Статья Стимулирование познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения в рамках развивающей среды коррекционного учреждения


СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КОРРЕКЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
STIMULATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF YOUNGER STUDENTS WITH DISABILITIES IN THE PROCESS OF LEARNING WITHIN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE CORRECTIONAL INSTITUTION
Пермякова Надежда Константиновна
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», nadkonperm2@mail.ru, Березники, Россия
Permyakova Nadezhda Konstantinovnaprimary school teacher
Municipal budget educational institution "School №7 for students with disabilities", nadkonperm2@mail.ru, Berezniki, Russia
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы обучения и развития младших школьников с ОВЗ с учетом ФГОС в учебном процессе, а также усовершенствование методики проведения уроков в классе «Особый ребенок» через введение эффективных методов и приемов взаимодействия с младшими школьниками.
Abstract. The article discusses topical problems of training and development of younger students with disabilities subject to Federal state educational standard in the educational process and methodology of conducting lessons in the classroom "Special child" through the introduction of effective methods and techniques of interaction with younger students.
Ключевые слова: учебно-познавательная деятельность, младшие школьники с ОВЗ, коррекция индивидуальных недостатков психофизического развития.
Key words: educational-cognitive activity of younger students with disabilities, the correction of individual deficiencies and mental deficiencies.
Деятельность коррекционных образовательных учреждений в настоящее время обусловлена ФГОС, в рамках которых организация учебного процесса проявляет необходимость использования эффективных методов и приемов взаимодействия с младшими школьниками с ОВЗ. Творческий педагогический поиск открыл разнообразные пути реализации достижения положительных результатов по формированию у учащихся с ОВЗ мотивации к обучению в образовательном учреждении.
Ценной педагогической находкой является авторская разработка и реализация дидактического материала, направленного на развитие психофизических возможностей обучающихся с тяжелыми нарушениями интеллектуальной сферы. Своеобразный подход к реализации учебной программы класса «Особый ребенок» нашел своё отражение в дидактическом материале «Учим гласные, играя», целью которого является стимулирование учебно-познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ в процессе обучения в коррекционном образовательном учреждении. (Приложение 1)
Данный материал, используемый на уроках грамоты в рамках достижения своей цели, отражает основные направления коррекционной работы, такие как:
сенсомоторное развитие,
коррекция отдельных сторон психической деятельности,
развитие учебных умений и навыков,
развитие наглядно-образного мышления,
речевое развитие,
расширение представлений об окружающей действительности,
компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы,
коррекция индивидуальных недостатков психофизического развития.
Дидактический материал «Учим гласные, играя» апробирован в период 2015-2016 учебного года на практике в учебном процессе с младшими школьниками класса «Особый ребенок», где преобладающий контингент детей с тяжелыми нарушениями интеллекта и сопутствующими психофизическими особенностями. (Приложение 2)
В ходе данной деятельности была отмечена активизация познавательной деятельности обучающихся, проявление живого интереса к данному дидактическому материалу, увеличение результативности усвоения учебных навыков, что отразилась на получении положительной динамики в плане развития мелкой моторики обучающихся.
Таким образом, обучение детей с нарушениями интеллекта требует грамотного педагогического подхода, а современные преобразования учебного процесса с учетом федеральных государственных образовательных стандартов в коррекционном учреждении побуждают учителя к усовершенствованию профессионального мастерства в ходе преподавания учебного материала.
Данный материал рекомендован к использованию учителями начальных классов, воспитателями, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, гувернерами, тьюторами в ходе изучения букв русского алфавита, а также решает задачи по развитию сенсомоторного развития детей с ОВЗ, мотивацию к познанию.
Приложение 1
Использование дидактического материала «Учим гласные, играя» в учебном процессе с младшими школьниками с ОВЗ

Приложение 2
Диагностические показатели, отмечаемые в ходе апробации дидактического материала «Учим гласные, играя» в классе «Особый ребенок» (2015-2016 учебный год)
Список обучающихсяМелкая
моторика
Слуховое восприятие Зрительное
восприятие Общие
показатели Динамика
2015 2016 2015 2016 2015 2016 2015 2016 1 Саша Б0 1 0 0 0 1 0 0,6 0,6
2 Богдан Б0 0 0 0 0 0 0 0 0
3 Ирина З0 1 0 1 0 1 0 0,3 0,3
4 Кирилл М 0 0 0 0 0 0 0 0 0
5 Никита С0 1 0 2 1 2 0,3 1,6 1,3
6 Денис Т1 2 1 2 1 3 1 2,3 1,3
7 Яна И1 4 1 4 1 4 1 4 3
0,3 1,3 0,3 1,3 0,4 1,6 0,3 1,2 0,9
Краткое содержание проводимых диагностических мероприятий по параметрам:
Мелкая моторика. Нажимание клавиши с конкретной буквой, услышанного ранее звука.
Слуховое восприятие. Соотнесение слухового образа буквы с печатным на клавише пианино.
Зрительное восприятие. Узнавание образца буквы на печатной основе.
Критерии оценки сформированности уровня показателей.
0 – не выполняет действия.
1 – выполняет действия только с помощью учителя.
2 – выполняет действия с частичной помощью учителя.
3 – выполняет действия с направляющей помощью учителя.
4 – выполняет действия самостоятельно.
Литература
1.Бурлакова М.К. Речь и афазия. М., «Медицина», 1997г.
2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., МГУ., 1985г.
Регистрационная форма участника конференции
«Актуальные проблемы социально-педагогической, психологической и социально-культурной теории и практики»
Сведения об авторе Фамилия Пермякова
Имя Надежда
Отчество Константиновна
Организация, учреждение (полное название и сокращенное) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
МБОУ «Школа №7 для ОВЗ» г. Березники
Телефон для связи 89630205975
Секция, в рамках которой Вы хотите представить тезисы/статью Проектирование коррекционно- развивающей среды образовательного учреждения
Название статьи Стимулирование познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ в процессе обучения в рамках развивающей среды коррекционного учреждения
Согласие на выставление статьи на сайте и в электронной библиотеке Подтверждаю согласие подачей своих материалов для участия в конференции
Примечание