Примерные требования к разработке дополнительных образовательных программ


Требования к разработке образовательных программ ОУ
1. Общие требования:
- Единство. Парадигмальная определенность, единые концептуально - теоретические основы и стратегические ориентиры для всех программ, реализуемых в МБУ ДО ДДТ.
- Целостность. Взаимообусловленность и взаимодополнительность программ, которые в совокупности составляют образовательную среду МБУ ДО ДДТ и целостный комплекс технологического обеспечения структуры образовательного процесса.
- Полнота. Необходимость включения всех элементов содержания образования детей, необходимых и достаточных для реализации поставленной разработчиком программы цели, принятой им парадигмы и концепции.
- Конкретность. Обоснованное описание всех элементов содержания, их характеристик и связей, которое показывает способ реализации данного содержания в реальном образовательном процессе.
Процессуальность. Построение программы в соответствии с логикой реализации содержания в образовательном процессе; последовательное изложение этапов движения к поставленной цели; раскрытие методов, организационных форм, средств деятельности и взаимодействия с воспитанниками, что, в конечном счете, регламентирует процесс реализации программы.
Общий объем времени реализации образовательной программы определяется педагогом самостоятельно адекватно поставленной цели и задачам. Изменение параметров времени по отдельным разделам или конкретным темам учебного плана образовательной программы определяется педагогом с учетом конкретной ситуации в течение учебного года, динамики интересов воспитанников, достигнутого ими уровня результатов.
- Контролируемость. Определенность в результатах, адекватность технологии их определения, фиксации, изменения и представления в рамках принятой разработчиком программы и концепции, поставленной цели, составленной композиции содержания и уровней его освоения, с учетом специфики направления (профиля деятельности, образовательной области).
- Модульность. Структура программы любого типа и вида проектируется, что определяется, с одной стороны, динамикой индивидуального и социального заказа к программам дополнительного образования (требованиями к качеству). С другой стороны, правом свободного выбора детей и их родителей содержания, характера, объема, ритма и результатов образования, но и авторским правом педагога.
2. Требования к структуре образовательной программы.
Основу для проектирования структуры образовательной программы, независимого от ее типа и вида, составляют следующие взаимосвязанные инвариантные модули:
Титульный лист.
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание изучаемого курса.
Методическое обеспечение программы.
Список литературы
Содержание и количество вариативных модулей программы определяется педагогом, в соответствии с его замыслом и учетом сформулированного итогового заказа.
1. Титульный лист
На титульном листе рекомендуется указывать:
— наименование образовательного учреждения;
— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
— название дополнительной образовательной программы;
— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
— срок реализации дополнительной образовательной программы;
— Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
— год разработки дополнительной образовательной программы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительную записку рекомендуется начинать с перечисления нормативно-правовых документов, легших в основу разработки программы. Затем, следует введение — краткая характеристика предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной образовательной программы. Во вводной части можно изложить краткую информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории, регионов распространения и тому подобное. Следует обосновать сущность сложившейся ситуации, выходы на социальную действительность и потребности детей.
Направленность образовательной программы
«Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).
Актуальность программы – это ответ на вопрос о том, зачем современным детям в современных условиях данная программа.
Актуальность может базироваться:
на анализе социальных проблем;
на материалах научных исследований;
на анализе педагогического опыта;
на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги;
на современных требованиях модернизации системы образования;
на потенциале образовательного учреждения;
на социальном заказе муниципального образования и других факторах.
Новизна и оригинальность программы (обоснование особенности и отличия от других программ этой же направленности) предполагает:
новое решение проблем дополнительного образования;
новые методики преподавания;
новые педагогические технологии в проведении занятий;
нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
Отличительные особенности. В данном подразделе следует описать наличие предшествующих аналогичных дополнительных образовательных программ и отличие данной программы от программ других авторов, чей опыт использован и обобщён. Нужно указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления.
Тип программы (авторская, модифицированная, адаптированная).
Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. В этой части пояснительной записки нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной образовательной программы, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.
Условия набора. Педагог определяет группу детей, для обучения которых будет предназначена образовательная программа: пол, возраст, степень предварительной подготовки, уровень образования, степень сформированности интересов к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье и т.д., то есть характеризует те особенности детей, которые будут учитываться при их наборе для обучения.
Сроки реализации. Указывается количество занятий в неделю и их продолжительность, количество учебных часов в год.
Наполняемость учебной группы. Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Особенности организации образовательного процесса - обучающиеся изучают предмет, развивают свои таланты, приобретают навыки позитивного общения и в каждой программе это осуществляется особым маршрутом, через этапы, уровни, особую образовательную среду, что необходимо целостно прописать в этом разделе.
Формы и методы организации образовательного процесса – перечислить формы работы, используемые для решения обучающих, развивающих и воспитательных задач программы (смотри «Методическое обеспечение образовательной программы»), а также важным компонентом этого раздела являются формы работы с родителями.
Формы подведения итогов реализации программы – указать виды аттестации обучающихся: начальная, промежуточная, итоговая, и формы
оценки результативности.
Цель и задачи. Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить, это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени.Задача — это то, что требует выполнения, разрешения, шаги к достижению цели, это обозримая и оцениваемая часть работы, имеющая промежуточный и конечный результат и наряду с другими задачами служащая достижению общей цели.
Ожидаемый результат – конкретная характеристика знаний, представлений, умений и навыков, которые приобретает ребенок по истечении каждого года обучения, результаты воспитания и развития ребенка.
Способы определения результативности
В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план представляет собой поэтапное описание продвижения обучающегося. Раздел должен содержать перечень тем, распределенных по этапам обучения, с указанием количества часов по каждой теме с разбивкой на теоретические, практические и другие виды занятий. В дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 70 % на 30 %).
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В этом разделе указывается:
название раздела, темы (должно совпадать с перечисленными разделами и темами в учебно-тематическом плане);
телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики), называются изучаемые ключевые понятия, факты, идеи;
указываются теоретические и практические занятия; при этом в теории указываются основные теоретические понятия (без комментария), а в практике практическая деятельность обучающихся (при планировании экскурсий желательно указывать тему и место проведения экскурсии).
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В данном разделе указывается:
обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
нормативно-правовые акты.
список литературы для педагога должен содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет;
список литературы для обучающихся;
список литературы для родителей;
интернет источники.
Приложения к образовательной программе
К программе могут быть добавлены приложения различного характера:
иллюстративный материал по тематике занятий;
словарь специальных терминов с пояснениями;
контрольные вопросы и задания;
конспекты, описание занятий;
технологические карты;
готовые изделия, образцы;