Дополнительная общеобразовательная программа художественно — эстетического направления Волшебная бумага

Пояснительная записка
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.Н. Неменский). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей
Программа «Волшебная бумага» предназначена для изучения в детском образовательном объединении «Бумажная мозаика», «Фантазия».
Данная программа является модифицированной, по уровню усвоения – углубленной. По цели обучения – развивающая, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – комплексная.
Программа «Волшебная бумага» рассчитана на II года обучения с нагрузкой два раза в неделю, по 2 академических часа, перерыв 10 минут. Группа первого года обучения формируется из детей 8- 10 лет, группа второго года обучения 9-10 лет.
Необходимость создания программы
- Приоритетное направление детского сада «Художественно-эстетическое развитие»;
- Предложение родителей в результате опроса «Интересы и потребности развития вашего ребенка», изучения мониторинга «Потребность в дополнительных услугах»;
- Художественный труд очень привлекателен для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Актуальность программы:
Бумага первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал бумага приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
«Волшебная бумага» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».
В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, конструирование, плетение, создание картин).
«Волшебная бумага» так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

Новизна программы заключается в том, что кроме овладения ЗУН во время обучения, дети получают личностные качества:
-развитие творческих способностей;
-развитие эстетического вкуса;
-самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
Эти качества анализируются, развиваются, дополняются. Предполагаемая программа дает новый подход к трудовой деятельности.
1.Теоретический материал более углубленный, сопровождается показом и закрепляется практическими приемами.
2.Данная программа, учитывая возрастные особенности детей, предполагает развить систему ЗУН при работе с различными видами бумаг.
3.При проведении индивидуальных и самостоятельных работ с детьми, происходит закрепление научно-исследовательской деятельности, повышая тем самым потенциал каждого ребенка.
Цели программы: Формирование у детей начальных научно технических знаний. Профессионально –прикладных навыков.
Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения.
Развитие творческой самореализации личности ребенка в окружающем мире
Задачи:
Обучающие:
формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
осваивать навыки организации и планирования работы.
Развивающие:
развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
развивать аналитическое мышление и самоанализ;
развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
развивать психометрические качества личности.
Воспитательные:
формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
Задачи первого года обучения:
Познакомить детей с первоначальными требованиями к технике работы в данном направлении по оформлению как самостоятельных. Так и творческих работ. Развивать творческие задатки детей, кругозор, стремление к познанию новых направлений в конструировании. Воспитывать чувство коллективизма, трудолюбия, взаимопомощи .

Показатели результативности программы «Волшебная бумага» 1 года обучения служит перечень знаний, умений, навыков.
Должны знать:
1.Технику безопасности и правила поведения на занятиях в кружке.
2.Приемы, методы, способы работы с различными видами бумаг.
3.Последовательность работы и ее способы контроля.
Должны уметь:
1.Работать с бумагой и картоном (складывание, делать разметку и т.д.).
2.Работать аккуратно, бережно, терпеливо, опираясь на правила техники безопасности.
3.Планировать этапы работы, находить конструктивные решения.
4. Планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ.
Приобретут навыки:
1.Работы с ручными инструментами.
2.Составления предметов в группы и из группы в один предмет.
3.Составления аппликаций, картин.
4.Художественной обработки бумаги;
Задачи второго года обучения:
Формировать систему знаний, умений и навыков при работе с бумагой, закрепляя их практически всеми видами работ.
Формировать стремление и интерес к процессу образовательной деятельности.
Развивать и повышать уровень самообразования, воспитывать эстетические чувства.
Показатели результативности программы «Волшебная бумага» 2 года обучения служит перечень знаний, умений, навыков.
Должны знать:
1.Правила техники безопасности и правила поведения на занятиях в кружке.
2.Элементы расположения (в полосе, квадрате т.д.), приемы (оттягивание, сглаживание, прижимание и т. д).
3.Последовательность работы самостоятельно и по шаблону.
4.Тонкости работы в конструировании.
Должны уметь:
1. Четко работать с инструментами;
2. Читать схемы выполнения фигур в технике оригами, бумагопластики,
3. Самостоятельно выполнять простые фигуры в техниках оригами, бумагопластики и т.д.;
4. Эстетично оформить творческую работу;
5. Проводить анализ и самоанализ коллективных, индивидуальных, личных работ.
Приобретут навыки:
1. Активизации воображения, пространственного мышления, умения классифицировать, сравнивать, выстраивать последовательность действий и событий;
2. Саморегуляции, подчиняться требованиям, формулировать свою мысль, отвечать на вопросы педагога;
3. Индивидуальной и коллективной работы.
Ведущая идея данной программы создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Ключевые понятия программы - аппликация, оригами, узор, картина, объемные аппликации и т.д.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе освоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе «Волшебная бумага», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
И ИХ УЧЕТ В ПРОГРАММЕ
Программа рассчитана на детей 8-12 лет. В кружок принимаются все желающие, без ограничения и предварительного отбора.
Важное значение для создания программы, имеют особенности развития психики и познавательной деятельности. Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость обучающихся, их подвижность и острое реагирование на внешние факторы воздействия, сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой. Задания для таких детей не должны быть сверхвысокой по сложности и объему, а для объемных работ используется коллективная форма организации труда, которая дает возможность формировать навыки и умение работать в коллективе, строить общение, развивает чувство взаимопомощи.
Большое внимание нужно уделить чувственно - эмоциональной сфере и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать доброжелательные отношения с товарищами.
Только глубокое знание особенностей каждого ребенка создает условия для успешного проведения образовательного процесса.








СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОГРАММЕ
Годы обучения

Всего часов по
годам обучения

Продолжительность занятий/ часы

Число занятий в неделю



1


144


2


2



2

144
2


2


Всего: 288 часа

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа обучения планируется на 2 учебных года и включает в себя теоретическую, практическую (индивидуальную) работу. При поступлении в кружок «Бумажнаямозаика» 1 года обучения никаких специальных требований нет. В кружковое объединение «Фантазия» 2 года обучения смогут поступить и вновь прибывшие дети, после специального опроса, чтобы выявить общий уровень развития.
Программа 1 года обучения рассчитана на144 часа. Занятия проводятся по2 ч. 2 раза в неделю. Дети знакомятся с методами, способами, приемами работы, с правилами работы с инструментами. Учатся планировать свою работу, анализировать, подводить итог своей трудовой деятельности.
Программа 2 года обучения рассчитана на 144 часа. Занятия проводятся по 2 ч. 2 раза в неделю. На этих занятиях продолжается закрепление ЗУН, которые систематизируются и пополняются новыми. Происходит формирование умений работать как самостоятельно, так и в группах.

По качеству освоения программного материала
выделяются следующие уровни:
НИЗКИЙ - знания недостаточно прочные, умения недостаточно сформированы, практические навыки владения инструментами при работе проводятся под руководством педагога, творческая деятельность не развита.
СРЕДНИЙ – знания прочны по всем разделам программы, дети самостоятельно выполняют практические работы по образцу, УН вполне сформированы.
ВЫСОКИЙ – знания полные, прочные, систематизированы по всем направлениям в программе; к практическим занятиям подходят творчески организованно, работают индивидуально по поставленной перед ними педагогом задачей.
Форма организации - групповая, индивидуальная в рамках учебного занятия. Основной формой работы являются учебные занятия. Учебные занятия - целенаправленный отрезок организации учебного процесса, который строится с помощью некоторых методов и приемов:
- беседа, рассказ педагога, показ образцов;
- индивидуальная работа, работа в группе, выставка.


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МАСТЕРСКОЙ:
1. Техника безопасности
Работа с ножницами, клеем, требует при работе особого внимания и осторожности, поэтому соблюдение техники безопасности является обязательным.
Требования безопасности перед началом работы:
- проверьте, все ли приготовили для работы;
- рабочий материал разложить в установленном месте, удобном для пользования порядке.
Требования безопасности во время работы:
-содержите в порядке и чистоте рабочее место, не допускайте загромождения его лишними предметами, отходами, мусором;
- будьте внимательны, не отвлекайтесь и не мешайте другим;
- не размахивайте рукой с инструментом, не кладите его на край стола;
- свет при работе должен падать с левой стороны;
- после окончания работы, убери свое рабочее место.
Требования безопасности при работе с ножницами:
- кладите ножницы справа от себя, с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
- следите за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием, т. к. беря изделие, их можно случайно уронить и поранить себя или рядом работающего;
- передавайте ножницы колечками вперед, с сомкнутыми лезвиями;
- не подходите во время работы к другим обучающимся.
Требования безопасности при работе с клеем:
- наливай клей в специальную баночку;
- используй для склеивания кисточку для клея;
- излишки клея убирай салфеткой;
- не бери клей в рот.
2. Оснащение.
Кабинет для занятий должен быть просторным, удобным, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с хорошим естественным и искусственным освещением. Свет должен падать с левой стороны руки, не освещая глаз. Столы должны стоять так, чтобы можно было свободно подходить к каждому обучающемуся.Для сидения лучше пользоваться стульями со спинкой, чтобы на них можно было опереться при работе. Необходимо так же стол для руководителя кружка, стул со спинкой, шкафы для хранения наглядных пособий и инструментов, витрины для наглядных образцов.

