие 7
«Тух-тиби-дух»
1. Игра «Приветствие»
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Дети доброжелательным тоном приветствуют друг друга.
2. Упражнение «Тух-тиби-дух».
Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.
«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате». Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово
Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
3. Игра «Плывем в облаках».
Цель: снижение нервно-психического и эмоционального напряжения.
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в приятном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно и вы чувствуете себя хорошо.
Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно.
Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем.
Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши ноги и руки свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете.
Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли.
Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его весь день».
4. Игра «Прощание».
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Дети доброжелательным тоном прощаются друг с другом.
Занятие 8
«Наше общение»
1. Игра «Приветствие».
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Дети доброжелательным тоном приветствуют друг друга.
2. «Попроси игрушку» — вербальный вариант.
Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.
3. «Попроси игрушку» — невербальный вариант.
Цель: обучение детей эффективным способам общения.
Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т. д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: «Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)», «Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?» Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни, она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия).
4. Игра «Прощание».
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Дети доброжелательным тоном прощаются друг с другом.
Занятие 9
«Азбука настроений»
1. Игра «Приветствие».
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Дети доброжелательным тоном приветствуют друг друга.
2. Игра «Жужа».
Цель: научить детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.
«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей». Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.
3. Игра «Волшебные шарики».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Дети сидят в кругу. Ведущий просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик и просит согреть его, покатать, подышать на него, отдать ему часть своего тепла и ласки. Открыть глаза. Посмотреть на шарик и рассказать о чувствах, которые возникли во время выполнения упражнения.
4. Игра «Прощание».
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Дети доброжелательным тоном прощаются друг с другом.
Занятие 10
«Уходи, злость, уходи»
1. Игра «Приветствие».
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Дети доброжелательным тоном приветствуют друг друга.
2. Игра «Рубка дров».
Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.
Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!». Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.
3. Игра «Отдых на море».
Цель: снижение нервно-психического и эмоционального напряжения.
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской волны.
Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легких сильным и послушным.
Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».
4. Игра «Прощание».
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Дети доброжелательным тоном прощаются друг с другом.
Занятие 11
«Цветик – семицветик»
1. Игра «Приветствие».
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Дети доброжелательным тоном приветствуют друг друга.
2. Игра «Цветик – семицветик».
Цель: Игра помогает детям оценить свое состояние, проанализировать поведение.
Взрослый заранее заготавливает вырезанные из картона цветы. На каждом из 7 лепестков нарисованы лица, выражающие разные эмоции. Ребенок смотрит на лепестки, называет эмоцию и говорит, когда он находился в том или ином состоянии.
3. Игра «Мой хороший попугай».
Цель: игра способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в группе.
Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит: «Ребята! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как ты думаешь, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь к нам снова? Дети предлагают: «Говорить с ним ласково», «Научить его играть» и т. д. Взрослый бережно передает ему плюшевого попугая (мишку, зайчика). Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) попугая взрослому. Игру лучше проводить в медленном темпе.
4. Игра «Прощание».
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Дети доброжелательным тоном прощаются друг с другом.
Занятие 12
«Вместе веселей»
1. Игра «Приветствие».
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Дети доброжелательным тоном приветствуют друг друга.
2. Игра «Толкалки».
Цель: научить детей контролировать свои движения.
Скажите следующее: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: «Стоп». Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.
3. Игра «Доброе животное».
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперёд, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперёд. Выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад и т. д. Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе».
4. Игра «Прощание».
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Занятие 13
«Давайте дружить»
1. Игра «Приветствие».
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Дети доброжелательным тоном приветствуют друг друга.
2. Игра «Подушечные бои».
Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение.
Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушки, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть «Сражение двух племен» или «Вот тебе за… » (Игру начинает взрослый, как бы давая разрешение на подобные действия, снимая запрет на агрессию).
3. Упражнение «Высоко в небе».
Цель: снижение нервно-психического и эмоционального напряжения.
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над нами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите парящую птицу. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.
Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.
А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».
4. Игра «Прощание».
Цель: создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта.
Дети доброжелательным тоном прощаются друг с другом.
Приложения
Приложение 1
Занятие №2
Игра 2


Игра 3


Приложение 2
Занятие 5
Упр.2