Дополнительная образовательная программа Волшебная соломка для обучающихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья


ТОГБОУ «Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Утверждена
приказом директора
школы-интерната
№_____ от________
Дополнительная образовательная программа
«Волшебная соломка»
для детей с ОНР младшего школьного возраста
Срок реализации – 1 год
Разработчик:
БельяниноваЕ.А.,
воспитатель
Рассмотрена на заседании
методического совета
Протокол №___ от ______
Тамбов 2015г.
Пояснительная записка
Содержание программы предусматривает ознакомление с историей развития промысла и широким применением соломы в промышленности и быту; с основами композиции, цветоведения и материаловедения; технологией изготовления изделий из соломки в технике гладкого выклеивания (аппликация) и объемных форм (каркасные фигуры); декорированием изделий.
Более 80 % учебного времени отведено практическим занятиям, цель которых формирование навыков и умений по изготовлению изделий из соломки на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения.
С целью активизации учебно-воспитательного процесса программой предусмотрено проведение заготовки поделочного материала в поле.
Показателем результативности подготовки является выполнение 2 контрольных изделий по ключевым разделам: техника гладкого выклеивания и объемные формы из соломки (последнее может служить отправной точкой к изготовлению кукол для школьного кукольного театра).
Цель данной программы - развитие интереса к народным ремеслам, формирование целостного восприятия народного искусства как части культуры народа, обучение навыкам и приемам работы с соломкой.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
историю развития промысла и области использования соломы;
разновидности материала, особенности его заготовки и обработки;
перечень инструментов, необходимых для работы;
знать технику безопасности;
основы композиции, цветоведения и материаловедения;
технологию изготовления изделий в технике гладкого выклеивания и объемных форм;
технологию плетения из соломки и декорирование изделий.
Учащиеся должны уметь:
" заготовить, обработать и подготовить к работе поделочный материал;
пользоваться инструментами, необходимыми для изготовления изделий;
владеть приемами гладкого выклеивания;
разрабатывать самостоятельно несложные композиции для аппликации;
изготавливать изделия объемных форм;
владеть приемами плетения из соломенных лент;
выполнять декоративную отделку изделий с использованием соломенных плетенок и других материалов.
Учебно-тематический план
№ п/пНаименование разделов и тем Всего Количество часов Форма контроля
Теоретичес-кий курс Практичес-кий курс Введение
Народное искусство и художественные промыслы. Оборудование рабочего места, инструменты и приспособления, вспомогательные материалы.
Правила техники безопасности 2 2 I. Заготовка материала
Особенности и разновидность материала.
Сбор и обработка сырья. Подготовка материала к работе. Тонирование материала 7 1 6 II. Технология изготовления изделий в технике гладкого выклеиванияОсновы композиции и цветоведения.
Аппликация из соломки 56 1 55Изделие в технике гладкого выклеиванияIII. Технология изготовления объемной формы из соломки
Соломенные фигуры кукол. Соломенный конь 7 1 6 IV. Плетение из соломки
Плетение лент из соломки 2 1 1 Изделие объемной формы, украшенное плетенкой
Итого: 74 6 68 Содержание
ВведениеЦели и задачи обучения. Содержание предмета. Правила внутреннего распорядка в мастерской. Основное оборудование рабочего места.
Инструменты и приспособления (ножницы с прямыми и загнутыми концами, деревянная скалка, пресс, утюг); вспомогательные материалы (морилка, анилиновые красители, нити х/б № 10, клей ПВА, бумага - калька, копировальная бумага, разметочный инструмент). Правила техники безопасности при работе с ножницами, электроутюгом.
Беседа о народном искусстве, его основных видах: художественная резьба и роспись по дереву, металлу, вышивка, узорное ткачество, кружевоплетение, гончарное искусство и др.
Беседа о применении соломы в быту и на производстве. Использование соломы в декоративно-прикладном искусстве: Использование соломы в декоративно- прикладном искусстве (аппликация, инкрустация соломкой, объемные формы из соломы, плетение из соломки).
Заготовка материалаРазновидность злаковых растений.
Особенности поделочного материала: стебли ржи, пшеницы, овса, ячменя.
Сбор и обработка соломки. Условия хранения.
Подготовка соломки к работе: запаривание, изготовление соломенных лент (горячий и холодный способ).
Тонирование соломки.
Практическая работа. Экскурсия на колхозное поле с целью изучения разновидности сортов злаковых культур и заготовки поделочного материала.
Технология изготовления изделия в технике гладкого выклеиванияОпределение композиции. Симметричная и ассиметричная композиция. Основные законы (правила) композиционного построения. Масштабное соотношение элементов композиции. Орнамент и его разновидности: геометрический, растительный, животный (зооморфный) и геральдический.
Понятие стилизации.
Основы цветоведения: понятие о цветовом строе, взаимоотношении цветов. Хроматические и ахроматические цвета. Колорит. Светотень.
