Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Волшебная книга театра»


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Мценска «Детско-юношеский центр»

Утверждено
на заседании
Педагогического совета
протокол № 1 от «3» сентября 2015 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБУ ДО города Мценска «Детско-юношеский центр»
_____________И. Д. Шалимов
Приказ № 137 от 15 сентября 2015г.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ВОЛШЕБНАЯ КНИГА ТЕАТРА»
детское объединение
«Волшебная книга»




Педагог дополнительного образования
Цыгулев Владимир Николаевич







Мценск - 2014



Паспорт программы


Название программы
«Волшебная книга театра»


Направленность
художественная


Возрастной ценз
8-16 лет


Законодательная база
-конституция РФ
-закон РФ «Об образовании»
-конвенция ООН «О правах ребёнка»
-Устав МБУДО города Мценска «Детско- юношеский центр»
- Лицензия на образовательную деятельность
-Локальные акты учреждения
-Должностная инструкция педагога дополнительного образования города Мценска

Заказчик программы
МБУДО города Мценска «Детско- юношеский центр»


Разработчик программы
Педагог дополнительного образования- Цыгулев Владимир Николаевич


Основная цель программы
Развить творческие способности детей средствами театрального искусства


Система организации и контроля за исполнением программы
Администрация МБУДО «Детско- юношеский центр»


















Введение

«Дети должны жить в мире красоты и
фантазии, сказки, музыки»
В . А. Сухомлинский


Образование ребёнка, должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка.
Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, всестороннего развития детей и является приоритетным направлением в художественно-эстетическом развитии.
Огромную, ни с чем не сравнимую радость доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное представление. Дети, особенно дошколята, очень впечатлительны и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию сочувствию добрым героям, переживаниям за победу добра над злом. Ведь в силу развитого у малышей образно-конкретного мышления спектакль, поставленный по любимой сказке, поможет им ярче и правильнее воспринять ее главную идею и настроение.
«С какой верой они глядят на сцену, слушают и стараются запомнить звуки музыки, особенно песни. Какое счастье говорить с ними о том, что мы хотим вырастить их добрыми, воспитать их любящими искусство. По-моему, самое важное воспитать в маленьком человеке интерес к другим, стремление понять всех, подчас похожих на тебя самого, а подчас и не похожих, но достойных внимания живых существ», писала основательница Детского Музыкального театра «Синяя птица» режиссер Наталия Сац.
Программа «Волшебная книга театра» позволяет максимально развить у ребенка его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье. Занятия театрализованной деятельностью позволяют детям строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом их возрастных возможностей . Именно в школьном возрасте, изображая разные характеры и поступки героев и персонажей сказок: жадность, хитрость, взаимопомощь, дети учатся разрешать проблемные ситуации, оценивать и анализировать поступки героев, тем самым приобретая опыт социальных навыков поведения, который закладывается на ступеньке школьной поры. Именно в этом возрасте развиваются у детей психические процессы (внимание, память, мышление, воображение). Закладывается и эмоционально-волевая сфера ребенка. Каждое выступление перед зрителями формируют уверенность в себе, способствуют развитию речевой активности и общению со сверстниками формирование творческого воображения интеллектуального и художественно-эстетического, нравственного воспитания.
Данная программа основывается на взаимодействии совместной деятельности педагога с обучающимися, совместном взаимодействии с родителями. Всегда эффективна в привлечении к участию в театрализованных праздниках, развлечениях, конкурсах. 
Пояснительная записка

