Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 38 г. Таганрога
Методическая разработка по русскому языку:
«Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»

Составитель: Осовская Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
2013
Содержание:
Введение
1.1. Актуальность методической разработки…………………………...2
1.2. Цели и задачи……………………………………………………........4
1.3. Основная идея лингвостилистического анализа…………………...4
1.4. Новизна методической разработки………………………………….6
2. Основная часть
2.1. Роль текстов на уроках русского языка…………………………….6
2.2. Последовательность работы при комплексном анализе текста…..7
2.3. Использование упражнений аналитического характера по
готовому тексту……………………………………………………….8
2.4. Комплексная работа с текстом на различных этапах изучения
учебного материала по русскому языку …………………………..11
2.5. Комплексная работа с текстом как один из этапов подготовки
к итоговой аттестации………………………………………………12
2.6. Итоги контрольных срезов…………………………………………12
3. Заключение…………………………………………………………………15
4. Список литературы………………………………………………………...16
Приложение………………………………………………………………...17
1. Введение
1.1. Актуальность методической разработки
Работа над комплексным анализом текста на уроках русского языка и литературы доказала, что проблема возникла не случайно. Анализируя сегодняшнее состояние преподавания русского языка в школе, учитель-словесник испытывает неудовлетворенность результатами обучения: современные выпускники недостаточно владеют орфографической и пунктуационной грамотностью, имеют незначительный объем словарного запаса, демонстрируют низкую речевую культуру. В связи с этим научные поиски известных методистов (А.Д. Дейкина, Е.А. Быстрова, Т.К. Донская, Т.М. Пахнова и др.) наметили перспективу дальнейшего развития методики обучения русскому языку. Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. По мнению профессора А.Д. Дейкиной, «…совокупность язык – культура – личность является концептуальным основанием современных методических школ, … лингвострановедческий и культуроведческий лингвистический материал все более применяется на только как дидактическое средство, как лингвистическая единица, но и как средство ценностно-смысловой ориентации личности, информационно-аксиологического источника познания мира и формирования толерантного сознания личности». Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного преподавания русского языка. Работа с текстом позволяет использовать в гармоническом единстве технологии личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения в рамках компетентностного подхода.
Особенностью обучения русскому языку в старших классах, когда школьник уже усвоил основной объем теоретических знаний программы по русскому языку, является потребность обучающихся в формировании своего понимания жизни. Именно поэтому лингвокультурологическая компетенция становится особенно актуальной.
Для формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся, по мнению профессора Н.С. Болотновой, «… необходимо формировать у школьников текстовую компетентность». С позиции коммуникативно-деятельностного подхода текст представляет собой «коммуникативно ориентированный, концептуально обусловленный продукт реализации языковой системы в рамках определенной сферы общения». Тексты отражают культуру соответствующего социума и автора. Они могут принадлежать русской классической литературе и нашим современникам, могут не иметь авторства, как, например, часть обширной блогосферы Интернета. Примеры таких текстов мы встречаем, например, в КИМах Единого государственного экзамена по русскому языку.
В интерпретации понятия «текст» важен в первую очередь такой его признак, как концептуальная обусловленность, так как вторичная коммуникация в текстовой деятельности – чтение (диалог автора и читателя) направлена на содержание текста.
Логика комплексного анализа текста на уроке русского языка в 10 – 11 классах, в процессе которого происходит развертывание концептуального содержания текста, может быть различна: от анализа языковых явлений к смысловому, идейному содержанию текста; от анализа концептосферы текста к языковым явлениям, позволяющим воплотить автору его идейный смысл; от концептуального анализа слова к концептуальному анализу текста.Для более успешной реализации технологий формирования лингвокультурологической компетенции более результативной является логика анализа текста «от смысла – к форме».
Цель и задачи
Целью данной методической разработки является формирование коммуникативной компетенции обучающихся через работу с текстом; систематическое и целенаправленное формирование у школьников навыков лингвостилистического анализа художественного текста и его фрагментов, способности оценить эстетическую ценность текста, объяснить языковые истоки его образности и выразительности.
