Дополнительная образовательная программа Волшебная кисточка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 124»












Дополнительная образовательная программа
«ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
Возраст детей – с 6,5 лет













Автор: учитель начальных классов

Маркитантова Д.О.

















г. Нижний Новгород
2015 год





2. Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «Волшебная кисточка» (рисование) имеет художественную направленность.

Новизна программы
Заключается в единстве познавательной и художественной деятельности. В творчестве, наполненном интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально, а также развивают свои художественные навыки.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Всё начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят своё разрешение в условиях кружка «Волшебная кисточка». Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих устремлениях, призвана данная программа.
Цели дополнительной образовательной программы:
Развитие творческих способностей учащихся, их эстетического вкуса, раскрытие и развитие потенциальных способностей, заложенных в ребёнке.

Задачи дополнительной образовательной программы
Обучающие:
- Познакомить с видами изобразительного искусства
- Научить создавать эскизы
- Научить навыкам работы с карандашом, технике работы с кистью и фломастерами
Воспитательные:
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость.
- Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности
- Прививать навыки работы в группе.
- Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Развивающие:
- Развивать художественный вкус, фантазию, пространственное изображение
- Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
- Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки.
-Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Отличительные особенности программы

Развивающий аспект обучения предполагает всестороннее развитие ребенка: задания развивают творческие способности, художественный вкус, мелкую моторику, коммуникативные умения, формируют познавательную, эстетические потребности, навыки адаптации в коллективе.


Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Данная программа разработана для учащихся первых и вторых классов начальной школы (с 6,5 лет).
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

- сформированный устойчивый интерес к художественной деятельности;
- навыки работы в группе;
- стремление к разумной организации своего свободного времени;
- развитый художественный вкус, фантазия, пространственное изображение;
- обогащённый визуальный опыт, благодаря посещению выставок, выходам на натурные зарисовки.
- Приемы работы гуашью, карандашом, фломастерами.

Форма подведения итогов реализации программы
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями этой системы являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение, тематические, коллективные и индивидуальные выставки.


3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
«Волшебная кисточка»

№ п\п
Тема
теория
практика
Кол-во
часов

1
Знакомство с королевой кисточкой.
0,5
0,5
1

2
Что может королева кисточка.
0,5
0,5
1

3
Что могут краски.
0,5
0,5
1

4
Радуга над лужайкой.

1
1

5
Листопад.

1
1

6
Грустный дождик.

1
1

7
Цветы и травы.

1
1

8
Весёлый поезд.

1
1

9
Пёрышки для сказочной птицы.
0,5
0,5
1

10
Пёрышки для сказочной птицы.

1
1

11
Золотая рыбка.

1
1

12
Разноцветные шарики.

1
1

13
Снежная птица зимы.

1
1

14
Дом снежной птицы.

1
1

15
К нам едет Дед Мороз.

1
1

16
Портрет Снегурочки.

1
1

17
Кто живет под снегом.
0,5
0,5
1

18
Кто живет под снегом.

1
1

19
Ёлочка красавица.

1
1

20
Зимний лес.
0,5
0,5
1

21
Зимний лес.

1
1

22
Узоры снежинок.

1
1

23
Коврик для котика.

1
1

24
Путешествие-полёт в геометрическую страну.
0,5
0,5
1

25
Мишка очень любит мёд.

1
1

26
Сказочные домики (в карандаше)

1
1

27
Сказочные домики (в цвете).

1
1

28
Дерево чудес.

1
1

29
Волшебная птица весны.

1
1

30
Подготовка к выставке

1
1


Выставка творческих работ.




31
Весеннее дерево.

1
1

32
Лебединое озеро (создание композиции).

1
1

33
Лебединое озеро (в цвете).

1
1

34
Подарок маме.

1
1

35
Цветы и бабочки.

1
1

36
«Такой забавный клоун.»

1
1

37
Предчувствие лета.