Направленность программы: художественная. Программа предполагает курс занятий по театральному искусству. Содержание программы направлено на создание условий для творческого развития ребёнка, обеспечение его эмоционального благополучия, интеллектуального и духовного развития, его потенциала, развитие мотивации личности к творчеству.
Одним из обязательных требований ФГОС образования является: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Актуальность данной программы:
Занятия театральной деятельностью помогают развить возможности интересов различных способностей у ребёнка; способствующие эстетическому развитию; появлению любознательности, стремление к оригинальности и чему-то новому, усвоению новой информации и новых открытий, развитию ассоциативного мышления интеллекта, целеустремлённости, эмоций. Кроме того занятия театральной деятельностью требуют систематической работы, решительности, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение подражать, интуиция, способность к импровизации. Любимые занятия театральной деятельностью и частые выступления перед зрителями, способствуют ожиданию творческого успеха, повышению самооценки.
Проблема развития речи детей остаётся одной из актуальной, поскольку речь, является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Выступление перед аудиторией формируют ответственность, развиваются социально- коммуникативные и речевые способности. Проигрывая много ролей, ребёнок учится в коллективе видеть красоту, сочувствовать. Используя театрализованное творчество, нам педагогам даётся возможность воспитывать у детей отрицательное отношение к жестокости, трусости, жадности, хитрости. Расширять и углублять знания об окружающем мире.
Новизна данной программы:
Новизна данной программы заключается в том, что созданы специальные условия, обеспечивающие полноценное художественно- эстетическое развитие, а так же в развитии речи и умении действовать перед аудиторией, что очень ценно в будущей жизни ребёнка.
Сценарии для драматизаций сказок, этюдов соответствуют единой теме и нацелены, на развитие устной речи детей и свободного общения с детьми и взрослыми.
Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, формирование любви к русскому фольклору, укрепление традиций народных праздников, знакомство детей с культурой русского народа, приобщает их к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Сказки для ребёнка помогают открыть загадочный мир взрослых, развивают воображение, фантазию.
Педагогическая целесообразность данной программы:
Гипотеза - если в развитии творческих способностей детей использовать театрализованную деятельность, то быстрее и эффективнее произойдет формирование этих способностей.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности средствами театра помочь развить свои психические, физические и нравственные качества детям раскрыть их творческие способности, нравственные качества, а так же повысить уровень интеллектуальных и познавательных возможностей (развитие памяти, мышления, речи, музыкально – эстетического воспитания, пластики движений), что в будущем поможет детям быть успешными в школе. А также одной из самых важных потребностей детей является потребность взаимодействия и общения со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.

Цель программы: Развить творческие способности детей средствами театрального искусства.
Задачи программы
Знание детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
Образовательные задачи:
Научить ассоциативно- образному мышлению, воображение, внимание, эмоциональную память и фантазию.
Научить освоению текстов классической и модернистской литературы, воплощать их на сцене.
Научить актёрскому мастерству, технике сценической речи.
Развивающие задачи:
Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности
Развить ассоциативно- образное мышление, воображение, внимание, эмоциональную память и фантазию, коммуникативные умения и навыки.
Развить сотрудничество детей и родителей через показ творческих работ.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к театральному искусству.
Воспитать чуткость к действиям людей в жизни, потребность в повседневной работе над собой.
Воспитание личностных качеств: преодоление психологических комплексов, разного рода зажимов, необходимых для дальнейшей сценической жизни.
Организация общего процесса работы объединения: подразумевает органическое слияние образовательного, воспитательного и развивающего блока задач.
Организация образовательного процесса
Образовательная программа реализуется через занятия объединения «Волшебная книга». Программа рассчитана на обучение всех желающих без предварительного отбора детей в возрасте от 8 до 16 лет.
Продолжительность обучения – 1 год. Обучающиеся, по желанию, могут пройти неполный курс обучения.
Основной формой работы являются учебные занятия.
Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы.
Продолжительность образовательного процесса и состав групп:
Реализация программного материала предполагает проведения занятий в количестве 144 учебных часов в год : 4 занятия в неделю. Занятия, как правило, спаренные.
Режим занятий определяется расписанием учебных занятий. Продолжительность занятия - 40 минут, перемены между занятиями - 10 минут.
Состав групп: переменный. Вид занятий: групповые;
Количество обучающихся: 10 -15 человек в группе.
Основное комплектование групп - до 15 сентября, допускается прием детей в течение года.
Формирование объединения осуществляется по трём возрастным группам
Режим работы объединения определяется расписанием учебных занятий.
Основные формы обучения:
-Индивидуальный подход.
-Групповое обучение
-Фронтальное объяснение.
Перевод обучающихся на следующий этап обучения: осуществляется автоматически при условии постоянного посещения занятий и прохождении промежуточной , итоговой аттестации.
Отчисление обучающихся из объединения: осуществляется на основе продолжительного непосещения занятий кружка, некорректного поведения в отношении других обучающихся объединения, игнорировании правил и требований, предъявляемых режимом работы объединения. А так же по заявлению родителей и лиц их замещающих.
Основные педагогические принципы организации учебно-творческого процесса:
-Уважение к личности ребёнка в сочетании с требовательностью к нему.
-Учёт возрастных и индивидуальных особенностей – физическое, психологическое, морально-нравственное, креативное состояние.
-Воспитание и труд (изготовление реквизита и декораций).
-Объединение + семья (тесное отношение с родителями, показ спектакля для семьи).
Интеграция с другими образовательными областями:
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
Литература
Музыка
Изобразительное искусство
Хореография
«Художественно-эстетическое развитие»
Учить детей слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушать музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, учить через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.
Знакомить с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
Знакомить с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету сказки спектакля или отдельных его персонажей.

