СЕМИНАР — ПРАКТИКУМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
При проектировании и реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) рекомендуется соблюдать следующую последовательность действий:
1. Сформулировать цель реализации дополнительной общеобразовательной программы, адаптированной для данной категории учащихся (далее – программы).
2. Конкретизировать круг задач в рамках реализации программы.
3.Указать временные границы реализации программы.
4.Указать формы реализации разделов программы: индивидуальные, индивидуально – групповые, групповые и др.
5. Указать формы участия педагогических работников, родителей учащихся с ОВЗ, педагога – психолога в реализации программы.
6. В программном содержании описать методы, посредством которых учащиеся смогут освоить содержание образования.
7. Указать формы и критерии мониторинга динамики развития способностей, знаний, умений и навыков учащихся с ОВЗ в рамках реализации программы.
В пояснительной записке необходимо раскрыть актуальность программы, доказать целесообразность освоения учащимися предлагаемого содержания образования, исходя из возрастных и психофизиологических особенностей с учетом имеющихся у них нарушений. В данном разделе пояснительной записки излагается краткая психолого – педагогическая характеристика ребенка с ограниченными возможностями здоровья с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени.
Актуальность программы – это ответ на вопрос, зачем ребенку с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях нужна конкретная программа.
Актуальность может базироваться:
– на анализе социальных проблем;
– на материалах научных исследований;
– на анализе педагогического опыта;
– на анализе детского или родительского спроса – на дополнительные образовательные услуги;
– на современных требованиях системы образования;
– на потенциале образовательного учреждения;
– на социальном заказе муниципального образования и других факторах.
Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. В этой части пояснительной записки необходимо дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках реализации программы применительно к учащимся с ОВЗ, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранными формами, методами и средствами образовательной деятельности и организации образовательного процесса.
В соответствии порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам дополнительная общеразвивающая программа, адаптированная для учащихся с ОВЗ может соответствовать следующим направленностям: технической, естественнонаучной, физкультурно – спортивной, художественной, туристско – краеведческой, социально – педагогической.
Другой важный компонент пояснительной записки – принципы, среди которых возможно выделить: 1) учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся с ОВЗ; 2) систематичность и последовательность; 3) интеграция образовательных областей; 4) комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса; 5) уход от жесткого регламентирования обучения; 6) создание развивающей предметной среды; 7) использование многообразных форм организации обучения; 8) обеспечение взаимосвязи занятий с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.); 9) обеспечение двигательной активности детей; 10) широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение, поисковую деятельность; 11) создание эмоционально значимых для детей ситуаций; 12) выделение в качестве ведущей диалоговой формы общения педагога и ребенка, детей между собой, что формирует уважение, доверие и совместное творчество; 13) обеспечение ребенку возможности ориентироваться на сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него и др.
В разделе программы – пояснительная записка – необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
– для какой категории учащихся с ОВЗ предназначена программа;
– степень предварительной подготовки и уровень базового образования;
– уровень формирования интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье и половая принадлежность детей и т.д.;
– какому возрасту детей адресована программа;
–наполняемость групп (количество учащихся в каждой учебной группе определяется в соответствии с уставом учреждения, санитарно –гигиеническими требованиями к данному виду деятельности и региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования детей);
– предполагаемый состав групп (одного или разных возрастов);
– условия приема детей в объединение.
Новизна программы может быть обусловлена использованием при реализации ее содержания: инновационных методик преподавания, педагогических технологий при проведении занятий; нововведений при организации диагностики и подведения итогов реализации программы и пр.
При формулировании цели необходимо помнить, что в ходе образовательной деятельности необходимо дать учащимся с ОВЗ возможность полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе.
Для написания формулировки цели педагог дополнительного образования может использовать существительные: создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование и пр.
Цель может быть направлена:
– на развитие учащегося в целом;
– на развитие определенных способностей учащегося;
– на обеспечение каждому учащемуся с ОВЗ требуемого уровня образования;
– на формирование у каждого учащегося умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;
– на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно – ценных личностных качеств; обеспечение гармоничного эстетического и физического развития; выработку навыков здорового образа жизни;
– на обучение ребенка трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры.
При разработке дополнительных общеразвивающих программ для детей с ОВЗ возможны следующие варианты формулирования задач:
– создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
– организация системы взаимодействия со специалистами в области коррекционной педагогики;
– мониторинг эффективности процесса освоения общеобразовательной программы;
– преодоление негативных особенностей эмоционально – личностной сферы через включение в успешную деятельность;
– постепенное повышение мотивации детей с ОВЗ на основе личностной заинтересованности;
– охрана и укрепление физического и психического здоровья;
– социально – трудовая адаптация учащихся с ОВЗ;
– изменение общественного сознания по отношению к детям с ОВЗ.
В разделе ожидаемые результаты необходимо прописать конкретные знания, умения, навыки учащихся с ОВЗ по итогам каждого года обучения.
Так же в пояснительной записке следует указать:
– сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
– формы и режим занятий. У большинства учащихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности развивающего процесса в работе педагога дополнительного образования.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать:
Сигнальные карточки при выполнении заданий (с одной стороны на ней
изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний обучающихся, выявления пробелов в пройденном материале.
Вставки на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания
кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных
моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
Презентации на занятии. На слайды можно поместить фотографии, тексты;
можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально – кинестетические и визуально – аудиальные условно – рефлекторные связи центральной нервной системы.
Картинный материал для смены вида деятельности в ходе занятия, развития
зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса.