Задачи:
•Образовательные: формировать умение работать с текстом на всех уровнях, самостоятельно применять знания в комплексе в новых условиях и изменённой ситуации ; совершенствовать навыки смыслового анализа текста.
•Развивающие: развить художественные языковые способности обучающихся, чувство языкового вкуса; развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность; развивать коммуникативные способности обучающихся в совместной деятельности: умение слушать и слышать, грамотно, аргументированно и связно формулировать ответы.
•Воспитывающие: воспитывать интерес к предмету, читательскую культуру; способствовать формированию морально-нравственных категорий; прививать истинную любовь к родному языку как культурному достоянию нации, гордость за него.
Основная идея лингвостилистического анализа
Основная задача лингвистического анализа – выявление общей художественной идеи текста, то есть того обобщающего эмоционального смысла, который лежит в основе произведения и доминантой которого является авторская точка зрения по отношению к описываемой действительности. В процессе анализа рассматриваются разные уровни текста: лексический (изучение тематических полей слов и особенностей отдельного слова), синтаксический (принцип сочетания слов, предложений, особенности структуры сложного синтаксического целого), композиционно синтаксический (определение типа повествования, взаимодействия речевых структур, пространственно-временная и субъективная организация текста абзаца). Кроме того, особое внимание уделяется выявлению имплицитных «элементов» текста. Порядок рассмотрения названных уровней свободен и задаётся спецификой конкретного произведения. Важно иметь в виду, что объектом анализа является художественный текст, а не художественное произведение «Текст – один из компонентов художественного произведения, конечно, крайне существенный компонент, без которого существование художественного произведения невозможно» [Лотман, 1972: 24].
Лингвистический анализ художественного текста очень важен, перед читателем ставится узкая задача внимательного прочтения извлечения максимальной художественной информации из самого текста. Характеристика литературной, общественной жизни эпохи, изучение биографии автора и обстоятельность создания данного произведения, безусловно, расширяет представление читателя о конкретном тексте, однако, это задача литературоведческого анализа [Гореликова, Магомедова, 1983: 7]. Существует такое понятие как интерпретация текста. В большей или меньшей степени, интерпретирование текста обязательно имеет место и при литературоведческом, и при лингвостилистическом анализе произведения, ибо художественное творчество не есть просто ещё один способ самовыражения, оно составляет важную, естественную и необходимую сторону коммуникативной деятельности человека.
Художественный текст сложен и многослоен. Задача его интерпретации – извлечь максимум заложенных в него мыслей и чувств художника. Замысел художника воплощён в произведении и только из него может быть реконструирован.
Интерпретация текста, таким образом, - это освоение идейно-эстетической, смысловой и эмоциональной информации художественного произведения, осуществляемое путём воссоздания авторского видения и познания действительности [Кухаренко, 1979: 8].
Понятие «текст» традиционно связывается и с другим основным понятием стилистики – стилем, независимо от трактовки последнего тем или иным направлением лингвистики. При понимании текста как общесемиотической категории текст и стиль соотносятся, прежде всего, как характеристики речевой деятельности. Если стиль – это значимое свойство человеческой деятельности в целом, и речевой деятельности в частности, то текст – самая крупная коммуникативная единица письменного типа речи – выступает одновременно как «оттиск» процесса речевой деятельности, как её результат, или продукт, и как «инструмент», используемый в процессе речевой деятельности – основное средство достижения некой прагматической цели.
Лингвостилистический анализ может проводиться на разных уровнях языка: фонологическом, морфологическом, лексическом, синтаксическом. Основной единицей фонологического уровня является фонема, главная функция которой – различение значимых единиц языка. В отличие от единиц других уровней языка, фонемы обладают только планом выражения, то есть не являются двусторонним знаком, и поэтому все фонемы имеют одинаковую функцию и играют одинаковую роль в организации звуковой стороны высказывания. В связи с этим, ни одна фонема не может быть стилистически маркированной по отношению к другой, и, как следствие этого, на фонологическом уровне отсутствуют выразительные
средства. 1.4. Новизна методической разработки
Новизна программы заключается в том, что материалы используются при подготовке к ЕГЭ, при выполнении части С, при написании сочинения (определение темы и основной мысли текста, при раскрытии проблемы, комментирование проблемы, выявление авторской позиции, аргументы из художественного произведения и из читательского опыта, согласие и несогласие с автором, заключительная часть сочинения). Формирование коммуникативной компетенции обучающихся происходит посредствам инновационных технологий.