«Речевое развитие»
Развивать у детей четкую, ясную дикцию, развить артикуляционный аппарат с использованием скороговорок. Развивать выразительность речи.
«Социально-коммуникативное развитие»
 Продолжать знакомить детей с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, приобщать детей к миру театра. Развивается у детей творчество.
«Познавательное развитие»
Способствовать всестороннему развитию детей: развивать память, мышление, фантазию.
«Физическое развитие»
Совершенствовать физические навыки (имитация движений различных животных). Театрализованные игры, помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал.
Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод о важности развития творческой, театрализованной деятельности ребенка , оно позволяет решать задачи, касающегося творческого речевого развития, раскрытия творческого потенциала, содействует развитию социальной уверенности, формированию позитивного отношения к сверстникам и окружающим людям.
Условия реализации программы «Волшебная книга театра»
- Набор нормативных документов.
-Наличие утвержденной программы.
- Специальная литература.
Реализация перспективного планирования по развитию творческого потенциала детей посредством театрализованной деятельности осуществлялась в работе дополнительного образования. Оно предусматривает систематическое целенаправленное развитие творческих способностей детей посредством театрализации.
Реализация этих задач с учетом возрастных особенностей детей способствует развитию творческого потенциала, раскрытию индивидуальности.
Для развития творческих способностей созданы условия. - пространственная среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
Разные виды театра по сказкам выставлены на полки, разные виды театра имеются книги со сказками, картотека театрализованных игр и упражнений.

Материально-техническое обеспечение программы


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
количество

1. Помещение для проведения занятий, соответствующее санитарно- гигиеническим требованиям.

1.1.
Сцена
1

1.2
Столы ученические
8

1.3
Доска
2

1.4
Стулья
20

1.5.
Гимнастический мат.
2

1.6
Ковер.
1

2
Библиотечный фонд
30

3
Печатные пособия
По количествуобучающихся

4. Технические средства обучения
Звуковое, световое оформление.

4.1
DVD проигрователь
1

4.2
Телевизор
1

4.3
Музыкальный центр
1

4.4
Компьютер
1

4.5
Мультимедийный проектор
1

4.6
Экран
1

4.7
Софиты
2

4.8
Микрофон
2

5 Экрано-звуковые пособия

5.1
Мультимедийные презентации на электронных носителях
10

5.2
Диски с записью сказок и постановок
12

5.3
Диски с записью музыки
25





6. Игры и игрушки

6.1
Мягкие игрушки
30

6.2
Куклы для настольного театра
16

6.3
Пальчиковые куклы
10

7 Инструменты и материалы, необходимые для постановки спектаклей

7.1
Костюмы и аксессуары
40

7.2
Декорации.


