Научно-исследовательская деятельность как мотивация школьников к изучению иностранных языков

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Расширение сотрудничества между странами вызывает потребность в общении людей, говорящих на разных языках и имеющих разные культурные традиции. Знание иностранных языков является необходимым условием для личных, социокультурных, профессиональных, экономических контактов и, таким образом, становится важным условием развития страны. Это требует пересмотра подходов к обучению иностранным языкам. Необходим поиск таких форм работы, которые обеспечивают максимальную активность и, прежде всего, мыслительную, всех и каждого ученика в отдельности. Нужно находить и создавать новые наглядные пособия, применять новые технологии, наиболее интересные для школьников, связанных непосредственно с их жизнью, окружающей средой. Учитель должен создавать такие условия, при которых обучение становится удовольствием.
Школа, как базовое образовательное учреждение, дает знания по многим предметам, закладывает образовательный фундамент. Нужно отметить, что общеобразовательной структуре с ее авторитарными позиционными технологиями и унифицированными образовательными стандартами не всегда возможна «индивидуализация образовательного маршрута» каждого ученика в объективно существующих, «заданных сверху» условиях. Поэтому вопрос о дополнительном образовании, играющем важную роль в организационно-методическом обеспечении решения проблемы активизации познавательной деятельности, мотивации самостоятельной работы интеллектуально одаренных школьников, актуален сегодня. Состояние общества, его экономическая и политическая нестабильность, резкое расслоение социума, безработица и другие негативные факторы не благоприятствуют формированию того типа личности, который наиболее востребован императивами сегодняшнего дня. Политическое, экономическое и поликультурное устройство современного общества определяет необходимость воспитания личности иного социокультурного типа личности – гуманной, духовной, творческой и в то же время прагматично-рациональной, но неизбежно культурной, интеллигентной, с развитыми духовно-нравственными качествами и потребностями.
Сегодня дополнительное образование – неотъемлемая часть образовательной системы любого уровня: от областного до локального и даже уровня отдельной школы. Дополнительное образование нельзя смешивать с какими-то ни было формами внеклассной или внеурочной работы в их традиционном смысле, т.к. они решают узкоспециализированные задачи – либо допрофессиональной подготовки, либо организации досуга школьников.
Деятельность Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Республики Крым «Малая Академия Наук «Искатель» (далее МАН) направлена в первую очередь на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и желаний каждого ребенка, развитие индивидуальных способностей, создание благоприятных условий для максимальной реализации творческого потенциала обучающегося.
Цель работы секции «Языкознание» – формирование коммуникативной компетенции и осмысленного профессионального выбора обучающихся.
Задачами секции «Языкознание» являются:
– формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению иностранного языка;
– систематизация, обобщение и углубление знаний по иностранному языку и литературе;
– упрочение коммуникативных навыков владения языком;
– подготовка школьников к самостоятельной научно-исследовательской деятельности по гуманитарному профилю.
Кроме совершенствования базовой подготовки по иностранному языку, в работе секции значительное место отводится развитию навыков научно-исследовательской деятельности учащихся, подготовке научно-исследовательских работ и их защите. Образовательная деятельность опирается на такие филологические дисциплины, как языкознание, лексикология, страноведение и обеспечивает межпредметные связи с родным языком и другим иностранным, литературой, информатикой и предполагает подготовку и защиту научно-исследовательских работ учащихся-членов МАН в секциях зарубежной филологии, искусствознания, культурологи, подготовку и защиту проектов.
Актуальность учебного процесса обусловлена, с одной стороны, наличием государственного заказа на высокообразованных специалистов, владеющих иностранными языками. С другой стороны, необходимостью общественно-политического, нравственного и патриотического воспитания обучающихся, развитие их эстетического вкуса, инициативы, творческих способностей в процессе учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности на примере аутентичной литературы стран изучаемого языка (художественная, документальная литература, источники СМИ).
Конкурс-защита научно-исследовательских работ учащихся-членов Малой академии наук проводится с целью поиска, поддержки, привлечения к научным исследованиям талантливой молодежи, создания условий для ее дальнейшего творчества и научной работы, содействия профессиональному самоопределению. Научно-исследовательская деятельность школьников реализует основные положения Федерального закона «Об образовании в РФ» и направлена в первую очередь на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и желаний каждого ребенка, развитие индивидуальных способностей, создание благоприятных условий для максимальной реализации творческого потенциала школьника.