Основная часть
2.1. Роль текста на уроках русского языка.
В сфере концепции филологического образования в нашей стране важнейшей характеристикой изучения русского языка является ориентированность на текст. Именно в процессе работы с текстом формируется языковая и коммуникативная компетенция учащихся.
Тексты для комплексного анализа на уроках русского языка надо брать небольшие. Преимущество малых текстов состоит в том, что их можно использовать оперативно и в соответствии с грамматическими темами, с ними можно проводить различные формы работы:
лингвистический анализ;
речеведческий анализ;
творческие задания по развитию языкового чутья;
тренировочные упражнения для формирования правописных умений;
упражнения по подготовке к экзамену;
экзамен.
Немаловажную роль имеет подбор текстов. Это должны быть высокохудожественные произведения. Необходимо использовать произведения, изучаемые на уроках литературы. Использование на уроках материалов литературных произведений дает возможность повторить изученные ранее правила русского языка, выполнить необходимые тренировочные упражнения, научиться составлять планы текстов, готовить устные сочинения, знакомиться с формулировками художественных средств и литературоведческих понятий. Результат усвоения материала проявится в создании своих текстов, например, сочинений - миниатюр.
Изучая художественный мир писателя, обучающиеся не только концентрируют внимание на изучаемом литературном произведении, но и отмечают стилистические особенности авторского письма. Это дает возможность при выполнении упражнений по русскому языку и разборе ключевых предложений опосредственно подходить к более глубокому восприятию литературного произведения.
Текст - один из сложнейших объектов лингвистического исследования.
Работа с текстом может включать анализ содержания, способов раскрытия авторского замысла, средств организации текста, его структуры, анализ композиции речевого произведения, анализ особенностей языкового оформления (языковой анализ) в зависимости от дидактической задачи определенного этапа работы.
Текст - образец издавна применялся при обучении связной речи. А в последнее время экспериментально доказана эффективность использования именно анализа образца на этапе подготовки к изложению, сочинению. В анализ включаются вопросы о строении текста, о средствах связи между частями текста. Он позволяет познакомить студентов с особенностями предстоящего высказывания; организовать поиск и подвести их к осознанию существа некоторых важных понятий речеведческого плана.
2. 2. Последовательность работы при комплексном анализе текста.
В зависимости от поставленной цели текст может быть дан учащимся или в оригинале, или, если необходимо коснуться какой-то определенной орфограммы или пунктограммы, с пропуском букв и знаков препинания.
При комплексной работе с текстом необходимо соблюдать следующую последовательность:
1. Подготовиться к выразительному чтению.
2. Определить тему и основную мысль текста.
3. Озаглавить текст. Если название уже есть, объяснить его смысл, на что оно указывает - на тему или на основную мысль текста.
4.Определить стиль речи, обосновать выбор.
5. Доказать, что это текст.
6. Определить средства связи между предложениями.
7. Определить способы связи предложений в тексте (цепная, параллельная, их сочетания).
8. Проанализировать встретившиеся орфограммы и пунктограммы.
9. На материале текста произвести данные виды разбора.
10. Обобщить и сделать выводы по речеведческой и грамматической части анализа.
Если конечной целью работы с текстом является пересказ (устный или письменный; написание изложения: подробного, сжатого или выборочного), то составляется план текста.
Возможно также написание сочинения, сочинения - миниатюры, являющихся продолжением анализируемого текста или написанных по аналогии с ним.
Домашнее задание объединяет образовательную и воспитательную задачи.
2. 3. Использование упражнений аналитического характера по готовому тексту.
Группа упражненийЧто программируется
по готовому текступо созданию текста
IАнализ текстаСоздание элементов текста
IIАнализ текста Создание частей текста
IIIАнализ текстаСоздание текста на основе готового
IVАнализ текстаСоздание своего текста
Упражнения аналитического характера по готовому тексту.