Активные методы рефлексии:
– рефлексия настроения и эмоционального состояния;
– рефлексия содержания учебного материала;
– рефлексия деятельности (учащийся должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные). Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
Описывая мониторинговый инструментарий, следует указать методы отслеживания успешности овладения учащимися содержанием программы. Возможно использование следующих методов отслеживания результативности: педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачѐтов, взаимозачѐтов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, их участие в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности на занятиях и т.п.
Результаты мониторинга могут быть основанием для корректировки программы и поощрения учащихся. Объектами мониторинга могут являться: знания, умения, навыки по изучаемому предмету; уровень и качество изготавливаемых изделий, мероприятий и т.д.; мастерство, культура и техника исполнения творческих работ; степень самостоятельности и уровень творческих способностей.
Формы подведения итогов реализации программы
опрос контрольное занятие концерт
зачет самостоятельная работа выставка
экзамен защита рефератов конкурс
олимпиада открытое занятие для родителей соревнование
игра – испытание презентация творческих работ самоанализ
взаимозачет коллективный анализ работ отзыв
эссе коллективная рефлексия и др.
Дневники достижений учащихся, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д. – документальные формы, в которых могут быть отражены достижения каждого ребенка с ОВЗ.
Методические обеспечение включает в себя следующие подразделы: методическое сопровождение: диагностические материалы, дидактические материалы, материально – техническое обеспечение, кадровое обеспечение.
Методическое сопровождение осуществляется по четырем направлениям:
1) методическое сопровождение учебной работы педагога дополнительного образования, включающее описание: методик контроля усвоения учащимися учебного материала; методик диагностики (стимулирования) творческой активности учащихся; авторских методик проведения занятия по конкретной теме; методов обновления содержания образовательного процесса;
2) методическое сопровождение воспитательной работы педагога дополнительного образования, связанное с описанием: методик формирования детского коллектива; методик выявления неформального лидера в детском коллективе; методик организации воспитательной работы;
3) методическое сопровождение работы педагога дополнительного образования по организации учебного процесса, связанное с особенностями: комплектования учебной группы; анализом результатов деятельности;
4) методическое сопровождение массовой работы, содержащее описание: методик организации и проведения массового мероприятия (выставки, конкурса, соревнования, праздника, игровой программы); планов и методик проведения родительского собрания; сценарных планов проведения праздничных мероприятий.
Диагностические материалы могут быть представлены: примерами входящего, промежуточного, итогового контроля уровня освоения программы; тестовыми материалами по программе; анкетами; игровыми заданиями для определения уровня практических умений и теоретических знаний.
В качестве дидактических материалов могут выступать: таблицы, схемы, карты, чертежи по темам занятий; технологические карты; обучающие видеоролики; наглядные пособия; развивающие или обучающие задания; раздаточный материал; тематические подборки (лекционный материал, разъяснения, исследовательские материалы, образовательная информация и т.д.);
В подразделе, содержащем описание материально – техническое обеспечение реализации программы, должны быть указаны:
перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска,
столы и стулья для учащихся и педагога дополнительного образования, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);
перечень оборудования, необходимого для проведения занятий (спортивных снарядов, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.);
перечень технических средств обучения (компьютер, принтер,
мультимедиа – проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD – проигрыватель и т.п.);
перечень материалов, необходимых для занятий (ватман, ткани, нитки,
фурнитура, глина, клей, краски заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.);
учебный комплект на каждого учащегося (тетрадь, ручка, карандаш,
фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);
требования к специальной одежде учащихся (спортивной форме, одежде
для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).
Содержание программы становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала.
Содержание дополнительной общеобразовательной программы, адаптированной для учащихся с ОВЗ должно быть направлено на:
– создание условий для развития личности учащегося с ОВЗ;
– развитие мотивации личности учащегося к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия учащегося;
– приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
– профилактику асоциального поведения;
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности учащегося, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
– целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности учащегося;
– укрепление психического и физического здоровья учащихся;
Рекомендуется сформировать несколько списков литературы, а именно:
список литературы, использованной педагогом при написании программы;
список литературы, рекомендованной учащимся с ОВЗ для успешного освоения программы;
список литературы, рекомендованной родителям в целях расширения
диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка с ОВЗ.

Список литературы:
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: Методические рекомендации / под ред. А.Ю. Шеманова. – М. 2012. – 213 с.
Глухов, В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: курс лекций по учеб. дисциплине/ В. П. Глухов. – М.: В. Секачев, 2012. – 256 с.
Данилова, З. Г. Образовательный реабилитационный модуль для слабослышащих: проблемы и перспективы / З. Г. Данилова // СПО. – 2013. –№:3. – C. 3–5.
Дубровская, Т.А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / Т. А. Дубровская, М. В. Воронцова, В. С. Кукушин. – М.: Изд – во РГСУ, 2012. – 363 с.
Любимов, М. Л. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья / М. Л. Любимов // Народное образование. – 2012. – №: 4. – C. 186 – 189.
Ниязова, А. А. Особенности интегрированного образования детей с ограниченными возможностями / А. А. Ниязова // Образование и наука. – 2010.– №: 5. – C. 76–82.
Психолого – педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник / Ред. И. Ю. Левченко; С. Д. Забрамная. – 7–е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 335 с.
Регалова, Т.В. Влияние здоровьесберегающих подходов на социализацию,
адаптацию и качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. В. Регалова // УКО. Управление качеством образования. – 2013. – №: 4. – C. 86 – 94.9. Трофимова, В. И. Инструментарий по организации взаимоотношений нормально развивающихся детей и их сверстников с ограниченными возможностями / В. И. Трофимова // Воспитание школьников. – 2009. – №: 9. – C. 34 – 42.