Особенности оценивания процесса обучения и результатов деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ


Особенности оценивания процесса обучения и результатов деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ.
1.1 Понятие оценочная деятельность педагога.
1.2 Раскрыть понятия результатов образовательной деятельности через проведения прогностической, текущей и итоговой диагностики учащихся.
Понятие «оценочная деятельность», формы реализации и функции
Оценочная деятельность – это деятельность человека, направленная на определение значимости явления или предмета для конкретного субъекта ( ученика) или процесса (образовательного)
Понятие оценка
Оценка – есть способ установления объективной или субъективной ценности объекта или явления (ученика или концерта, спектакля)
Оценка – это способ выражения субъектной позиции личности, своего отношения к наблюдаемым объектам, явления, процесса.
 Оценка – это суждение о значимости ……, с которым человек вступает в определенные отношения.
 
Функции оценочной деятельности
Нормативная
Регулятивная
Когнитивная
Рефлексивная
Типы оценок
по содержательным характеристикам оценка может быть: количественная, качественная
по форме выражения оценка может быть: вербальная, невербальная (жесты, мимика, эмоции);
по способу предъявления оценка может быть: словесная (устная), письменная (знаковая, символическая);
по направленности оценка может быть: положительные, отрицательные, нейтральные и игровые (лицедейские);
по степени истинности-ложности оценка может быть: объективная, субъективная, истинная, ложная.
Оценочное суждения
– это утверждение, которое, просто констатирует факт наличия какого-либо признака, явления, но и выражает отношение к этому явлению или признаку.
Виды оценочных суждений
собственно оценочное суждение;
обосновывающее суждение;
аналитическое суждение;
конструктивное суждение
2. Сущность педагогической оценки, требования и стили оценочной деятельности педагога.
Основу оценочной деятельности учителя образуют три вопроса:
что оценивать?
как оценивать?
с какой целью оценивать работу учащегося на занятии?
Контроль и оценка как канал обратной связи
В процессе обучения важную роль играет, т.е. та информация, которая поступает от ученика к учителю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учеников овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей и качеств личности в целом.
Канал обратной связи важен:
для учителя, т.к. позволяет диагностировать образовательный процесс, корректировать свои действия, проектировать действия учащихся с учетом общей и индивидуальной динамики продвижения;
для учащихся, т.к. позволяет видеть достоинства и недостатки, получить оценку совей деятельности, скорректировать ее.
Действия учителя при осуществлении обратной связи
Педагогический мониторинг – отслеживание динамики продвижения учащихся в процессе учебной деятельности.
Проверка – процедура установления успехов и трудностей учащегося в процессе овладения знаниями, способами практической деятельности, выявления тенденций общего развития ученика.
Контроль – операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.
Учет – процедура фиксации и приведения в систему показателей проверки и контроля, позволяющая получить представление о динамике и полноте процесса достижения учеником требуемых предметных и метапредметных результатов обучения.
Функции педагогической оценки
Образовательная
Стимулирующе-мотивационная
Аналитико-корректирующая
Воспитывающая
Развивающая
Виды контроля и оценки
Входной
Текущий
Промежуточный (этапный)
Итоговой
Требования к контролю и оценке процесса и результатов обучения
Объективность
Индивидуальный подход
Систематичность (регулярность)
Открытость (гласность) и обоснованность оценки
Действенность
Технологичность
Разнообразие форм контроля (викторины, брей- ринги, кроссворды, показ миниатюры)
Дифференцированный подход к контролю
Единство требований педагога
«Учитель не должен забывать, что познание есть процесс, оно растянуто во времени, связано с этапами. Подвергать оценке баллом то, что находится еще в стадии становления, что будет изменяться, уточняться в дальнейшем при усвоении новых знаний, психологически неоправданно» (В.В. Краевский).
Система оценки качества образования в ХЭО
Анализируя педагогическую периодику, электронные ресурсы и материалы СМИ, убеждаешься, что вряд ли можно найти с одной стороны, более актуальную и сложную, а с другой – более обсуждаемую проблему, чем качество образования. Понятие качества сегодня лежит в основе оценки педагогических технологий, образовательных программ, деятельности учебных заведений, подготовки выпускников. Однако, сущность термина «качество образования» до конца не раскрыта ни наукой, ни практикой, ни администрато-рами от образования, ни профессионально-педагогическим сообществом.
Значение оценки качества образования подчёркивают М.М. Поташник, В.А. Кальней, В.П.Панасюк и другие исследователи, утверждающие, что она направлена на сохранение образовательным учреждением основных ценностей и идеалов образования.
В чём же состоит наша система?
 
1.Оценка качества образования в отделе (обучения, воспитания, развития) осуществляется по следующим параметрам:
Уровень освоения учащимися ЗУН по учебным предметам в сравнении с прошлым учебным годом (самоанализ)
Качество обученности детей в сравнении с прошлым годом (протоколы), сводная ведомость у зав. отделом.
Уровень усвоения теоретической части образовательной программы.
Уровень усвоения практической части программы, сформированности умений применения полученных знаний в практической деятельности (метапредметные результаты) – в таблице формирование УУД -прогноз)
Результат: концерт, спектакль, конкурс (фиксация – педагоги поделятся ниже)
2. «Индивидуальные достижения» - сочетание предметных знаний, метапредметных результатов (УУД), личностных результатов, социальных навыков
Фиксация: таблицы личностного роста, портфолио (педагоги представят)
Что же является оценкой индивидуальных достижений учащихся?
- результаты деятельности учащихся в процессе обучения + творческие достижения;
-достигнутый уровень развития личности;
-достигнутый уровень социализации выпускников (нормативности поведения + состояние здоровья).

Оценивание индивидуальных учебных возможностей учащихся осуществляется в ходе применения различных методик диагностики:
Метод «доверительной компетентности»
Метод групповых экспертных оценок
Метод диагностических контрольных работ
Метод экспресс – диагностики.
Комплексный метод.
3. Анализ результатов деятельности
В течение учебного года:
текущий контроль – педагоги;
2 раза в год – промежуточная аттестация;
результаты выполнения практической части программы по всем объединениям (участие в конкурсах, фестивалях)- фиксация педагогами в журнале; мониторинг по отделу - методист, зав. отделом.
Выполнение плана воспитательной работы – педагоги фиксируют в журнале.
Каждый педагог разрабатывают по своему предмету:
Ключевые показатели качества (социальная активность, лидерские и т.д.) – у каждого педагога свои ( в зависимости от направленности программы).
Ключевые ЗУН по каждому году обучения и всему курсу обучения;
Методы контроля;
Контрольные задания по предмету: (по всем годам обучения)
Формирование УУД, мониторинг метапредметных результатов (тесты, анкеты)
Критерии оценки уровня теоретической подготовки учащихся:
Свобода пользования специальной терминологией.
Соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям.
Широта кругозора.
Критерии оценки уровня практической подготовки учащихся:
Соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям
Качество выполнения практических заданий.
Культура организации практической деятельности.
Критерии оценки уровня развития и воспитанности:
Развитость специальных способностей учащихся в соответствии направления программы.
Культура поведения, аккуратность и ответственность при работе..
Критерии оценки метапредметных результатов:
регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные - таблица в программе.
1.Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.
 2.Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
 3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности учащегося и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
 4.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
 5.В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.