7.3
Бутафория



Основные виды деятельности, которые используются при работе с обучающимися:

Беседа
Основы театральной культуры
Театральная игра
Ритмопластик
Культура и техника речи
Репетиция
Инсценирование выступления на сцене
Экскурсии
Посещение театра
Создание спектакля.
Показ спектакля
тренинги

Методы реализации программы
-Метод коллективной работы
-Метод индивидуальной работы
- наблюдение
- сравнение
- упражнения
 - поощрения
- объяснения
- Метод театрализации.
-Метод эмоциональная драма.
-Метод работы «От простого к сложному».
Формы работы объединения :
Мастер – класс – это занятия в игровой форме, где с помощью различных средств метода театрализации будет проходить изучение основ театрального искусства:
-культуры речи;
-сценического движения;
-работы над художественным образом;
Репетиция – разбор сюжетной линии. Определение ряда сцен, работа над исполнительским планом, работа над сценическим движением – «разводка» сцен.
Индивидуальные занятия – работа над художественным воплощением образа.
Показ спектакля (других форм театрализации) – публичное выступление.
Воспитательные формы работы – беседы, посещение театров, совместные праздники, вечера отдыха. Индивидуальная работа с родителями – беседы, консультации
Принципы реализации программы:
 - культуросообразности
- креативности
 - целостности педагогического процесса
- природосообразности
- коллективности
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Раздел программы
Количество часов всего
Количество часов теоретических
Количество часов практических

1.
Вводное занятие
2
1
1

2.
История театра
8
1
7

3.
Основы театральной культуры
4
1
3

4.
Актёрская грамота
116
6
110

5.
Показ спектакля
10
-
10

6.
Экскурсии
2
-
2

7.
Итоговое занятие
2
1
1


Всего
144
10
134


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие (2 часа) «Разрешите представиться» -
Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства.
Практическая работа: Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями, мероприятиями выпускников, рассказ о работе кружка.
Форма проведения занятия – презентация .
Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: видеофильмы, фотографии.
Форма подведения итогов: анкетирование, беседа.
2. История театра (8 часов)
Театр как вид искусства
Первоначальные представления о театре как виде искусства.
Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр.
Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о театре как виде искусства. Просмотр театральных постановок драматического театра. Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице», «Школьный театр. Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски с записями спектаклей .
Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные импровизации.
Театр как одно из древнейших искусств
Теория: Народные истоки театрального искусства («обряд инициации», славянский обряд «плювиальной» (дождевой магии) песни, пляски, посвящённые Яриле, игры, празднества). Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе. Преследование скоморохов со стороны государства и церкви.
Практическая работа: проигрывание игр, обрядов Белгородской области, Валуйской земли, праздники «Масленица», «Сретенье», «Покрова», «Рождественские посиделки», «Сочельник и Коляда» и т.д. «Игры в скоморохов» - на придуманные или взятые из литературных источников сюжеты. Кукольный скомороший театр. О Петрушке.
Формы проведения занятий: игровые групповые занятия.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски с народными песнями, танцами.
Форма подведения итогов: игры-импровизации
Развитие представления о видах театрального искусства: театр кукол
Теория: Рождение театра кукол. Зарубежные братья Петрушки. Виды кукольного театра. Знакомство с современным кукольным театром. Его художественные возможности. Особенности выразительного языка театра кукол.
Практическая работа: просмотр с детьми кукольных спектаклей. Изготовление кукол-петрушек или других кукол.
Формы проведения занятий: практические занятия, творческая лаборатория.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски с кукольными спектаклями.
Форма подведения итогов: разыгрывание сценок на темы сказочных сюжетов.
Театр – искусство коллективное
Теория: Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра».
Практическая работа: творческие задания на ознакомление с элементами театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов.
Формы проведения занятий: заочная экскурсия по театральным цехам.
Приёмы и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: фотографии, DVD, CD – диски.
Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Путешествие по театральной программке».