Среди заданий этой группы выделяются такие, которые требуют в основном анализа текста (определить стиль, тип речи, озаглавить текст, проследить использование средств художественной выразительности, в зависимости от грамматической темы проследить на данном тексте того или иного правила орфографии и пунктуации).
Упражнения аналитико-речевого характера по готовому тексту. Задания в этих упражнениях требуют анализа, обобщения и определения речевых действий (сформулировать тему высказывания, основную мысль, озаглавить текст, составить его композиционную схему), проследить грамматический строй данного текста, в результате чего на базе готового текста создаются элементы текста.
Упражнения на переработку готового текста. Задания в этих упражнениях требуют исправления текста, а результате чего возникают новые или обновленные его части (ввести в текст цитаты, исключить из текста лишнее, устранить непоследовательность в изложении материала, отредактировать текст).
Упражнения, требующие создания нового текста на основе данного (составить план текста, тезисы к нему; изложить какую-то часть текста или весь текст; ответить на вопрос, поставленный в тексте, перестроить данный рассказ, чтобы он начинался с самого интересного эпизода, развернуть данный сюжет в рассказ).
Упражнения, тренирующие учащихся в создании своего текста (составить план, тезисы выступления; написать рассказ на какую-то тему; написать заметку в стенгазету или репортаж, деловое и художественное описание).
Разумеется, все группы упражнений включают работу над орфограммами и пунктограммами. Комплексная работа с текстом на разных этапах изучения учебного материала по русскому языку.
Технология обучения русскому языку на основе комплексного анализа текста может применяться на любом этапе работы с обучающимися. Этот метод одинаково хорош как при объяснении нового материала, так и на завершающем этапе изучаемой темы.
Применение на практике комплексного анализа текста началось с урока повторения (конспект урока прилагается). Обычно уроки повторения по-разному воспринимаются школьниками. Группа хорошо успевающих чаще всего на них скучает, т. к. тема ими усвоена, и только материал повышенной сложности может привлечь их внимание. Слабоуспевающие не могут в начале года сразу включиться в интенсивную работу. Им необходимо каждую орфограмму отработать, иногда даже на протяжении нескольких уроков.
Чтобы учесть интересы каждого обучающегося, потребовалось провести необычный урок, включающий комплексный анализ текста. Для анализа был взят текст И. С. Соколова - Микитова «Звуки весны». Каждый ученик в течение 40 минут занимался исследовательской работой. Очень важен настрой на такой урок. Для создания благоприятной для работы атмосферы использовались репродукции картин и фотографии, были подобраны фрагменты музыкальных произведений, отвечающих теме урока, тексты лежали у каждого на парте.
Во вступительной беседе шел разговор с учащимися о звуках, которые можно услышать, находясь в классе. Были прослушаны записи звона колоколов и пения птиц, и только после соответствующего настроя приступили к анализу текста.
Текст читал учитель. Это дало возможность обучающимся проследить тон, темп речи, постановку логического ударения. Далее задавались вопросы по первичному восприятию текста, плавно переходящие на его речеведческий анализ (определение типа, стиля речи, использование средств художественной выразительности).
Следующим этапом работы было повторение орфограмм, встретившихся в тексте, объяснение постановки знаков препинания. Во время работы с текстом проводился синтаксический разбор предложений, составлялись их схемы.
Завершающим этапом работы являлось написание сочинения - миниатюры по репродукциям картин с изображением весны. Задание выполнялось под музыку, звучащую в течение 3 минут. Несколько готовых работ было прочитано, заслушаны отзывы о них. Успех урока был ощутимым.
В дальнейшем использовался анализ текста при изучении раздела «Лексика». На уроках на столах обязательно должны лежать разные виды словарей. Анализ начинается уже по отработанному плану.
Прочитайте отрывок из газетной статьи. Определите тему, основную мысль текста.
У нас в станице жил один парень. Он всегда ходил, высоко подняв голову, и разговаривал с нами с презрением. Все говорили, что он гордый. Меня это возмущало. Разве это гордость? Когда он уехал, никто его добрым словом не вспомнил
Гордость - хорошая черта характера. Гордые люди не унижают себя, а всего добиваются своим трудом и умом.
