Методическая разработка по русскому языку по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных» (3 класс)


МБОУ «Криушинская СОШ»
Урок русского языка в 3 классе по теме
«Правописание мягкого знака после шипящих
на конце имён существительных»
по программе «Начальная школа 21 века»
Составила и провела:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Куницина Ю.Ю.
с.Криуша, 2017г.
Технологическая карта урока.
Предмет Русский язык
Учебно-методический комплекс «Начальная школа 21 века»
Класс 3
Тема урока «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных»
Цели урока Способствовать формированию навыков правописания мягкого знака после шипящих у имен существительных
Тип урока Повторение, обобщение и систематизация знаний и способов действий
Планируемые образовательные результаты Предметные
Применяют орфографические правила; находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи; контролируют свои действия, проверяют написанное.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные: формулируют познавательную цель; осуществляют анализ, сравнение, классификацию; делают выводы.
Регулятивные: учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; проговаривают последовательность действий на уроке.
Коммуникативные: строят понятное для слушателя высказывание, задают уточняющие вопросы, формулируют простые выводы.
Личностные результаты
Используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения Основные: учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть; авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова.
Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 3 класс №1; автор: М.И.КузнецоваДополнительные: иллюстративный материал; карточки с заданием; мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.
Сценарий урока
Этапы урока Формы, методы,
методические
приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма контроля
осуществляемые действия формируемые умения 1 2 3 4 5 6
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствие учащихся.
- Проверим готовность к уроку
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок. Все ль на месте, все ль в порядке? Книги, ручка и тетрадки?
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя II. Чистописание Индивидуальная. Практический. Письмо Правила посадки.
Ш ТКнига в счастье украшает, а в несчастье
утешает.
(Что вы записали? Это пословица – краткое изречение с поучительным смыслом)
Работаем с орфограммами в предложении. Выполняют письмо по образцу Вырабатывают каллиграфический почерк Правильное написание
III. Словарная работа Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, упражнение - Отгадайте загадку.
Круглый, зрелый, загорелый.
Он попался на зубок,
Расколоться все не мог.
Но попал под молоток.
Хрустнул раз - и треснул бок.
- Запишите отгадку (орех), определите род и число (ед.ч, м.р.) Слушают и отгадывают загадку; определяют род и число имени существительного «орех» Эмоционально воспринимают стихотворные строки; учатся работать по предложенному учителем плану; осуществляют анализ Упражнение
IV. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный, практический.
Чтение, письмо, задание
Сообщение учителя, беседа Знакомит с темой, предлагает сформулировать учебную задачу.
Задание «Запишите одним словом»
Часть суток с вечера до утра? (ночь)
Приспособление, с помощью которого открывают замок. (ключ)
Сооружение из кирпича для отопления дома? (печь)
Человек, лечащий больных (врач)
Суп со свеклой и другими овощами. (борщ)
Бывает и устная, и письменная (речь)
- К какой части речи относятся записанные вами слова? (имена существительные)
- Вспоминаем правило. Что такое имя существительное?
- А какое правило необходимо было вспомнить для правильной записи слов? (правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных)
- Выстраиваем алгоритм правильного написание мягкого знака после шипящих у имен существительных.
Имя сущ.
ч ж ш щ
ж.р. м.р.
ь ьСлушают и отгадывают загадки; записывают отгадки в тетрадь
Слушают учителя, формулируют учебную задачу Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем Упраж-нение
Беседа по вопросам
V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Упражнение в применении правила Фронтальная. Практический. Чтение, письмо, задание Организует работу со словами.
Слова-загадки.
(один ученик работает у доски, записывает, проговаривает правило)
Место, где купаются и загорают. (пляж – м.р.)
Чёрная птица – вестник весны. (грач – м.р.)
Маленький серый грызун. (мышь – ж.р.) Применяют правило «Мягкий знак после шипящих у имен существительных», записываю слова в тетрадь, определяют род, подчёркивают орфограмму Проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности Упражне-ние2. Работа с учебником ИндивидуальнаяПрактический. Упражнение Организует работу по заданию:
- Выполните упражнение 2, запишите пословицы, замените звуковую запись слов на буквенную.
Умную речь (ж.р.) приятно и слушать.
Бой красен мужеством, а товарищ (м.р.) дружеством.
Всякая вещь (ж.р.) хороша на своём месте.
Мал ёрш (м.р.), да колюч. Заменяют звуковую запись слов на буквенную, определяю род существительного Учатся работать по предложенному учителем плану; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий VΙ. Физкульт-минуткаФронтальная Организует музыкальную физминутку, контролирует учащихся, следит за техникой безопасности. Повторяют упражнения Снятие усталости, напряжения Наблюдение
VΙΙ. Закрепление знаний и способов действий.
3. Работа в печатной тетради № 1. Индивидуальная Практический. Игра, упражнение Игра «Кто быстрее?»
Выполните упражнение 1 в рабочей тетради. Запишите в таблицу свои примеры слов, оканчивающихся на шипящий. Записывают слова по столбикам Осуществляют классификацию объектов Упражнение
4. Работа в парах Фронтальная. Работа в паре. Задание Организует работу по заданию:
-Давайте поработаем в паре. У вас на столе лежит карточка с заданием. Внимательно прочитайте задание и выполните его.
Задание: Найдите слова, в которых на конце после шипящих нужно написать Ь.
- Допишите и закрасьте ячейку. Не забывай пользоваться алгоритмом.
мелоччиж вещ
марш брошциркач
лож калач ночПроверка. Работают в паре; находят слова, дописывают мягкий знак на конце существительного после шипящих, закрашивают соответствующую ячейку, проводят проверку Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения Упражнение
VΙΙΙ. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Фронтальная. Словесный. Беседа. Организация подведения итогов урока. Оценка результатов выполнения заданий на уроке.
- Наш урок подходит к концу. Молодцы, вы все сегодня хорошо и активно работали.
- Что нового узнали о правописании имён существительных?
- В каких случаях у имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук, пишется ь знак?
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Как чувствовали себя на уроке?
- Чья работа на уроке вам понравилась?
- А мне понравилась сегодня работа….. А мало активны были….
Упражнение «Яблоня»
На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.
Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проговаривают цель. Проводят самооценку, рефлексию. Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Беседа по вопросам. Саморегуля-цияΙX. Домашнее задание Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя Организует объяснение домашнего задания с.173, упр.3 Выпиши слова с орфограммой «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных»

-Потрудились вы не зря, вас спасибо от меня! Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи Принимают учебную задачу. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания. Упражнение