3. Основы театральной культуры (4 часа)
Теория: Цели и задачи обучения
Практическая работа: рассказ, творческие игры.
Форма проведения занятия: групповые занятия по усвоению новых знаний.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски с записями спектаклей
Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные импровизации.
4. Актерская грамота (116 часов)
Многообразие выразительных средств в театре
Теория: Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера.
Практическая работа: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало».
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.
Значение поведения в актерском искусстве.
Теория: возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.
Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: самостоятельная импровизация
Бессловесные и словесные действия.
Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.
Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений- тренингов., упражнение: «Я сегодня – это », этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятия-зачёт.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.
Художественное чтение
Художественное чтение как вид исполнительского искусства.
Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.
Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом.
Формы проведения занятий: групповые
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, упражнения на развитие и управление речеголосовым аппаратом.
Логика речи.
Теория: Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах.
Практическая работа: Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов.
Формы проведения занятий: групповые, игровые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы.
Словесные воздействия.
Теория: Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.
Практическая работа: Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие» : превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником); упражнения для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист».
Формы проведения занятий: групповые, занятие-зачёт.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: исполнение каждым воспитанником работ из своего чтецкого репертуара.
Сценическое движение
Основы акробатики.
Теория: Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.
Практическая работа: Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг :«Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.
Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.
Дидактический материал: маты или акробатические дорожки
Форма подведения итогов: этюды
Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
Теория: Беседы: «В поисках собственного стиля», «Танец сегодня», «Об Айседоре Дункан». «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт», «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс».
Практическая работа: Универсальная разминка. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Классический танец (батман тандю, батман жете, гран батман). Основные позиции рук, ног, постановка корпуса. Разучивание основных элементов народного танца: простой шаг, переменный шаг, шаг с притопом, веревочка, ковырялочка. «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт». Разучивание их основных элементов.
Разучивание вальсового шага. Счет танцев «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс».
Позиции в паре. Основные элементы бального танца «Фигурный вальс»: «балансе с поворотом», «окошечко», «вальсовая дорожка», «правый поворот в паре».
Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.
Дидактический материал: маты или акробатические дорожки
Форма подведения итогов: танцевальная композиция на заданную тему.
Работа над пьесой
Пьеса – основа спектакля
Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.
Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: анализ пьесы
Текст-основа постановки.
Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.
Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: эвристический, проблемный
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: составление таблицы «История про, который».
Театральный грим. Костюм.
Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима.
Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: гримировальный набор, жирный крем, тональный крем, помада, гуммоз, пудра, различные кисти, ватные тампоны, бумажные салфетки, альбомы, краски, карандаши.
Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима.
Театральный костюм.
Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.
Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: иллюстрации из книг, фотографии, альбомы, краски, карандаши.
Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды».
Репетиционный период.
Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.
Формы проведения занятий: репетиции
Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.
Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя). Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы).
Мероприятия и психологические практикумы
Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.
Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Выявление ошибок Оформление газеты «В мире театра».
Форма проведения занятия: вечера, праздники, конкурсы.
Приёмы и методы: эвристический, метод полных нагрузок
Дидактический материал : сценарии.
Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и оценка сделанного.
5. Показ спектаклей (10 часов)
6. Экскурсии (2 часа)
7. Итоговое занятие (2 часа)
Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.
Практическая работа: экзамен-выступление: упражнения на коллективную согласованность; превращение и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены; этюды на оправдание заданных бессловесных элементов действий разными предлагаемыми обстоятельствами; упражнения по курсу «Художественное слово».
Форма проведения занятия: блиц-турнир, зачет.
Приёмы и методы: дизайн-анализ, создание ситуации достижения и успеха.


