Преемственность в обучении предметов естественного цикла: начальная школа –основная школа.


Преемственность в обучении предметов естественного цикла – начальная школа –основная школа.
В.П.ВишнивецкаяВ условиях модернизации современного образования, в том числе естетвенно-научного цикла,проявляется необходимость определения направлений преемственности содержания начальной и средней школы. Назрела важная необходимось принятие учителями важной для всех основной идеи, целей, содержания образования, методов, организационных форм обучения, методики определения результативности.(слайд 1)
Цель выступления: Объединение усилий педколлектива школы для повышения эффективности работы и повышения качества образования.
Каждый школьный коллектив должен функцианально и последовательно перейти к данной работе. Стратегия приемственности биологии в системе: «начальная школа –основная школа» в нашей школе думаю должна заключатся в следующем: Построить траекторию, на основе которой, ученик будет строить свою собственную концепцию получения новых знаний, на основе имеющихся и отслеживать ее через расширенные заседания методических советов. Для того, что бы не приходилось тратить драгоченного для каждого учителя время на переучивание, а дополнять и раскрывать новые грани знаний.
Следовательно, по моему мнению, задача начальной школы - заложить фундамент учебных умений и навыков в системно-деятельностном подходе, основу знаний о живой и неживой природе, расширить кругозор ребенка на научной основе..Задача основной школы - реализовывать системно-деятельностный подход, в ходе обучения биологии, формирование знаний о живой природе от первоначальных представлений о проявлении основных жизненных свойств до общебиологических понятий через изучение организмов, их процессов, взаимосвязей и своего места в представлениях целостной картины мира. (слайд 2)
При анализе тетрадей УМК Плешаков, Сонин было выявлено, что в рабочих тетрадях УМК – полное дублирование материала учебников, что не позволяет реализовать творческий подход при работе с ними, часто для выполнения этих заданий требуется простое переписывание учебника. Это хорошо лишь на начальных этапах1-2, отчасти 3 класс, когда ребенок учится выделять главное , тренирует память и письменные навыки. Не стандартные задания появляются в тетрадях УМК 9 класса.
Возможно уже в конце второго , начале третьего класса следует учить составлять план текста и пересказ по плану, составлять простые вопросы к тексту, не заучивать не осмысливая определения, а пытаться их вначале составлять самим. Составлять схемы. Заполнять таблицы. Не боятся мыслить, искать свои пути решения вопроса. (слайд 3)
В 5 классе ребята уже должны уметь рассуждать над поставленной проблемой, продолжать формирование навыков устных выступлений, самооценки. В 6 классе их необходимо научить ставить цели предвосхищения, активно работать в группах, слушать себя , оппонента и мыслить. Работать с лабораторным оборудованием, выполнять опыты, делать выводы, предположения Все это должно продолжать опираться на развивающие игры, согласно возрастным особенностям учащихся. (слайд 4)
К началу 7 класса, важно решать логические задачи, задавать собеседнику вопросы подсказки, чертить схемы , диаграммы на основе учебного материала. Тогда учится бедет интересно и легко и новое будет расширять ранее изученное. Если ребенок научен быть только исполнителем, учить от и до и все, то у него возникает колоссальное количество проблем, в том числе морально - нравственных.
Еще одна не маловажная проблема - под словом проект, каждый учащийся понимает свой вид проекта и его структуру. Необходимо выработать единый подход к структуре и оцениванию проектов. Четко разделять учебный проект и творческие проекты в сознании учащегося , через структуру и критерии оценивания.(слайд 6)
Примерная структура учебного проекта:
- Титульный лист (включает вашу тему, ФИО исполнителя и тьютора, класс и дату).
- Актуальность проекта (обоснование необходимости проекта, описание проблемы).
- Цели и задачи проекта (раздел включает конкретные цели, которые ставите для решения поставленной проблемы, а также задачи, которые будут решаться для достижения поставленной цели).
- Основное содержание проекта (раздел включает описание путей и методов достижения поставленных целей, описание механизма реализации проекта, какие ресурсы будут использованы, как будет осуществлён отбор участников либо целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус, каким образом будет распространяться информация о проекте и т.д.).- Вывод. .(слайд 7)
Примерные критерии его оценивания:
- Актуальность.
- Соответствие поставленных целей и полученных результатов.
- Личные продвижения и приобретение нового опыта в ходе осуществления проекта.
- Свободное владение материалом и умение отвечать на вопросы, связанные с проектной работой (презентация).
- Оформление работы.
- Оригинальность.
- Масштаб проекта (личный вклад, время, затраченное на осуществление работы). (слайд 8)
Проблемы выделяемые методистами естественно научного цикла сводятся к следующим:
- Снижении мотивации в изучении предметов естественного цикла.
- Неудовлетворённость, недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и учебников.
- Несогласованность, разобщённость этапов формирования у учащихся общих понятий
- высокая значимость и ценность естественнонаучных знаний в развивающемся мире.
.(слайд 10)
Считаю, что решая первые две , выделенные из практической деятельности по внедрению ФГОС проблемы, помогут нам решить проблемы обозначенные методистами.
Для успешной адаптации учащихся начальной школы в изучении предметов естественно-научного цикла в основной должна проводится большая планомерная работа по преемственности. Задача учителей, обеспечить качественный переход от недостаточно-осознанных, эмоционально воспринимаемых форм действительности к осознанным, волевым, интеллектуально значимым формам, которые будут необходимы разных этапах жизненного пути.