Входная диагностика включает в себя метод опроса (фронтальный опрос), текущая – индивидуальная работа детей ( с помощью раздаточного материала), итоговая – эвристический метод ( составление работ из бумаги).






Критерии оценки:
НИЗКАЯ

СРЕДНЯЯ

ВЫСШАЯ


Умеют работать с кистью и карандашом в теории, нет практических навыков.


Есть навыки работы с инструментами, нарушены технологические приемы и методы, умеют работать в области конструирования.

Знания, умения отработаны; задания выполнены без технологических нарушений, качественно, логически верно оформлены.





















25%








5%















30%








10%

45%
















5%














































































входная текущая итоговая


Вывод: ведущими мотивами деятельности являются –творческий подход к
работе, повышается результат, т.к. повышается качество занятий.




Календарно учебный график I года обучения

блока


занятий

Тема занятий
Вид занятий :




учебные
Контрольные




Б.
ПЗ.
Инд.
В.
З.
Всего

1

Вводный





2


1-2
Вводное занятие
Инструктаж по ТБ,ПБ, программой. Знакомство с детьми. Материалы и инструменты, требования на занятиях.
2




2

2

Бумагопластика





84


3-4
Азбука бумагопластики выполнение надрезов.
2
2
2


6


5-9
Конструирование объемных объектов.
4
4
2


10


10-11
Изготовление домика.
2
2



4


12-13
Изготовление масок.
2
2



4



14-16

Квилинг. История возникновения материалы и инструменты





6


17-31
Необыкновенные цветы.
4
20
4

2
30


32-43
Бумажный мир животных.
8
10

2
2
24

3

Работа с бумагой. Оригами.





28


44-46
Приемы складывания фигур
2
4



6


47-49
Отображение в поделках разнообразие животного мира.
2
4



6




Варианты тематических композиций

1
4



1
6



53-57
Кусудамы.
4
4
2


10

4

Конструирование из бумаги.





12


58-60

61-63
Лодка с парусом.

Бумага в воздухе изг. самолета


2
4

4
2


6

6


Резервные







10

Досуговые






8

ИТОГО






144












Краткая содержательная характеристика курса 1 года обучения.
В целях программного обеспечения образовательного процесса был разработан курс «Волшебная бумага», который ориентируется на изучении декоративно-прикладного искусства и начального технического творчества.
Основной целью является создание эстетически совершенных предметов из различных видов бумаги (картон, папирусная и гофрированная, и т.д.). Важную роль в этом играют природа, картинны, фотографии и т.д.
Предполагаемая программа построена так, чтобы дать детям представление о происхождении взаимосвязи искусства с жизнью. Предусматривается привлечь детей для взаимообратной связи с действительностью, т.е. свой опыт нести людям и на пользу обществу.
Декоративно-прикладное искусство практически доступно всем обучающимся, имеет широкий диапазон по сложности. Программа построена последовательно: предыдущая тема взаимосвязана с предшествующей. Теоретическая часть всегда сопровождается практической.
Открывает программу «Волшебная бумага» блок «Вводное занятие». На этих занятиях необходимо четко и доступно объяснить детям правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования, мотивировать погружение в программу. Блок «Бумагопластика. Квилинг» посвящен тому, как надо работать с бумагой (приемы, методы, принципы), знакомство с видами бумаг. Предоставить детям информационные сведения об истории и происхождении бумаги, ее свойствах, назначении и применении.
. Блок «Работа с бумагой. «Оригами» развивает моторику пальцев, учит первичным навыкам конструирования, делать творческие работы. В блоке «Конструировании из бумаги». Здесь начинается изучение устройства простых технических объектов, таких как лодки, планера. Формируются навыки изготовления объемных моделей и их деталей по шаблонам и готовым выкройкам из альбомов. Развивается техническое мышление, умение и навыки в пользовании различным инструментом и приспособлениями.
Так же здесь предусматривается досуговый блок, сюда включены занятия – путешествия, досугово - развлекательные мероприятия. Резервные часы используются, если произошли незапланированные изменения (погодные условия и т.д.).

Календарно учебный график II года обучения .

блока


занятий

Тема занятий
Вид занятий :




учебные
Контрольные




Б.
ПЗ.
Инд.
В.
З.
Всего

1

Вводный





2


1
Вводное занятие
Инструктаж по ТБ,ПБ, программой. Знакомство с детьми. Материалы и инструменты, требования на занятиях.
2




2

2

Бумагопластика. Квиллинг.