1
1


Итого:
3,5
33,5
37


Календарно-тематическое планирование дополнительной образовательной программы
«Волшебная кисточка»

Дата
№ п\п
Тема
Кол-во
часов


1
Знакомство с королевой кисточкой.
1


2
Что может королева кисточка.
1


3
Что могут краски.
1


4
Радуга над лужайкой.
1


5
Листопад.
1


6
Грустный дождик.
1


7
Цветы и травы.
1


8
Весёлый поезд.
1


9
Пёрышки для сказочной птицы.
1


10
Пёрышки для сказочной птицы.
1


11
Золотая рыбка.
1


12
Разноцветные шарики.
1


13
Снежная птица зимы.
1


14
Дом снежной птицы.
1


15
К нам едет Дед Мороз.
1


16
Портрет Снегурочки.
1


17
Кто живет под снегом.
1


18
Кто живет под снегом.
1


19
Ёлочка красавица.
1


20
Зимний лес.
1


21
Зимний лес.
1


22
Узоры снежинок.
1


23
Коврик для котика.
1


24
Путешествие-полёт в геометрическую страну.
1


25
Мишка очень любит мёд.
1


26
Сказочные домики (в карандаше)
1


27
Сказочные домики (в цвете).
1


28
Дерево чудес.
1


29
Волшебная птица весны.
1


30
Подготовка к выставке
1



Выставка творческих работ.



31
Весеннее дерево.
1


32
Лебединое озеро (создание композиции).
1


33
Лебединое озеро (в цвете).
1


34
Подарок маме.
1


35
Цветы и бабочки.
1


36
«Такой забавный клоун.»
1


37
Предчувствие лета.
1



Итого:
37



4. Содержание программы.
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка первого и второго класса необходим определённый уровень графических навыков. Важно научиться чувствовать цвет. Работа с красками расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение.
Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.


5. Методическое обеспечение.
Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения.
Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия.
Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. На основе объяснений педагога, а также восприятия иллюстраций, репродукций произведений искусства, образцов книжной графики дети выполняют задание, результатом которого становится продукт творческой деятельности (он может стать объектом любования, обсуждения и критики). В конце каждого занятия проводятся просмотры. Итогом изучения отдельных тем являются выставки творческих работ.
Методы обучения на занятиях характеризуются постепенным переходом от репродуктивных к проблемным и саморазвивающим. Разнообразные формы занятий развивают воображение детей, делают творчество привлекательным. Обучающиеся становятся участниками выставок и проявляют желание в дальнейшем заниматься данном направлении.
Главным итогом программы является социально-педагогическая и психологическая поддержка в объединении, вхождении в микросоциум, развитие творческих и познавательных способностей, самостоятельности.
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная;
фронтальная;
конкурс;
выставка.
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
Педагогические приемы:
Формирование взглядов (пример, разъяснение);
Организации деятельности (приучение, упражнение, показ):
Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д. );
Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.
Методы проведения занятия:
Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание.
В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагоги постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.
Дидактическое и техническое оснащение занятий.
- альбомы с образцами, фотографиями, репродукции
- таблицы-памятки,
Организация рабочего места. Педагог проверяет готовность детей к занятию. Рабочее место каждый ребенок организует для себя сам. Постепенно дети привыкают к тому, что на рабочем месте должны находиться только те материалы и принадлежности, которые необходимы для данной работы. Каждый предмет имеет свое место, чтобы было удобно работать. Наглядные пособия располагают так, чтобы они не мешали работе, не были испорчены.
Организация и проведение учебных занятий
Включает следующие структурные элементы:
Инструктаж;
Теоретическое объяснение;
Практическая работа;
Подведение итогов, анализ и оценка работ. Подведение итогов предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку каждого ребенка;


6. Список использованной литературы:

В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина Изобразительное искусство М.; Дрофа, 2013
Н.В. Гросул Студия изобразительного творчества М.; Просвещение, 2013
Ж. Кастерман Живопись. Рисуй и самовыражайся М.; Просвещение, 2013


























































































Заголовок 1 Заголовок 215