Объясните известные вам орфограммы.
Объясните постановку знаков препинания в выделенных предложениях. Составьте их схемы.
Ответьте на вопросы.
Что такое гордость?
В чем она заключается?
Выясните значение слова гордость по толковому словарю.
Возможно более точно и полно сформулируйте свое понимание слов настоящая гордость.
Перескажите текст. Придумайте свое окончание рассказа.
Очень хорошо использовать работу с текстом при изучении темы «Фразеологизмы» (конспект урока прилагается). Студенты плохо умеют объяснять значения фразеологических оборотов, поэтому у них есть возможность не только проанализировать орфограммы и пунктограммы текста, то и научиться толковать фразеологические обороты. Правильность объяснения проверяется по словарю фразеологизмов.
Завершающим этапом работы на уроке является создание текста на основе фразеологического оборота.
На уроках обобщения работа с текстом просто необходима. Во-первых, она помогает расширить словарный запас учащихся. Во-вторых, это хорошая возможность поработать с разными видами словарей. В-третьих, несколько вариантов заданий способствуют закреплению на практике той или иной орфограммы. Результат работы выливается в создание своего текста или в продолжение анализируемого.
Я привела далеко не полный перечень уроков, где успешно используется работа над анализом текста.
2. 4. Комплексная работа с текстом на различных этапах изучения учебного материала по русскому языку.
Подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ велась на протяжении трех лет. Постепенно вводились в учебный материал задания, соответствующие элементам ЕГЭ.
Задание части С ЕГЭ - это задание повышенной сложности, поэтому необходимо особенно внимательно отнестись к его выполнению, а значит, и к подготовке. В части С выполняются задание открытого типа, требующее развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста. Задание проверяет сформированность у обучающихся коммуникативной компетентности, необходимой для понимания чужих и порождения собственных высказываний. Работа по подготовке к ЕГЭ как особой форме итоговой аттестации ориентирована на формирование следующих составляющих коммуникативной компетентности:
♦> опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в тексте, базирующейся на:
умении анализировать содержание читаемого текста;
умении формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;
умении аргументированно доказывать собственное мнение;
умении ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения;
умении структурировать собственный текст и композиционно
правильно оформлять письменную работу;
опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования изобразительно-выразительных средств;
♦> опыт оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.
2.5. Комплексная работа с текстом как один из этапов подготовки к итоговой аттестации.
Подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ велась на протяжении трех лет. Постепенно вводились в учебный материал задания, соответствующие элементам ЕГЭ.
Задание части С ЕГЭ - это задание повышенной сложности, поэтому необходимо особенно внимательно отнестись к его выполнению, а значит, и к подготовке. В части С выполняются задание открытого типа, требующее развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста. Задание проверяет сформированность у обучающихся коммуникативной компетентности, необходимой для понимания чужих и порождения собственных высказываний. Работа по подготовке к ЕГЭ как особой форме итоговой аттестации ориентирована на формирование следующих составляющих коммуникативной компетентности:
♦ опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в тексте, базирующейся на:
умении анализировать содержание читаемого текста;
умении формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;
умении аргументированно доказывать собственное мнение;
умении ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения;
умении структурировать собственный текст и композиционно
правильно оформлять письменную работу;
опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования изобразительно-выразительных средств;
♦ опыт оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.
2. 6. Анализ результатов ЕГЭ показал, что наиболее типичные ошибки в работах выпускников связаны с неумением понимать информацию, заложенную в тексте; ясно, связно, последовательно излагать собственные мысли, аргументированно доказывать свою позицию, использовать в речи средства выразительности.
Обучающиеся знают критерии, по которым оценивается сочинение; теоретический материал (рекомендации), помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, с помощью которых можно проверить успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок. Знание типичных ошибок поможет им не допускать подобных просчетов в собственных работах.
Важно помнить, что в том случае, когда обучающийся сам четко знает, о чем, что, как и зачем он хочет сказать в сочинении, его работа будет понятна и интересна читателю.
Работа с сочинениями разной успешности позволяет не только научиться видеть и исправлять типичные ошибки, допущенные обучающимися, но и познакомиться с хорошими сочинениями, постараться понять «секреты» их содержания.