82


2-13
Маленькие шедевры на все случаи жизни
2
16
4
2

24

3
14-19
Конструирование цветов
2
10



12


20-42
Сюжетные композиции.
4
30
6
4
2
46


3


Конструирование из бумаги





42


43-47
Замок
2
6
2


10


48-55
Упрощенная модель самолета
2
12
2


16


56-63
Автомобиль.
4
10
2


16

Резервные





10

Досуговые





8

ИТОГО





144



Краткая содержательная характеристика курса 2 года обучения.
Этот курс возглавляет блок «Вводное занятие»- повторение правил техники безопасности и санитарно-гигиенические требований, знакомство с планом работы на 2 год обучения. «Бумагопластика Квиллинг » - закрепление простейших способов работы в технике бумагопластика (квиллинг – спиралька, лепесток, кружок, капелька и т.д.).Позволяет учащимся углубить свои знания по использованию приемов конструирования из бумаги при изготовлении более сложных и творческих заданий .При выполнении таких заданий происходит формирование и совершенствование умений и навыков конструирования из бумаги, формируется взгляд на искусство как способ самовыражения.
Блок « Конструирование из бумаги». Предполагает освоение обучающимся технологию сборки сложных моделей- копий с применением специальных навыков и инструментов. При постройке моделей соблюдаются принцип постепенного перехода от простого к сложному, закрепляя полученные навыки работы с чертежным и материальным инструментом. Совершенствуются техническое мышление. Умение и навыки в использовании различными инструментами и материалами. Так же есть досуговый блок (мероприятия различного уровня и направления), резервные часы (используются, если на это есть веские причины).
Данная программа предварительно знакомит обучающихся, с чем и каким образом они будут работать. Такое знакомство нацелит и поможет детям при реализации творческих идей. Предполагаемые задания помогут обучающимся легко уяснить способы, методы, и приемы переноса человеческих чувств на предметы любого назначения.
Основная задача программы «Волшебная бумага» - раскрыть перед юными душами всю красоту мира, его многогранность, показать взаимосвязь всех направлений между собой, учить детей самостоятельно использовать ту или иную технику при выполнении работы.
Основная задача программы. Формирование у детей начальных научно-технических знаний, профессионально- прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения. Творческой самореализации личности ребенка в окружающем мире.


Досуговые часы (10ч) 1и 2 года обучения используются в виде конкурсов областного масштаба, мероприятий районного уровня по заданному педагогом плану.
Резервные часы (10ч) 1и 2 года обучения используются в связи с природными условиями или другими условиями в соответствии требованиям устава МОУДОД ЦРТДЮ.

Условные знаки:
Т- теоретические занятия
П- практические занятия
ИНД - индивидуальная работа
В- выставка
З- зачет

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Для работы по программе «Волшебная бумага» нужно следующие материалы:
Клей ПВА, кисточки для рисования, кисточки для клея, гуашь или краски, цветной и белый картон, цветная и белая бумага, простые карандаши и цветные, линейка, ластик, ножницы, цветная гофрированная бумага, зубочистки, салфетки.

Литература
1. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. М.: Лист, 1998.
2. Андреев В.И.Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития.- 2 изд.-Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
3. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. М.: Рольф Аким, 1999.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Учебное пособие для студентов высшего педагогического заведения.-Академия, 2000.
5. Богатеева А.С. Чудесные поделки из бумаги. – М.:Просвещение, 1992.
6. Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. М.: Педагогика, 1987.
7. Воронов В.А. Воспитание красотой. Начальная школа.-1992-№5-6
8. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1999.
9. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. М.: Издательский дом МС, 2001.
10. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. Ярославль: Академия развития, 2000.
11. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1985.
12. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
13. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
14. Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов. – М.: АСТ; СПб.;Сова, 2009.
15. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль: Академия развития, 2002.
16. Игры и развлечения: Книга 3. М.: «Молодая гвардия», 1992.
17. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.
18. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. Ярославль: «Академия развития», 1997.
19. Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. М.: Творческий центр «Сфера», 2000.
20. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. М.: ЗАО «ИД КОН Лига Пресс», 2002.
21. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. М.: ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2004.
22. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.
23. Лебедева Н. Детская энциклопедия животных: Развивающая и обучающая книга для родителей / Пер. с нем. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.
24. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Ярославль: «Академия развития», 2001.
25. Новикова И.В. Конструирование из бумаги. Цветочная поляна. М.: Издательство АСТ, 2010.
26. Павлов А.П. Загадки. Чебоксары: Чувашское книжное и здательство, 1993.
27. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в ДОУ Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1980.-96 с.;
28. Хелен Блисс. Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Бриловой Л.Ю. Санкт-Петербург: «Норинт», 2000.
29. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль: «Академия развития», 1997.
30. Интернет-ресурсы.
волшебная ьумага 002Рисунок 1волшебная ьумага 00215