Материал для аппликации: соломенные ленты. Требование к фону и клеевые составы для аппликации.
Технические приемы выполнения аппликации. Этапы выполнения аппликации.
Практическая работа. Разработка композиции для аппликации. Подготовка основы. Выклеивание деталей аппликации соломенными лентами. Сборка деталей на основе. Отделка изделия.
Форма контроля: изготовление изделия в технике гладкого выклеивания.
Технология изготовления объемной формы из соломкиСоломенная кукла - ритуальный символ и детская забава.
Конструктивные особенности изделий объемных форм из соломы.
Подготовка материала для объемных форм. Технология изготовления каркасных фигурок.
Практическая работа. Подготовка материала к работе. Технология выполнения перевязи. Изготовление изделия объемной формы. Рекомендуемые: фигура куклы, коня.
Плетение из соломки
Виды и способы плетения из соломки: спиральное и прямое плетение, плоские и объемные плетенки (витые жгуты). Приемы наращивания соломин.
Практическая работа: подготовка материала для плетения. Изготовление наряда для фигурок из соломенных плетенок, выполненных «косичкой» из трех соломин и «зубаткой» из четырех соломин.
Форма контроля: изготовление изделия объемной формы, украшенного плетенкой.
Список используемой литературы
Барадулин В. А. Сельскому учителю о народных промыслах - М., 1979.
Некрасов М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. –М ., 1983.
Федотов Г. Я. Основы художественного ремесла. (Сухие травы). - М., 2000.
Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М.,
1981.
Дегям о традициях народного мастерства. Ч.1 / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. - М., 2001.
Народные ремесла тамбовского края: изделия из соломки. / Автор - состав. КачановаГ.В. Под ред. Каряева В.А. -Тамбов: ТОИПКРО, 2001.
Основы художественного ремесла: в 2 частях. / Под ред. В.А. Барадулина. -М., 1987.
Прекрасное - своими руками. Народные художественные ремесла. / Сост. С. Газарян-М.,1989.
Методические подходы к организации и проведениюпроцесса обучения по программеСолома - один из универсальных материалов, который используется и в промышленности, и в сельском хозяйстве, и в быту. Кроме того, из соломы можно выполнить большое количество поделок, использовать ее в качестве отделочного материала в декоративной отделке изделий и т. д.
Широкое применение соломы можно отразить на стенде, где могут быть представлены фотографии (например, изба с соломенной крышей), а также поделки из соломы. Демонстрация представленного на стенде сопровождается рассказом (из материала «Историческая справка»).Общие вопросы организации занятий с природным материаломПодготовительный этап
Объявление темы и демонстрация образца.
Сообщение сведений познавательного характера.
Планирование предстоящей работы
Составление композиции: выделение основных и вспомогательных элементов с учетом формы, величины и цвета.
Подготовка инструментов, основы и вспомогательных материалов.
Деталирование и подготовка к компановке.
Выполнение практической работы.
Анализирование работы.
Практическая работа
Определяется форма организации занятия: коллективная, групповая, индивидуальная, которая выбирается в зависимости от характера предстоящей работы, от тематики заданной композиции и т. д.
Оценивание результатов
Оценивание проводится в соответствии с поставленными целями.
Готовое изделие лучше оценивать по нескольким параметрам: по качеству, по количеству использованного материала, по разнообразию использованных материалов, объему работы, цветовому решению, оформлению (законченность исполнения) и т. д. Такой подход к оцениванию представляет более объективную картину успехов и недоработок каждого ученика (или группы) и помогает наметить перспективу роста каждого в отдельности и группы в целом.Рабочее местоРабочим местом может служить ученическая парта или верстак. Оно должно быть хорошо освещено, ничем не загромождено и всегда содержаться в чистоте.
Композиция н основы цветоведенияДанная тема является одной из основных при работе с различными материалами на уроках декоративно-прикладного искусства. Весь материал можно распределить на несколько этапов и изучать его по мере усложнения или смены объектов груда. Например: геометрический орнамент в теме «Инкрустация соломкой»; растительный орнамент в теме «Аппликация в технике гладкого выклеивания» или «Аппликация из семян растений», «Флористика» и т. д.
На уроке необходимо дать под запись основные определения. Далее на примере готовых изделий разобрать полученную информацию путем сравнения и анализа композиционного построения, выделяя особенности того или иного композиционного построения. Обсуждение цветового решения может сопровождаться подбором вариантов (см. далее таблицу сочетания цветов).
Практические занятия
Практические занятия по изготовлению соломенных кукол и коня можно организовать в форме творческой мастерской.
Задание-минимум: изготовление обобщенной фигуры человека (куклы) и коня.
Задание-максимум: изготовление наряда для фигурок из соломенных плетенок, ткани и других материалов;
составление сюжетной сценки, героями которой будут выполненные фигурки;
сочинение рассказа-миниатюры по составленной сценке.