Рассмотрим поэтапно критерии.
1 этап.
Проблема - это сложная, зачастую конфликтная жизненная ситуация, которую автор ставит в центр своего произведения. Это тот главный вопрос, ответ на который он пытается найти. Весь текст - исследование этого вопроса (проблемы). Чтобы определить проблему, надо понять содержание текста и авторскую позицию.
Типичные ошибки.
Отсутствие формулировки проблемы исходного текста.
Неправильное понимание поднимаемой автором проблемы.
Неумение сформулировать проблему.
2 этап.
Комментарий одной из проблем текста. Комментарий - это вторичный текст, логизированная модель исходного произведения, объясняющая его смысл и актуализирующая этот смысл в новой ситуации. При создании логизированной модели большое значение приобретает работа с каждым абзацем текста. Именно абзац членит текст на логические и объединяемые по смыслу части. Абзац - это микротекст, завершенный этап работы. В нем есть тема, ее развитие и завершение. Выделяя главную мысль каждого микротекста, можно проследить, как развивается главная мысль всего текста, исследуется проблема.
Типичные ошибки.
Отсутствие комментария к проблеме.
Комментарий подменяется пересказом.
Вместо комментария дается перечень проблем.
Называется одна проблема, а комментируется другая.
3 этап.
Работа по определенной позиции автора текста. Позиция автора - это его отношение к обсуждаемой проблеме. Позиция может выражаться прямо, в подтексте, иногда автор использует иронию.
Типичные ошибки.
Отсутствие формулировки позиции автора.
Непонимание авторской позиции.
Неточность формулировки позиции автора.
4 этап.
Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции. Определив анализируемую проблему, необходимо четко сформулировать свое отношение к ней и продумать аргументацию своей точки зрения. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но обязательно нужно обосновать свою позицию, привести доказательства (не менее двух).
Типичные ошибки.
Собственное мнение не сформулировано или заявлено лишь формально (я согласен/ не согласен с автором).
Собственное мнение сформулировано, но нет аргументов.
Нет достаточного количества (менее двух) аргументов.
Выражаемое мнение не связано с анализируемой проблемой.
Для доказательства собственной позиции используются частные аргументы, «бытового уровня».
5 этап.
Части сочинения должны отвечать требованиям соразмерности, а композиция - отражать логику размышлений пишущего. Обобщения различного уровня должны быть связаны между собой и нацелены на раскрытие главной мысли автора творческой работы.
Особое внимание следует уделить вступлению и заключению. Они должны быть связаны с основной проблемой текста. Вступление должно привлечь внимание и обозначить проблемы. Заключение - подвести итог и оставить хорошее впечатление. Заключение должно быть связано с основной проблемой и соответствовать вступлению.
Типичные ошибки.
Отсутствие смысловой целостности, последовательности, коммуникативного замысла.
Нарушение абзацного членения.
Несоразмерность композиционных частей.
Композиционные части не связаны между собой.
6 этап.
Точность и выразительность речи. Сочинение должно отличаться точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, обращается внимание на использование риторических фигур.
Типичные ошибки.
Бедность словаря.
Однообразие словаря.
Однообразие грамматического строя речи.
7 этап.
Проверка работы и исправление ошибок. Текст сочинения необходимо перечитать; если нужно, внести исправления. Важно проверить правильность содержания, логику мысли, последовательность и связность изложения, убедиться, нет ли фактических, логических, грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых ошибок.
Качественное более или менее развитое письменное высказывание по литературной проблематике всегда свидетельствует о развитии ума и чувств человека. Владение речью, законами построения логического и убедительного текста, необходимое в работе над сочинением, пригодится в любом ином тексте.
Главным условием, при котором можно научиться писать качественные сочинения, является постоянная систематическая работа над ними, чтение художественных текстов, учебной и научной литературы. Навыки в написании сочинения всегда будут индивидуальными, а общие рекомендации могут только способствовать скорейшему становлению, развитию умения писать сочинения. Но без самостоятельной упорной работы никакие рекомендации и пособия при написании сочинения не помогут.