Система отслеживания результатов
-Наблюдение за детьми.
-Показ спектаклей.
- Анкетирование среди учащихся и их родителей, по эффективности данной программы.
Предполагаемые результаты.
К концу года занятий обучающийся
Знает:
Что такое театр
Чем отличаются театр от других видов искусств
С чего зародился театр
Какие виды театров существуют
Кто создает театральные полотна (спектакли)
Имеет понятия:
Об Элементарных технических средствах сцены
Об оформлении сцены
О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
Умеет :
Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене
Образно мыслить
Концентрировать внимание
Ощущать себя в сценическом пространстве
Приобретает навыки:
Общение с партнером
Элементарного актерского мастерства
Образного восприятия окружающего мира
адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
Коллективного творчества


План воспитательной работы объединения

Название мероприятия
Форма проведения
Срок проведения
Место проведения

1
«Мы тоже хотим учиться»
игровая программа
Сентябрь
ДЮЦ

2
Осень дивная пора
познавательно-игровая программа
Октябрь
ДЮЦ

3
Поэты серебряного века
познавательно-игровая программа
Ноябрь
ДЮЦ

4
Твой выбор
Познавательная программа
Декабрь
ДЮЦ

5
Рождественская звезда
познавательная программа
Январь
ДЮЦ

6
Влюблен по собственному желанию
познавательная программа
Февраль
ДЮЦ

7
Великие женщины России
литературная гостиная
Март
ДЮЦ

8
Рыжий, рыжий конопатый
игровая программа
Апрель
ДЮЦ

9
Ваша победа бесценна
литературно-музыкальная композиция

Май
ДЮЦ


План работы с родителями

Формы взаимодействия с родителями
Тема
Сроки

1
Родительские собрания
Знакомство с родителями. Знакомство с целями и задачами объединения.
Сентябрь

2
Совместные мероприятия:
Подготовка и проведение концерта, посвященного Дню матери
Ноябрь



Подготовка и проведение новогоднего утренника.
Декабрь



Подготовка и проведение мероприятия, посвященного Днюю Защитника отечества.
Февраль



Подготовка и проведение концерта ко Дню 8 марта
Март



Подготовка к черновому показу спектакля «Волшебное путешествие»
Апрель



Подготовка к отчетному показу спектакля «Волшебное путешествие»
Май

3
Индивидуальные, групповые консультации
Текущие вопросы
В течение года









Список литературы для родителей.

1. Ворстер, В.А. Роль учреждения дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка. [Текст]\ А.В. Ворстер \\ Дополнительное образование и воспитание . – 2006. - №2. – с.31 - 34. 2. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] \ Л.С. Выготский – М.: Искусство, 1986. – с. 325 3. Лихачев, Б.Т. Эстетика воспитания [Текст] \ Б.Т. Лихачев. Эстетическое воспитание и методы педагогического воздействия. Глава,8. – М.: Педагогика, 1972 – с.128-135.
4. Нагорняк, А.А. Творческая личность педагога [Текст] \ А.А. Нагорняк
// Педагогический поиск. – 2004 - №5. – с.10-11.
5. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры [Текст]: \
Б. П. Никитин. – Кемеровское книжное издательство, 2010. – с. 5- 43.
6. Опарина, Н. Формы театрализованного досуга детей и юношества. [Текст] \
Н. Опарина // Воспитательная работа в школе – 2005 - №4. – с.96-106.
7. Руковишникова, Е.В. Антонова, Е.С., Апенова, С.В. Использование психолого – педагогической диагностики для оценки творческого развития детей [Текст] \ Е. В. Руколвишникова, Е.С. Антонова, С. В. Апёнова \\ Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – №2. – с. 38-39. 8. Театр, семья, школа. Сборник статей. Сост. Ю.А. Зубков. [Текст] \
Ю.А. Зубков – М.: «Педагогика»,2004. – с. 3 – 74.
9. Чехов, М. Об искусстве актера [Текст] Собрание сочинений в 2-х томах \
М. Чехов. Т. 2. –М.: Искусство, 1995. с. 190.
10. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] \ Э.Г. Чурилова – М.: ВЛАДОС, 2014. с. 4 – 5.





.





























Заголовок 315