При написании сочинений необходимо избегать некорректности суждений, фактического искажения позиции автора текста и ошибок в определении фонового, дополнительного материала, привлеченного для доказательства собственной позиции.
Подготовка обучающихся позволила убедиться в том, что чем больше используется анализ текста на уроках, тем легче справляются студенты с заданиями части А и В и меньше трудностей вызывает написание сочинения - рассуждения.
Заключение.
Подводя итоги работы над выбранной мною темой, я пришла к выводу, что комплексная работа с текстом необходима на всех типах уроков русского языка и литературы. Задания, включаемые в комплексный анализ текста, развивают коммуникативные умения учащихся, формируют самостоятельность мышления, развивают орфографические, пунктуационные и речевые навыки обучающихся. Кроме того, эта работа является подготовкой к единому государственному экзамену, в который включены задания о языке и речи, вопросы, касающиеся владения русским языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм; владение разными видами речевой деятельности, умениями воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
В дальнейшей своей работе я планирую использовать тексты разных уровней сложности при отработке изучаемых на уроках тем, при проведении уроков обобщения, контрольных срезов. Особое внимание буду уделять работе с текстом.
Список использованной литературы:
1. Е. А. Владавская, Н. И. Ломилина, В. К. Сигов «Уроки словесности.» Пособие по подготовке к сочинению и выполнению творческих заданий. М. «Интернет-Центр», 2012.
2. А. Д. Дейкина. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.: Просвещение, 201ё.
3. Т. А. Долинина. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене. М.: «АЙРИС-пресс», 2012.
4. Издательский дом «Первое сентября». Газета «Русский язык», №5, 2008.
5. Издательский дом «Первое сентября». Газета «Русский язык», №7, 2008.
6. Т. А. Ладыженская. Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Просвещение, 2011.
7. Л. М. Лосева. Как строится текст. М.: Просвещение, 2011.
8. Т. М. Пахнова. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. М.: Просвещение, 2012.
9. В. П. Сычева. Русский язык. Экспериментальная экзаменационная работа 9 класс. Практикум, М.: «Экзамен», 2007.
10. Т. М. Фалина. Подготовка к сжатому изложению по отрывку из повести Л. Н. Толстого «Юность», М., 2012.
11. Русский язык. Единый государственный экзамен. Материалы для подготовки экспертов по части «С»/ автор-составитель: Т. М. Фалина. - М.: ГОУ Педагогическая академия .2011.
Приложение
Вводный урок-повторение
Цели:
Образовательные: формировать умение работать с текстом на всех уровнях; совершенствовать навыки смыслового анализа текста; уметь самостоятельно применять знания в комплексе в новых условиях и изменённой ситуации.
Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность; развивать коммуникативные способности обучающихся в совместной деятельности: умение слушать и слышать, грамотно, аргументированно и связно формулировать ответы.
Воспитывающие: воспитывать интерес к предмету; воспитание морально-нравственных категорий, таких, как сострадание, сопереживание, милосердие; воспитание негативного отношения к таким понятиям, как равнодушие, безответственность, неблагодарность.
Тип урока: Комплексное применение знаний.
Ход урока
Этапы урока. Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Проверка домашнего задания.
На дом учащимся был предложен текст, из которого они выписывали СПП с придаточными изъяснительными и определительными. Заранее (на перемене) на закрытой доске ученик по просьбе учителя выписывает номера и схемы предложений из домашнего задания.
Все проверяют, ученик у доски поясняет свой выбор. Учащиеся формулируют вопросы для отвечающего у доски ученика, которые позволяют проверить знания по изученной теме и повторить материал “СПП с придаточными изъяснительными и определительными ”.
Например:
Как определить вид придаточного?
На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные, определительные?
2. Закрепление знаний и способов действий.
а) Смысловой анализ текста. ( По методике профессора Глебовой Е.Ф.)
б) Лингвистический анализ текста.
*Постановка учебной проблемы. Одному из учеников предлагается прочитать текст выразительно вслух. Затем учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учитель: Понравился ли вам текст?
– Тронул ли он вас?
– Какие чувства возникли у вас при прочтении данного текста?
– За кого вы переживали?
– Что можете сказать о других героях текста?
– Как бы вы озаглавили этот текст? Учащиеся предлагают варианты заголовков текста, которые учитель фиксирует на доске.
Например:
Бедная Катерина Ивановна
Печальная история
Старый сад
Мама
и др.
– Наши мнения разделились.
* Кто же прав?
* Какое заглавие наиболее точно раскрывает тему текста, его основную мысль?
* Какую проблему поднимает автор текста?
* Как найти ответы на эти вопросы и прийти к правильному пониманию текста?
Учитель следит за работой групп, координирует их действия.
Разрешение проблемного вопроса. Смысловой анализ текста. ( С этим видом работы учащиеся уже знакомы).
Для дальнейшей работы учащиеся объединяются в группы (удобно по 4 человека, т.е. 2 парты).
У каждого ученика текст и страницы рабочей тетради с заданиями.
Обсуждают, записывают.
Затем выступают представители каждой группы, зачитывают выписанные смыслы
текста (организующие ( т.е. о чём говорится в тексте ) и квалифицирующие), слушают, дополняют. Делают вывод по проблематике
данного текста (“Одинокая старость”), предлагают заголовки, определяют стиль (художественный с элементами разговорного), тип текста (повествование с элементами описания), доказывают, зачитывают примеры.
Раздаточный материал для учащихся
Текст
(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась. (2)Но я знал от соседки и от доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровен час, так и умрёт, не повидав дочери, не приласкав, не погладив её русые волосы.
(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами.(6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.
(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны.
(8)– Дорогой мой,– сказала Катерина Ивановна,– уж вы не взыщите с меня, со старой.
(9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад.(10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым.(11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.
(12)Она одевалась очень долго.(13)Крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.
(14)Уже вечерело.(15)Сад облетел.(16)Палые листья мешали идти.(17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда.(18)Далеко над лесом висел серп месяца.
(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.
(20)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.
(21)– Не дай вам бог, родной мой,– сказала она мне,– дожить до такой одинокой старости!(22)Не дай вам бог!
(23)Я осторожно повёл её домой и подумал о том, как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! (По К.Г. Паустовскому)
Страницы рабочей тетради
СМЫСЛОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
Организующие Квалифицирующие
   
   
   
   
1. Озаглавьте текст _______________________________________
2. Тема текста ___________________________________________
3. Какова основная мысль текста?___________________________
________________________________________________________
4. Стиль текста (докажите своё мнение). _____________________
________________________________________________________
5.Тип текста (докажите своё мнение). ________________________
_________________________________________________________
6. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) доброго  2) тёплый  3) деревья 4) деньги
7. Каков способ образования слова (на) зеленеющей (предложение 7)?
1) приставочный 2) бессуффиксный 3) суффиксальный 4) сложение
8. В составе какого сложного предложения есть безличное?
1) 2  2) 6  3) 7 4) 23
9. Среди предложений 19–23 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите № предложения._______________________
10.Среди предложений 5-9 найдите сложное предложение с придаточным определительным. Напишите № этого предложения.
______________________________________
Домашнее задание
Напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение (не менее 50 слов).
Выразите свою позицию по данной теме.
Какие размышления вызывает у вас данный текст? Приведите не менее 2-х аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.
При необходимости используйте материал для справок: актуальная тема; серьёзная проблема; заставляет задуматься; мир не без добрых людей; материнская любовь; на мой взгляд; я считаю; хочется привести пример…;
Строение текста-рассуждения:
Тезис
Доказательство(Примеры из личного опыта, средств массовой информации, из художественной литературы).
Вывод
4. Обобщение и повторение.
Выполнение грамматических заданий к тексту.  Учащиеся выполняют тестовые задания на страницах 3-4 рабочей тетради, 2-3 ученика можно пригласить выполнить у доски, чтобы затем проверить вместе с классом.
5. Контроль и самопроверка. Слушают ответы учащихся у доски, с места называют ответы, объясняют, обсуждают.
6. Итог урока. Домашнее задание.
– Какие разделы языка повторили?
-Как вы думаете, где сможете приме-
нить знания по анализу текста? Отвечают, обсуждают.